Своеобразие лирической героини М. Алигер

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Русская литература
  • 1111 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 23.06.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План:
1. Творческий путь М. Алигер.
2. Характерные особенности ранней лирики М. Алигер
3. Особенности образа лирической героини поэзии 30-40-х годов
Фрагмент для ознакомления

Подвиг, самоотречение героини так же просты, в них нет ничего героического, именно такой подвиг совершает каждый любящий во имя своего любимого или любимой:Если ты устанешь от жажды,я ручьем обернусь однажды,—подойди, наклонись, испей.Если ты отдохнуть захочешьпосредине кромешной ночи,все равно — в горах ли, в лесах ли,—встану дымом над кровлей сакли,вспыхну теплым цветком огня,чтобы ты увидал меня.(«Я хочу быть твоею милой», 1940)Любовь понимается как чувство, которое из души человека проникает в каждую частичку окружающего мира, делая его комфортным, теплым и уютным для того, кто рядом. Невероятная теплота, нежность, гармония веет от слов:Это я в оборотном свистесоловья. Распустились листья,в лепестках — роса. Это — я.Это — я. Облака над садом...Хорошо тебе? Значит, рядом,над тобою — любовь моя!(«Я хочу быть твоею милой», 1940)Именно такая откровенность и лиричность делает поэзию М. Алигер вечной.В своей любви лирическая героиня не слепа, она размышляет, дает оценку своему чувству, не замыкаясь лишь на своих переживаниях. В одном из произведений героиня размышляет, что означает для нее любовь, и приходит к выводу, что любовь – это дорога, ведущая двух людей вперед:Теперь я уверена: наша любовь — это путь,чуть видная тропка и снова большаядорога…(«Мне раньше казалось, что наша любовь – это дом», 1940)И опять автор как будто специально избегает романтичности, пафосности в своей идеи любви. Ее образы максимально земны и житейски – это брезентовая палатка, заплечные мешки, кочевое жилье:Нам служит пристанищем наша большая земля.Взлетают рассветы... Сырые брезентыпалаток...В туманных долинах дымок кочевого жильяи лёгких заплечных мешков дорогой беспорядок.(«Мне раньше казалось, что наша любовь – это дом», 1940)С одной стороны, мы можем предположить, что эти образы вызваны особенностями быта и мировоззрения комсомольской молодежи, которая действительно строила свою любовь параллельно со строительством нового советского государства. С другой стороны, присутствие образов природы (камни, вода, ливни, громы, радуга), мысль о том, что земля – наш большой дом, придают стихотворению философский смысл, и любовь приобретает высший смысл, становится своеобразной путеводной звездой в жизненном пути каждого человека.Именно совместное продвижение по жизни, по мнению автора, обеспечивает счастье в любви:Пусть наша любовь остаётся такой навсегда,вперёд уводя неразгаданностью поворота.(«Мне раньше казалось, что наша любовь – это дом», 1940)Поэтесса в стихотворениях затрагивает не только тему любви. Дружба – вот еще одна ценность человеческого общения, о которой пишет М. Алигер. В произведении «Друг», посвященному В. Луговскому, лирическая героиня выражает собственное представление о дружбе. Идеалом истинного друга выступает конкретный человек:Наши двери притворяет плотно, в наши сени входит человек. Тишину движением нарушив, он проходит, слышный и большой.………………………………………..Это только маленькие души могут жить одной своей душой. Настоящим людям нужно много.(«Друг», 1935)Таким образом, рождается образ настоящей дружбы, в которой нет предательства, а горе и радость – совместны. Дружба – огромная, бескрайняя как море. Дружба навсегда:Мне не надо дружбы понемножку.Раздавать, размениваться? Нет!………………………………………..Я отныне требую высокой, неделимой дружбы навсегда.(«Друг», 1935)Во многих ранних стихотворениях о любви, дружбе, мире образ лирической героини романтичен. Ее романтизм в идеалистических представлениях, в высоких требованиях к себе и людям. В рассуждениях лирической героини чувствуется ее юный возраст, отсутствие жизненного опыта, печальных или счастливых событий. Лишь в начале 40-х годов после пережитых драматических ситуаций появятся в лирике М. Алигер драматизм и глубина душевных переживаний.Список литературыАлигер М. И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы (1932-1945). – М.: Худож. лит., 1984.Безелянский Ю. Маленькая пичуга советской поэзии // http://www.alefmagazine.com/pub1547.htmlКазак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8Медовар Лазарь. Маргарита Алигер:жизнь в литературе // http://www.lechaim.ru/ARHIV/98/medovar.htmСидорова Е. Верность (О творчестве Маргариты Алигер) / Алигер М. И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы (1932-1945). – М.: Худож. лит., 1984.

Список литературы
1.Алигер М. И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы (1932-1945). – М.: Худож. лит., 1984.
2.Безелянский Ю. Маленькая пичуга советской поэзии // http://www.alefmagazine.com/pub1547.html
3.Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
4.Медовар Лазарь. Маргарита Алигер: жизнь в литературе // http://www.lechaim.ru/ARHIV/98/medovar.htm
5.Сидорова Е. Верность (О творчестве Маргариты Алигер) / Алигер М. И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы (1932-1945). – М.: Худож. лит., 1984.

Вопрос-ответ:

Какой творческий путь прошла М. Алигер?

М. Алигер прошла путь от романтической лирики (30-е годы) к социальной лирике (40-е годы).

Какие особенности ранней лирики М. Алигер?

Особенностями ранней лирики М. Алигер являются романтическая мотивация, использование образов природы и героини, самоотречение героини.

О каких особенностях образа лирической героини в поэзии 30-40-х годов говорится в статье?

В поэзии 30-40-х годов образ лирической героини характеризуется подвигом самоотречения и отсутствием героических черт.

Какой подвиг совершает каждый любящий по статье?

По статье, каждый любящий совершает подвиг самоотречения во имя своего любимого или любимой.

В каком случае обращается героиня к адресату в стихотворении по С. Маршаку?

Героиня обращается к адресату, когда тот устанет от жажды или захочет отдохнуть.

Чем отличается лирическая героиня М. Алигера от других поэтических образов?

Лирическая героиня М. Алигера отличается своеобразием: она несет в себе силу самоотречения, подвижничество и необычайную простоту.

Какие особенности присутствуют в ранней лирике М. Алигера?

В ранней лирике М. Алигера присутствуют характерные особенности, такие как проявления самоотречения героини, отсутствие героических элементов и подвиг, совершаемый каждым, кто любит.

Каким образом создается образ лирической героини в поэзии М. Алигера 30-40 годов?

Образ лирической героини в поэзии М. Алигера 30-40 годов создается через сравнения и метафоры, которые передают ее связь с природой и способностью преображаться для своего возлюбленного.

В чем заключается подвиг самоотречения героини поэзии М. Алигера?

Подвиг самоотречения героини поэзии М. Алигера заключается в ее готовности быть ручьем, чтобы напоить своего возлюбленного, или превратиться в гору, чтобы дать ему покой в кромешной ночи.

Какое значение имеет подвиг самоотречения героини поэзии М. Алигера для каждого любящего?

Подвиг самоотречения героини поэзии М. Алигера имеет значение для каждого любящего человека, так как он иллюстрирует готовность отдаться ради любимого или любимой и воплотить истинное чувство без всякой героичности.

Какой творческий путь прошел М. Алигер?

М. Алигер прошел значительный творческий путь, начав публиковать свои стихи в начале 1920-х годов. В течение своей карьеры он пережил различные фазы и эволюции в своей поэзии, от ранней лирики до поэзии 30-40-х годов. Он был признан одним из ведущих поэтов своего времени и оставил значительный след в русской литературе.