Особенности представлений о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 3232 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.01.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Нарушения речи у детей-подростков 6
1.1 Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений 6
1.2 Тяжелые нарушения речи 10
2. Представление о будущем у детей с ТНР 14
2.1 Основные характеристики самоопределения детей с ТНР 14
2.2 Мотивация и тревога как конструктивные компоненты представлений о будущем 18
2.3 Исследования конструктивных особенностей представления о будущем у детей с ТНР 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Это можно объяснить тем фактом, что комфортные психолого-педагогические условия, отсутствие планирования режима дня, ограничение в самостоятельности приводит к расслаблению. Подростки в условиях отсутствия тревоги становятся уверенными в своих силах. Конструктивность мотивации и оптимальное сочетание мотивационных стратегий – достижение успеха в сфере межличностных отношений, связана с познавательными особенностями развития подростков с ТНР. Мотивация помогает опосредованно восстановить негативные ожидания подростка от общества. Иными словами, ребенок с помощью на достаточном уровне сформированных познавательных способностей может компенсировать свои речевые нарушения, что делает представления о будущем менее тревожными.Чем выше вербальный интеллектуальный показатель, тем чаще подростки демонстрируют высокий уровень мотивации достижения и отношения.Начало функционирования психологической службы в системе специального образования способствовало усилению значимости практических аспектов психологической помощи детямс проблемами в речевомразвитии. В последнее десятилетие работы, посвященные психологии детей с недостатками речи характеризуются прикладнойнаправленностью задач исследования. Ведущим направлением научногопоиска становится разработка, модификация, адаптация традиционнопсихологических технологий, с целью оптимизации процесса логопедической коррекции и повышения ееэффективности.Говоря о тяжелых нарушениях речи, стоит иметь в виду, что они тесно связаны с нарушениями эмоциональной сферы. Тяжелые нарушения речи приводят подростка к состоянию социальной депривации, что замедляет усвоение социальных ролей. Итак, подростки имеют искаженное представление о будущем, т.к. эмоциональная лексика формируется у них с большим отставанием и большими трудностями. На искажение представлений об окружающем мире влияет то, что подростки с ТНР не могут осознавать свои и чужие эмоции, не имеют разграничивать и дифференцировать сходные эмоции. Им крайне трудно сформулировать и осознать как свое, так и чужое эмоциональное состояние. Более половины подростков с ТНР испытывают преобладание отрицательных эмоций, у них повышена склонность к стрессовым ситуациям. Если говорить о тех подростках, которые не имеют возможности получить квалифицированную помощь и корректировать свои нарушения речи, то по их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является понимание и осознание своей неполноценности. [16]Также были проведены исследования в области развития эмоционального интеллекта подростков. Исследования проводились на базе педагогических университетов. Основой данных исследований послужила концепция эмоционального интеллекта как психологического образования, которое на протяжении всей жизни индивида формируется и изменяется под воздействием индивидуальных особенностей. К этим особенностям относятся: когнитивные способности, представления об эмоциях и особенности эмоциональности. Было выявлено, что подростки с ТНР в рамках коллектива в подавляющем своем большинстве имеют высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта. Однако если рассматривать коллектив подростков с ТНР и без отклонений в развитии, в этом случае высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта будет наблюдаться уже у детей без отклонений в развитии. Этот фактор в данном исследовании указывает на то, что представления о будущем могут быть искажены и на эмоциональном уровне. Объяснить результаты проанализированных исследований можно следующим образом. Если рассматривать подростков с ТНР, которые получают квалифицированную помощь и поддержку со стороны педагогов, то у них формируются искаженные представления о будущем. Они искажены в сторону неправдоподобно завышенной самооценки и невозможностью адекватно анализировать себя, свои особенности развития и, соответственно, иметь картину своих перспектив. Те подростки, которые попадают в условия взаимодействия с подростками, не имеющими никаких отклонений в развитии, также имеют искаженную картину представлений своего будущего. Но у этих подростков искажение происходит иным образом. Эти дети характеризуются излишней тревожностью, неуверенностью в себе, своих силах, своем будущем. В данной работе исследование проводилось в рамках коррекционного класса, состоявшего из 21 учащегося 8 класса. Возраст детей от 14 до 15 лет. В исследовании принимали участие 6 мальчиков и 15 девочек. Для исследования эмоциональной и мотивационной составляющей представлений о будущем у данных подростков были использованы:тест Векслера,пиктограмма «Конструктивность мотивации»Тест Векслера помогает получить данные об уровне интеллектуального развития, а также об особенностях и отклонениях. Этап организации тестирования заключал четыре речевых субтеста. Оценивались такие критерии, как уровень знаний, долговременная память, социальный интеллект, т.е. навык рассуждений в момент решения задач повседневного характера. Пиктограмма наиболее широко используется при изучении познавательной сферы и индивида в рамках клинической психодиагностике. Для проведения исследования испытуемым выдавались бумага и карандаш. Подросткам была донесена информация о том, что проверяется уровень его памяти. Для того, чтобы запомнить словосочетание, предлагалось ничего не записывать, а только нарисовать схематичное изображение, которое помогло бы вспомнить определенное заданное слово или словосочетание. При этом качество рисунка не играет никакой роли и никак не отражается на результатах исследования. Подростков испытуемой группы предупредили, что недопустимо использовать слова либо буквы. Группе были даны для запоминания 15 слов и словосочетаний: веселый праздниктяжелая работаразвитиевкусный ужинсмелый поступокболезньсчастьеразлукадружбатемная ночьпечальсправедливостьтеплый ветеробманголодный ребенокНа каждый рисунок отводилось не более 3 минут, в случае, если подросток отвлекался на дольшее время, ему напоминали, что качество выполнения рисунка никак не повлияет на результат исследования. Спустя час после проведения теста каждому подростку показывали рисунки, которые он выполнил, а также задали вопросы: «Что тут изображено?». После каждого ответа у подростков спрашивали: «Как ты вспомнил слово?», «Чем тебе помог рисунок?»При обработке результатов учитывался фактор объема опосредованной памяти. Для подростков данной возрастной группы характерно запоминание 10 слов из списка. Также при обработке результатов данных пиктограммы использовалась интерпретативная модель Херсонского. Берется в расчет качественный анализ каждого образа, который изображен подростком. Также учитывается тематика рисунка, образы, геометрические и графические образы, индивидуально-значимые образы, а также частота повтора, близость образа и понятия, простота рисунка. С помощью этого метода анализа можно судить о личностных особенностях и проблемах. Если подросток рисует везде людей в разных их настроениях –грустные, смеющиеся, болеющие, то представление о мире у него формируется с позиции общительности, либо тревоги, либо зацикленности на своих отклонениях. Если же подросток отказывается делать рисунок к тому или иному словосочетанию, это указывает на то, что у него есть личностная проблема либо травма, но при условии, что остальные пиктограммы он выполняет нормально. При получении результатов теста Векслера было выявлено, что у 19% подростков уровень интеллекта превышал 115 баллов. У остальных, то есть у подавляющего большинства подростков уровень интеллекта находился между показателями 86 – 100 баллов. При изучении данных, полученных от методики пиктограмм была выявлена наиболее важная для нашего исследования составляющая – самооценка. Именно этот критерий влияет на представления подростков с ТНР о будущем. В условиях взаимодействия с коррекционной школой подростки подавляющим большинством показывают результат завышенной самооценки, что подтверждает гипотезу. 22% испытуемых показали результат средней самооценки, 43% - высокой самооценки, 35% - завышенной самооценки. Это говорит нам о том, что искажение представлений о будущем имеет тенденцию к идеализации будущего. Уровень запоминания слов также был достаточно велик, у детей имеется высокая мотивация к достижению поставленных результатов, что может послужить отличной основой для развития эмоционально-волевой сферы подростков, которые имеют ТНР.Самооценка является фундаментальным образованием личности. Уровень самооценки у детей с ТНР, которые осознают свои отличия, существенно ниже, чем у их ровесников, которые развивались гармонично. Подростки с заниженной самооценкой сталкиваются с переживанием чувства неполноценности, они не могут реализовать свои возможности и способности, что приводит к торможению развития личности.ЗаключениеПроцесс овладения ребенком речью помогает ему осознавать свое поведение, планировать его и корректировать. Однако нарушения речи оказывают отрицательное влияние на всех аспектах психического развития. Тяжелые нарушения речи отрицательно отражаются на поведении подрастающего ребенка, а в период подросткового периода негативно влияют на поведение и мотивацию к той или иной деятельности. Неполноценная речевая функция приводит к формированию у ребенка нарушений в сенсорной, интеллектуальной и волевой сфере его деятельности. Исследователи в области коррекционной педагогики установили связь между нарушениями речевой функции и другими аспектами психического развития. У детей с нарушениями речи отмечается ряд специфических особенностей мышления. Из-за отставания в развитии словесно-логического мышления дети испытывают трудности в освоении навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. У детей с тяжелыми расстройствами речи наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы. Для них характерны нестойкие интересы, сниженный уровень наблюдательности, мотивации, а также негативизм. Именно эти отклонения являются предпосылками к неуверенности в себе, повышенной раздражительности, агрессивности, обидчивости. В общении с окружающими дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности, им тяжело налаживать контакты со сверстниками. Подростки с тяжелыми нарушениями речи, а особенно – с заиканием, испытывают стыд за свою речь, который формирует в них барьер вины, стыда, страха общения, страха речи. Все эти барьеры со временем могут привести к уходу в себя, травмированию психики.Интеллектуальный и мотивационный компонент оказывает компенсирующее воздействие на тяжелые нарушения речи.Подростки имеют искаженное представление о будущем, т.к. эмоциональная лексика формируется у них с большим отставанием и большими трудностями. На искажение представлений об окружающем мире влияет то, что подростки с ТНР не могут осознавать свои и чужие эмоции, не имеют разграничивать и дифференцировать сходные эмоции. Им крайне трудно сформулировать и осознать как свое, так и чужое эмоциональное состояние. Более половины подростков с ТНР испытывают преобладание отрицательных эмоций, у них повышена склонность к стрессовым ситуациям. Однако в условиях постоянной психолого-педагогической работы подростки избавляются от негативных ожиданий о будущем, однако взамен получают искаженное представление о мире, его трудностях.Список используемой литературыАверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 1999. – 89 с.Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1996Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональноесамоопре-деление молодежи. Киев, Наукова думка, 1988. 144 cДинамика неврозоподобного заикания по данным катамнеза [Текст] / М.И. Буянов, Е.В. Богданов, Н.Б. Жихарева, Р.А. Субботина, В.Н. Требулева // Дефектология. 1981. № 5. С. 10-13.Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. – 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с. Зайцев И.С. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи: монография. Минск: А.Н. Вараксин, 2008. 248 с.Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология. – 2007. – №3 (13). – С. 10–17.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ им. В.И. Ленина, 1976. 350 с.Корнеев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.Лауткина С.В. Логопсихология. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. - 2005. - №2, С.12-15Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29—36.Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород – 2003.Хайрулина, И.А. Особенности взаимодействия подростков с тяжелыми нарушениями речи с учителем [Текст] / И.А. Хайрулина // Специальная психология. – 2006. - № 4. – С. 13-21Усанова О.Я., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.]

Список используемой литературы
1) Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 1999. – 89 с.
2) Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1996
3) Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
4) Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003
5) Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопре-деление молодежи. Киев, Наукова думка, 1988. 144 c
6) Динамика неврозоподобного заикания по данным катамнеза [Текст] / М.И. Буянов, Е.В. Богданов, Н.Б. Жихарева, Р.А. Субботина, В.Н. Требулева // Дефектология. 1981. № 5. С. 10-13.
7) Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. – 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.
8) Зайцев И.С. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи: монография. Минск: А.Н. Вараксин, 2008. 248 с.
9) Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология. – 2007. – №3 (13). – С. 10–17.
10) Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ им. В.И. Ленина, 1976. 350 с.
11) Корнеев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
12) Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
13) Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.
14) Лауткина С.В. Логопсихология. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.
15) Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. - 2005. - №2, С.12-15
16) Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29—36.
17) Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
18) Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород – 2003.
19) Хайрулина, И.А. Особенности взаимодействия подростков с тяжелыми нарушениями речи с учителем [Текст] / И.А. Хайрулина // Специальная психология. – 2006. - № 4. – С. 13-21
20) Усанова О.Я., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.]

Вопрос-ответ:

Какие особенности представлений о будущем могут быть у подростков с тяжелыми нарушениями речи?

У подростков с тяжелыми нарушениями речи могут быть особенности представлений о будущем, связанные с их ограниченной коммуникативной способностью. Они могут испытывать трудности в выражении своих желаний, мечт и планов на будущее. Кроме того, они часто зависят от помощи других людей, что может влиять на их представление о том, что они смогут достичь в будущем.

Какая классификация речевых нарушений используется для детей с тяжелыми нарушениями речи?

Для детей с тяжелыми нарушениями речи применяется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она включает в себя такие формы нарушений, как аграмматизмы, фонетические нарушения, нарушения звукопроизношения, словарные и синтаксические ошибки. Важно отметить, что каждый ребенок может иметь свои индивидуальные особенности и комбинацию этих нарушений.

Какие основные характеристики самоопределения у детей с тяжелыми нарушениями речи?

У детей с тяжелыми нарушениями речи самоопределение может быть ограничено из-за их трудностей в коммуникации. Они могут испытывать нежелание говорить или ограничивать свои высказывания, чтобы избежать возможных ошибок или недоразумений. Это может приводить к низкой самооценке и ощущению собственной неполноценности. Кроме того, дети с тяжелыми нарушениями речи могут испытывать зависимость от помощи взрослых, что может влиять на их представление о себе и своих возможностях.

Как мотивация и тревога влияют на представления о будущем у детей с тяжелыми нарушениями речи?

Мотивация и тревога являются конструктивными компонентами представлений о будущем у детей с тяжелыми нарушениями речи. Низкая мотивация может быть связана с ощущением беспомощности, ограниченными возможностями коммуникации и зависимостью от помощи других людей. Это может приводить к ограниченным представлениям о будущих целях и мечтах. В то же время, тревога может возникать из-за неуверенности в своих способностях и опасения перед возможным неудачами. Это также может влиять на представления о будущем и мотивацию детей с тяжелыми нарушениями речи.

Какие классификации речевых нарушений существуют?

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений включает различные виды нарушений речи у детей подростков, такие как афазия, дислексия, дизартрия и другие. Они различаются по своим характеристикам и причинам возникновения.

Какие особенности представления о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи?

У подростков с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются основные характеристики самоопределения, такие как ограниченные представления о своих возможностях и будущих перспективах, трудности в построении планов на будущее и сомнения в своих способностях. Однако у некоторых подростков с такими нарушениями могут быть сильная мотивация и тревога, которые влияют на их представления о будущем.

Как мотивация и тревога влияют на представления о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи?

Мотивация и тревога являются конструктивными компонентами представлений о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Высокая мотивация может быть связана с желанием преодолеть свои ограничения и достичь успеха в жизни. Однако тревога может быть препятствием для построения планов на будущее из-за страха не справиться с возможными трудностями.

Какие исследования проводились на тему представлений о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи?

Были проведены исследования, в которых изучались конструктивные особенности представления о будущем у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Они показали, что у этих подростков часто отсутствует четкое представление о своем будущем, они испытывают тревогу и сомнения в своих способностях. Однако некоторые из них проявляют высокую мотивацию и стремление к достижению успеха в жизни.