формирование связной речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 6464 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 02.08.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста 7
1.1. Виды связной речи 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 15
1.3. Особенности формирования связной речи детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию связной речи у старших дошкольников 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 32
2.3. Содержание и методические аспекты применения системы дидактических игр для развития связной речи старших дошкольников 38
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 64

Фрагмент для ознакомления

«Из чего какой?»Закончить предложения по схеме: Платок из ситца- ситцевый платок«Скажи, сколько?»Незнайке, Пилюлькину и Знайке подарили шляпы посчитать их.«Магазин»Представить себя продавцом головных уборов:Что у вас есть из меха?Меховые шапки«Помоги выяснить»Найти предметы, которые потребуются для изготовления головных уборов«Подбирай и называй»Подобрать и назвать как можно больше слов-действий«Помоги Незнайке»Незнайке подарили разноцветные шляпы, но он носил только синюю, а остальные разбросал по комнате. Необходимо помочь собрать, например, Красная шляпа под столом.4Зима«Какой, какая?»Подобрать больше определений:Зима (какая?) – морозная…«Назови зимние месяцы-«Скажи наоборот»Летом дни теплые, а зимой-холодные«Правильно-неправильно»Внимательно послушать и указать, где правильно:«Я одела шубу потому, что мороз трещит»- «Мороз трещит потому, что я одела шубу»«Подбирай и называй»Подобрать как можно больше слов –действий.Снежинки зимой (что делают?)кружатся, падают, блестят«Что можно увидеть зимой»Составить предложения по образцу:Зимой можно увидеть белые пушистые снежинки«Помоги Тане»Тане нужно помочь выбрать зимнюю одежду на картинке и указать, что неверно«Объясни слово»Попросить детей произнести слово «снегопад» по слогами. Пояснить, что слово снегопад образовалось из слов «снег» и «падать»«Веселая считалочка»Таня и Ваня любят рисовать. Посчитать (записать в кружки или обозначит точками) сколько«Мои, мое»Представить, что эти белые снежинки и веселые снеговички твои«Подарки Снежной королевы»Снежная королева подарила Тане и Ване разные игрушки, указать, какие из них можно использовать зимой«Образуй слова»Нужно помочь снежной королеве образовать слова:Горка из снега (Какая)- снежная«Лабиринт»Снежная королева предложила Сереже найти клад. Необходимо пройти лабиринт«Четвертый лишний»Сережа нашел клад. Послушать слова и найти то, что принадлежит Снежной королеве:Санки, лыжи, снежинки, коньки5Зимующие птицы«Кто какой голос подает»Составить предложения по образцу:Ворона говорит: «Кар-кар»- каркает«Скажи одним словом»Закончить предложения по образцу:У сороки белые бока, поэтому ее называют белобока«Назови ласково»Ласково назвать птиц- совушка, воробушек и др.«Скажи, какая птица»Придумать как можно больше определений для птицы. К примеру, Голубь – белый, нежный, доверчивый…«Скажи наоборот»Воробей маленький, а ворона …большаяИ т.п.«Чей, чья, чье»На ветки деревьев сели птицы. По видно только их головы, крылышки, хвосты или лапки.Чей хвост выглядывает? Голубиный«Рассмотри и назови»Дать ответы на вопросы по картинке«Скажи, сколько птиц»Посчитать:Одна синица – две синицы, четверо синиц…«Кого я увидел в кормушке»Составить предложения по образцу:В кормушке я встретил длиннохвостую сороку (желтогрудую синичку, работящего дятла)«Кому что дадим есть»Составить предложения по образцу:Воробьям насыплем крошек. Сорокам…, воронам…, голубям - …., снегирям – …, синицам - ….Варианты: хлеб, семена, крупа, сало, зерна«Мой, моя, мое»Подобрать слова:Мой воробей….Моя сорока…Мои голуби…«Какая картинка лишняя и почему»-«Что сделал воробушек»В кормушку влетел ловкий воробушекВокруг кормушки он… (облетел)… и др.«Отгадай птичку»Загадать название птица, а дети должны определить по наводящим вопросам6.Домашние птицы«Кто как голос подает:»Курица: кудах-тах-тах – кудахчет и пр.«Назови семью»Назвать папу, маму и ребенка. Пример:Петух, курица и цыпленок«Назови ласково»Петух-петушок и пр.«Скажи, какой-какая?»Подобрать больше слов-признаков домашних птиц:Курица-маленькая, быстрая…Петух…Утка…Селезень…Гусыня…Гусь…Индюшка…Индюк…«Посчитаем птиц»Таня пришла на птичий двор и ей нужно помочь посчитать (написать в кружочек или поставить точки)Составить предложения по образцу:На птичьем дворе есть трое гусей«Кто что делает»Петух что делает? Кукарекает, бьет крыльями и пр.Курица…Утка..«Чей, чья, чье?»Представить, что домашние птицы спрятались и видно их головы, хвостики, лапки и крылья:Хвост чей? КуриныйЛапка чья? Гусиная и т.д.«Кто лишний»Внимательно посмотреть на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расказать, где находится каждая птица (около, за, над, под и пр.)«Мой, моя, мое»Как и в пред. темах«Назови действия птиц»Представь себя домашней птицей?Петух кукарекает- Я кукарекаю – Мы кукарекаем.«Послушай и расскажи рассказ дальше»Внимательно посмотреть на картинки и послушать начало рассказа, продолжить его.7Домашние животные«У кого что»У коровы рогаУ свиньи пятачок«Кто какой голос подает»Корова му-мычитКошка мяу – мяукаетИ т.д.«Назови семью»Назвать семью животных:Бык-Корова- ТеленокИ далее«Назови ласково»Назвать ласково всю семью животных по одному«Скажи какой, какая»Как в пред. темах«Помоги Тане и Ване найти мам и их детей»Работа по картинке«Кто что делает?»Закончить предложение и подобрать как моно больше слов-действий:Собака- нюхает, грызет, охраняет«Что забыл нарисовать Незнайка»Рассмотреть картинку, найти, каких частей тела не хватает. Дорисовать.Составить предложения типа:У козы нет рогов. Она безрогая. Надо дорисовать рога«Кто где живет?»Найти по картинке, кто где живет. Составить предложения по схеме:Собака живет в будке«Кто чем питается?»Помоги бабушке накормить домашних животных. Составь предложения по схеме:Кошка питается молоком и далее«Кто как ест?»Составить предложения по образцу:Корова жует.Собака грызетКошка лижет«Где спрятались поросята»На картинке найти всех поросят. Составить предложения по схеме: Двое поросят спрятались за забором (у, под, над, за)«Посчитаем животныхТаню приехала в гости к бабушке. Нужно помочь ей посчитать животных.Пример:Таня увидела одного кролика«Чей хвостик, чье ушко, чья лапка»Выглядывает лапка, ушко, хвостик. Назвать, чьи ониЕсли рассмотреть особенности непосредственной работы по проведению дидактических игр, то нами были отмечены некоторые сложности и своеобразие работы детей. На самом первом занятии дети немного растерялись из-за «тематичности» занятия. Некоторые удивились, некоторые начали было скучать, но интересные дидактические игры привлекли их к занятию. Дети вначале совершали много ошибок. Как выяснилось, дети могут назвать не все предметы одежды и очень стесняются этого. Доброжелательная манера общения позволила детям расслабиться и забыть о стеснительности. Формирование притяжательных местоимений им давалось тяжело – рубашка, принадлежащая Ангелине все-равно была «чья?» Также мы отметили, что дети неверно склоняют слова (путают окончания). Были привлечены задания, чтобы автоматизировать правильные окончания и их произношение. Детям очень нравились задания с картинками. Поскольку первое занятие можно считать определенным рубежом, то рассмотрим его в деталях. Также, как и в случае притяжательных местоимений, формирование словосочетаний типа «Танина юбка» тоже давалось с трудом. Встречались такие варианты: тания юбка, юбкина таня, танюбка. Вначале детям трудно давались противопоставления, они долго думали, сомневались. Слова-действия трудно было сформулировать. Так, на вопрос «Что делает?» в игре «Подбирай и называй» дети без тени сомнения отвечали – одежду делают и обувь делают, а детализировать не смогли.В дидактической игре «Из чего - какой?» Тоже были проблемы, детям нужно было объяснять понятие материала и как образовывать слова, которые характеризуют материал, из которого сделана вещь. К концу игры у детей стало получаться строить предложения. Им очень понравилось. Иногда возникали ассоциации – не меховая шапка, а пушистая шапка.Противопоставления получалось находить, но не всем. Так, Дина просто подбирала слова, не вдумываясь в их противоставительный смысл. К примеру, рубашка тонкая, а свитер – синий.В нахождении четвертого лишнего дети проявили себя очень внимательными, но не смогли объяснить, почему. Мы отметили, что словарный запас детей скудный для описания картинки. В этом блоке шли еще два занятия по теме «Обувь» и «Верхняя одежда». В ходе этих занятий мы заметили значительный прогресс. Теперь противопоставления и притяжательные местоимения небыли трудными для детей.В ходе формирующего эксперимента был также представлен другой блок, содержащий 3 занятия по темам, связанным с птицами и зверями. Но, здесь материал отличался от первого блока значительно, поэтому было решено сделать «переходное» занятие по теме «Зима». Это значительно облегчило переход к новой теме, но все-же в теме «Зимующие птицы» дети немного путались при выполнении заданий дидактических игр, уже к следующему занятию дети смогли улучшить свои знания и умения. Мы отметили увеличение словарного запаса у детей, правильное употребление слов, правильные формы. Дети с энтузиазмом восприняли задания на счет.В целом, после реализации формирующего этапа создалось впечатление перехода речевой деятельности детей на более высокий уровень, что способствовало расширению коммуникативных возможностей и формированию уверенности в себе.Результаты развития связной речи у старших дошкольников Цель контрольного эксперимента: оценить эффективность влияния дидактической игры на формирование связной речи у старших дошкольников.Для контрольного исследования связной речи старших дошкольников были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Для выявления уровня развития связной речи детей была проведена тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова [7] и методика обследования связной речи Л.Н. Ефименковой [15]. Комплексное исследование включало в себя четыре экспериментальных задания:1. Пересказ ранее знакомого текста;2. Рассказ по серии сюжетных картин;3. Рассказ по ранее виденному;4. Рассказ-описание.Выполнение каждого задания контрольного эксперимента детьми экспериментальной группы оценивалось по балльно-уровневой системе, данные фиксировались в соответствующем протоколе. На основании этих показателей были составлены сравнительные диаграммы.Количественные результаты по первому заданию наглядно демонстрирует рисунок 6.Рис. 6. Сравнительная диаграмма обследования составления пересказа знакомой сказки экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеАнализ результатов выполненияпервого задания показал достаточно высокие результаты. У двоих детей – 13,3% не возникло трудностей в составлении логичного и полного пересказа знакомой сказки. Всего один ребенок – 6,7%% показал недостаточный уровень, у шести детей удовлетворительный уровень выполнения задания, а это – 40% от всей группы детей. Рис.7. Динамика в развитии навыка составления пересказа знакомой сказки у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка пересказа знакомой сказки у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рисунок 7), и получили следующие результаты: на 13,3 % возросло количество детей с высоким уровнем, примерно на 27 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. Низкие результаты выполнения данного задания показал всего один ребенок. На 13% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем выполнения задания.Количественные результаты по второму заданию наглядно демонстрирует рисунок 8.Рис. 8. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа по серии картин экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеВыполнение второго задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок не выявило затруднений у одного ребенка экспериментальной группы – 6,7%. Пять детей – 33,3% справились с заданием удовлетворительно. Семерым детям – 46,6% потребовалась стимулирующая помощь в разложении картинок, у детей возникали трудности при составлении фразового высказывания, но рассказы детей были составлены достаточно грамотно и последовательно. Низкий уровень показали двое детей – 13,4%.Рис. 9. Динамика в развитии навыка составления рассказа по серии картин у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 9), и получили следующие результаты: на 6,7 % возросло количество детей с высоким уровнем, примерно на 30 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. На 15% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем. Низкий уровень выполнения данного задания показали двое детей – 13,3%. Количественные результаты по третьему заданию наглядно демонстрирует рисунок 10.Рис. 10. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа по ранее виденному экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе Третье задание – составление рассказа по ранее виденному потребовало от детей наибольшей самостоятельности изложения. Анализ рассказов показал, что с этим заданием на контрольном этапе эксперимента справился один ребенок – 6,7%. Удовлетворительный уровень показали пять детей – 33,3%. Семерым детям для составления рассказа потребовался вопросный план и подсказки логопеда – они показали недостаточный уровень выполнения задания – 40%. Низкий уровень у двоих детей – 13,3%.Рис. 11. Динамика в развитии навыка составления рассказа по ранее виденному у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка рассказа по ранее виденному у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 11), и получили следующие результаты: на 6,7 % возросло количество детей с высоким уровнем, на 33 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. Примерно на 10% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем. На контрольном этапе эксперимента показали низкий уровень всего двое детей – 13,3%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось почти на 30%.Количественные результаты по четвертому заданию наглядно демонстрирует рисунок 12.Рис. 12. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа-описания экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеЧетвертое задание составление рассказа-описания предмета не составило затруднений у одного ребенка – 6,7%. Шесть детей справились с заданием удовлетворительно – 40%. У шестерых детей – 40% рассказы были составлены достаточно полно и последовательно, но проявлялась стереотипность оформления высказывания, аграмматизмы, бедность словарного запаса, ограниченное знание слов-признаков они показали недостаточный уровень. Низкий уровень показали двое детей – 13,3%.Рис. 13. Динамика в развитии навыка составления рассказа-описания у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка рассказа-описания у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 13), и получили следующие результаты: 1 ребенок показал хороший уровень выполнения задания, примерно на 33 % возросло количество детей с удовлетворительным уровнем. На 20% уменьшилось количество детей с недостаточным и низким уровнем выполнения данного задания.Баллы по всем четырем видам заданий фиксировались и подвергались анализу. Мы подсчитали количество баллов за всю серию заданий по всем испытуемым и определили уровень развития связной речи детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента. Проведя сравнительный анализ результатов обследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, мы получили количественные результаты, которые наглядно представлены на рисунке 14. Рис. 14.Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью экспериментальной группы на констатирующеми контрольном этапах эксперимента По рисунку 14 видно, что данные полученные на констатирующем и контрольном этапе значительно отличаются. На контрольном этапе эксперимента один ребенок успешно выполнил всю серию заданий и показал хорошие результаты овладения связной речью – это 6,7%. Также, можно отметить повышение более чем на 30% детей с удовлетворительным уровнем развития связной речи. Все еще остается 40% - это шесть детей с недостаточным уровнем, но их количество уменьшилось на 13,3% (на 2 человека) по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с низким уровнем развития сократилось на 20% и составило всего двоих детей.Таким образом, после проведения коррекционных занятий с дидактическими играми мы можем проследить положительную динамику в развитии связной речи у детей данной категории, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр на логопедических занятиях по формированию связного высказывания.ЗаключениеРазвитие связной речи - основная задача дошкольного обучения. Под связной речью понимают логическое, последовательное, точное, грамматически оформленное изложение определенного содержания. Дети старшего дошкольного возраста хорошо осознают связи между различными явлениями и предметами окружающей среды, в результате чего возрастает уровень связности их речи. Развития речи дошкольников способствуют такие методы работы как наблюдение, экскурсии, обсуждения прочитанных произведений. Это обогащает словарный запас детей, связность речи. Содержанием речи дошкольников является продукт познания, результат мышления. Именно развивая связную речь детей, воспитатель должен учитывать следующее-перспективные связи, не нарушать принцип постепенного усложнения материала. Перед школой стоит важная задача - развить умственные способности дошкольников, научить школьников творчески мыслить. В современных школьных программах предусмотрено разнообразные творческие задания среди которых значительное место отведено самостоятельной словесном творчестве.В исследовании участвовало 15 детей экспериментальной группы и 15 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития связной речи детей нами использовались тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова и методика обследования связной речи Л.Н. Ефименковой.Интерпретация результатов позволила выявить, что детей экспериментальной группы с хорошим уровнем развития связной речи выявлено не было, удовлетворительный уровень отмечен у только у 1 ребенка – 6,7 % , недостаточный уровень у 8 детей – 53,3%, низкий уровень выявлен у 6 человек, а это 40% всей группы обследованных детей. При этом, у детей контрольно группы низкого и недостаточного уровня не выявлено. У 8 детей контрольной группы удовлетворительный уровень - это 60%, хороший уровень сформированности связной речи у 6 детей, что составляет 40% дошкольников.Разработан и проведен комплекс логопедических занятий с применением дидактических игр, направленный на коррекцию недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Коррекционная работа по формированию связной речи велась по нескольким направлениям: - расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря, формирование звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речиНами проведена оценка эффективности  коррекционно-развивающих  логопедических занятий направленных на развитие связной речи у старших дошкольников. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы:пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения; обогатился лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний;детям стал доступен самый сложный вид рассказа – творческий.Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с дидактическими играми, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр в логопедических занятиях. Список литературыАлексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Ахутина Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. – М. : Изд-воМГУ, 1989. – 213 с Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т. Т. 4. М.: Педагогика, 1982. С. 244-268.Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет // Ребенок в детском саду. 2002. № 2. С. 49—55.Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. Серия ««Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). 2009. № 1(58). С. 142-147. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.Зимняя, И.А. Лингвопсихологня речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М., 2008. — 182 с.Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070Карманова Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Наука и современность. – 2011. – № 11. – С. 167-172 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (24.11.2016).Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992;URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37347Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27–71. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р Лурия. – М., 1979. – 320 с.Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2009.Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 1984, №11.Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.Связная речь // Воспитание и обучение детей 6-го года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1984. 1,5. п. л.Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) 2004, - 59 с.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4 - 6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2007. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). – C.326-329Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Ахутина Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. – М. : Изд-воМГУ, 1989. – 213 с
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т. Т. 4. М.: Педагогика, 1982. С. 244-268.
5. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
6. Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет // Ребенок в детском саду. 2002. № 2. С. 49—55.
7. Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. Серия ««Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). 2009. № 1(58). С. 142-147.
8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
9. Зимняя, И.А. Лингвопсихологня речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М., 2008. — 182 с.
10. Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников/ V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года URL: http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070
11. Карманова Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Наука и современность. – 2011. – № 11. – С. 167-172 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (24.11.2016).
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
13. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992;URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37347
14. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27–71.
15. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р Лурия. – М., 1979. – 320 с.
16. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2009.
17. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.
18. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 1984, №11.
19. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
20. Связная речь // Воспитание и обучение детей 6-го года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
21. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1984. 1,5. п. л.
22. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) 2004, - 59 с.
23. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
24. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.
25. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4 - 6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2007.
26. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
27. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
28. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.
29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.
30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.
31. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.
32. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). – C.326-329
33. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.
34. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.
35. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013

Влияние русских народных сказок на совершенствование связной речи детей дошкольного возраста

Федеральное агентство по образованию

Департамент науки и профессионального образования

Кемерово

GO SAR &';Беловский педагогический колледж&';







Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Выпускной квалификационной работы









Белово

2007

Содержание

Введение

Глава 1. Психо - образования основы развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка

1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов

1.3 Особенности связной речи детей дошкольного возраста

1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников

Выводы по первой главе

Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников

2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста "Планета сказок"

Выводы по второй главе

Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

3.1 Анализ развития связной речи детей дошкольного возраста

3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок

3.3 Динамика развития связной речи детей дошкольного возраста

Вывод

библиография

Приложение А. Методика диагностики уровня связной речи детей

Б. Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе

Приложение В. Характеристика монологической речи

Приложение, Программа обучения пересказу сказки русской народной "страха глаза велики"

Приложение Д. Конспект проведения беседы

Приложение Е. Характеристика коммуникативных умений детей

Приложение F. Программа обучения в специально организованной беседе "Русские народные сказки"