Работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка как способ развития речи младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 1919 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 25.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

1.Введение - …………………………………………………..стр. 3
2.Особенности развития речи детей в младшем
школьном возрасте - ……………………………………….стр. 4 – 5
3.Виды упражнений с синонимами, антонимами
и фразеологизмами - ………………………………………стр. 6 – 7
4. Упражнения для работы с синонимами - ………………..стр. 8 – 9
5.Упражнения для работы с антонимами - …………………стр. 10-13
6.Упражнения для работы с фразеологизмами - …………..стр. 14-15
Заключение - …………………………………………………...стр. 16-18
Список литературы - …………………………………………..стр. 19
Фрагмент для ознакомления

Учитель записывает столбиком 10 слов, к которым учащиеся подбирают одно слово, сходное по смыслу (синоним), и одно – противоположное (антоним). Выигрывает тот, кто подберет быстрее.
Образец: грязный – нечистый – чистый; низкий – невысокий – высокий.

Упражнения для работы с фразеологизмами
Упражнение № 1. Найдите в тексте фразеологизмы.
«И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже, словно пела в ее умелых руках. Когда писала она на классной доске условие задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился, и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и цифры. «Не спеши! Не скачи, подумай сперва, как следует!» - мягко говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в облачках мелового дыма». (Л.Кассиль)
Упражнение № 2. Найдите фразеологизмы в тексте.
«Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же, кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста». (К. Паустовский)
Упражнение № 3. Объясните значение словосочетания: «крокодиловы слезы». Составьте предложение, используя это фразеологизм.
Упражнение № 4. Объясните смысл словосочетания «сильный характер». Составьте предложение, используя этот фразеологизм.
Упражнение № 5. Подберите синонимы к слову «сильный», говоря о характере.
Упражнение № 6. Объясните смысл словосочетаний:
а) острый язык;
б) острый ум;
в) острый взгляд.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.
Упражнение № 7. Объяснить значение словосочетаний: «уйти в себя» и «выйти из себя».
Упражнение № 8. Подобрать синонимы к слову «золотые», говоря о руках.
Упражнение № 9. Объясните значение словосочетания: «ясность мысли».
Упражнение № 10. Составьте небольшой рассказ, используя 2 – 3 фразеологизма.

Заключение
Работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка способствует речевому развитию младших школьников.
Увеличивая словарный запас языка, синонимы служат одним из показателей его богатства. Знание синонимов необходимо учащимся для того, чтобы иметь возможность выражать свои мысли наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками. Важно помнить, что знание языка зависит не только от богатства словаря, но и от умения выбрать нужное слово из ряда других, близких по значению.
Занятия по подбору антонимов не только обогащают словарный запас учащихся, но и развивают их мышление, делают их речь логически последовательной, яркой и эмоциональной.
Фразеологизмы обогащают речь учащихся, развивают их образное мышление. На фразеологическом материале дети осмысливают переносное, иносказательное значение слов, образность языка, выразительность, эстетическую ценность, нравственную позицию, юмористический эффект.
Выбор синонимов не сразу и нелегко дается школьникам. Для обучения этому необходима планомерная, систематическая работа. Антонимы усваиваются легче: отношения противоположности нагляднее, чем едва уловимые различия в значениях синонимов.
Фразеология широко представлена в круге детского чтения. Необходимо больше использовать фразеологический материал и на уроках русского языка в начальных классах. Это позволит не усложнить , а разнообразить ход урока.
Система работы с антонимами, синонимами и фразеологизмами дает устойчивые положительные результаты, значительно обогащают речь учащихся, что наглядно видно на диаграммах.

В начале и в конце учебного года учащимся были предложены контрольные задания по подбору синонимов, антонимов и включению их в текст. С целью анализа результатов работы с фразеологизмами учащимся было предложено пересказать сказку, в которой имеются фразеологизмы, а затем объяснить их.

Диаграмма уровня развития речи (начало учебного года)
высокий уровень – 12%
средний уровень – 56%
низкий уровень – 32%

Диаграмма уровня развития речи (конец учебного года)
высокий уровень – 24%
средний уровень – 64%
низкий уровень – 12% Диаграмма уровня пассивного словарного запаса (начало учебного года)



высокий уровень – 8%
средний уровень -68%
низкий уровень – 24%

Диаграмма уровня пассивного словарного запаса (конец учебного года)


высокий уровень – 12%
средний уровень – 76%
низкий уровень – 12%

Список литературы

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Язык мой – друг мой. М., Учпедгиз, 1963.
Баранов М.В. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988.
Вальчук Е.В. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. М., 1990.
Введенская Л.А. Путешествие в удивительный мир слов. М., 2008.
Дидактический материал по грамматике и развитию речи. М., 1967.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., Академия, 2004.
Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. 2006/4; 27-31.








1


Список литературы

1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Язык мой – друг мой. М., Учпедгиз, 1963.
2.Баранов М.В. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988.
3.Вальчук Е.В. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. М., 1990.
4.Введенская Л.А. Путешествие в удивительный мир слов. М., 2008.
5.Дидактический материал по грамматике и развитию речи. М., 1967.
6.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., Академия, 2004.
7.Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. 2006/4; 27-31.

Вопрос-ответ:

Какие задачи решаются при работе с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка для младших школьников?

Работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка помогает развить речь у младших школьников. Это позволяет детям расширить словарный запас, укрепить навыки чтения и письма, улучшить понимание смысла текста и развить креативное мышление.

Какие особенности развития речи у детей в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте дети активно развивают навыки говорения и письма. Они осваивают новые слова и грамматические конструкции, учатся строить связные высказывания. В это время важно помочь им развить гибкость языка, способность использовать разные синонимы и антонимы, а также правильно употреблять фразеологизмы.

Какие виды упражнений предлагаются для работы с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка?

Для работы с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка можно использовать разные упражнения. Например, детей можно попросить найти синонимы или антонимы к определенному слову, составить предложения с данными словами, объяснить значение фразеологизма и использовать его в своих высказываниях.

Какие методы развития речи младших школьников рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает работу с синонимами, антонимами и фразеологизмами на уроках русского языка как способ развития речи младших школьников.

Какие особенности развития речи можно выделить у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста наблюдается увеличение словарного запаса, развитие грамматической структуры речи, усвоение правил русского языка, улучшение артикуляционной стороны речи и развитие навыков самостоятельного высказывания.

Какие виды упражнений с синонимами, антонимами и фразеологизмами рассматриваются в этой статье?

В данной статье рассматриваются следующие виды упражнений с синонимами, антонимами и фразеологизмами: заполнение пропусков в предложениях, составление предложений с заданными словами, различные игры и задания на сочетание синонимов и антонимов, а также расшифровка и объяснение фразеологизмов.

Можно ли привести примеры упражнений для работы с синонимами?

Да, можно. Например, одно из упражнений для работы с синонимами предлагает заполнить пропуски в предложениях, выбирая подходящие синонимы из предложенных вариантов. Также можно попросить детей составить предложения, используя заданные слова-синонимы.