формирование полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социализация личности
  • 2626 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.08.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Теоретические вопросы половой социализации 5
1.1 История проблемы половой социализации индивида 5
1.2 Современное состояние проблемы половой социализации 9
2 Особенности и способы формирования полоролевого поведения у старших дошкольников 15
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

В музыкально – ритмических движениях используется дифференцированный подход, а именно: мальчики разучивают движения, которые требуют мужской силы, ловкости, (бравые солдаты, наездники), у девочек преобладает мягкость, плавность движений (хороводы, упражнения с лентами, цветами, шарами).
Учитывая различия в развитии двигательных функций девочек и мальчиков через дифференцированный подход в ходе физического воспитания: различия в подборе упражнений только для девочек или только для мальчиков (мальчики отжимаются или работают на канате, а девочки с обручем, лентами); различия в дозировке; различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, прыжки на скакалке – девочкам). Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчёлки). Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – как их оценивают и кто). Акцентирование внимания детей на женские и мужские виды спорта. В детском саду ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями девочек и мальчиков.
А.Д. Кошелева подчеркивает важность в полоролевом воспитании продуктивной деятельности детей, в частности, доступных дошкольникам видов совместного труда, организованного так, чтобы в нем принимали участие дети различного пола, которые разделяют трудовые операции по принципу взаимодополнения.
Воспитатель рассказывает мальчикам и девочкам о производственных и общественных областях занятости женщин и мужчин (пап и мам), помогает осознать в семье их значимость.
В группе создаются условия для расстановки акцентов, а именно: вот это делают папы, мальчики, дедушки и другие мужчины, а это привилегия мам, девочек, бабушек и женщин. Дети старшей группы знают, что в семье есть мамины дела, а есть папины. Помогать друг другу необходимо, но нельзя перекладывать свои обязанности на кого-то другого. Воспитателем создаются пары из девочки и мальчика для выполнения поручений, где следует проявить и физическую силу, а именно мальчикам - аккуратность, тщательность девочкам. Постепенно дети учатся сами распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. У мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - ухаживать за малышами умение украшать интерьер,.
Воспитатель делает акцент на том, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя тяжёлую работу: расставлять и носить стульчики, ставить в гараж машины, собирать конструктор, а застелить кукольную кровать, аккуратно расставить посуду, одеть кукол – работа для девочек. Воспитатель повторяет мальчикам, что они храбрые, сильные, мужественные как папы, называют их рыцарями, защитниками, героями. А девочки нежные, красивые, добрые, ласковые как мамы.
При оценке поведения детей и итогов их продуктивной и трудовой деятельности (лепки, рисунка, поделки, аппликации, конструкции и т.п.) воспитатель учитывает то, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии родителей, других детей, сверстников. Для мальчиков самым значимым является указание на то, что он добился итога именно в этом: научился конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный результат, навык, который мальчику удалось получить, сказывается положительно на его личностном росте, позволяет стремиться к новым достижениям и гордиться собой.
На занятиях по ИЗО воспитатель создает условия для того, чтобы мальчики и девочки могли бы выразить то, что для каждого из них эмоционально значимо или интересно.
Результаты исследований Репиной Т.А. показывают, что группа детского сада – это детское общество, которое возникает на основании самодеятельной сюжетно-ролевой игры, которое состоит из относительно устойчивых и устойчивых игровых объединений детей, которые формируются по инициативе самих детей, где они получают свой первый опыт жизни и деятельности в социуме. Сюжетно-ролевая игра, которой принадлежит решающая роль в формировании детского общества, обеспечивает максимальные возможности в приобретении старшими дошкольниками опыта самостоятельного регулирования и установления взаимоотношений и развития на данной основе, при общественных форм поведения, целенаправленном педагогическом руководстве.
Не только в сюжетно-ролевой игре ребенок овладевает эталонами взаимоотношений, а и в играх – состязаниях, играх – драматизациях, дидактических играх и др.
Приведем пример.
Сюжетно – ролевые игры – «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение», «Проездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Родился малыш» и др.
Настольный театр – проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.
Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)» и др.
Дидактические игры: «Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?» и др.
Для учёта особенностей девочек и мальчиков необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
1. На привлекательность ролевой атрибутики и игрового материала в целях привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов мужского и женского поведения.
2. На полноту и достаточность материала для игры, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери.
3. На наличие игрового пространства и атрибутики для игр, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
В дошкольном возрасте игра представляет собой основной вид деятельности. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, которая дифференцирована по полу. В ходе игры ребенок сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.
Дети старшего дошкольного возраста могут распределять роли в играх по половому признаку (исключения допустимы тогда, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это происходит и тогда, когда мальчики или девочки, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские умения и качества.
При совместном воспитании девочек и мальчиков важной педагогической задачей является организация совместных игр, во время которых дети могли бы действовать сообща, но согласно своим половым особенностям. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Чтобы игра стала эффективным средством полоролевого воспитания, нужно руководить содержанием игр с учетом особенностей девочек и мальчиков в ДОУ, а так же создание необходимой игровой среды.
Принципы построения среды предусматривают одинаковое число игр, пособий в зонах девочек и мальчиков, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр, в том числе и по семейно-бытовой тематике («Поездка семьи за город», «Ожидаем гостей»). В «мужских играх» –космонавты, ковбои, пожарные, богатыри, спасатели и др., мальчики учатся быть выдержанными, смелыми, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход героических и военных игр, воспитатель делает акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Мужские роли могут быть и в других играх (в игре в больницу: ребенок – врач, а кукла – пациент). При строительстве самолета или поезда куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разнообразные роли и приобретает соответствующий опыт. У девочек на первый план выступает игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В данных играх иногда принимают участие и мальчики в роли друга или папы. Игра предоставляет им возможность проявить заботу и участие. Девочки в игре относятся к мишкам, куклам как к живым существам, заботливо, ласково. Кукла дает разные возможности для освоения эмоциональной и социальной сфер жизни. Кукла позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, малыш наделяет ее чувствами, мыслями, действиями и желаниями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.

Заключение

Таким образом, половая социализация собой представляет процесс освоения ценностей и норм, регулирующих полоролевые отношения и поведение в обществе, где через прямое и (или) косвенное воздействие на индивида, пару, социальную группу формируется полоролевая культура. Это процесс обогащения каждой личности, повышения её полоролевой культуры в результате спонтанного и направленного воздействия. Она состоит в создании взаимоприемлемых отношений между представителями обоих полов, в основе которых лежит взаимное согласие или любовь.
Психологическое состояние в современном обществе характеризуется существенными трансформациями традиционной структуры, вследствие которых деформируется процесс половой социализации, осуществляются изменения гендерных программ женщин и мужчин. В результате мужчины зачастую страдают от недостатка собственных маскулинных проявлений, а женщины – от их избытка у себя, что проявляется такими проблемами, как гендерный конфликт, «ролевой конфликт работающей женщины», кризис гендерной идентичности и др.
В настоящее время половая социализация должна стать приоритетным направлением в повышении уровня социальной культуры за счет информационно-просветительской, организационно-практической, научно-исследовательской работы. Для этого должны быть улучшены условия материального положения полов, изменена ответственность за культурно неприемлемое сексуальное поведение, быть подготовленные специалисты в данной сфере.
Следовательно, рассмотрев особенности полоролевого воспитания детей в группе детского сада, мы определили, что средствами полоролевого воспитания старших дошкольников в группе детского сада являются: проблемные ситуации; художественная литература; знакомство с трудом взрослых; этические беседы; дифференцированный подход распределения ролей в разных играх, пении, театрализации, труде, танцах, физической нагрузке. В группе детского сада используют следующие формы полоролевого воспитания старших дошкольников: игры-состязания, сюжетно-роевые игры, театрализация, дидактические игры, продуктивная, трудовая, музыкально-ритмическая деятельность. Также выявлено, что нужен дифференцированный подход в осуществлении полоролевого развития старших дошкольников.

Список использованных источников

Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 335 c.
Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 456 c.
Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2013. - 335 c.
Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 c.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 615 c.

Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 173 c.
Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 79 c.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 290 c.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 292 c.
Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 293 c.
Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2013. - 163 c.
Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2013. - 165 c.
Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 166 c.












4



26

Список использованных источников

1. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 335 c.
2. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 456 c.
3. Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2013. - 335 c.
4. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 c.
5. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 615 c.

19. Репина, Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка [Текст]/Т. В. Антонова//Как помочь ребенку войти в современный мир. - М:,1995. - C. 73 - 75.

20. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие / О. А. Соломенкова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

21. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина[Текст]/В. А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1. - С. 23-24.

22. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Н. Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 417с.

23. Татаринцева, Н. Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочку. Программа [Текст] / Н. Е. Татаринцева. - Ростов н/д: РГПУ, 2002. - 59 c.

24. Трюанова, Л. О. дифференциация Сексуальной [Текст]/ Л. О. Трюанова// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - C. 15-17.

25. Хрипкова, А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст]/А. Г. Хрипкова. - М.: Образование, 1995. - 37с.

26. Щуркова, Н. Е. классное руководство: рабочие диагностики [Текст]/ Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 3s.

27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон; общая ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 c.

28. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон; общая ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352с. - (Библиотека международной психологии).

Приложение 1

"Опрос" о его принадлежности к определенному полу. Детям предлагаются следующие вопросы:

1) по-разному мальчиков и девочек?

2) Что общего?

3) В которые любят играть девочки?

4) И для мальчиков?

5) Какие черты характера тебе нравятся девушки? На мальчиков?

6) Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

7) Как стать настоящим мужчиной? Женщина?

2

Величие небольших различий (руководство для родителей)

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями развития.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше сверстников-мальчиков.

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и определить, что и как нужно делать. Следует подтолкнуть ребенка, чтобы он открыл принцип решения, даже наделав ошибок.