Русский народный костюм: женская одежда

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этнография
  • 1919 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.09.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Описание русского народного костюма 4
2 Особенности национальной одежды 4
3 Детали русского народного костюма 5
3.1 Рубаха 5
3.2 Сарафан 7
3.3 Верхняя одежда 10
3.4 Головные уборы 13
3.5 Панёва 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения 20

Фрагмент для ознакомления

Основные элементы: нижняя часть с твердой основой, придававшей форму головному убору (волосник, рога, кичкаи др.); верхняя украшенная часть из ткани (привязка,верховка,сорока и др.); позатыльник из ткани, повязанный сзади, под верхнюю часть. Кичка — сорока дополнялась также другими элементами: кистями из шелка, шнурами,"наушниками", перышками, подвесками из бисера, налобникоми т.п.Через некоторое время, в особенности после рождения первого ребенкаженщины надевали кичкообразные головные уборы. Так, в Олонецкой губернии бытовала сорока со "сдерихой" - род чепчика из холста с коронкой в виде копытца, на которую надевали мягкую сороку в форме невысокого тупого конуса, с завязками по бокам, завязывавшимися на затылке под прямоугольным концом сороки (рисунок 10).3)Кокошник— праздничный головной убор, богато украшенный шитьем серебряными изолотыми нитями, расшитый жемчугом, декорированный стеклярусом, канителью,разноцветными стеклышками, блестками (рисунок 11).В Олонецкой губернии это обычно был однорогий кокошник на твердой основе, с очельем, выдающимся вверх в виде рога и с плоским верхом, с боков опускавшимся на уши. Такая форма кокошника существовала и в других северных губерниях. В некоторых местностях Пермской губернии носили большой кокошник в форме полумесяца с острыми концами почти до плеч. Кокошники такой формы носили и в Среднем Поволжье наряду с кокошниками в виде бархатной или парчовой шапочки[Калашников 45:1990].Кокошники обычно надевали лишь молодые женщины, недавно вышедшие замуж.4)Повойник, сборник (рисунок 12). Один из старинных головных уборов на Руси, в виде мягкой шапочки, которая полностью закрывала волосы. Повойник был нижним головным убором, всегда прикрывался сверху убрусом или волосником, в одном повойнике ходить по дому и тем более по улице не полагалось. Со второй половины XIX в. приобретает самостоятельное значение. Будничные повойники шили из простых материалов, праздничные из дорогих тканей, донце украшалиблестками, речным жемчугом,золотым шитьем.Носили повойник с платком.5) Общераспространенным головным убором являетсяплаток. Платки носили и девушки, и женщины в разное время года. Они придавали костюму особую красочность и своеобразие.Употреблялось также ношение двух платков: один повязывался вокруг головы, как повойник, вторым покрывались сверху. В Поволжье нередко второй платок носили "роспуском", завязывая или закалывая под подбородком так, что на спину опускались два угла платка.3.5 ПанёваПанева представляет собой древнейший вид женской одежды. Онаносилась в комплексе с кичкой и особой плечевой и нагрудной одеждой.Панева является одеждой преимущественно женщинзамужних,которую на девушек надевали только после достижения половой зрелости, а иногда и во время свадебных обрядов.В древности область распространения панёвы быланамного обширнее, постепенно она сужалась и заменялась сарафанным комплексом. Поэтому в некоторых губерниях панёва соседствовала с сарафаном, чаще всего как с девичьей и старушечьей одеждой. В середине ХIХ в. панёва была еще известна в южных уездах Московской и северных уездах Рязанскойи Калужской губерний, а в конце века она там уже исчезла и на смену ей пришел сарафан[Буфеева 88:1989].Панёваявляетсяпоясной одеждой – это три и более частично сшитых куска ткани, специально изготовленныеиз шерстина ткацком стане.Паневаразличается по расцветке и покрою. По покрою бывают распашные, открытые сбоку или спереди, и с прошвой, глухие. По всем областям юга России встречаются оба этих типа. В Смоленской области среди распашных панёв различаются растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое расположено справа, а треть первого и третьего полотнищ отворачивались и перекидывались через пояс. В Рязанской, Калужской,Пензенской,Тамбовской,Воронежской, Курской, Орловской губерниях панёва открыта спереди; носили ее также обычно "с подтыком", отворачивая и затыкая за пояс углы. Вариантом является панёва-плахта, бытовавшая в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии, состоявшая из двух сшитых наполовину полотнищ и носившаяся разрезом спереди. В Орловской и Рязанской губерниях бытовала также гофрированная панёва.Панёва с прошвой по всей видимости появилась позднее. Отправляясь в город крестьянки распускали распашную панёву, поскольку в городе ходитьв подоткнутой панёве считалось зазорным. Вероятно, по этой причине в панёву вшивали четвертое узкое полотнище, прошву, причем иногда она вшивалась временно, на живую нитку. Прошва располагалась сбоку или спереди. При этом даже в тех случаях, когда прошва вшивалась сразу и наглухо, одновременно с шитьем всей панёвы, она делалась из другой ткани, чем основные полотнища, четко выделяясь именно как прошва, и по швам часто отмечалась полосками кумача, позументами[Кирсанова 61:1995].Значительно обширнее количество вариантовпанёвы по расцветке, орнаментации и украшению; здесь нередко в отдельных селах или группах сел были свои варианты.ЗаключениеРусский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было обусловлено религиозными воззрениями, социально-экономическими изменениями в жизни народа, контактами и взаимосвязями с другими национальными культурами.Этим объясняется ценность народной одежды для изучения быта и культуры, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит понимать и чувствовать и красоту, творить согласно ее законам.Народная одежда выражает стремления ее носителя, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала XX века, является ценнейшим памятником народного творчества.Колорит одежды, обилие украшений, вытканных и вышитых узоров– все это свидетельствует о традициях и вкусах народа, о его понимании гармонии и красоты.Список литературыРусский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина. И. Шангина. СПб.: "Искусство – СПБ". 1998. С. 284.Рабинович М.Г. - Древняя одежда народов Восточной Европы. – Москва, изд. "Наука", 1986.Русский народный свадебный костюм. Горожанина СВ., Зайцева Л.М.Изд. "Культура и традиции", 2003.КаминскаяН. М. Историякостюма. Издательство: "Легкая индустрия", 1977, 128 с.Калмыкова Л. Народная одежда, Тверь, 1995г.Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды, М: Легкая индустрия, 1974, 185 с.Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков, Москва, 1984г.Пармон Ф.М. Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества, Москва, 1994г.Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР,Москва, 1990г.Буфеева И.Ю. Традиции народного костюма и современная мода, Москва, 1989г.Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре, Москва,1995г.ПриложенияРисунок 1 – Конструкция женской рубахиРисунок 2 - ПередникРисунок 3 – Косоклинный сарафанРисунок 4 – Круглый или прямой сарафанРисунок 5 – Пояс на сарафанеРисунок 6 – Виды верхней одеждыРисунок 7 – Кафтан-зипунРисунок 8– ПоддёвкаРисунок 9 – Перевязка из таканиРисунок 10 – Женские головные уборыРиснуок 11 – Кокошник, Центральная Россия 19 век (бархат, золотое шитье, гапун) Рисунок 12 – Повойник

Список литературы
1. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина. И. Шангина. СПб.: "Искусство – СПБ". 1998. С. 284.
2. Рабинович М.Г. - Древняя одежда народов Восточной Европы. – Москва, изд. "Наука", 1986.
3. Русский народный свадебный костюм. Горожанина СВ., Зайцева Л.М. Изд. "Культура и традиции", 2003.
4. Каминская Н. М. История костюма. Издательство: "Легкая индустрия", 1977, 128 с.
5. Калмыкова Л. Народная одежда, Тверь, 1995г.
6. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды, М: Легкая индустрия, 1974, 185 с.
7. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков, Москва, 1984г.
8. Пармон Ф.М. Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества, Москва, 1994г.
9. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР, Москва, 1990г.
10. Буфеева И.Ю. Традиции народного костюма и современная мода, Москва, 1989г.
11. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре, Москва,1995г.

Вопрос-ответ:

Какой был русский народный костюм женской одежды?

Русский народный костюм женской одежды включал в себя несколько элементов. Основными из них были рубаха, сарафан, верхняя одежда, головные уборы и пан. Каждый из этих элементов имел свои особенности и детали, которые делали его уникальным.

Какие особенности были у русского национального костюма?

Русский национальный костюм имел свои особенности. Одной из них было использование простых форм и лаконичного дизайна. Изделия были удобными и практичными, а также имели богатые росписи и вышивки. Русский народный костюм также отличался использованием разных тканей и узоров в зависимости от региона и социального статуса.

Какие детали входили в русский народный костюм?

Русский народный костюм включал в себя несколько деталей. Одной из них была рубаха - основная одежда, которая носилась под сарафаном или верхней одеждой. Сарафан был одеждой верхней и носился поверх рубахи. Также в состав костюма входила верхняя одежда, головные уборы, такие как кичка и пан, которые служили украшением и символом богатства.

Какой стиль был у рубахи в русском народном костюме?

Строение русской женской рубахи обычно было простым и однотонным. Она имела длинные рукава и расширенную нижнюю часть. Рубашка часто была украшена вышивкой или росписью. Однако, стиль рубашки мог варьироваться в зависимости от региона и социального статуса носительницы.

Какие головные уборы использовали в русском народном костюме?

В русском народном костюме женщины использовали различные головные уборы. Одним из самых популярных была кичка - головной убор, который придавал форму голове с помощью твердой основы. Также использовались паны - верхняя украшенная часть, сорока - повязка из ткани и другие головные уборы, украшенные различными элементами, такими как волосники, рога и др.

Что такое русский народный костюм?

Русский народный костюм - это традиционная одежда, которую носили русские женщины на протяжении веков. Он отличается особенным дизайном и узнаваемыми деталями, которые выражают национальный характер.

Какие особенности имеет русская национальная одежда?

Русская национальная одежда отличается своеобразным дизайном и использованием узоров, характерных для русской культуры. Она обычно включает в себя рубаху, сарафан, верхнюю одежду, головные уборы и другие детали, которые выражают национальную историю и традиции. Кроме того, русская национальная одежда часто украшается вышивкой, аппликацией или другими элементами декора.

Какие детали входят в состав русского народного костюма?

Русский народный костюм состоит из нескольких основных деталей. Одной из них является рубаха - белая, свободная блузка, часто украшенная вышивкой. Другой важной частью костюма является сарафан - платье, которое носится поверх рубахи. Также русский костюм включает в себя верхнюю одежду, головные уборы и другие аксессуары.

Какие головные уборы носятся в русском народном костюме?

В русском народном костюме используются различные головные уборы. Один из них - это пан ва, своеобразная шапка из меха с крышей и волосником. Также популярны кичкаи - головные уборы, украшенные различными декоративными элементами, такими как рога или волосы животных. Кроме того, среди головных уборов русского костюма можно встретить повязки и привязки, которые использовались для крепления верхней части головного убора.