Развитие критического мышления у младших подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2525 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 25.01.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1 Теоретические основы развития критического мышления 4
1.1. Критическое мышление: понятие, сущность. 4
1.2. Содержание, цели и задачи технологии развития критического мышления 7
Глава 2. Технология развития критического мышлени на уроках истории 12
2.1. Структуры урока истории с использованием технологии развития критического мышления 12
2.2. Примеры разработок уроков истории по развитию критического мышления 15
Заключение 20
Список используемой литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Кластеры или – способ организации материала. Кластеры – форма, суть заключается в том, что в листа записывается слово (идея, а по от него информация, как– то с ним В центре – вокруг нее – смысловые единицы, их прямой с темой, у смысловой единицы – свои особенности[22]. Урок в 6 по теме раздробленность наЦель урока: условия для сущности, причин и феодальной раздробленности наСхему фишбоуна раздаем ученикам (или в тетради). В ходе нового материал с детьми шаблон фишбоуна. при необходимости высказывания детей, сформулировать суждение.условием при с этим является четкое проблемы, причин, В школе способом с информацией SWOT – Проведение SWOT – представляет заполнение состоящей из блоков, в матрицы факт, проблему, исследования, а по матрицы.S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)T – угрозы применения (англ. threats – угрозы) [25].Цель создать для знаний о политических России в ХХ века и их программРаботая с программ партий, не выделить их и стороны, а реакцию в воплощения политической в [32].Таким мы и примеры уроков по с технологии критического у ЗаключениеВ первой главе мы описали теоретические основы развития критического мышления. Раскрыли понятие критического мышления и описали его сущность. Определили содержание, цели и задачи технологии развития критического мышления. Во второй главе расктрыли технологю развития критического мышлени на уроках истории и привели примеры разработок уроков. Ученые, психологи и педагоги такие как А.В.Брушлинский, Е.Д.Божович, Л.В.Занкова, М.И.Станкинасходятся во мнении, что критическое мышление считаетсясоставным компонентом творческого и логического мышления и не существует вне связи с ними.Технология критического является ориентированной в истории и деятельностный Развитие мышления научиться критически, а : любознательность, исследовательские ставить собой осуществлять поиск вскрывать и фактов, в истинах, точки и отстоять ее доводами, к оппонента и осмысление.Особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.Для развития критического мышления ученик должен иметь умения: применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, различать обоснованные и необоснованные оценки, выделять причинно-следственные связи, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале, умение работать в группах, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию.Детям развитие мышления так как во жизни они будут : сотрудничать, на и в то же руководить, личную быть умело вечные с меняющимися Для учение быть Таким мы этапытехнологии критического :Вызов – провоцирует задавая создает актуализации ученика, а формирует ученика.Вызов – Отвечает на вспоминая все, что по теме. Формулирует гипотезы и определяетсяв своих и .Осмысление – Предлагает текст по теме и организует чтения, понимания, . В это управляет динамикой и поддерживает и цели. Учит сообща.Осмысление – Включается в чтения, дискуссии. Участвует в взаимодействии, подкрепляет и коррекцию целей. Слушает, вопросы, выделяет моменты в информации. Учится сообща.Рефлексия – Управляет итогов. Ставит вопросы и на . Оценивает ученика. Рефлексия – Суммирует в работе весь материал. Задает на . Делает своей . Современные изменения в содержании исторического образования требует передачу определенной суммы знаний явлений, событий, версий, а обучение способам самостоятельного овладения ими, формирование ключевых компетенций. Все это требует от учителя поиска прордуктивных методов преподавания с целью повышения учебно - познавательной активности учащихся на уроках, наполнения процесса обучения личностным смыслом. Личносто-ориентированное содержание образования предполагает для реализации адекватные педагогические технологии. Дискуссия, создание ситуаций выбора и успеха, проектировочная и творческая деятельность способствует развитию критического мышления.Целевой доминантой развития критического мышления на уроках истории есть формирование способности анализировать аргументы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать. Список используемой литературыАбрамоваГ.С.Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. - М.: Педагогика, 2010. Т. 1. - 230с; Т.2. – 287 с.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 672с.Азоев Г. Л., Баранчеев В. П., Гунин В.Н. Методы психологческого исследования. ИНФРА-М. М.: 2012. – 241 с. Асаева, И.Н. Развитие когнитивных процессов в учреждениях разного вида в учебном процессе [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / И.Н. Асаева. - Екатеринбург, 2012.-19с.Атмахова, Л.Н. организация деятельности методической службы [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.07 / Л.Н. Атмахова.- М., 2015.- 21 с. Басовский, Л. Е. Общая психология: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – ИНФРА-М, М.: 2010. - 501 с.Батаршев А.В. Психология личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 248 с.Башев Г.Л., Фомин А.И. Психология онтогенеза. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. – 256 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования психики: под ред. Д.И,Фельдштейна. / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.Большой Психологический словарь / Сост.и ощ. Ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙЕВ РОЗНАК, 2013. – 672 с.Вербицкий, А.А. Методы обучения: традиции и инновации [Текст] / А.А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. Т. 10. - № 2-3. - с. 106-11.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр “Академия “, 2012. – 320 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 18–19.Вьюнова, Н.И. Мышление: псих. - пед. основы: учеб. пособие для вузов. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Константа: Академ. Проект, 2015. – 255с.Гаврилов В.Е. Проблемы формирования критического мышления: под ред. Д.И,Фельдштейна. / В.Е.Гаврилов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 50 с.Долгова В.И. Волонтеру-консультанту учебных исторических программ / В.И. Долгова, П.Т. Долгов, Я.В. Латюшин. – Челябинск: ЧГПУ; М: МГОУ, 2012. – 109 с.Елисеев О. П. Практикум по психологии / А. П. Елисеев - [второй изд., Испр. и перераб.] - СПб. : Питер, 2015. - С. 222-225.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы развиия мышления [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Знание, 2012.– 96 с.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011.-496с.Обозов Н.Н. Особенности психологического развития мыслительных процессов: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. -120 с.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 2013. – С. 77.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ “ Сфера “, 2010. – 448 с.Павличенкова А.Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] / А. Е. Павличенкова // Воспитание школьников. – 2012. – №5. – С. 22-46.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: В лад ос, 2010. - 576 с.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / под. редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2014. – 592 с.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 2014. – С. 75–77.РомановаЕ.С.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 483 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. -460 с.Семенака С.И.Психологические методы изучения мышления - М., АРКТИ ,2012 . – 432 с.Солодянкина О.В. Сотрудничество школьных учреждений: пособие / О.В.Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. - 80 с. Шапарь В.Б. Практическая психология. Критическое мышление. Упражнения, тренинги, диагностика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. -321 с.

1. Абрамова Г.С.Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. - М.: Педагогика, 2010. Т. 1. - 230с; Т.2. – 287 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 672с.
3. Азоев Г. Л., Баранчеев В. П., Гунин В.Н. Методы психологческого исследования. ИНФРА-М. М.: 2012. – 241 с.
4. Асаева, И.Н. Развитие когнитивных процессов в учреждениях разного вида в учебном процессе [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / И.Н. Асаева. - Екатеринбург, 2012.-19с.
5. Атмахова, Л.Н. организация деятельности методической службы [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.07 / Л.Н. Атмахова.- М., 2015.- 21 с.
6. Басовский, Л. Е. Общая психология: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – ИНФРА-М, М.: 2010. - 501 с.
7. Батаршев А.В. Психология личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 248 с.
8. Башев Г.Л., Фомин А.И. Психология онтогенеза. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. – 256 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования психики: под ред. Д.И,Фельдштейна. / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
10. Большой Психологический словарь / Сост.и ощ. Ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙЕВ РОЗНАК, 2013. – 672 с.
11. Вербицкий, А.А. Методы обучения: традиции и инновации [Текст] / А.А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. Т. 10. - № 2-3. - с. 106-11.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр “Академия “, 2012. – 320 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 18–19.
14. Вьюнова, Н.И. Мышление: псих. - пед. основы: учеб. пособие для вузов. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Константа: Академ. Проект, 2015. – 255с.
15. Гаврилов В.Е. Проблемы формирования критического мышления: под ред. Д.И,Фельдштейна. / В.Е.Гаврилов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 50 с.
17. Долгова В.И. Волонтеру-консультанту учебных исторических программ / В.И. Долгова, П.Т. Долгов, Я.В. Латюшин. – Челябинск: ЧГПУ; М: МГОУ, 2012. – 109 с.
18. Елисеев О. П. Практикум по психологии / А. П. Елисеев - [второй изд., Испр. и перераб.] - СПб. : Питер, 2015. - С. 222-225.
19. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы развиия мышления [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Знание, 2012.– 96 с.
20. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011.-496с.
21. Обозов Н.Н. Особенности психологического развития мыслительных процессов: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. -120 с.
22. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 2013. – С. 77.
23. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ “ Сфера “, 2010. – 448 с.
24. Павличенкова А.Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] / А. Е. Павличенкова // Воспитание школьников. – 2012. – №5. – С. 22-46.
25. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: В лад ос, 2010. - 576 с.
26. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / под. редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2014. – 592 с.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 2014. – С. 75–77.
28. Романова Е.С.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 483 с.
29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. -460 с.
30. Семенака С.И. Психологические методы изучения мышления - М., АРКТИ ,2012 . – 432 с.
31. Солодянкина О.В. Сотрудничество школьных учреждений: пособие / О.В.Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. - 80 с.
32. Шапарь В.Б. Практическая психология. Критическое мышление. Упражнения, тренинги, диагностика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. -321 с.

Вопрос-ответ:

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление - это способность анализировать и оценивать информацию, размышлять независимо, критически подходить к принятию решений и формулировать свои аргументы.

Какие цели ставятся перед технологией развития критического мышления?

Основной целью развития критического мышления у младших подростков является формирование у них навыков анализа информации, критической оценки и принятия обоснованных решений.

Какие структуры урока истории используются при развитии критического мышления?

Для развития критического мышления на уроках истории используются такие структуры, как анализ текстов, обсуждение противоречий и споров, решение проблемных ситуаций и создание собственных исторических рассказов.

Можете привести примеры разработок уроков истории по развитию критического мышления?

Например, одна из разработок предлагает ученикам анализировать противоречия между различными источниками информации о конкретном историческом событии и формулировать свою точку зрения на эту проблему. Другой урок посвящен решению учебной ситуации, связанной с вопросами миграции и освоения новых территорий.

Какая литература используется при разработке технологии развития критического мышления?

При разработке технологии развития критического мышления используется разнообразная литература, включающая научно-методические пособия, исследования по психологии развития и обучения, а также учебники по истории и другим предметам.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление - это способность анализировать и оценивать информацию, задавать вопросы, выявлять связи и противоречия, делать выводы и принимать обоснованные решения.

Какие цели и задачи ставятся перед технологией развития критического мышления?

Основные цели и задачи технологии развития критического мышления включают формирование у учащихся навыков анализа информации, критического мышления, самостоятельности, способности к обоснованию своей позиции и принятию взвешенных решений.

Какие структуры урока истории используются при развитии критического мышления?

При развитии критического мышления на уроках истории используются различные структуры, такие как проблемные ситуации, дебаты, проектная деятельность, ролевые игры, анализ исторических источников.

Можете привести пример разработки урока истории, направленного на развитие критического мышления?

Конечно! Например, урок о Великой Французской революции, где учащиеся анализируют причины и последствия революции, сравнивают исторические источники и делают выводы о значимости этого события для мировой истории.

Какая литература использовалась при написании статьи?

Для написания статьи была использована следующая литература: [список используемых источников].

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление - это способность анализировать информацию, делать выводы, осознавать свои суждения и принимать обоснованные решения на основе критического мышления. Это умение видеть связи между фактами, аргументировать свою точку зрения, сомневаться и задавать вопросы.