«Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 5656 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 20.09.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование дидактических игр как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II. Эмпирическое исследование дидактических игр как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Проект использования дидактических игр для развития познавательной активности у детей 32
2.4. Оценка эффективности проекта 44
Заключение 51
Список литературы 54

Фрагмент для ознакомления

(Показ желтого квадрата.) Тянет дед репку, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку «Восьмерку». Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка – за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку «Семерку». Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку «Девятку». Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку «Шестерку». Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Потянули все, да так сильно, что репку вытянули. Вытянули репку да и сказку развалили. Примечание: Дорожка из цифр выкладывается на наборное полотно по мере рассказывания сказки. В конце сказки все цифры перемешиваются, детям предлагается восстановить дорожку: 1; 0; 8; 7; 9; 6. После восстановления дорожки можно задать вопросы для анализа: – сколько всего было героев? кто стоит первым, последним, в середине, между…; за…; перед… кто вытянул репку? о чем сказка? Совместная игровая творческая деятельность на основе моделирования сказок на этапе предшкольного образования позволяет, во-первых, создать благоприятный эмоциональный фон, во-вторых, каждому ребенку проявлять инициативность, строить конструктивное взаимодействие друг с другом, расширять кругозор, закреплять знания из области познавательно-речевого развития. Педагогу же такая деятельность позволяет сбалансировать репродуктивную, исследовательскую, творческую формы работы, направленные на проявление как совместной, так и самостоятельной активности дошкольников. «Ребусы»Педагог предлагает разгадать ребусы, прочитать «заколдованное» слово. Для этого надо произнести названия предметов вместе с буквой.«Раскрась буквы и цифры»У детей листы бумаги с контурным изображением букв и цифр. Педагог просит детей раскрасить предложенные буквы красным цветом, а цифры — синим. Важно обратить внимание на качество штриховки.«Сложи предмет»Педагог в течение двух минут демонстрирует рисунок из черточек, предлагает хорошо рассмотреть и запомнить. Далее дети из палочек по памяти выкладывают изображение.«Нелепица»Педагог показывает детям картинку и спрашивает, что перепутал художник. Просит подробно в развернутой речи объяснить, что и почему неправильно.«Будь внимательным»Педагог показывает детям картинку с изображением нескольких ваз и черепков. Предлагает по черепкам определить, какая ваза разбилась.«Найди букву» Педагог выкладывает перед детьми карточки с отдельными элементами букв и просит их, послушав стихи, найти и исправить ту букву, которая изменила смысл.Землю роет старый кот,Под землею он живет.* * *Сшил себе котенок тапки,Чтоб зимой не мерзли шапки.* * *Нам темно, попросим папуНам включить по ярче лапу.* * *Любопытные мартышкиСобирают с елок фишки.* * *Здесь хорошее местечко,Протекает рядом печка.«Лабиринт» Педагог показывает детям картинку с лабиринтом. Детям необходимо его пройти. При этом следить за линиями лабиринта можно только глазами. Если дети не справляются, они пробуют пройти по лабиринту с помощью указки. При успешном выполнении заданий можно провести игру «Кто быстрее найдет?»«Сложи предмет» Педагог в течение двух минут демонстрирует предмет, составленный из геометрических фигур, предлагает хорошо рассмотреть его и запомнить. Затем дети из геометрических фигур, приготовленных для изображения, по памяти воссоздают предмет. «Чего не хватает?»Педагог просит детей внимательно посмотреть на картинки и сказать чего, не хватает в нарисованных предметах.«Сложи картинку» Проводится как игра-эстафета между двумя командами. Нужно разрезать сюжетную картинку на равные части (10—12), на обратной стороне каждой части нарисовать код — разные по форме и цвету фигуры. На отдельном листе бумаги начертить схему, по которой нужно сложить разрезную картинку, на схеме — клетки с кодом. По сигналу воспитателя дети из каждой команды по очереди подбегают к своей схеме и накладывают на клетку часть разрезанной картинки с соответствующим кодом. Когда все клетки будут заполнены, получится большая картинка. Выигрывает та команда, которая быстрее сложит картинку. «Игра в слова» Педагог называет и предлагает запомнить слова: апельсин, аист, аптекарь, ананас, акула, артист, абрикос, антилопа, архитектор.Задание 1. Назвать слова, которые запомнили.Задание 2. Ответить на вопрос: «Как выдумаете, есть ли что-нибудь общее у этих слов?Задание 3. Можно ли объединить слова по какому-нибудь признаку?»Задание 4. Написать букву «А». Придумать слова, которые начинаются на букву «А».Задание 5. Зашифровать слова «фрукты», «животные», «профессия».Задание 6. Вспомнить и повторить заданные слова.«Разбитая посуда»Педагог предлагает собрать из осколков неправильной формы разбитый кувшин (вазу, чашку, тарелку). «Будь ловким»Дети стоят в кругу, у ног каждого мешочек с песком. Водящий — в центре круга. По определенному сигналу педагога, например, когда он называет предметы мебели, дети прыгают в круг и обратно через мешочек, отталкиваясь двумя ногами. Водящий также внимательно слушает слова, которые отчетливо произносит педагог, старается дотронуться до детей, пока они не выпрыгнули из круга. Ребенок, до которого дотронулся водящий, выходит из игры. Нового водящего выбирают из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий. Воспитатель в ходе игры меняет сигнал. «Чудесный мешочек»Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: кубик, шарик, конфету, карандаш, пуговицу и др. Воспитатель предлагает ребенку выбрать и определить на ощупь любой предмет, лежащий в мешочке. Однако нельзя называть свою вещь, необходимо, ощупывая ее, описать так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Помимо тактильных ощущений (в случае затруднения) ребенок может указать другие, по его мнению, информативные данные.«Найди пару»Для игры нужны не менее восьми пар одинаковых предметных картинок, которые воспитатель раскладывает (беспорядочно, по рядам) перед детьми. Дети внимательно их рассматривают, выделяют пары. Воспитатель предлагает запомнить месторасположение каждой пары и переворачивает картинки. Затем открывает любую картинку, просит найти ей пару.«Прятки»Педагог заранее раскладывает в комнате небольшие предметы (игрушки, посуду, школьные принадлежности, фрукты и др.). Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, выбрав какой-либо предмет, начинает рассказывать, какой он, для чего предназначен.Участники игры могут задавать наводящие вопросы, а затем отправляются на поиски этого предмета. Тот, кто его находит, сам становится ведущим.«Рыба, птица, зверь...»Педагог по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, птицу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (длительная задержка ответа также считается нарушением), то ребенок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево, фрукт и т.п.Работа с детьми проводилась в трех месяцев, после чего была проведена повторная диагностика уровня развития познавательной активности. 2.4. Оценка эффективности проектаРезультаты повторной диагностики уровня познавательной активности у дошкольников экспериментальной группы представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты диагностики уровня познавательной активности у дошкольников экспериментальной группы№Ф.И.полвозрастНаблюдение за проявлением познавательной активностиВопрошайкаВыбор сюжетно - тематических картинокИзучение познавательной потребностиИграТрудТворчествоУчеба1А.Р.ж5,11572345312В.Т.ж5,9581344263Д.И.м6,3343234194Е.М.ж6,0652225215Ж.Н.м6,6443443236И.Е.ж6,4362145287К.В.ж6,8432254178К.К.м6,5441254299Л.А.ж6,03533431910М.Л.м5,105923442311Н.Б.м6,54532332112О.Ю.м6,63322441613Р.Д.ж6,35533352914С.Л.ж5,114424431715С.Я.ж5,94344342316Т.П.м6,05723222917Ф.О.ж6,46732643218Ч.Т.м6,65421432919Ш.Р.м6,34542432320Ю.И.ж5,1133423218Хср.4,35,12,52,53,83,723,7Ст. откл. σ1,01,80,90,91,00,95,1Результаты наблюдения за проявлением учебно-познавательной активности показали, что дошкольники экспериментальной группы на данном этапе проявляют познавательную активность выше среднего. Дети в большей степени стремятся ответить на поставленный педагогом вопрос, правильно или неправильно отвечают, если педагог требует ответа. В группе часто берут инициативу в свои руки, могут высказать свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы.Результаты по методике «Вопрошайка» показали, что дети в среднем задают 5 вопросов, 2-3 типов, в основном это причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений и определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов. Иногда дошкольники выдвигают гипотезы, выражающие предположения. Реже задают устанавливающие вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования.Результаты по методике «Выбор сюжетно-тематических картинок» показали, что у детей доминируют мотивы творческой и учебной деятельности, средне выражены интересы игровой и трудовой деятельности.Изучение познавательной потребности показало, что у старших школьников экспериментальной группы на данном этапе средне выраженная познавательная потребность. Разброс значений достаточно высок иохватывает средний и высокий уровень познавательной потребности. У 60% дошкольников средне развита познавательная потребность, у 35% - сильно развита и у 5% детей познавательная потребность выражена слабо.Результаты повторной диагностики уровня познавательной активности у дошкольников контрольной группы представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты диагностики уровня познавательной активности у дошкольников контрольной группы№Ф.И.полвозрастНаблюдение за проявлением познавательной активностиВопрошайкаВыбор сюжетно - тематических картинокИзучение познавательной потребностиИграТрудТворчествоУчеба1А.Н.ж5,11234123162Б.Т.м5,9542244273Г.О.ж6,3135144114И.Л.ж5,11544153315К.А.м6,5234231106К.В.м6,4423335167Л.Е.ж5,10234124128М.М.м6,0445254209Н.П.ж6,73433421810О.Р.м5,114521231811О.Т.м6,45542342712П.У.ж6,13351121713Р.К.ж5,112451231814С.Н.ж6,65522453015С.Я.м6,54132322216Т.М.ж6,33251322117У.С.м5,111361211318Ф.В.ж5,103532422119Ч.О.м6,53301331320Ш.Ю.м6,044315225Хср.3,33,53,61,63,23,019,3Ст. откл. σ1,31,11,40,71,21,26,2Результаты наблюдения за проявлением учебно-познавательной активности показали, что у дошкольников контрольной группы на данном этапе средняя познавательная активность. Дети редко стремятся ответить на поставленный педагогом вопрос, правильно или неправильно отвечают, если педагог требует ответа. Несколько более дошкольники активны внутри группы. Они выполняют действия, могут высказать свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы. Разброс по группе небольшой, то есть старшим дошкольникам характерен средний уровень проявления познавательной активности.Результаты по методике «Вопрошайка» показали, что дети в среднем задают 3-4 вопроса, 2-3 типов, в основном это определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений и устанавливающие вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования.Результаты по методике «Выбор сюжетно-тематических картинок» показали, что у детей доминируют мотивы игровой деятельности, средне выражены творческие и учебные интересы, менее всего дети интересуются трудовой деятельностью.Изучение познавательной потребности показало, что у старших школьников контрольной группы средне выраженная познавательная потребность. Разброс значений достаточно высок и охватывает средний и низкий уровень познавательной потребности.У 45% дошкольников средне развита познавательная потребность, у 35% - слабо развита и у 20% детей познавательная потребность выражена сильно.Сравнительные результаты диагностики познавательной активности у детей двух групп на разных этапах исследования представлены на рисунке 2.Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики познавательной активности у детей двух групп на разных этапах исследования.Сравнительные результаты показали, что на контрольном этапе дети экспериментальной группы проявляют большую учебно-познавательную активность, задают больше вопросов, больше направлены на творческую, трудовую и учебную деятельностьи меньше направлены на игровую деятельность. Также дети экспериментальной больше проявляют познавательную активность, нежели дети контрольной группы.Результаты статистического сравнения познавательной активности детей двух групп на разных этапах исследования представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты статистического сравнения познавательной активности детей двух групп на разных этапах исследованияПараметры сравненияКонстатирующий этапКонтрольный этапt-критерийрt-критерийрНаблюдение за проявлением познавательной активности0,210,832,770,01Вопрошайка0,830,413,340,01Выбор сюжетно - тематических картинокИгра0,580,572,920,01Труд0,260,783,780,00Творчество0,730,471,640,11Учеба0,100,922,230,03Изучение познавательной потребности0,520,612,410,02Результаты статистического анализа показали, что если на первом этапе исследования, существенных различий в уровне познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп нет, пона контрольном этапе отмечается существенное опережение детей экспериментальной группы по уровню развития познавательной активности.Дети экспериментальной группы проявляют существенно большую активность в учебной деятельности, они задают значительно больше вопросов, существенно больше интересуются учебной и трудовой деятельностью и меньше – игровой, проявляют значительно большую познавательную потребность, нежели дети контрольной группы.Результаты динамики развития познавательной активности детей двух групп от констатирующего к контрольному этапу исследования представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты динамики развития познавательной активности детей двух группПараметры сравненияЭкспериментальная группаКонтрольная группаt-критерийрt-критерийрНаблюдение за проявлением познавательной активности6,990,000,780,56Вопрошайка7,670,000,400,69Выбор сюжетно - тематических картинокИгра4,680,000,330,75Труд5,210,000,680,51Творчество4,970,000,850,41Учеба4,950,001,580,13Изучение познавательной потребности8,610,000,280,78Результаты оценки динамики развития познавательной активности показали, что у детей экспериментальной группы от констатирующего к контрольному этапу исследования существенно возросла активность в учебной деятельности, дети стали задавать значительно больше вопросов, существенно больше интересоваться учебной, творческой, трудовой деятельностью и меньше – игровой, у них значительно возросла потребность в познавательной деятельности.У детей контрольной группы значимых различий в уровне развития познавательной активности от констатирующего к контрольному этапу исследования не выявлено.Таким образом, можно говорить об эффективности использования дидактических игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.ЗаключениеДанное исследование предпринято с целью изучения дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, чтодошкольное детство – это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. Социальная ситуация развития у дошкольников способствует плавному вхождению детей в жизнь взрослых. Противоречие в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно дошкольник реализует в игровой деятельности. Игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника. В дошкольном возрасте у ребенка развивается произвольность высших психических функций, возникает соподчинение мотивов, появляется внутренняя жизнь, развиваются высшие чувства.Главным новообразованием возрастного периода является рождение социального «Я» ребенка. У ребенка появляется внутренняя жизнь, а поступки приобретают смысловую ориентировочную основу.Под познавательной активностью дошкольников понимается личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.Игровую деятельность можно считать универсальным средством детского развития и воспитания. При этомважно отметить, что природа и специфика игры заключается в реализации, актуализации сущностных свойств и потребностей ребенка. За счет организации разнообразной игровой деятельности могут быть успешно решены задачи психолого-педагогического обеспечения важнейших базовых составляющих всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно развить память, внимание, мышление дошкольников, выработать у них нравственно-волевые черты характера, повысить темп умственной деятельности. Задача по развитию познавательной активности осуществляется через системуорганизационно - деятельностных мероприятий, проводимых педагогами.Результаты эмпирического исследования показали, что у дошкольников группы средняя познавательная активность в учебной деятельности. Дети редко стремятся ответить на поставленный педагогом вопрос, правильно или неправильно отвечают, если педагог требует ответа, в группе могут высказать свою точку зрения. Дети в среднем задают определительные и причинные вопросы, но не высказывают предположений. У детей доминируют мотивы игровой деятельности, средне выражены творческие и учебные интересы, менее всего дети интересуются трудовой деятельностью. У старших школьников средне выраженная познавательная потребность. Для развития познавательной активности дошкольников был разработан проект, с целью создания условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной активности детей посредством дидактических игр.В задачи проекта входило:выявление и поддержание избирательных интересов дошкольников; развитие любознательности и познавательной мотивации, произвольного внимания, умения наблюдать и анализировать различные явления и события, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие и совершенствование разных способов познания, развитие познавательных процессов, формирование познавательного отношения к источникам информации.Проект проводился в экспериментальной группе. Работа с детьми проводилась в трех месяцев, после чего была проведена повторная диагностика уровня развития познавательной активности. Результаты показали, что на контрольном этапе отмечается существенное опережение детей экспериментальной группы по уровню развития познавательной активности. Дети экспериментальной группы проявляют существенно большую активность в учебной деятельности, они задают значительно больше вопросов, существенно больше интересуются учебной и трудовой деятельностью и меньше – игровой, проявляют значительно большую познавательную потребность, нежели дети контрольной группы.У детей экспериментальной группы от констатирующего к контрольному этапу исследования существенно возросла активность в учебной деятельности, дети стали задавать значительно больше вопросов, существенно больше интересоваться учебной, творческой, трудовой деятельностью и меньше – игровой, у них значительно возросла потребность в познавательной деятельности. У детей контрольной группы значимых различий в уровне развития познавательной активности от констатирующего к контрольному этапу исследования не выявлено.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: специально организованные игровые упражнения, используемые в процессе занятий с детьми, способствуют развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Список литературыАндреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: дис. … канд. пед. наук / Л.А. Андреева. – Орел, 1999. – 228 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352с.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005. – 133с.Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 416 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.Дидактическая игра в практике учителя – логопеда общеобразовательного учреждения: сборник методических разработок коррекционных и развивающих занятий с использованием авторских дидактических материалов учителей-логопедов школ и дошкольных образовательных учреждений района / авт.-сост.: Л.А. Родионова, О.А. Павленко. – Ивня.: РМК, 2013. – 35с.Захарова А.В. Генезис самооценки. //Дисс... докт. психол. наук. – М., 1989. – 412 с.Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов :автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.Князева, О. JI. Особенности познавательной активности у дошкольников / О. Л. Князева // Новые исследования в психологии. -1986. - № 1. – С. 9 – 12.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 584с.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников – СПб., 2003. – 110 с.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Марцинковская Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с.Нуждина-Фендель Е.В. Основные характеристики интеллектуальной активности учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1.Обухова, Л.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.С. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ. 2007. – 406 с.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. «Социальная работа» и «Психология» / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений / ред.-сост. Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 380 с.Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.Рабаданова А. А. Уровни познавательной активности [Текст] / А. А. Рабаданова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 110–113. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2007. - 365с.Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2014. – 589 с. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с.Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1999. – 410с.

Список литературы
1. Андреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: дис. … канд. пед. наук / Л.А. Андреева. – Орел, 1999. – 228 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005. – 133с.
4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
6. Дидактическая игра в практике учителя – логопеда общеобразовательного учреждения: сборник методических разработок коррекционных и развивающих занятий с использованием авторских дидактических материалов учителей-логопедов школ и дошкольных образовательных учреждений района / авт.-сост.: Л.А. Родионова, О.А. Павленко. – Ивня.: РМК, 2013. – 35с.
7. Захарова А.В. Генезис самооценки. //Дисс... докт. психол. наук. – М., 1989. – 412 с.
8. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
9. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
10. Князева, О. JI. Особенности познавательной активности у дошкольников / О. Л. Князева // Новые исследования в психологии. -1986. - № 1. – С. 9 – 12.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
12. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 584с.
14. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников – СПб., 2003. – 110 с.
15. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Марцинковская Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
16. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с.
17. Нуждина-Фендель Е.В. Основные характеристики интеллектуальной активности учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1.
18. Обухова, Л.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.С. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ. 2007. – 406 с.
19. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.
20. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.
21. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
22. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. «Социальная работа» и «Психология» / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
23. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / ред.-сост. Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 380 с.
24. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
25. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
26. Рабаданова А. А. Уровни познавательной активности [Текст] / А. А. Рабаданова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 110–113.
27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2007. - 365с.
28. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2014. – 589 с.
29. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с.
30. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1999. – 410с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются формированием самостоятельности, активности и интереса к окружающему миру. Они начинают проявлять более сложные методы мышления и развивают способность к решению проблем. Также в этом возрасте происходит активное развитие речи и социальных навыков.

Какие особенности характерны для познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к познанию окружающего мира. Они заинтересованы в изучении новых предметов и проявляют исследовательский подход к окружающей среде. В этом возрасте развиваются навыки наблюдения, классификации, анализа и сравнения. Ребенок начинает логически мыслить и уметь ориентироваться в пространстве.

Какие дидактические игры используются для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста используются различные дидактические игры. Например, игры на развитие логического мышления, математические игры, игры на развитие речи, игры на развитие наблюдательности и внимания. Также широко используются конструктивные игры, которые развивают пространственное мышление и моторику.

Какие результаты могут быть достигнуты при использовании дидактических игр для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?

При использовании дидактических игр для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста можно достичь ряда результатов. Во-первых, улучшение навыков наблюдения и внимания. Во-вторых, развитие логического мышления и умения решать проблемы. В-третьих, развитие речи и коммуникативных навыков. Также дидактические игры помогают развивать моторику и пространственное мышление у детей.

Какие психолого-педагогические особенности имеют дети старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются активностью, любознательностью, инициативностью, способностью к самостоятельности. Они активно исследуют окружающий мир, задают много вопросов, стремятся к самостоятельным действиям и решению задач.

Какие особенности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?

Возраст от 5 до 7 лет характеризуется формированием логического мышления, внимания и памяти. Дети становятся способными к абстрактному мышлению, умеют находить причинно-следственные связи. Они проявляют интерес к учебным занятиям и готовность к овладению новыми знаниями и умениями.

Какие дидактические игры можно использовать для детей старшего дошкольного возраста?

Для детей старшего дошкольного возраста подходят игры, развивающие мышление, логику, внимание и память. Например, игры на развитие логики, головоломки, конструкторы, игры с заданиями на логическое мышление и т. д.

Как использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста?

Дидактические игры стимулируют познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать мышление, логику, внимание и память, учат решать задачи, находить причинно-следственные связи. Игры с заданиями и головоломки тренируют мозг и способствуют формированию навыков самостоятельного мышления и решения проблем.