А.Шопенгауэр

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная философия
  • 1919 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.11.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. А.Шопенгауэр - биографический экскурс 5
2. «Мир как воля и представление» Шопенгауэра 7
3. Анализ философского наследия мыслителя 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

В основе искусства - «незаинтересованное созерцание» идей, которое освобождает субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскетизма, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны).
Исходной интуицией Шопенгауэровской философии является убеждение, что мир явлений есть лишь воображаемым миром, есть только пеленой, которая скрывает от человека свою истинную сущность. За пределами мира, возникшего благодаря образам, которые появились в человеческом мозге, существует независимый, самостоятельный, объективный мир, такой, как он есть. Итак, оказывается, что мнимая картина мира двойная и противоречивая, в этой картине все достоверно и упорядоченно, и одновременно все условно и эфемерно. Поэтому для философа существенным была задача преодолеть противоположности между субъектом и объектом, иллюзорным и реальным, свободой и необходимостью, и таким образом охватить вещи в их первоначальной подлинности. Истина не является производным элементом от системы знаний, а является самой глубокой тайной бытия.
А. Шопенгауэр убежден, что сущностью бытия, которая является нам в интуиции, мировая воля, как единственный метафизический исток мира, раскрывает себя в многообразии случайных проявлений. Категория свободы расматривалась многими философами, начиная с античной эпохи. Однако принципиальным отличием толкования воли по А. Шопенгауэру является то, что в его философии она выступает как слепая, бессознательная, свободная, иррациональная сила.
Мир как воля - это безграничный поток, в котором ничто не находит полного, непротиворечивого осуществления. Вечно ненасытная неудовлетворенность толкает природные силы на непрерывную борьбу за право доминировать. Утверждение "воля есть чистое стремление к жизни" произвело непосредственное влияние на философию жизни, представители которой интерпретировали жизнь как процесс непрерывного, творческого развития и становления, что подвластен только внерациональным способам схватывания (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон). Человек, как высшая объективация воли, не выражает его сути полностью и поэтому обречен на бесконечные поиски, непрерывное напряжение, чувство нехватки чего-то, неудовлетвореннось вечно «голодной» свободы. Страдания, по мнению А. Шопенгауэра, неотделимы от сущности воли, и полное уничтожение потребностей и стремлений возможно было бы только тогда, когда перестанет существовать сама воля, однако прекращение жизни воли является абсолютным уничтожением. Человек является осознанной волей к жизни и ее бытие является трагическим и лишенным смысла.
Шопенгауэр не делает выводов, что в жизни абсолютно все безнадежно. В окружающем нас мире, по мнению философа происходят постоянные повторения трагических состояний, и в этих повторениях виновата сама воля. Одной из составляющих того варианта «трагической диалектики», который создал Шопенгауэр, является понятие вины мировой воли. Следует заметить, что идеи этого пессимизма также нашли свое отражение в эстетике философии постмодернизма, особенно в литературе постмодернистского периода.

Заключение
Шопенгауэр, который соединил две парадигмы философствования, был и остается предтечей истинного философского гуманизма и, по определению, не мог быть принятым в XIX веке. Веке, который проторял путь к философии общего, общественного, государственного, да и тотального. Так, Шопенгауэр продолжает оставаться для широкой общественности "неизвестным", или, другими словами, его образ философствования остается "параболой".
Понятие “воля”, будучи центральным в философской системе А.Шопенгауэра (как, кстати, и Ф. Ницше), получила в его творчестве наиболее полную разработку.
Данное учение, в известной степени также представляет собой попытку анализа воли как социального явления. “Воля к жизни”, “воля к власти” как модификации мировой воли объявляются первопричиной всех изменений в мире, естественными побудительными реалиями социального развития; превращаются в самостоятельную силу, властвующую над миром.
Главная мысль философии А. Шопенгауэра состоит в том, что сначала мир существует как воля. На высшей ступени своей объективации слепая бессознательная воля освещается сознанием и порождает мир как представление. Субъект – воля, порождает объект (мир). Познаваемым является мир как представление, мир как объект, который не существует без субъекта.
Шопенгауэр через свое идейное многообразие и идеологическую многозначность непрерывно вызывает интерес. Мы находим у него возвышенно-аристократическое пренебрежение к порядкам сообщества «чистогана», по отношению к народным массам, предсказание грядущих потрясений, которых никак не избежать буржуазному обществу, осознание единых недостатков индустриальной цивилизации в любом ее определенном проявлении, неверие в то, что может отыскаться такая социальная причина, которая обеспечит прогресс социума в период ожидания ядерного и природного апокалипсиса, неопределенность и неуверенность появляются в довольно широких кругов интеллигенции, и пробуждает ощущения и настроения, которые тревожили одного из главных пессимистов на протяжении всей его жизни.
Выявленая специфика метафизики Шопенгауэра и гуманистическая ценность креативно-аксиологической направленности учения немецкого мыслителя позволяет опровергнуть негативные оценки и ярлыки, которые сопровождали исследования его творчества в отечественном философском дискурсе. Его идеи определили важное место концепций немецкого мыслителя в современной философской науке. Метафизическое мышление Шопенгауэра, основанное на надемпирических иррациональных понятиях, позволяет расширить границы сознания современного человека к глубинным источникам мироздания и способствует формированию парадигмально нового мировоззрения человека третьего тысячелетия.
Список использованной литературы
Приходько О.С. Философия человеческой воли и деструктивности (Шопенгауэр, Ницше). — Донецк : ООО ПКФ "БАО", 2013. – 395с.
Решетников Е.В. Метафизика в философии Артура Шопенгауэра. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — 312 с.
Шабанова Ю.А. За гранью рационального. Иррациональная метафизика Артура Шопенгауэра и пути становления духовной культуры XIX-XX веков: учеб. пособие по истории философии / Ю. А. Шабанова; Национальный горный ун-т. - Донецк: Национальная горная академия Украины, 2002.
Шабанова Ю.А. Метафизика в онтологическом учении Артура Шопенгауэра // Нова парадигма. – Запоріжжя: видавництво Запорізького державного університету. - 2000. - №16. - С.94-103
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: В 5 т. -Т.1 - М., 1992.
Щерба С.П. Философия. Учеб. пос. для студ. выш. учеб. зав. / С. П. Щерба, В. К. Щедрин, О. А. Заглада; Под общ. ред. С.П. Щербы. — К.: МАУП, 2010. — 216 с.
Аванесов С.С. Автономия воли: Кант и Шопенгауэр о бесцельности нравственного действия // Этическая мысль. – 2014. – № 14. – С.148-159
Интымакова Л.Г. Современники А.Шопенгауэра о его пессимизме: оценки и интерпретации // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2015. – № 2. – С.313-318
Щерба С.П. Философия. К, 2010. С. 128
Щерба С.П. Указ. соч. С. 130
Решетников Е.В. Указ. соч. С.22-23.
Решетников Е.В. Метафизика в философии Артура Шопенгауэра. Витебск, 2014. С.19
Приходько О.С. Философия человеческой воли и деструктивности (Шопенгауэр, Ницше). Донецк, 2013. С.56
Решетников Е.В. Указ. соч. С.29.
Приходько О.С. Указ. соч. С.59
Шабанова Ю.А. Метафизика в онтологическом учении Артура Шопенгауэра // Нова парадигма. – Запоріжжя: видавництво Запорізького державного університету. - 2000. - №16. - С.94-103
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: В 5 т. - М., 1992. -Т.1.-С.147
Приходько О.С. Указ. соч. С.64
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: В 5 т. - М., 1992. -Т.1.-С.311
Приходько О.С. Указ. соч. С.112
Приходько О.С. Указ. соч. С.87
Решетников Е.В. Указ. соч. С.42.
Щерба С.П. Указ. соч. С. 132












2

1. Приходько О.С. Философия человеческой воли и деструктивности (Шопенгауэр, Ницше). — Донецк : ООО ПКФ "БАО", 2013. – 395с.
2. Решетников Е.В. Метафизика в философии Артура Шопенгауэра. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2014. — 312 с.
3. Шабанова Ю.А. За гранью рационального. Иррациональная метафизика Артура Шопенгауэра и пути становления духовной культуры XIX-XX веков: учеб. пособие по истории философии / Ю. А. Шабанова; Национальный горный ун-т. - Донецк: Национальная горная академия Украины, 2002.
4. Шабанова Ю.А. Метафизика в онтологическом учении Артура Шопенгауэра // Нова парадигма. – Запоріжжя: видавництво Запорізького державного університету. - 2000. - №16. - С.94-103
5. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: В 5 т. -Т.1 - М., 1992.
6. Щерба С.П. Философия. Учеб. пос. для студ. выш. учеб. зав. / С. П. Щерба, В. К. Щедрин, О. А. Заглада; Под общ. ред. С.П. Щербы. — К.: МАУП, 2010. — 216 с.
7. Аванесов С.С. Автономия воли: Кант и Шопенгауэр о бесцельности нравственного действия // Этическая мысль. – 2014. – № 14. – С.148-159
8. Интымакова Л.Г. Современники А.Шопенгауэра о его пессимизме: оценки и интерпретации // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2015. – № 2. – С.313-318

Вопрос-ответ:

Каковы основные философские идеи Артура Шопенгауэра?

Основные философские идеи Артура Шопенгауэра заключаются в том, что мир является проявлением воли к жизни, а воля к жизни - всеобъемлющей и всепроникающей силой. Шопенгауэр считал, что жизнь определяется страданием, а освободиться от страдания можно только отрицанием воли к жизни. Он также утверждал, что искусство и музыка имеют особое значение, так как они позволяют нам временно освободиться от власти пространства и времени и пережить незаинтересованное созерцание идей.

Какую роль в философии Шопенгауэра играет искусство?

Искусство играет важную роль в философии Шопенгауэра. Он считал, что искусство, особенно музыка, может помочь человеку временно освободиться от страданий и ощутить незаинтересованное созерцание идей. Основная цель искусства, по Шопенгауэру, - не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли к жизни. Таким образом, искусство способно быть источником просветления и освобождения от привязанности к материальному миру.

Каково философское наследие Артура Шопенгауэра?

Философское наследие Артура Шопенгауэра включает в себя такие идеи, как отрицание воли к жизни, понятие воли как всеобъемлющей силы и ее проявлении в мире, а также учение о незаинтересованном созерцании идей через искусство. Шопенгауэр также оставил свое наследие в области этики, считая, что освобождение от власти воли к жизни возможно только через моральное поведение и подавление эгоизма.

Какие основные идеи Шопенгауэра влияли на развитие философии?

Основные идеи Шопенгауэра оказали значительное влияние на развитие философии. Его понятие воли как всеобъемлющей силы и проявления в мире повлияло на развитие экзистенциализма и феноменологии. Кроме того, его концепция искусства как способа освобождения от страдания и временного погружения в незаинтересованное созерцание вдохновила таких философов, как Фридрих Ницше и Мартин Хайдеггер.

Какой биографический экскурс предлагает статья о Шопенгауэре?

Статья предлагает биографический экскурс по жизни Артура Шопенгауэра.

Какой взгляд на мир выделяет Шопенгауэр в своей философии?

В своей философии Шопенгауэр выделяет взгляд на мир как волю и представление.

Какие аспекты философского наследия Шопенгауэра анализирует статья?

Статья анализирует философское наследие Шопенгауэра, включая вопросы о созерцании идей, освобождении от пространства и времени, роли музыки в искусстве и морали.

Какие основные идеи искусства подчеркивает Шопенгауэр?

Шопенгауэр подчеркивает, что искусство основано на незаинтересованном созерцании идей и служении воли к жизни. Он также выделяет музыку как высшее из искусств, которое отражает саму волю.