Русские народные сказки в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 6060 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 26.03.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1.Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании 9
1.2.Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации 20
1.3.Воспитательные возможности сказок в формировании духовных основ и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. СТРАТЕГИЯ ПОСТАНОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы, задачи экспериментального исследования 35
2.3.Констатирующий этап и результаты исследования 36
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58


Фрагмент для ознакомления

Большую же часть произведений лучше читать по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является хорошим примером для детей.Следующий метод, который мы использовали - рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускались сокращения текста, перестановки слов, включения пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительный рассказ, чтобы дети заслушивались.Чтобы закрепить знания, осуществлялось использование дидактических игр на материале знакомых сказок, литературных викторин. Примеры дидактических игр - игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев) и другие.Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, можно отметить, что сказка имеет ценность благодаря своему непосредственному воздействию на ребенка, где мораль естественно связана с действиями и поступками героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в облегчении детям процесса слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и тому, чтобы текст лучше усваивался, глубоко воспринимался. Этим целям соответствует, прежде всего, прием выразительности чтения.Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается за счет того, что воспитатель использует разнообразные интонации, мимику, жесты. Все эти приемы направлены на представление детьми живого образа. Следующий прием - повторность чтения. Небольшая сказка, которая вызвала интерес детей, должна быть повторена тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, которые являются наиболее значимыми и яркими. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Также возможно сочетание повторного чтения и рассказывания с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово дает ребенку возможность создания зрительных образов, которые потом воссоздаются детьми. Задача воспитателя состоит в поощрении разнообразного творчества. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста –проведение выборочного чтения (отрывки, песенки, концовки).В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям посредством игрового пути, загадки, викторины. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие).Драматизация – это еще одна форма активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается добиться развития выразительности, произвольного внимания, воображения. Драматизация способствует воспитанию смелости, уверенностив своих силах, самостоятельности, артистичности. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда детьми было частично усвоено содержание сказки. Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к тому, чтобы действовать и воспроизводить текст. Также осуществлялось использование словесных приемов. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, чтение не должно прерываться объяснением отдельных слов и выражений, так как это приводит к нарушению восприятия произведения. Это лучше сделать до чтения.Широко распространенный прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию – это, конечно же, рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательному, долгому рассматриванию иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках.Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектаклей. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех. Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, во многом определяющим ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе воспитания. Книжная иллюстрация оказывает помощь в процессе познания мира, помогает осваивать нравственные ценности, эстетические идеалы, способствует углублению восприятия содержания сказки. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация помогает понимать литературный текст, формирует представление о его теме, идее, персонажах, указывает пути к оценке событий и героев действия. Иллюстрация погружает детей в художественный мир, позволяет прочувствовать его, «увидеть» персонажей, эмоционально откликнуться на них и их действия. Так как ребенок обладает еще малым жизненным опытом, ему сложно воссоздать в своем воображении то, о чем говорится в книге. Ребенок нуждается в том, чтобы увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник как одно из главных действующих лиц.Особенно важна книжная иллюстрация для старших дошкольников. Книга для ребенка всегда начинается с иллюстраций, что выступает для ребенка как стимул, чтобы освоить первые навыки чтения, а затем и усовершенствовать их. Высокопрофессиональная иллюстрация, учитывающая особенности детского восприятия, способствует возникновению интереса к книге и чтению. Если же речь идет о книге о природе и животных, то иллюстрации воспитывают ценностное, бережное, любовное отношение к природному миру, учат ребенка видеть его красоту, что есть важнейшая составляющая процесса эстетического и нравственного воспитания. Для детей одной текстовой информации недостаточно, ребенок обязательно нуждается в выразительном иллюстративном ряде. Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Вместе с детьми педагог обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста. Все вышеперечисленные приемы используются в работе педагогами, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.Здесь можно сказать о существовании следующих важных принципов при подборе и подаче сказки, выделенных в ходе экспериментов М.М. Кониной и О.Н. Пищухиной: 1.усложняемость (постепенное подведение детей от материала простого и легкого к материалу более сложному)2.чередование сложного и легкого3.контрастность содержания (сказки веселые и сказки с элементами страшного). Воспитание детей на материале русской народной волшебной сказки осуществляется поэтапно. Здесь возможно выделение следующих этапов педагогического руководства:1)этап, на котором активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов, сюжетов;2)этап, на котором ребенок овладевает способами творческих действий в процессе попыток собственного сочинения под руководством взрослого (замысел, схема построения сказочного повествования, средства выразительности);3)этап самостоятельного сочинения (по готовым или самостоятельно выбранным теме, сюжету, персонажам).В ходе занятий на материале волшебных сказок целесообразно осуществлять следующие основные виды деятельности детей:1. Слушание и запоминание сказок.2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).5. Рисование сказок.6.Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).7.Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.8.Пластические импровизации на тему сказок.Основные этапы, формы и методы работы со сказкой, педагогические задачи:1).Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.2). Активизировать словарь через диалоговую речь.3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.Театрализованная деятельность, а точнее, импровизации, игры и этюды играют большую роль в воспитании и нравственном развитии дошкольников. Если обратиться к анализу отечественной и зарубежной литературы по данной тематике, то становится очевидно, что участие в импровизациях, этюдах помогают старшим дошкольникам естественно и всесторонне развиваться. Таким образом, импровизации и этюды обладают большими воспитательными и развивающими возможностями. Принимая участие в импровизациях и этюдах дети учатся думать, анализировать, правильно выстраивать свое поведение. Этюды и игры-импровизации помогают активизировать творческий потенциал старшего дошкольника, совершенствовать культуру. В ходе исполнения определенной роли в игре-импровизации или в этюде ребенок учится ясно, четко и понятно излагать мысли, ставить себя на место того или иного персонажа, усваивает те или иные качества.Игры-импровизации и этюды как часть театрализованной деятельности обладают универсальным характером в плане педагогического применения. Достаточно богаты и коррекционные возможности данных форм работы со старшими дошкольниками. Именно театрализованная деятельность дает возможность решения многих педагогических задач, касающихся интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в импровизационных играх и этюдах, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, а значит, они познают мир. Одновременно посредством театрализованной игры мы можем привить детям интерес и любовь к родной культуре, литературе, театру, сформировать уважительное отношение друг к другу, помочь им преодолеть скованность и неуверенность в себе, которые мешают речевому развитию. Наконец, нельзя не заметить, что игры-импровизации и этюды учат детей быть творческими личностями, способными воспринимать все новое и импровизировать.Нельзя обойти внимание и тот факт, что участие в играх-импровизациях, этюдах способствует улучшению речи и ее грамматического строя. Согласно мнению многих исследователей, развитие в старшем дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком - это необходимые компоненты образованности и интеллигентности в дальнейшем.Если воспитатель умело ставит вопросы в процессе подготовки к игре-импровизации, то дети учатся анализировать, делать выводы. Таким образом активизируется процесс умственного развития, а данный процесс тесно связан с совершенствованием духовно-нравственных представлений. Участвуя в импровизациях и этюдах, дети получают новые богатые впечатления, соответственно, об увиденном и пережитом они хотят рассказать друзьям, родителям. Это также способствует развитию коммуникативных навыков старших дошкольников. Дети учатся вести диалог, передавать свои впечатления посредством монологической речи. На практике целесообразно применять различные по характеру этюды и игры-импровизации.Работа над этюдами – это хорошая школа, которая помогает детям выражать свои чувства, понимать других людей, слышать их. Впоследствии такие дети не будут испытывать речевых и коммуникативных трудностей не только со сверстниками, но и со взрослыми. Достаточно хорошие результаты можно получить, разыгрывая с детьми знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». На наш взгляд, лучше даже не заучивать текст с детьми, а дать им возможность импровизировать, придумать диалоги самостоятельно.Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности.После корректировки программы, каждодневного использования сказок с учетом вышеприведенных рекомендаций были проведены соответствующие наблюдения за детьми, по результатам чего получены следующие результаты. У детей стали преобладать такие взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.Повысился уровень сформированности отношений (отсутствуют дети с третьим уровнем)Появилась дифференциация нравственных отношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.Отношения в коллективе стали более сплоченными, реже стали происходить конфликтные ситуации.Менее выражены антипатии, что говорит о повышении духовно-нравственной культуры и терпимости по отношению друг к другу.При наблюдении учитывались следующие условия и уровни (таблица 2)Таблица 2Оценка проявления коммуникативных способностей детей в ходе эксперимента Уровень проявленияПроявление коммуникативных способностейВнешние проявления Усвоение норм, правил общения Взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками Отношение к окружающим Высокий Живой интерес, выдержка, спокойствие богатство эмоций Творчество, само-стоятельностьразумная исполни- тельностьАктивность, сотвор-чество, доверие, по- нимание, согласие, взаимоконтроль Гуманность, чуткость, великодушие, преданность, любовь, уважение Выше среднего Интерес, активность, положи- тельные эмоции, спокойствие Сдержанность веж-ливость, исполни- тельностьсамокон- трольСотрудничество, стремление помочь, активность, способность считаться с чужим мнением Терпимость, забот-ливость, уважитель- ностьвниматель- ностьСредний Равнодушие, пас-сивность, без- участность, слабость, вялость эмоций, фамиль- ярностьИсполнительность (формально под контролем), знание, но не выполнение, бескомпромиссность, авторитар-ностьПассивность, выполнение поручений по требованию, нейтральность по от- ношению к другим, автоматизм, безыни- циативностьОтсутствие интереса, невниматель-ность, равнодушие, скрытность, формализм Низкий Грубость, неуважи-тельностьотрица- тельные эмоции, импульсивность, кривляние, бурные реакции, чрезмерная активность (пассивность)крикливость Недостаток знаний, неспособность к со-блюдениюправил и норм поведения, вызов, бесконтроль- ностьЭгоизм, неспособ-ность считаться с чу- жим мнением, кон- фликтность (драчли- вость) Открытый – скрытый негативизм, обман, подозритель-ность, заискивание и ложная стыдливость Результаты наблюдений отражены на диаграмме 2.Диаграмма №2. Динамика развития сформированности нравственных представлений детей Выводы по второй главеНа основе проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:- в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается недостаточная степень сформированности представлений о дружбе, о межличностных отношениях, духовно-нравственных ценностях;- в старшем дошкольном возрасте дети уже испытывают потребность в дружбе, во взаимопомощи, имеют свои симпатии и антипатии, способны оценивать поведение свое и других людей с морально-нравственной позиции;- в рассматриваемом нами ДОУ «Золотой ключик» возможности сказки как средства духовно-нравственного воспитания использовались недостаточно полно, в частности, упор в программах делается на сюжетно-ролевых играх, применении возможностей художественной литературы, тогда как сказка использовалась фрагментарно.- предложенная нами программа основана на следующих педагогических условиях применения сказок как средства формирования нравственных представлений в старшей дошкольной группе: личностно-ориентированный подход, учет потребностей и специфики группы, атмосферы, которая сложилась в коллективе, принцип разнообразия сказок, подбор сказок с учетом того, какие коммуникативные, нравственные качества они могут у детей сформировать или скорректировать.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Основные жизненные ценности формируются в период роста ребенка, соответственно, большая роль в становлении личности дошкольника принадлежит ДОУ. Старший дошкольный возраст – это время, когда закладываются и усваиваются основные нравственные, моральные принципы поведения. Можно выделить следующие принципы духовно-нравственного воспитания в ДОУ: Воспитание на традициях. Принцип сотрудничества. Принцип целостности воспитательного процесса. Системно-организованный подход. Личностно-ориентированный подход. Принцип сохранения исторической памяти. В ходе духовное-нравственного воспитания в ДОУ используются игровые, коммуникативные и исследовательские, экспериментальные методы.В духовно-нравственном воспитании старших дошкольников актуально формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Здесь возможным является проведение разного рода мероприятий, в частности, речь идет о занятиях в игровой форме, посвященных доброте, вежливости, этическим проблемам, чтении художественной литературы, дискуссиях относительно поступков детей.Огромная роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит фольклору, народной культуре, и, конечно же, сказке как значимой ее составляющей. Сказка является кладезем народной мудрости. В сказке в доступной форме изложены вечные духовные ценности и истины, в том числе и связанные с нравственным поведением.Старшие дошкольники хорошо воспринимают материал волшебной сказки, она для них доступна и понятна. Через поступки героев сказок они учатся пониманию того, что хорошо и что плохо, как правильно себя вести, как оценивать свои действия и действия других с морально-нравственной позиции. Посредством сказки дети становятся более чувствительными, восприимчивыми и гуманными.Мы выделили следующие формы работы со сказкой в старшей дошкольной группе: чтение воспитателем, обсуждение, дискуссия, просмотр иллюстраций, пересказывание, игровые формы деятельности (в частности, речь идет о театрализованных играх и играх-импровизациях).Опытно-экспериментальная работа показала, что дети хорошо воспринимают сказочный материал.От степени гармоничности взаимодействия ребенка со сверстниками зависит его личностное и нравственное становление, старший дошкольный возраст – это время, когда мы закладываем основы для воспитания чувства товарищества, дружбы, умения помогать друг другу, испытывать сочувствие, сопереживание и т.п. И здесь сказка также может оказать помощь.Сказка – это, наверное, одно из самых эффективных средств формирования дружеских отношений в старшей дошкольной группе, поскольку она направлена на развитие коммуникативных навыков, учит детей корректно взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила общения, дети получают возможность научиться помогать друг другу, таким образом, отношения в коллективе становятся более теплыми, дружественными, исчезает яркая выраженность антипатии. Сказка – это еще и средство формирования и закрепления определенных правильных поведенческих моделей в выстраивании отношений с другими людьми, кроме того, сказка учит детей внимательному и бережному отношению к миру и природе. Нами был проведен эксперимент в старшей дошкольной группе на базе ДОУ «Золотой ключик», направленный на выявление степени сформированности дружеских отношений в детском коллективе, духовно-нравственных представлений, эффективности использования сказки как средства формирования духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста. Проведенный эксперимент, который основывался на методах наблюдения и беседы, мы сделали вывод о том, что в рассматриваемом ДОУ сказка использовалась преимущественно как средство общего развития, тогда как нравственный аспект отошел на второй план. Кроме того, эксперимент показал, что в группе уже сложилась дружественная атмосфера, однако конфликты все же случаются, дети не имеют сформированных представлений о чувстве дружбы и товарищества. С целью коррекции была предложена программа, основанная на использовании сказок, их подборе с учетом нравственной составляющей их эффективности для личностного развития ребенка. После внедрения программы снова были проведены наблюдения за детьми, которые показали положительную динамику – коллектив стал более дружным, дети охотнее обращают внимание на своих товарищей и их настроение, прекрасно вступают в коммуникацию, помогают друг другу в игровых и жизненных ситуациях. Таким образом, эксперимент показал, что сказка – это самодостаточное и весьма важное, незаменимое средство формирования нравственных представлений при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Сказка универсальна, разнообразна, дает воспитателям богатые педагогические, воспитательные возможности. Педагогические условия использования сказки как средства формирования нравственных представлений и духовно-нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте представлены такими принципами: системности, личностно-ориентированный подход, принцип разнообразия, принцип комплексности и регулярности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамюк, С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия./С.Ф. Абрамюк. – Нижний Тагил, 2008.Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-5/05-02-Boburova.pdfБожович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhlВведение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtmlГазман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.htmlЗапорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева-М.: изд. «Педагогика», 1990.Зелинский, К.В. Нравственное воспитание дошкольников и школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.Ильяш Е.Н. Развитие речи младших дошкольников через сказку. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-cherez-skazku-1192710Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека. 2006.Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.Полховская Н.А. Обобщение опыта работы "Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста". http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/26/obobshchenie-opyta-raboty-vospitanie-lyubvi-k-prirodeПомеранцева, Э.В. Судьбы народной сказки./Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. – 220 с.Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дисс…канд…педагогических наук. – М., 2015. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ‬М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки./Н. Рошияну. - М.: Наука, 1974. - 216 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htmСмирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.Соловцова, И.А. Духовное воспитание дошкольников и школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html Хрестоматия по педагогике.- Барнаул, 1999. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288Шляпникова, Е.А. Образная система народной и литературной сказки./Е.А. Шляпникова.// Сказка: научный подход к детскому жанру [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 апр. 2008 г., г. Нижний Тагил): в 2 ч. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2008. - 215 с. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. :Асар, 1998.

1. Абрамюк, С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия./С.Ф. Абрамюк. – Нижний Тагил, 2008.
2. Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-5/05-02-Boburova.pdf
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtml
5. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.
6. Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128.
7. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4.
8. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
10. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
11. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1990.
12. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание дошкольников и школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.
13. Ильяш Е.Н. Развитие речи младших дошкольников через сказку. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-cherez-skazku-1192710
14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005.
15. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.
16. Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2.
17. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.
18. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
19. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
20. Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.
21. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.
22. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека. 2006.
23. Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.
24. Полховская Н.А. Обобщение опыта работы "Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста". http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/26/obobshchenie-opyta-raboty-vospitanie-lyubvi-k-prirode
25. Померанцева, Э.В. Судьбы народной сказки./Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. – 220 с.
26. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дисс…канд…педагогических наук. – М., 2015.
27. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.
28. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ‬М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.
29. Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки./Н. Рошияну. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
31. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.
32. Соловцова, И.А. Духовное воспитание дошкольников и школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.
33. Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.
34. Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.
35. Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html
36. Хрестоматия по педагогике.- Барнаул, 1999.
37. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
38. Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288
39. Шляпникова, Е.А. Образная система народной и литературной сказки./Е.А. Шляпникова.// Сказка: научный подход к детскому жанру [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 апр. 2008 г., г. Нижний Тагил): в 2 ч. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2008. - 215 с.
40. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать русские народные сказки в духовно нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют важную роль в духовно нравственном воспитании детей. Они помогают формировать духовные основы и нравственное поведение у детей, развивают их эмоциональную и этическую сферы, способствуют развитию воображения, логического мышления и креативности.

Какую роль выполняет духовно нравственное воспитание в дошкольном образовании?

Духовно нравственное воспитание в дошкольном образовании направлено на формирование основных нравственных ценностей, развитие духовной сферы и эмоциональной сферы у детей. Оно помогает детям развивать этические нормы, учиться правильно воспринимать и оценивать мир вокруг.

Какие педагогические условия необходимо создать для духовно нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации?

Для духовно нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации необходимо создать такие условия, как: эмоционально-психологическая атмосфера доброты и уважения, соответствие педагогической практики нравственным ценностям, включение воспитательных задач во все аспекты образовательного процесса, использование различных методов и средств воспитания, включая русские народные сказки.

Какие воспитательные возможности имеют русские народные сказки в формировании духовных основ и нравственного поведения детей?

Русские народные сказки имеют огромные воспитательные возможности. Они помогают детям усваивать нравственные нормы и ценности, развивать эмоциональное восприятие и воображение, формировать навыки морального выбора и самоконтроля. Сказки также способствуют развитию коммуникативных навыков и социализации детей.

Какую роль играют русские народные сказки в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют значительную роль в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Они через ярких и запоминающихся героев и сюжеты передают ценности, этические принципы и моральные нормы. Сказки помогают детям развивать чувство справедливости, сострадание, учат быть доброжелательными, терпимыми и отзывчивыми. Они также способствуют формированию самоконтроля, волевых качеств и умение принимать решения.

Какие воспитательные возможности есть у сказок в формировании духовных основ и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста?

Сказки имеют множество воспитательных возможностей в формировании духовных основ и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Они помогают детям развивать воображение и эмпатию, позволяют воспринимать и анализировать моральные ценности. Через сказочные персонажи и сюжеты дети учатся отличать добро от зла, развивают умение принимать взвешенные решения и логическое мышление. Сказки также стимулируют развитие речи и фантазии у детей, что способствует их общему эмоциональному и познавательному развитию.

Какую роль играют русские народные сказки в духовно нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют важную роль в духовно нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Они помогают детям усваивать моральные ценности, формировать понятие о добре и зле, развивать эмпатию, эстетический вкус и воображение. Сказки также способствуют развитию речи, логического мышления и памяти детей.