Основные составляющие профессии режиссер. Во всех театральных видах и жанрах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кино и телевидение
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.10.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы режиссуры 5
1.1. Общая характеристика профессии режиссера 5
1.2. Принципы переноса прозы на сцену театра 9
2. Особенности профессии режиссера театрального жанра 13
2.1 Современные режиссеры театра Европы и России 13
2.2. Особенности театральной режиссуры на примере отечественных театров 14
Заключение 21
Список использованных источников 23

Фрагмент для ознакомления

Данные позиции на рубеже веков нашли свое продолжение и в творчестве мастеров, ставящих спектакли в русских театрах Молдовы, среди которых необходимо выделить таких режиссеров, как С. Василаки, Ю. Хармелин, В. Казаченко, Б. Мартынов, А. Плетнев.
Однако, следует заметить, что сменяющая модернизм эпоха постмодерна не могла оставить без изменений вахтанговские идеи. Еще американский критик Дж. Гасснер, опираясь на структуру и фактуру театральных произведений, эволюцию театра в период модернизма рассматривал, как переход от реализма к театральности и соотношение этих тенденций. И потому в лишенных стилистической чистоты постановках П. Вуткэрэу, Ю. Хармелина и С. Василаки очевиден результат данного синтеза.
Вопросы режиссерской стилистики Санду Василаки в период 90-х годов прошлого века затрагиваются Э. Королевой в статье Stilul spectacolelor pe baza literaturii clasice montate de A. Vasilache înanii’ 90. Небезынтересна и статья молдавского театроведа О. Гарусовой Вам и не снилось, где автор, анализируя спектакль Сон в летнюю ночь С. Василаки, высказывает (хоть и с оговоркой) мысль о том, что данная работа режиссера может стать «началом нового эстетического направления в театре им. А.П. Чехова». Несмотря на сомнения, слова театроведа оказались пророческими, о чем доказательно свидетельствуют постановки режиссера в русском театре.
Два полярных взгляда на подход С. Василаки к литературному первоисточнику в спектакле Братья Карамазовы высказывают О. Гарусова и Е. Шатохина в журнале Teatru. Но, отставив эмоциональную окраску высказываний, можно разделить точку зрения театроведов, которые, несмотря на существенные разногласия, все же сошлись единодушно в трактовке режиссерского метода мастера в представленной инсценировке романа Ф. Достоевского.
Стремлению режиссера театра им. Чехова И. Шаца к приемам условного театра посвящена статья В. Алесенковой Символизация в постановке Ильи Шаца, где автор на примере спектакля Вишневый сад доказательно раскрывает отдельные аспекты режиссерской методологии и стилистики мастера.
Феномен театральной условности и метафористики, охвативший на рубеже веков театральное пространство Молдовы (режиссерские работы П. Вуткэрэу, С. Василаки, Ю. Хармелина, И. Шаца, Д. Ахмадиева), на примерах театральной деятельности мастеров поэтической режиссуры ХХ века Вс. Мейерхольда, Г. Крэга, Л. Курбаса, П. Брука, Ю. Любимова, Р. Стуруа, Э. Някрошуса, Р. Виктюка всесторонне исследовал украинский театровед Валерий Пацунов в работе Театральная вертикаль.
С именем театрального новатора Вс. Мейерхольда связано не только формирование экспериментальной эстетики условно-поэтического театра, но и создание нового театрального языка, утверждающего принципы «театрального традиционализма». Придерживаясь творческого кредо - традиция и новаторство - режиссер, стремясь вернуть сцене яркость и праздничность, впервые в истории сценического искусства использовал методы конструктивизма и «циркизации театра». В своем творчестве к данным методам не раз обращались и В. Казаченко в русском театре им. Чехова (Сильные ощущения, Источник «Афродиты» и др.), и А. Плетнев в Тираспольском театре (Женитьба Фигаро).
Небезынтересна в рамках заявленной в диссертации темы выдвинутая Мейерхольдом мысль и о двух архетипах в режиссуре, которые в дальнейшем легли в основу противоположных режиссерских направлений. Суть теоретических изысканий новатора, сущность его постановочной режиссуры, теория и практика театрального гротеска, а также принципы актерской системы раскрыты в трудах В.М. Богданова- Березовского Мейерхольд. Статьи. Воспоминая. Письма, Н. Волкова Мейерхольд. Анализ теоретической деятельности мастера, его эстетика и особенности режиссерской методологии представлены в уникальной работе К. Рудницкого Режиссер Мейерхольд, а также в наследии самого режиссера - Статьи. Письма. Речи. Беседы, Лекции: 1918-191.
О постановках Юрия Хармелина в Государственном молодежном драматическом театре «С улицы Роз» писали О. Гарусова, Ю. Семенова (Юдович), Н. Торня, Е. Погодина, Е. Шатохина, Ю. Любецкая, З. Алимбаева, А. Юнко в журналах Teatru, Teatracție и газетах Независимой Молдове, Кишиневских новостях, Молдавских ведомостях, Ежедневной всеукраинской газетеи др. В этих статьях авторы делятся своими впечатлениями о премьерных спектаклях театра, анализируют творчество Ю. Хармелина, раскрывая отдельные аспекты его режиссерского дарования.
Следовательно, можно заключить, что:
В период конца ХХ - начала ХХI в.в. театральный процесс в русских театрах страны испытывал заметное влияние политических, экономических и социальных событий рубежа веков и характеризовался общими чертами, присущими другим русским театрам, находящимся в инонациональной среде.
Разрыв связей с русским театральным миром, приведший к утрате былого статуса и системы пополнения творческими идеями и кадрами, способствовал тому, что вопрос режиссуры решался за счет ведущих актеров, вынужденных заняться постановочной деятельностью. Однако отсутствие традиций режиссерской школы в стране привело к доминированию актерского типа режиссуры.
Положительный опыт национальных театров, взявших курс на включение молдавского театра в общеевропейский театральный контекст, а также сотрудничество с молдавскими режиссерами П. Вуткэрэу и С. Василаки, выступающими своеобразными катализаторами развития русского театра в Молдове, способствовало не только утверждению в отечественном русском театре нового эстетического направления, но и обозначило перспективы обращения к иным театральным системам, эксперименту, поиску нового театрального языка.
. Театральный процесс в русских театрах на перекрестке эпох характеризовался равноправным сосуществованием различных театральных, стилевых и эстетических систем, среди которых, ни одна не занимала доминирующего положения. Режиссура, дифференцируя сценический язык спектаклей, переставала быть единообразной, а освобождение от навязываемых прежде нормативов привело к своеобразному культу разностилья и эклектики, нашедшему отражение в сплаве различных актерских и режиссерских школ и направлений, что вполне отвечало всеядности постмодернистской полистилистики. Режиссеры смело миксовали хронотопы классического, модернистского и постмодернистского театров и потому ряд спектаклей, несмотря на заметное влияние традиций русской театральной школы, лишены стилистической чистоты.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Режиссер управляет всеми творческими процессами в труппе или на съемочной площадке. Это управленческая работа, которая включает в себя очень широкий круг обязанностей. Режиссер должен задавать идею, видеть картинку, которую нужно получить, и в соответствии с ней выстраивать работу всех членов группы. Получив сценарий, режиссер интерпретирует его, вносит свои изменения, доносит идею автора до актеров, а также следит за ее выполнением. Кроме того, режиссер изначально подбирает творческую группу, распределяет роли, утверждает актеров.
Сегодня профессия режиссера включает в себя ряд более узких специализаций:
Режиссер-постановщик является главой всей команды, работающей над каким-то проектом. Часто его называют просто режиссером. Этот специалист принимает все основные решения и несет ответственность за результат. В числе прочего он занимается подбором актеров, может вносить изменения в сценарий. Имена великих и талантливых режиссеров-постановщиков становятся известны широкой публике.
Непосредственно режиссер может быть помощником режиссера-постановщика в крупных проектах. Он снимает второстепенные сцены.
Ассистент режиссера - это тоже помощник, но еще более низкого звена. С этой должности обычно начинают карьеру молодые специалисты.
Звукорежиссер занимается звуковым оформлением, гармонично соединяет звуковую дорожку с изображением в кино и на телевидении.
Режиссер монтажа просматривает отснятый материал и выстраивает его соответствующим образом, часто вместе с режиссером-постановщиком.
Театральный режиссер ставит спектакли на сцене театра. В его обязанности входит организация всех мероприятий по постановке пьесы. Работа такого специалиста сильно отличается от тех, кто работает в кино.
В профессии режиссера есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, эта профессия очень интересная, она считается престижной и может приносить хорошие деньги.
С другой стороны, профессия очень ответственная и трудная. Настоящую карьеру удается сделать немногим. Для этого нужно много и упорно трудиться. График работы режиссера ненормированный, часто приходится работать сутками, иногда на улице и при любой погоде. Также возможны частые переезды и командировки.
Для того чтобы освоить профессию режиссера, нужно получить высшее образование в соответствующей сфере. Специализацию следует выбирать исходя из желания работать в определенной сфере: театр, кино, телевидение, цирк, эстрада и т.д.
Самыми престижными вузами России, готовящими будущих режиссеров, считаются следующие:
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
Российский университет театрального искусства (ГИТИС)
Театральный институт им. Б. Щукина
Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
Нельзя назвать профессию режиссера очень востребованной. Создание любых проектов требует финансовых вложений, и мало кто решается вкладывать деньги в неизвестных режиссеров. Однако, сегодня создается огромное множество фильмов, спектаклей, представлений и других проектов, в которых просто необходима работа режиссера. Поэтому для талантливых и трудолюбивых режиссеров работа всегда найдется. Наибольшую славу и успех режиссерам, как правило, приносят удачные кинопроекты.

Список использованных источников

Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – М., Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
Александровский Л.С. Pulp reservoir. Кинематографическое пространство Тарантино и его команды // Киноведческие записки, 1997. № 32. - С. 148-154.
Алеников В. Свой почерк в режиссуре. – М.: РИПОЛ Классик, 2015. – 430 с.
Барбой Ю М К теории театра СПб, 2008, Зоркая Н М На рубеже столетий У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг М , 1976, Кеидлер К Драма и классовая борьба Проблемы эпохи и конфликт в социалистической драме Веймарской республики М , 1974.
Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре. // Экономика и организация театра. Вып. 4. – Л.: Искусство, 1976.
Рудницкий К Л Режиссер Мейерхольд М, 1969, Струтинская ЕИ Искания художников театра Петербург - Петроград - Ленинград 1910-1920-е годы М, 1998, Титова Г В Творческий театр и театральный конструктивизм СПб , 1995.
Туровская МИ Кинофикация театра // Театр 1981 № 5 С 100-110, Февральский А В Мейерхольд и кино Пути к синтезу М , 1978.
Ушкарев А.А. История театрального дела в России (1756-1917 гг.). Хрестоматия. – М.: МХТ, 2008.
Холодов Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения театра. // К вопросу о предмете методологии искусствознания. – М., 1981.
Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
Орлов О.Л. Праздничная культура России. – СПб. : Культинформпресс, 2008. – 159 с.












2



3



13

23

Список использованных источников

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – М., Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Александровский Л.С. Pulp reservoir. Кинематографическое пространство Тарантино и его команды // Киноведческие записки, 1997. № 32. - С. 148-154.
3. Алеников В. Свой почерк в режиссуре. – М.: РИПОЛ Классик, 2015. – 430 с.
4. Барбой Ю М К теории театра СПб, 2008, Зоркая Н М На рубеже столетий У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг М , 1976, Кеидлер К Драма и классовая борьба Проблемы эпохи и конфликт в социалистической драме Веймарской республики М , 1974.
5. Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
6. Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре. // Экономика и организация театра. Вып. 4. – Л.: Искусство, 1976.
7. Рудницкий К Л Режиссер Мейерхольд М, 1969, Струтинская ЕИ Искания художников театра Петербург - Петроград - Ленинград 1910-1920-е годы М, 1998, Титова Г В Творческий театр и театральный конструктивизм СПб , 1995.
8. Туровская МИ Кинофикация театра // Театр 1981 № 5 С 100-110, Февральский А В Мейерхольд и кино Пути к синтезу М , 1978.
9. Ушкарев А.А. История театрального дела в России (1756-1917 гг.). Хрестоматия. – М.: МХТ, 2008.
10. Холодов Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения театра. // К вопросу о предмете методологии искусствознания. – М., 1981.

Вопрос-ответ:

Каковы основные составляющие профессии режиссер?

Основными составляющими профессии режиссер являются теоретические основы режиссуры, принципы переноса прозы на сцену театра и особенности профессии режиссера театрального жанра.

Каковы теоретические основы режиссуры?

Теоретические основы режиссуры включают в себя общую характеристику профессии режиссера, а также принципы переноса прозы на сцену театра.

В чем заключается общая характеристика профессии режиссера?

Общая характеристика профессии режиссера включает в себя знание теории и практики театрального искусства, умение работать с актерами, создавать театральные постановки и умение осуществлять режиссерскую концепцию.

Какие принципы используются при переносе прозы на сцену театра?

При переносе прозы на сцену театра используются такие принципы, как сжатие и абстрагирование сюжета, подчеркивание ключевых моментов и образов, использование театральных приемов и спецэффектов.

Какие особенности имеет профессия режиссера театрального жанра?

Профессия режиссера театрального жанра характеризуется не только знанием и умением работать с актерами, создавать постановки и осуществлять режиссерскую концепцию, но и имеет свои специфические особенности, которые зависят от конкретного театра и его творческой атмосферы.

Что такое режиссерские основы?

Режиссерские основы - это теоретические знания и навыки, которые необходимы режиссеру для работы в театре. Это включает в себя знание основных принципов режиссуры, технику переноса прозы на сцену театра, а также понимание особенностей различных театральных жанров.

Какие принципы следует учитывать при переносе прозы на сцену театра?

При переносе прозы на сцену театра режиссер должен учитывать несколько принципов. Во-первых, он должен сохранить главную мысль произведения и передать его эмоциональную составляющую. Во-вторых, режиссер должен уметь выбирать наиболее подходящие средства выразительности, такие как декорации, костюмы, свет и звук, чтобы передать задумку автора. И, наконец, режиссер должен учесть особенности театральной постановки, такие как размеры сцены, актерский состав и характеристики зрителей.

В чем особенности профессии режиссера театрального жанра?

Профессия режиссера театрального жанра имеет свои особенности. Режиссер должен быть способен работать с живыми актерами, уметь воплощать на сцене задумку автора и уметь передать эмоции зрителю. Кроме того, режиссер должен быть гибким и творческим, уметь работать в команде и иметь навыки организации театрального процесса.

Кто из современных режиссеров театра особо известен в Европе?

Среди современных режиссеров театра, особо известных в Европе, можно назвать Питера Брукa, Кристофера Марлоу, Роберта Вилсона и Симона Стоун. Эти режиссеры получили широкое признание своей работой и считаются одними из самых талантливых современных режиссеров.

Какие основные составляющие имеет профессия режиссера в театре?

Основные составляющие профессии режиссера в театре включают в себя: креативность, творческое мышление, способность к анализу и интерпретации текста, умение работать с актерами, понимание технических аспектов театрального производства, умение руководить коллективом и принимать решения.