Методы исследования развития ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 11 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 08.11.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Понятие «психологическая готовность к школе» 4
2. Личностная готовность 5
3. Волевая готовность 6
4. Интеллектуальная готовность 8
5. Социальная готовность 10
Заключение 12
Литература 13

Фрагмент для ознакомления

Интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе определяют: - опросными методами, направленными на определение общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний (ФИО ребенка и родителей, адрес, времена года и т.д.). - Определение степени развития словесно-логического мышления, - Гудкина Н.И. – методика «Домик», направленная на определение произвольного внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной реакции.5. Социальная готовностьСоциальная готовность ребенка к обучению в школе включает навыки и способности ребенка по вхождению в контакт с одноклассниками и педагогами. Так как дети, даже посещающие детский сад и остающиеся без родителей на некоторые промежутки времени, в школе оказываются среди незнакомых им людей.Умение ребенка строить общение со сверстниками и действовать вместе с другими, уступать им, подчиняться, если необходимо – это качества, обеспечивающие быструю адаптацию в новых социальных условиях. Это позволяет сформировать благоприятные условия для дальнейшего школьного обучения.Ребенку нужно быть готовым к принятию социальной позиции школьника, отсутствие которой затруднит адаптацию, даже если будет развита интеллектуальная сфера. Эти дети часто неровно учатся, проявляя успехи только на тех занятиях, которыми ребенок интересуется, а задания на остальных уроках он выполняет наспех, неаккуратно. Бывают ситуации, когда ребенок вовсе отказывается посещать школу. Это уже проявление недостатков в воспитании, которое может быть результатом запугивания ребенка школой, особенно если ребенок робкий и неуверенный в себе. Это говорит о том, что родители должны стараться выработать у ребенка позитивное отношение к учебе, книгам и педагогам. Социальная готовность ребенка к школе – первостепенная, родители должны уделять ее развитию большое количество внимания. Им необходимо научить ребенка строить взаимоотношения с ровесниками, сформировать дома такую обстановку, в которой дошкольник будет чувствовать себя уверенно, и хотеть ходить в школу.Эти компоненты социальной готовности к школьному обучению являются необходимыми и для нормального начала обучения ребенка в школе, не зависимо от сложности программы, но она является при этом адекватной возрасту ребенка, поступающего в первый класс. Если у ребенка есть желание обучаться в школе, он будет старательно выполнять все требования учителей, умеет работать в соответствии с образцом и правилом, хорошо обучаем, и не будет иметь в школе серьезных трудностей.Следует отметить, что важными являются и нравственно-волевые качества, такие как настойчивость и трудолюбие, прилежность и усидчивость, которые определяют удовольствие от учебы или ребенок будет тяготиться этим процессом. Дети, не обладающие названными качествами, на занятиях невнимательны, не стремятся к добыче знаний, запоминая только то, что получают, не затрачивая усилий. Иногда родители таких детей говорят о том, что уже в начале учебного года дети устали учиться и не хотят идти в школу.Социальную готовность можно определить посредством следующих методик:- методика Марцинковской Т.Д. «лесенка», направленная на исследование самооценки;- наблюдение за поведением ребенка в процессе обследования.ЗаключениеГотовность ребенка к школьному обучению в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это подразумевает разные стороны проявления различных видов готовности ребенка к разнообразным формам активности. В реальности это является индивидуальным уровнем развития каждого ребенка к началу обучения в школе.К моменту поступления в первый класс, ребенок должен иметь хорошую физическую подготовку, то есть параметры его физического развития не должны отклоняться от нормы, а даже несколько опережать ее.Ребенок должен обладать сформированными интеллектуальными предпосылками для старта систематического обучения. Это может выражаться возросшими возможностями умственной деятельности, хорошей ориентацией ребенка в окружающем мире. Ребенок должен уверенно выделять объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Он должен осознавать ряд наглядно выражаемых связей: временных, пространственных, функциональных и причинно-следственных.Должны сформироваться предпосылки для вхождения в более широкую социальную жизнь. Ребенок должен уметь общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, должен освоить основы культуры поведения. Ребенок должен уметь использовать все формы общения (деловое, личностное, познавательное). Также он должен обладать умением правильного построения предложений, составления связного рассказа, должен обладать разнообразным словарным запасом, внятной и выразительной речью.Ребенок должен уметь принимать общею цель и условия, быть заинтересованным в общем результате. Должны сформироваться элементы произвольности: проявление воли, умение сдерживать себя, проявлять терпение, быть настойчивым, то есть ребенок должен начать осознавать свои возможности, учиться оцениванию своих и чужих действий, с точки зрения общих ценностей.В конце дошкольного детства ребенок должен быть активным, любознательным, искренне устремленным в ближайшее будущее, хотеть стать школьником, получив новый социальный статус.Литература1. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л. В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. 2. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, Л. А. Венгер. – Томск: Пеленг, 2002. 3. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. 4. Волков, Б. С. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика / Б. С. Волкова, И. В. Волков. – М.: Просвещение, 2004. 5. Волкова-Гаспарова, Е. Ребенок идет в школу / Е. Волкова-Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2006. 6. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. – М: Просвещение, 2006. 7. Кирдяева, Н. В. Социально-ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н. В. Кирдяева // Начальная школа. – 2009. 8. Кулаковская, В. И. Ребенок и школа / В. И. Кулаковская // Ребенок в детском саду. – 2008. 9. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 2007. 10. Соколова, И. М. Организация предшкольной подготовки детей [Текст] / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. №7.

Литература
1. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л. В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000.
2. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, Л. А. Венгер. – Томск: Пеленг, 2002.
3. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005.
4. Волков, Б. С. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика / Б. С. Волкова, И. В. Волков. – М.: Просвещение, 2004.
5. Волкова-Гаспарова, Е. Ребенок идет в школу / Е. Волкова-Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2006.
6. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. – М: Просвещение, 2006.
7. Кирдяева, Н. В. Социально-ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н. В. Кирдяева // Начальная школа. – 2009.
8. Кулаковская, В. И. Ребенок и школа / В. И. Кулаковская // Ребенок в детском саду. – 2008.
9. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 2007.
10. Соколова, И. М. Организация предшкольной подготовки детей [Текст] / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. №7.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе?

Интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе определяют с помощью опросных методов, направленных на определение общей ориентации детей в окружающем мире и наличие у них базовых знаний. Такие методы могут включать вопросы о ФИО ребенка и родителей, адресе, времена года и другие бытовые знания.

Как определить социальную готовность ребенка к школьному обучению?

Социальную готовность ребенка к школе можно определить с помощью наблюдений и анализа его социального поведения. Важно обратить внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми, как установлены его отношения с учителями и взрослыми, насколько он умеет соблюдать правила и нормы поведения.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе - это готовность ребенка к новым психологическим и эмоциональным нагрузкам, которые ждут его в процессе обучения. Это включает способность к самостоятельности, адаптивности, умение справляться с эмоциями и стрессом, а также мотивацию к обучению.

Как определить личностную готовность ребенка к школе?

Личностная готовность ребенка к школе может быть определена через наблюдение за его коммуникативными и эмоциональными навыками. Важно обратить внимание на уровень самостоятельности, уверенности в себе, способность к самовыражению и общению с другими. Также можно провести беседу с ребенком, чтобы выяснить его интересы и мотивацию к обучению.

Что такое волевая готовность ребенка к школе и как ее определить?

Волевая готовность ребенка к школе - это готовность к сознательной деятельности, способности к концентрации внимания, саморегуляции и умению добиваться поставленных целей. Ее можно определить через проведение различных психологических тестов, которые позволяют оценить способность ребенка к самоконтролю и управлению своим поведением.

Какие методы используются для определения психологической готовности ребенка к школе?

Для определения психологической готовности ребенка к школе применяются опросные методы, которые направлены на определение общей ориентации детей в окружающем мире и их запаса бытовых знаний. Конкретные методы могут включать опрос детей и их родителей о ФИО ребенка и родителей, адресе, временах года и т.д.

Как определяется личностная готовность ребенка к школе?

Личностную готовность ребенка к школе можно определить с помощью различных методов. Например, проводятся наблюдения за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием и способностью к саморегуляции. Также проводятся интервью с ребенком и его родителями для выявления особенностей характера, социальной адаптации и т.д.

Как определяется волевая готовность ребенка к школе?

Определение волевой готовности ребенка к школе также может проводиться с помощью разных методов. Например, ребенка могут попросить выполнить задание, требующее сосредоточенности и настойчивости. Также проводятся игры и упражнения, направленные на развитие самоконтроля и саморегуляции.

Как определяется интеллектуальная готовность ребенка к школе?

Интеллектуальную готовность ребенка к школе можно определить с помощью опросов и тестов, направленных на оценку математических, логических и речевых способностей ребенка. Также проводятся игры и упражнения, развивающие память, внимание, мышление и речь.

Как определяется социальная готовность ребенка к школе?

Определение социальной готовности ребенка к школе включает различные методы. Например, проводятся наблюдения за способностью ребенка вступать в контакт с другими детьми, его социальной активностью и умением соблюдать правила поведения. Также проводятся интервью с ребенком и его родителями для выявления особенностей социальной адаптации и коммуникативных навыков.

Какие методы исследования используются для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе?

Интеллектуальную готовность ребенка к школе определяют опросными методами направленными на определение общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний.

Какие методы используются для измерения социальной готовности ребенка к школе?

Измерение социальной готовности ребенка к школе может проводиться с помощью наблюдений его поведения в коллективе, интервьюирования родителей и педагогов, а также анализа его социальных навыков и умений.