Организация проведения туристических походов с участием 6-8 классов в рамках курса ОБЖ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: ОБЖ
  • 4545 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 21.12.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Проведение походов со школьниками 5
1.1. Анализ учебной программы по ОБЖ 6-9 классов по вопросам приоритетного выявления тематики походов 5
1.2. Виды туристических походов 9
1.3. Требования к организации походов с детьми школьного возраста 15
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Обеспечение безопасности несовершеннолетних при туристских походах 26
2.1. Этапы организации туристских походов несовершеннолетних 26
2.2. Подготовка школьников к походу 30
2.3. Обобщение опыта походов, которые были проведены 35
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Фрагмент для ознакомления

)Электричка (t)другой транспортСоревнования (команды-время)Смелость и настойчивость рождает преодоленияСбор (место)ИгрыконкурсыИмя, отчество руководителяПравила поведения в лесу= НЕ орать (зря)= Не мусорить;= Не ломать.оплатаВыборы: командир,помощникзавхоз,комендант,команды(По 4-6 человек)билетыЧай, сборы!!!слушатьсмотретьдуматьделатьпитаниеснаряжениепрограммавместеВыводы - опыт (практика)проведениепереходтехника безопасностистанцияОчень важным в туристском походе является общение. В походах необходимо стараться любую возможность использовать для поддержки общения. Мы придерживались туристского обычая: на привале продукты выкладывать на общий стол, кипятить чай и обедать все вместе. Участники группы вместе собирают хворост на костер, разжигают огонь, готовят бутерброды, участвуют в конкурсах, соревнованиях, то есть заняты общим делом. Такой поход создает атмосферу доброжелательности, товарищества, дружбы.2.2. Подготовка школьников к походуОбщие сведения о снаряжении для туризма и экспедицийКаждый путешественник берет в дорогу необходимые ему предметы. Все эти предметы: одежда, инструменты, оружие и другие вещи - называются снаряжением. В зависимости от условий, цели и особенностей похода подбирается и снаряжение. Снаряжение в любом путешествии должно во всем помогать человеку, иметь четкое целевое назначение.Снаряжение для туристских путешествий и экспедиций можно разделить на несколько групп:Одежда и личные вещиПредметы специального назначенияИнструментыПродуктыПредметы общего быта и снаряжения [31]Хорошее снаряжение имеет следующие качества:прочность, легкость, надежность, универсальностьВ туристских группах снаряжения разделяют на личноеи групповое.Личное снаряжение. Вещи и предметы туристского снаряжения, которые участник похода использует непосредственно для себя, относятся к личному снаряжения. Собираясь в путешествие, не забывайте об индивидуальных особенностях своего организма и характера (см. Таблицу 2).Таблица 2Перечень личного снаряженияПеречень личного снаряженияНаименованиеособенности1-2-дневный походРюкзак (широкие лямки)Капроновый, объемный*Коврик-подстилка ( «пена»)3 полиуретана, многослойный*Накидка или полиэтиленовая пленкаУкрывает от дождя и мокрого снега*Спальный мешок или одеялоИмея пуховик, берут пуховую «ногу»*Штормовка (зимой - с опушкой)Защитная, крепкая, с капюшоном*Костюм полевой (штормовой)Штормовка, соединенная с н / комбинезоном*Брюки или п / комбинезон3 капрона, нейлона - удобные зимойКуртка пуховая или меховаяВ межсезонье замена – ватникмаска ветроморозозащитнаяПодходит от строительного комплектасвитер шерстянойДлинный, закрывает поясницу*спортивный костюмотдельная упаковка*Личная одежда, плавки, купальникотдельная упаковка*Обувь ходовое, основное (кожаная)Ботинки, сапоги, кроссовки*Обувь запасная (в отдельном мешке)Кеды, кроссовки, спортивные тапочкиМеховые мягкие сапоги, чулкиЧуни, мокасиныНоски простые (хлопок, лен)*Носки запасные (полушерстяные,шерстяные)Упакованные в полиэтилен, «всегда под рукой»*стельки запасныеРукавицы брезентовые, перчаткиЗимой - перчатки теплые, меховыеШапочка, другой головной убор,шарфЛето - кепка; зима, ветер – шапкамеховая, шерстяная*Полотенце, мыло, щетка, паста, расческаВесь гигиенический набор - в отдельном мешочке*Кружка, миска, ложка, ножНе со стекла, в чехле*Спички, часть свечи, оргстеклоСпички полезно иметь в нескольких местах*Нитки, иголкаВ закрытой капсулеОчки защитные и личныеВ прочном футляреБлокнот, карандаш, ручка, документыВ непромокаемой упаковке*Ключи, деньги, часы, компасЗакреплено на себе или в упаковке*И все. пакет, личная МедаптечкаТехсредства в соответствии с условиями путешествия*«Пендаль»пенополиуретановая подложка*Лыжи, палки, креплениябахилыБотинки, гетры и др.шнур лавинныйсделать разметкустраховочная системаОбвязка, беседкаРепшнур, капроновая лентаВозможно: тонкий шпагат, запасной ременьАмортизатор (приложение к страховке)нужна проверкаЛедоруб, молотокАльпеншток, айсбайль, айс-фифиКарабины альпинистские (инд.)если нужнокаскаИзделия для горных и водных походовспасательный жилетнужна проверкаШкольникам для туристских походов лучше выбрать универсальный регулируемый рюкзак среднего объема.Каждый путешественник складывает снаряжения в рюкзак в зависимости от своих привычек и опыта. Но все же есть некоторые общие правила, которые существенно помогут новичку, а также будут очень полезны любому опытному туристу.Рюкзак должен ровно и плотно прилегать к спине человека, не давить на плечи вниз, не шататься, а не оттягивать назад, держать низко центр тяжести, вместе с корпусом участника реагировать на быстрые изменения положения тела (для удобства быстрой реакции в лыжном походе или на горных склонах ). Рюкзак должен быть, по возможности, обтекаемым, регулироваться по всем направлениям, легко надеваться, не мешать при ходьбе, желательно, чтобы участник мог в случае необходимости мгновенно освободиться от него. Рис.1. Схема складывания рюкзака для туристского походаСбор рюкзака - это умение, основанное на практических навыках (см. Рис.1.). Надо так суметь сложить вещи, чтобы каждую из них можно было быстро достать, чтобы они не мешали друг другу, а не испортились и сохранились в случае падения рюкзака, чтобы все было упаковано компактно и удобно. Перед укладкой пустой рюкзак надо положить спинкой на пол, входом в себя, расправить все складки, уголки, лямки, стягивающие ремни.Чтобы поддержать форму рюкзака и сохранить осанку, кроме станковых, полутвердых и эластичных регулируемых систем, положительный эффект дают два листа или труба из пенополиуретана, проложенные по контуру. Удобство упаковки основано также на компоновке вещей в функциональные пакеты (блоки). Желательно все держать в чехлах. Кроме этого, части снаряжения неплохо взаимокомбинируются. Ломкие, бьющееся или такое, что может лопнуть, раздавиться (Медаптечка, фонарик, пластиковые емкости, приборы, оптика, экспонаты и т.д.) - можно перекрыть лавинной лопатой, убрать в котелок, охватить веревкой, завернуть в пуховик и т. Д. Не следует подвешивать что-нибудь в рюкзак сзади на склон, не поднимать к проблемному состоянию центр тяжести упаковками над верхним клапаном, главное - это удобство для переноски. Укладки и упаковки всего снаряжения в рюкзаке должно быть плотным, а не смещаться, а не греметь. 2.3. Обобщение опыта походов, которые были проведеныОписание опыта проведения похода с ночевкой(двухдневный поход)Группа: 10-12 человек.Место: Москва-окрестности ЗвенигородаУсловия выезда: днем (утром)> (транспорт - переход - лагерь - постель - лагерь - отъезд).1. Кто что значит:командирмаршрут, место, лагерь, действия, команды на соревнования, порядок, обязанностикоменданттабор, палатки, дрова, костер, уютзавхозпродукты, приготовление пищи, контроль, хранение, учет, очередные, посудаРуководитель (инструктор)Все остальное и безопасность2. Личное снаряжение (кратко сгруппировано по типам предметов):Рюкзак(крепкие, широкиелямки, капрон, большие размеры, регуляция)Коврикпинополиетиленовий или полиуретановая подстилка, «пендаль»Любой главный убор., шапочка, кепка - если нужно, шарф, перчаткиОбувь - кожаная, крепкая, спортивная, + запасные носки (шерстяные, простые)Спальный мешок или одеяло (в чехле)Свитер или теплая куртка, другая одеждаПосуда, мыло, полотенцеПо желанию фото,гитара, музыка, книги, карты, компас, фонарьНакидка от дождя или личный полиэтиленШтормовка (капюшон)Игла, нитки, спички, другое3. Меню-раскладка:1 день - УЖИН2 день Завтрак2 день - ОБЕДМакароны - 1 кг или гречневая кашаМясные консервы - 1-2 банкиХлеб - 1 буханкаЧай-1Печенье или пряники - 1 кгможно: батоны - 2 шт. и масло - 200 гРис - 1 кгМасло - 200 гСгущенное молоко - 2 банкиБатоны - 2 шт.Чай-1Добавки: хлеб - 1 шт.сыр - 300 г на бутерброды, печенье 1 кгСуп - 5 пач. + 8-10 картофелинМясные консервы - 2 банкиХлеб - 1 шт.,батоны - 2 шт.Чай-1сольОтъезд4. Распределение продуктов среди участников:1. Мясные консервы- 1Батон - 1Лук - 2 шт.2. Сгущенное молоко - 1Хлеб - 1 Суп -23. Мясныеконсервы - 1Батон - 2 Лук - 1 шт.4. Сгущенное молоко - 1 Хлеб - 1 Масло - 200 г 5. Суп -С Батон - 1 Чеснок6. Рис - ИМасло - 200 г7. Печенье - 1 8. Пряники - 0,5 кгЧай - 250 г9. Суп -С Хлеб-1Специи10. Сыр - 300 гБатон – И11. Гречка - 1 Соль - 0,3 кг 12. Мясные консервы -Батон - 25. Каждый участник:Картофель 4-6 шт.Сахар (для себя) 80-150 гбутербродыСоль, спички (зажигалка)Фляга с чает м или морсомРекомендацииХорошо, когда предмет туристского снаряжения выполняет несколько функций - он функционально универсален.Очень хорошо, когда обувь - прочная и непромокаемая, одежда - легкая и теплая, а ткань рюкзака и палатки - прочная и надежная. По своему усмотрению необходимо отбирать из большого, предложенного для всех списка личного снаряжения только то, в чем чувствуется потребность, только ценные для себя предметы. Ведь есть снаряжение, без которого нельзя обойтись в обычном туристском походе, а есть вещи, в данном турпоходе не понадобятся.Руководитель перед походом предлагает детям список возможного личного снаряжения. Но окончательно выбирать необходимое каждый должен сам.С групповым общим снаряжением все так же, но здесь есть один важный психологический нюанс. Все снаряжение группы является совместным, а значит - и Вашим. В каждом предмете, то топор, или палатку, или котел или чья-то личная байдарка, во время туристского похода Ваша частичка ответственности, Ваша моральная доля участника туристической группы, так и забота о качестве и сохранение каждой детали группового снаряжения лежит и на Вастоже , несмотря на ответственность тех, кто его несет. Продукты.Всегда надо помнить, что продукты - это очень весомая часть ноши. Продуктовый груз на всю группу и на каждого участника отдельно лучше максимально облегчить, но меньше возьмешь - меньше съешь. Стоит составить меню-раскладку для конкретного туристского похода с учетом маршрута, графика движения, нагрузок и вкусов детей.Конечно завхоз, отвечающий за продукты с помощниками и руководителем рассчитывают раскладку и равномерно распределяют закупку, упаковки и переноса продуктов среди участников, с учетом их возможностей. Каждый участник должен помнить, что продукты требуют осторожного и внимательного к себе отношения. Особенно это касается их упаковки и хранения. Предусмотрительность.Опытный учитель, классный руководитель вполне может оставить для себя решения вопроса, что еще предсказать.В зависимости от своей личной предусмотрительности и ответственности руководитель продумывает все возможные действия. Он должен быть готов в любой момент активизировать свои резервные возможности, знания, педагогический и психологический опыт в случае возникновения проблемной или опасной ситуации. А преодоление повседневных, небольших трудностей можно возложить на командира группы и его помощников.В ходе похода внимание участников особо тщательно обращалось на важные моменты по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в частности дети обучились правильно разжигать и тушить костер, ставить палатку, защищаться от насекомых и прочих животных, оказывать медицинскую помощь и вести себя с водными объектами (на пути встречался пруд). Мы развивали коллективизм, чувство плеча в походе, поскольку турист в группе ответственен не только за свою безопасность, но и за безопасность других туристов. Дети внимательно слушали руководителей, рассчитывали свои силы. Мы выявили, что многие дети взяли много лишнего (одежда, гаджеты). Из-за этого была проведена дополнительная беседа по окончании похода – дети изучили то, что осталось, проанализировали и сделали вывод, что взятые вещи были не первой необходимости и на будущее стоит от них отказаться.Медицинская помощь не потребовалась никому. Залог этого-грамотный подход к организации похода, подбор маршрута и настрой детей.Выводы по Главе 2В туризме заложены широкие возможности воспитания, повышения культурного, образовательного и интелектуального уровня детей и молодежи.В нем есть рекреационная оздоровительная и познавательная деятельность. Главным мотивом деятельности путешественников выступает познавательный интерес, для полного удовлетворения которого туризм имеет большие и разнообразные возможности.Познавательные функции туризма осуществляются тогда, когда перед туристами открывается смысл всего, что они видят в природе, памятниках истории и архитектуры, культуре и хозяйственной деятельности человека.Поэтому программирование содержания туристского путешествия, его маршрута и объектов осмотра выступает как программирование познавательной деятельности. Тем самым в туризме приобретает свое выражение своеобразная форма образования и самообразования. Он помогает понять и проследить на практике закономерности и взаимосвязи, существующие в природе (в частности, географические).Разнообразие впечатлений, полученных туристами, имеет большое значение для преодоления профессиональной ограниченности, расширение образовательного и культурного уровня.Нами был организован и проведен поход для учащихся 6-8 классов в рамках курса ОБЖ по разработанным нами принципам и подходам. В целом, поход был познавательным для детей как с точки зрения формирования безопасности жизнедеятельности, так и основ туризма, а особо ценным он стал благодаря именно отработке практических навыков, работе в «полевых условиях». Итак, поход с описанными подходами к организации можно считать успешным.ЗАКЛЮЧЕНИЕТуризм - одна из важнейших явлений современности, которое подчиняется действию объективных законов развития общества. Как вид человеческой деятельности туризм имеет большое значение, что со временем будет все расти.Туризм - один из видов активного отдыха, в котором сочетаются познавательные, спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные цели. Доминантными могут быть различные вариации познавательных или спортивных целей, другие лишь дополнять их, и наоборот.Термин «туризм» впервые встречается в XIX в. в - английских источниках и означает экскурсию или путешествие, которая заканчивается возвращением к началу путешествия. Конечно, это объяснение полностью не отражает значение и суть туризма.Первым этапом подготовки к многодневных путешествиям должны стать экскурсии и походы выходного дня. Походы выходного дня с целью отдыха организовываются и проводятся в любое время года.Походы выходного дня условно делятся на прогулочные, оздоровительные, тренировочные и спортивные, их различают по расстоянию, скорости движения, характером дороги и естественных препятствий и целью проведения.Нами был организован и проведен поход для учащихся 6-8 классов в рамках курса ОБЖ по разработанным нами принципам и подходам. Мы оцениваем данный поход как познавательный для детей как с точки зрения формирования безопасности жизнедеятельности, так и основ туризма, а особо ценным он стал благодаря именно отработке практических навыков, работе в «полевых условиях». Итак, поход с описанными подходами к организации можно считать успешным.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. - М.: ЦРНБ «Турист», 1974.Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М.: 2003, - 64с.Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях: автореф. дис. докт. пед. наук / В.Н. Вуколов; Каз.ГАСТ. Алматы, 2001. - 39 с.Вяткин JI.A. Туризм и спортивное ориентирование: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / JI.A. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: учеб.для ин-тов и тех-мов физ. культ. / В.И. Ганопольский. М.: Физкультура и спорт, 1987.-240 е., ил.Гулиев, Н.А. История путешествий, туризма и туристических организаций: учебное пособие / Н.А. Гулиев, Е.В. Мельникова. – Омск: ОГИС, 2004. – 295 с. Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведенню зкскурсий со школьниками. - М.: ЦРНБ «Турист», 1974.Емельянов Б.М. Методика подготовки и проведения экскурсий. -М.: ЦРНБ «Турист», 1980.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальное. М: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.Калошина Н.В. Спортивный туризм: учеб. пособие / Н.В. Калошина. -М.: Советский спорт, 1998. 144 с.Квартальнов В.А. Основы туристской деятельности: учебник для туристских лицеев и колледжей / В.А. Квартальное, И.В. Зорин, E.H. Ильина. М.: Российский международный институт туризма, 1992. - 239 с.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. М: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальное. М: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.КвартальяновВ.А. Туризм: учеб.дляобразоват.учрежденийтурист.профиля/В.А.Квартальянов.-2-еизд.перераб.-М.:Финансыи статистика, 2007.- 336с.Киреева, Ю.А. Основы туризма: учеб. – практ. пособие/Ю.А. Киреева. – М.:Сов. Спорт, 2008. – 108 с.Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов Б.О. Хренников М, «Просвещение» 2011гМетодика организации и проведения туристских соревнований в загородных оздоровительно-образовательных центрах / сост. Н.С. Тишенков. – Тюмень, 2012.Методические указания к составлению рабочей учебной программы дисциплины/Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2011.- 14с.Обеспечение безопасности туристских походов с учетом видов туризма: методические рекомендации / сост. А.А. Важенин. – Тюмень, 2012. Основы безопасности в пешем туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. -85 с.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ.ред.А.Т. Смирнова.  – М.: Просвещение, 2013.Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: методические рекомендации / А.А. Остапец. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.Ривкин Е.Ю. Организация туристской работы со школьниками: практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. М.: АРКТИ. - 80 с.Родионов Д.А., Энциклопедия спорта: Эксмо-Пресс, 2002.Сборник инструкций и методических рекомендаций по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися. – Красноярск: «Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения», 2005.Сборник инструкций по обеспечению безопасности при проведении мероприятий туристско-краеведческой направленности / сост. Л.Ю. Бекдаирова, О.В. Баянова, А.А. Важенин, Л.Г. Кобелев и др. – Тюмень, 2012.Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013,Технология проведения и обеспечения безопасности туристско-краеведческих мероприятий: методическое пособие / сост. Л. Ю. Бекдаирова, О. В. Баянова. – Тюмень, 2012. – 80 с.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учеб.пособие / Под ред. Ю.Н. Федотова.-М.; Советский спорт, 2002.Штучная, Е.Б. Теория и методика спортивно- оздоровительного туризма [Текст]: учеб.пособие / Е.Б.Штучная. –Омск:[б.и.],2005.-264с. Штюрмер К.А. Краткий справочник туриста: 3-е издание/ М.: Профиздат, 1985. - 130 с.Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные / Ю.А. Штюрмер. – М., 1983. – 143 с.Экскурсии. Организация и методика проведения. Сборник статей. М: Профиздат, 1970.

1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. - М.: ЦРНБ «Турист», 1974.
2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М.: 2003, - 64с.
3. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях: автореф. дис. докт. пед. наук / В.Н. Вуколов; Каз.ГАСТ. Алматы, 2001. - 39 с.
4. Вяткин JI.A. Туризм и спортивное ориентирование: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / JI.A. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: учеб.для ин-тов и тех-мов физ. культ. / В.И. Ганопольский. М.: Физкультура и спорт, 1987.-240 е., ил.
6. Гулиев, Н.А. История путешествий, туризма и туристических организаций: учебное пособие / Н.А. Гулиев, Е.В. Мельникова. – Омск: ОГИС, 2004. – 295 с.
7. Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведенню зкскурсий со школьниками. - М.: ЦРНБ «Турист», 1974.
8. Емельянов Б.М. Методика подготовки и проведения экскурсий. -М.: ЦРНБ «Турист», 1980.
9. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальное. М: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.
10. Калошина Н.В. Спортивный туризм: учеб. пособие / Н.В. Калошина. -М.: Советский спорт, 1998. 144 с.
11. Квартальнов В.А. Основы туристской деятельности: учебник для туристских лицеев и колледжей / В.А. Квартальное, И.В. Зорин, E.H. Ильина. М.: Российский международный институт туризма, 1992. - 239 с.
12. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. М: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
13. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальное. М: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
14. КвартальяновВ.А. Туризм: учеб.дляобразоват.учрежденийтурист.профиля/В.А.Квартальянов.-2-еизд.перераб.-М.:Финансыи статистика, 2007.- 336с.
15. Киреева, Ю.А. Основы туризма: учеб. – практ. пособие/Ю.А. Киреева. – М.:Сов. Спорт, 2008. – 108 с.
16. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов Б.О. Хренников М, «Просвещение» 2011г
17. Методика организации и проведения туристских соревнований в загородных оздоровительно-образовательных центрах / сост. Н.С. Тишенков. – Тюмень, 2012.
18. Методические указания к составлению рабочей учебной программы дисциплины/Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2011.- 14с.
19. Обеспечение безопасности туристских походов с учетом видов туризма: методические рекомендации / сост. А.А. Важенин. – Тюмень, 2012.
20. Основы безопасности в пешем туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. -85 с.
21. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ.ред.А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
22. Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: методические рекомендации / А.А. Остапец. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.
23. Ривкин Е.Ю. Организация туристской работы со школьниками: практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. М.: АРКТИ. - 80 с.
24. Родионов Д.А., Энциклопедия спорта: Эксмо-Пресс, 2002.
25. Сборник инструкций и методических рекомендаций по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися. – Красноярск: «Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения», 2005.
26. Сборник инструкций по обеспечению безопасности при проведении мероприятий туристско-краеведческой направленности / сост. Л.Ю. Бекдаирова, О.В. Баянова, А.А. Важенин, Л.Г. Кобелев и др. – Тюмень, 2012.
27. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013,
28. Технология проведения и обеспечения безопасности туристско-краеведческих мероприятий: методическое пособие / сост. Л. Ю. Бекдаирова, О. В. Баянова. – Тюмень, 2012. – 80 с.
29. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учеб.пособие / Под ред. Ю.Н. Федотова.-М.; Советский спорт, 2002.
30. Штучная, Е.Б. Теория и методика спортивно- оздоровительного туризма [Текст]: учеб.пособие / Е.Б.Штучная. –Омск:[б.и.],2005.-264с.
31. Штюрмер К.А. Краткий справочник туриста: 3-е издание/ М.: Профиздат, 1985. - 130 с.
32. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные / Ю.А. Штюрмер. – М., 1983. – 143 с.
33. Экскурсии. Организация и методика проведения. Сборник статей. М: Профиздат, 1970.



Вопрос-ответ:

Какими навыками могут обучиться школьники, принимая участие в туристических походах?

Участие в туристических походах позволяет школьникам научиться таким навыкам, как ориентирование на местности, работа в команде, использование туристического снаряжения, планирование маршрутов, основы первой помощи и самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

Какие требования нужно соблюдать при организации туристических походов с участием детей школьного возраста?

При организации туристических походов с детьми школьного возраста необходимо соблюдать такие требования, как выбор безопасных маршрутов с учетом возрастных особенностей детей, наличие квалифицированных инструкторов, наличие необходимого туристического снаряжения, проведение инструктажей по правилам безопасности.

Какие виды туристических походов могут проводиться в рамках курса ОБЖ?

В рамках курса ОБЖ могут проводиться такие виды туристических походов, как пешие походы, велосипедные походы, лыжные походы, водные походы. Выбор вида похода зависит от доступности территории, уровня подготовки школьников и времени, выделенного на поход в учебном плане.

Каким образом можно обеспечить безопасность школьников во время туристических походов?

Для обеспечения безопасности школьников во время туристических походов необходимо предусмотреть комплекс мер, таких как контроль за погодными условиями, выбор безопасных маршрутов, проведение инструктажей по безопасности, наличие необходимого туристического снаряжения и аптечки, постоянный контроль за детьми во время похода.

Какие шаги необходимо предпринять при организации туристических походов с детьми школьного возраста?

При организации туристических походов с детьми школьного возраста необходимо предпринять следующие шаги: выбрать подходящий маршрут и определить его продолжительность, составить программу и план похода, организовать инструкторский состав, обеспечить наличие необходимого снаряжения и продуктов питания, провести инструктажи и подготовительные занятия со школьниками.

Какие требования предъявляются к организации походов с детьми школьного возраста?

Организация походов с детьми школьного возраста должна соответствовать определенным требованиям. Во-первых, необходимо иметь опытный и профессиональный руководитель, который обладает знаниями и навыками в области туризма и безопасности. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность детей во время похода, предусмотрев все меры предосторожности и имея при себе необходимое оборудование и лекарства. Также важно рассчитывать маршрут с учетом возможностей детей и их физической подготовки. Все участники похода должны быть ознакомлены с правилами поведения на природе и соблюдать их.

Какие виды туристических походов могут быть организованы для школьников?

Для школьников могут быть организованы различные виды туристических походов. Например, это может быть пеший поход, велосипедный поход, водный поход или смешанный поход, включающий несколько видов активности. Каждый вид похода имеет свои особенности и требует соответствующей подготовки. При выборе вида похода необходимо учитывать возраст и физическую подготовку школьников, а также специфику местности и условия проведения похода.

Каковы этапы организации туристических походов для несовершеннолетних?

Организация туристических походов для несовершеннолетних проходит через несколько этапов. Во-первых, необходимо определить цель и задачи похода, выбрать место проведения и разработать маршрут. Затем следует обеспечить безопасность участников похода, провести инструктаж и подготовку по необходимым навыкам и знаниям. После этого проводится предварительный осмотр маршрута и подготовка необходимого оборудования. Непосредственно перед походом проводится окончательный инструктаж, а после - анализ работы и составление отчета о походе.