формирование полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социализация личности
  • 4545 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 02.09.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования полоролевого (гендерного) поведения и гендерного воспитания 6
1.1.Из истории гендерного воспитания 6
1.2. Особенности гендерного воспитания в дошкольном возрасте 9
1.3. Характеристика методов формирования полоролевого поведения в ДОУ 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию полоролевого поведения в старшей дошкольной группе 29
2.1.Анализ полоролевого взаимодействия детей на примере старшей дошкольной группы ДОУ «Золотой ключик» 29
2.2. Рекомендации по формированию полоролевого поведения в старшей дошкольной группе 36
2.3. Анализ результатов 39
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 46

Фрагмент для ознакомления

(«Что бы ты сделал, если бы ты играл в «Строителей» с другими детьми и девочке бы не хватило бы кубиков на постройку?».Ты бы поделился кубиками с девочкой? «А если бы тебе тоже нужны были кубики?»).Анализ ответов детей на первом этапе показал факт недостаточнойсформированности детских представлений относительно различных видов полоролевых отношений и полоролевого поведения. Чаще всего в беседе дети использовали понятия «добрый», «хороший», чтобы охарактеризовать и мальчиков, и девочек. Конкретика отсутствует. Понятия хороший и добрый детьми отождествляются. То есть, добрый – это хороший, а хороший значит добрый. Дети не могли назвать отличительные черты мальчиков и девочек, не понимают разницу в их поведении и задачах. Больше акцентируются на внешних признаках.Следующие дети ответили, что хороший мальчикили девочка – это тот, который умеет дружить, играть с другими, всегда весел, делится игрушками, никого не обижает: 1.Иванова Ольга2. Ильин Роман3. Рослова Татьяна4. Шувалова Юлия5. Казанцев Михаил6. Шибаева Полина7. Петрова Евгения8. Сыромятников Илья9. Окулова ОксанаКроме того, эти дети отметили, что девочки более слабые и эмоциональные, что их нужно защищать, что они нежные. А мальчики должны быть сильными. Некоторые дети провели параллели со своими родителями, сравнивали. Почти у половины детей вызвал затруднения вопрос относительно справедливости и храбрости. Никто не ответил четко на данный вопрос. Это позволяет сделать вывод об отсутствии у детей разделения качеств и отношений в аспекте полоролевого поведенияСледующие дети ответили, что хороший мальчик – это значит заботливый, веселый, спокойный, а хорошая девочка всегда улыбается, ходит красивая и никого не обижает, помогает маме дома: 10.Гринина Наталья11. Васильев Максим12. Задорожная Анастасия13. Кострикин Александр14. Журавлева Марина15. Суворова Ксения.Итак, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей слабо сформировались представления о полоролевом поведении. Далее проведем анализ беседы с неоконченными ответами. Дети играют, но девочка (мальчик) сидит и грустит. Как ты поступишь в этом случае? Ты играешь в игру «Строители», но кубиков не хватает девочке. Как ты поступишь? Считаешь ли, что должен уступить девочке? Вы гуляете на площадке и вдруг девочка падает. Как ты поступишь? Первый вопрос вызвал оживление у детей. Почти все дети ответили, что они бы точно заметили грустного товарища и приложили бы усилия, чтобы поднять ему настроение – например, дали бы ему игрушку, пригласили для совместной игры, вне зависимости от пола. Несколько детей (20 процентов) ответили, что просто бы подошли и спросили – почему товарищ грустный, полагая, что это выразит заботу. Некоторые мальчики ответили, что угостили бы девочку чем-то вкусным, чтобы она грустила, потому что «девочки любят сладкое». Относительно второго вопроса можно сказать, что он вызвал некоторые затруднения. Только двое детей ответили, что девочке нужно уступить кубики (в частности, Кострикин Александр).В ответе на третий вопрос дети разделились. Половина сообщила бы воспитателю, что девочка упала. Был задан дополнительный вопрос «А если воспитательница была бы на другом участке или пошла бы в группу по делу?» и т.д. - дети пытались найти разные пути помощи со стороны взрослых (поискать воспитательницу, позвать другую, позвать медсестру и т.п.), но не догадывались, что прежде всего надо было бы поднять девочку, посадить на лавочку, сказать утешительное слово. На основании этого можно сделать вывод о том, что проблемная ситуация в полоролевом поведении может поставить детей в тупик, они по большей части склонны обращаться к взрослым за помощью. Далее мы провели наблюдение подвижной игры, организованной воспитателем. Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами. В игре принимало участие 6 детей: 1.Иванова Ольга2. Ильин Роман3. Рослова Татьяна4. Шувалова Юлия5. Казанцев Михаил6. Шибаева Полина.На основе анализа подвижной игры можно было сделать вывод о том, что дети приходят друг другу на помощь, соблюдают все правила полоролевогоповедения, способны переживать за своих товарищей, способны замечать, что у товарища не очень хорошее настроение, мальчики помогают девочкам, хотя и случаются гендерные конфликты и т.п. Очень ярко качество сопереживания проявилось у таких детей: Рослова Татьяна, Шибаева Полина, Васильев Максим. Подвижные игры показали, что дети способны вести себя в соответствии со своим гендерными ролями, быть внимательными, отзывчивыми, доброжелательными, сочувствующими, хотят помогать. Это не единичный случай, а тенденция. Эти отношения являются не единичными проявлениями, они наблюдаются у большинства играющих детей. Степень сформированности представлений детей о полоролевом поведении в подвижных играх представлена в таблице № 1 и диаграмме.Сформированность представлений о полоролевом поведении в подвижных играх детей (констатирующий этап)Количество детейУровниIIIIII1573_Диаграмма №1Для закрепления положительных и доброжелательных отношений, развития представлений детей о полоролевом поведении была внедрена программа формирования полоролевого поведения в старшей дошкольной группе.2.2. Рекомендации по формированиюполоролевого поведения в старшей дошкольной группеПроблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Для реализации данной задачи необходимо создать определенные педагогические условия, а именно:Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек.Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром. В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому необходимо обращать внимание:- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения. Организованная образовательная деятельность помогает успешно привить детям их социальные роли с учётом пола; формы поведения; культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевой социализации детей дошкольного возраста.Чтение художественной литературы, направленной на формирование генденого воспитания.Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Литературные герои являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей.Однако все педагогические старания не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом для ребенка, соответствовать своей половой роли, так как ведущая роль в полоролевом воспитании детей принадлежит семье. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.Профессиональная деятельность педагога может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей. Поэтому перед педагогом стоит задача – повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания детей.2.3. Анализ результатовПосле корректировки программы, каждодневного использования с учетом вышеприведенных рекомендаций были проведены соответствующие наблюдения за игровой деятельностью детей, по результатам чего получены следующие результаты. У детей стали преобладать такие взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание у девочек, а у мальчиков стали проявляться такие качества, как храбрость, стремление помогать девочкам и своим товарищам, они научились уступать.Повысился уровень сформированности отношений (отсутствуют дети с третьим уровнем)Появилась дифференциация полоролевыхотношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Девочки стали вести себя более мягко и женственно. Отношения в коллективе стали более сплоченными, реже стали происходить конфликтные гендерные ситуации.Менее выражены антипатии, в том числе и гендерные. Результаты наблюдений отражены на диаграмме 2.Диаграмма №2. Динамика развития полоролевого поведения детей в подвижных играх после реализации программыЭто позволяет сделать вывод о том, что экспериментальная работа по формированию полоролевого поведения в детском коллективе оказалась эффективной. Нам удалось закрепить положительные аспекты, а также снизить негативные проявления и тенденции в развитии полоролевого поведения.ЗаключениеТаким образом, гендерное воспитание и формирование полоролевого поведения – это комплексная и сложная задача, которая должна обязательно решаться в ДОУ. Посредством гендерного воспитания мальчики и девочки с самого раннего возраста учатся тому, что следует уважать различия полов, понимают, какими положительными качествами обладают мальчики и девочки. Правильное гендерное воспитание позволяет научить детей уважать друг друга и выстраивать гармоничное конструктивное общение с представителями противоположного пола. ДОУ, конечно же, обладает всем необходимым арсеналом методов и средств, позволяющих успешно решать задачу гендерного воспитания. В частности, как уже отмечалось ранее, следует постоянно проводить тематические встречи с родителями, игровые мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива. В ходе этих мероприятий важно научить детей общаться друг с другом, дать им элементарные представления о семье, мужских и женских качествах, гендерных ролях и т.п. Также нужно создавать проблемные деятельностные ситуации, в которых дети получат возможность проявить свои женские или мужские качества (например, женственность, заботливость, или же силу, умение защитить и т.п.). Эти ситуации носят, конечно же, игровой характер, но позволяют детям понять специфику своей гендерной роли. Этические беседы – это особая форма работы, которая позволяет поднимать на доступном для детей уровне гендерные вопросы и проблемы. Немаловажное значение имеет также знакомство с соответствующей художественной литературой.Большое значение имеет взаимодействие с семьями детей. Полученные в ДОУ навыки, знания должны обязательно закрепляться в семье. Соответственно, с этой целью следует сделать постоянной практику проведения встреч и мероприятий с родителями, посвященных проблемам гендерного воспитания. Эти встречи лучше проводить с участием психолога ДОУ.Список литературыБелопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. Л. Белопольская. — М., 1995- 430с.Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhlБужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения.//Педагогика. №8. 2002.Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008–22с.Егорова Т.К. Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/23/usloviya-formirovaniya-polorolevogo-povedeniya-u-detey-doshkolnogoЕремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.htmlЗиннатуллина Г.Д. Особенности гендерного воспитания в ДОУ и начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/628228/Ильина Н. В. К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 953-956.Ищенко Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 350-352.Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. — Л., 1988. — 686с.Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения /Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: педагогика, 1986. — 144 с.Методы педагогической диагностики полоролевой социализации / Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 151–155Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.Пекина О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1270-1272.Прозументик, О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте / О. В. Прозументик // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 79–90Прозументик О. В. Нормативно-регулятивный и интерсубъектный подходы в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 59–67.Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.-Воронеж: Издательство: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2004. — 288 с.Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.Приложение Схема внедрения подвижных игр как средства формирования полоролевого поведения в старшей дошкольной группе. Этапы внедрения по-движных игр в педа- гогический процесс Характер взаимодейстия Характер воздействияПодготовительный этап Индивидуальные подвижные игры Развитие коммуникативных способностей: формиро-вание у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и не- вербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения с детьми противоположного пола в игре. Развитие у мальчиков физических способностей: скоростных, скоростно-силовых, выносливости. Совершенствование двигательных действий: в беге с преодолением препятствий, непрерывном беге до 2 минут; в беге змейкой; в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в перепрыгивании через предметы; в бросках и ловле мяча из различных исходных положений Обучающий этап Парные подвижные игры Развитие коммуникативных способностей в аспекте полоролевого поведения: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией. Развитие физических способностей: координационных, скоростно-силовых, гибкости. Обучение двигательным действиям: в беге с обега-нием предметов; в прыжках с короткой скакалкой; в прыжках с продвижением вперед; в бросках, ловле и передаче мяча в парах (тройках) Формирующий этап: Командные по-движные игры Развитие коммуникативных способностей: закрепле-ние навыков нравственно-ценностных способов взаи- моотношений с детьми противоположного пола. Развитие физических способностей: скоростных и скоростно-силовых, выносливости. Совершенствование двигательных действий у мальчиков как представителей сильного пола: в ходьбе, беге, метании и т. п.

Список литературы

1. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. Л. Белопольская. — М., 1995- 430с.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl
5. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения.//Педагогика. №8. 2002.
6. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/
7. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008–22с.
8. Егорова Т.К. Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/23/usloviya-formirovaniya-polorolevogo-povedeniya-u-detey-doshkolnogo
9. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
10. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
11. Зиннатуллина Г.Д. Особенности гендерного воспитания в ДОУ и начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/628228/
12. Ильина Н. В. К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 953-956.
13. Ищенко Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 350-352.
14. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
15. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. — Л., 1988. — 686с.
16. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.
17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения /Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: педагогика, 1986. — 144 с.
18. Методы педагогической диагностики полоролевой социализации / Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 151–155
19. Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.
20. Пекина О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1270-1272.
21. Прозументик, О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте / О. В. Прозументик // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 79–90
22. Прозументик О. В. Нормативно-регулятивный и интерсубъектный подходы в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 59–67.
23. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.-Воронеж: Издательство: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2004. — 288 с.
24. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.
25. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.

19. Репина, Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка [Текст]/Т. В. Антонова//Как помочь ребенку войти в современный мир. - М:,1995. - C. 73 - 75.

20. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие / О. А. Соломенкова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

21. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина[Текст]/В. А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1. - С. 23-24.

22. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Н. Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 417с.

23. Татаринцева, Н. Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочку. Программа [Текст] / Н. Е. Татаринцева. - Ростов н/д: РГПУ, 2002. - 59 c.

24. Трюанова, Л. О. дифференциация Сексуальной [Текст]/ Л. О. Трюанова// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - C. 15-17.

25. Хрипкова, А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст]/А. Г. Хрипкова. - М.: Образование, 1995. - 37с.

26. Щуркова, Н. Е. классное руководство: рабочие диагностики [Текст]/ Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 3s.

27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон; общая ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 c.

28. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон; общая ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352с. - (Библиотека международной психологии).

Приложение 1

"Опрос" о его принадлежности к определенному полу. Детям предлагаются следующие вопросы:

1) по-разному мальчиков и девочек?

2) Что общего?

3) В которые любят играть девочки?

4) И для мальчиков?

5) Какие черты характера тебе нравятся девушки? На мальчиков?

6) Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

7) Как стать настоящим мужчиной? Женщина?

2

Величие небольших различий (руководство для родителей)

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями развития.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше сверстников-мальчиков.

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и определить, что и как нужно делать. Следует подтолкнуть ребенка, чтобы он открыл принцип решения, даже наделав ошибок.