«Педагогические речевые жанры (объяснительный монолог, толкование текста, вступительное слово и. т.д.)».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Риторика
  • 88 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 05.12.2017
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Определение понятия «педагогический речевой жанр» 3
2. Классификация педагогических речевых жанров 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
Список использованной литературы 6
Фрагмент для ознакомления

Жанр свободно выбирается учителем, поэтому знание жанровых критериев помогает выбрать объем текста, стилистико-речевое оформление, позволяет прогнозировать результат.ЗАКЛЮЧЕНИЕСледуя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что речь преподавателя складывается из различных стереотипных учительских высказываний, жанров, определяющихся коммуникативными намерениями учителя в разных, происходящих в течение урока, учебно-речевых ситуациях. На этапе урока объяснения нового материала преподаватель оперирует следующими жанрами – школьная лекция, сообщающая или эвристическая беседа; разъяснение, формулировка учебной проблемы, формулировка гипотезы. Урок всегда начинается со вступительного слова преподавателя, на этапе закрепления изученного материала может происходить беседа, которая сопровождается различными вопросами либо обобщающая беседа по теме. Заканчивается урок подведением итогов и заключительным словом преподавателя. Список использованной литературыСмелкова З.С., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А.Риторика – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 448 с.Сковородников А.П.Эффективное речевое общение. Словарь-справочник. Сибирский федеральный университет, 2014. – 852 с.Салимовский В.А. Речевой жанр. Стилистический энциклопедический словарь русского М.: Флинта: Наука, 2003. – 696 с.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Ювента: Баллас, 2005. – 175 с.Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока. Екатеринбург: Уральск, гос. ун-т им. A.M. Горького, 2002. – 24 с.

Список использованной литературы

1. Смелкова З.С., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Риторика – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 448 с.
2. Сковородников А.П. Эффективное речевое общение. Словарь-справочник. Сибирский федеральный университет, 2014. – 852 с.
3. Салимовский В.А. Речевой жанр. Стилистический энциклопедический словарь русского М.: Флинта: Наука, 2003. – 696 с.
4. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Ювента: Баллас, 2005. – 175 с.
5. Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока. Екатеринбург: Уральск, гос. ун-т им. A.M. Горького, 2002. – 24 с.

Вопрос-ответ:

Что такое педагогический речевой жанр?

Педагогический речевой жанр - это определенный вид высказывания, используемый преподавателями и учителями в процессе обучения и воспитания, который имеет свои особенности как по содержанию, так и по структуре.

Какие бывают педагогические речевые жанры?

Педагогические речевые жанры можно классифицировать на несколько типов: объяснительный монолог, толкование текста, вступительное слово и другие. Каждый из них имеет свои цели и особенности использования.

Зачем учителю знать жанры педагогической речи?

Знание жанров педагогической речи помогает учителю выбрать подходящий объем текста, определить стилистическое оформление и прогнозировать результат общения с учащимися. Это необходимо для эффективного передачи знаний и достижения поставленных целей.

Какой жанр педагогической речи выбирается учителем?

Жанр педагогической речи выбирается учителем самостоятельно в зависимости от цели обучения и конкретной ситуации. Каждый жанр имеет свои особенности и задачи, поэтому учитель должен правильно подобрать подходящий.

Из чего складывается речь преподавателя?

Речь преподавателя складывается из различных стереотипных жанров педагогической речи, таких как объяснительный монолог, толкование текста, вступительное слово и другие. Сочетание этих жанров позволяет передать информацию и взаимодействовать с учащимися.

Каково определение понятия "педагогический речевой жанр"?

Педагогический речевой жанр - это специфический вид речи, который характеризуется особыми стилистическими и коммуникативными особенностями и используется в образовательном процессе для передачи информации, объяснения темы и проведения учебных занятий.

Какие бывают классификации педагогических речевых жанров?

Существует несколько способов классификации педагогических речевых жанров. Один из них основан на цели и функции жанра: разъяснительные, иллюстративные, практические и др. Второй способ основан на форме и структуре: монологи, диалоги, вопросно-ответные формы и др. Ещё один способ классификации основан на типе информации: рассказы, объяснения терминов, толкование текстов и др.

Почему знание жанровых критериев помогает выбрать объем текста и стилистико-речевое оформление?

Знание жанровых критериев позволяет определить цель и функцию жанра, а также его характерные черты и особенности. Исходя из этого, можно выбрать подходящий объем текста и его форму. Например, если необходимо объяснить сложную тему, то можно выбрать монологический жанр с подробным рассмотрением каждой составляющей. Стилистико-речевое оформление также зависит от жанра: в некоторых случаях может быть необходимо использование специальных терминов или жаргонных выражений.

Каков вывод, следуя из всего вышесказанного, о речи преподавателя?

Вывод заключается в том, что речь преподавателя состоит из различных стереотипных жанров, которые определяются целью и функцией коммуникации. Знание жанровых критериев позволяет прогнозировать результат и эффективно организовывать учебные занятия.

Какие жанры педагогической речи выбираются учителем?

Жанр педагогической речи свободно выбирается учителем в зависимости от цели и содержания учебного занятия. Например, для подробного объяснения нового материала может быть выбран монологический жанр, а для активизации учеников - диалогический жанр или вопросно-ответная форма. Главное, чтобы выбранный жанр соответствовал целям и потребностям обучения.

Что такое педагогический речевой жанр?

Педагогический речевой жанр - это форма коммуникации, используемая педагогом в образовательном процессе для осуществления обучения, воспитания и развития учащихся. Это специфический вид речи, который предполагает использование определенных стилевых и жанровых приемов для достижения педагогических целей.

Какова классификация педагогических речевых жанров?

Педагогические речевые жанры можно классифицировать по различным признакам. Одним из возможных вариантов классификации является деление на объяснительный, иллюстративный, аргументативный и рассуждающий жанры. Объяснительный монолог, толкование текста, вступительное слово и другие являются примерами педагогических речевых жанров.