Информационные технологии в социальном управлении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология управления
  • 2626 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.01.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Актуальные проблемы социологии управления в современном российском обществе 5
1.2 Изучение вопросов применения информационных технологий 9
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ 14
1.1 Нормативно-правовая база и приоритеты информатизации 14
органов власти 14
1.2 Направления работы и возможности Портала государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24


Фрагмент для ознакомления

Официальное открытие портала состоялось 15 декабря 2009 года.Следует отметить, что весь спектр услуг, размещенных на портале, соотнесен с конкретным региономРоссийской Федерации. Поэтому место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. По состоянию на март 2017 года напортале доступно 356 федеральных государственных услуг в электронном виде.Информация на портале сгруппирована по двум категориям в зависимости от аудитории предоставления услуг: для физических и для юридических лиц.На портале предусмотрен функционал регистрации. Регистрация создает дополнительные возможности. Она проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и является многоступенчатой, включая обязательную привязку и проверку электронного адреса, мобильного телефона, подтверждение личности пользователя. В частности, авторизацияпроисходит по страховому номеру индивидуального лицевого счета страховогосвидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). После регистрации становится, например, возможным получить сведения о состоянииличного лицевого счета из Пенсионного фонда, подать заявление на получениезагранпаспорта нового поколения, непосредственно заполнив форму на портале.Обратим внимание, прежде всего, на возможности портала для физических лиц, которые составляют большинство россиян. С помощью портала они могут получить дистанционно ряд важных государственных услуг. Среди них востребованными, например, являются услуги для автовладельцев, в частности: Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения, с возможностью заказать смс-информирование о выписанных штрафах.Государственная регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним.Государственный технический осмотр транспортных средств.Прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений.Необходимо также выделить услуги социального характера, в частности, доступно: Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.Ряд популярных услуг связан с обязанностями и правами налогоплательщика. В частности, с помощью портала госуслуг возможны:Прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.Предоставление информации о налоговой задолженности физического лица.Предоставление информации по исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица.Нужной и востребованной в повседневной жизни является услуга по записи на прием к врачу через электронную регистратуру. К популярным среди россиян услугам относится также оформление и выдача загранпаспортов. Значительно чаще граждане стали пользоваться возможностями дистанционной оплаты услуг ЖКХ и телефонной связи. Решить такие важные вопросы, как встать на очередь в детский сад или поступление школу, теперь также возможно с помощью записи на портале госуслуг.Востребованность и интенсивность работы портала госуслугхарактеризует ряд показателей. Положительной является динамика численности абонентской базы ЕСИА. Более того, она имеет существенный рост в последние годы. Если в начале 2012года в системе было зарегистрированооколо 1,4 млн граждан, то в 2015 году их числовыросло уже почти в десять раз (см. диаграмму 2). Диаграмма 2Динамика пользователей портала государственных услуг Российской Федерации в 2010-2016 годахПо итогам 2016 года количествозарегистрированных в ЕСИА граждан достигло 40 млн человек, что составляет весьма значительное число. Исходя из этого, можно заключить, чтона текущий момент каждый второй пользовательроссийского сегмента Интернета может получать государственныеуслуги в электронном виде.Другим показателем является ежемесячная посещаемость порталагосуслуг. В 2016 году она достигла 33,5 млн. пользователей. Примечательно также и то, что за 2016 год пользователи заказали 380 млн услуг на сумму 7,9 млрд руб., что почти в 3 раза превысило объем платежей в 2015 году. Работа обновленного мобильного приложения «Госуслуги» также показывает схожие позитивные тенденции: в 2016 году наблюдается значительный рост пользователей, приложением воспользовались почти 5 млн человек.Обратим внимание, что положительная динамика вызвана и существенными преимуществами самого форматаэлектронныхгосуслуг. Во-первых, действия совершаются «в несколько кликов», как видно на примере процедуры подачи документов для государственной регистрации брака (см. рис. 1).Рис. 1Процедура подачи документов для государственной регистрации брака на портале государственных услуг Российской ФедерацииВо-вторых, пользователи портала имеют определенные финансовые преимущества. Например, у граждан появилась возможность оплатить госпошлину со скидкой в 30% за такие популярные услуги, как регистрация транспортного средства или получение водительского удостоверения.В целом,как итог, можно привести вывод аналитического доклада «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития» 2016 года о том, что: «Радикальные изменения произошли в сфере потребления цифровых государственных услуг. Если в ходе общероссийского опроса, проведенного в 2015 году, доля респондентов, не пользующихся данным видом сервисов, составляла 70,3%, то в 2016 году она сократилась до 26,4%.»ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение комплекса источников и документов позволяет заключить, что в условиях становления информационного общества закономерно возросла роль информационных технологий, которые способны видоизменить, а подчас и полностью заменить отдельные традиционные инструменты социального управления.На современном этапе внедрение информационных технологий, в частности, призвано расширить доступность сферы государственных услуг, оптимизировать качество их оказания, временные и другие затраты на их получение со стороны граждан.Как показывает изучение примерадеятельностиПортала государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru), обоснован вывод о востребованности формата получения госуслугвэлектроном виде, «онлайн» среди россиян.В организационном плане это дает, с одной стороны, снижение нагрузки на деятельность государственных учреждений, т. к. нет необходимости их неоднократного посещения. С другой стороны, это удобно и самим гражданам, которые пользуются как специфическими, разового характера услугами, так и услугами, которые необходимы регулярно или в определенных ситуациях.Данный формат также способствует преодолению неравенства в условиях доступности, что особенно актуально для жителей отдаленных или с недостаточно развитой инфраструктурой регионов и местностей.Необходимо дальнейшее совершенствование деятельности органов власти, принятия комплекса практических мерв развитии данной сферы и снижении барьеров, среди которых недостаточное знание граждан о возможностях онлайн сервисов,необходимость обучающей поддержки пользователей, расширение спектра предоставляемыхуслуг, предоставление возможностей общественных точек доступа и другие. Целесообразным является исследовательский и общественный мониторинг эффективности работы данной сферы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые источникиФедеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1244-р от 27 сентября 2004 г // Российская газета, №189, 2004.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» // Российская газета. 2010. 16 ноября.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерациина 2017-2030 годы от 9 мая 2017. г. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: https://publication.pravo.gov,ru/Document/View/0001201705100002проверено 08.12.2017.2. ЛитератураБогданов, В.С. Электронное управление в обществе: социальные и познавательные проблемы: монография / В.С. Богданов. М.: Университетская книга, 2017. - 320 с.Василенко, Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты / Л. А. Василенко. М.: Изд-во РАГС, 2000. - 251 с.Глинчикова, А. Россия и информационное общество / А. Глинчикова. М.: ACT, 2002.- 197 с.Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2011. - 84 с.Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2016. - 116 с.Кобыляцкий, Н. Г. Становление научного направления: обзор публикаций по социологии управления // Социологические исследования, № 4, 2007, с. 133-136.Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.Мысин, Н. В. Теория и история социального управления. Опыт Россиии зарубежных стран / Н. В. Мысин. СПб.: СЗАГС, Образование - Культура 2000. - 496 с.Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб. M.: Росстат, 2017. - 511 с.Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь. М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 487 с.Тихонов, А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. - 472 с.Тощенко, Ж.Т. Социология управления. Учебник / Ж. Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.Чугунов, А.В. Социология Интернета: методика и практика исследованийинтернет-аудитории. Учеб. Пособие / А. В. Чугунов. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 130 с.Чупров, В. И., Осипова, М. А. Социология управления. Теоретические основы: Учебник. М.: РУДН, 2011. - 172 с.

1. Нормативно-правовые источники

1) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.
2) Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1244-р от 27 сентября 2004 г // Российская газета, №189, 2004.
3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» // Российская газета. 2010. 16 ноября.
4) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля.
5) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы от 9 мая 2017. г. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: https:// publication.pravo.gov,ru/Document/View/0001201705100002 проверено 08.12.2017.

2. Литература

1) Богданов, В. С. Электронное управление в обществе: социальные и познавательные проблемы: монография / В. С. Богданов. М.: Университетская книга, 2017. - 320 с.
2) Василенко, Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты / Л. А. Василенко. М.: Изд-во РАГС, 2000. - 251 с.
3) Глинчикова, А. Россия и информационное общество / А. Глинчикова. М.: ACT, 2002.- 197 с.
4) Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2011. - 84 с.
5) Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2016. - 116 с.
6) Кобыляцкий, Н. Г. Становление научного направления: обзор публикаций по социологии управления // Социологические исследования, № 4, 2007, с. 133-136.
7) Кравченко, А. И., Тюрина, И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.
8) Мысин, Н. В. Теория и история социального управления. Опыт России
9) и зарубежных стран / Н. В. Мысин. СПб.: СЗАГС, Образование - Культура 2000. - 496 с.
10) Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. M.: Росстат, 2017. - 511 с.
11) Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь. М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.
12) Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 487 с.
13) Тихонов, А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. - 472 с.
14) Тощенко, Ж. Т. Социология управления. Учебник / Ж. Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.
15) Чугунов, А. В. Социология Интернета: методика и практика исследований интернет-аудитории. Учеб. Пособие / А. В. Чугунов. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 130 с.
16) Чупров, В. И., Осипова, М. А. Социология управления. Теоретические основы: Учебник. М.: РУДН, 2011. - 172 с.



Вопрос-ответ:

Какие проблемы социологии управления возникают в российском обществе?

В российском обществе возникают различные проблемы социологии управления, включая недостаточную эффективность системы управления, отсутствие прозрачности и открытости в принятии решений, непрофессионализм управленцев, коррупцию и т.д.

Какие вопросы изучаются при применении информационных технологий?

При применении информационных технологий изучаются различные аспекты, такие как разработка и внедрение информационных систем, обеспечение информационной безопасности, оптимизация бизнес-процессов, анализ данных и принятие управленческих решений на основе полученной информации.

Какова нормативно-правовая база и приоритеты информатизации органов власти?

Нормативно-правовая база информатизации органов власти включает законы, постановления и приказы, которые регулируют применение информационных технологий. Приоритетами информатизации органов власти являются повышение эффективности государственных услуг, обеспечение доступности информации для граждан, сокращение бюрократии и улучшение качества управления.

Какие направления работы и возможности имеет Портал государственных услуг?

Портал государственных услуг предоставляет множество возможностей для граждан, таких как подача заявлений и документов онлайн, получение информации о государственных услугах, контроль статуса рассмотрения заявлений, оплата государственных пошлин и т.д. Он также позволяет государственным органам улучшить взаимодействие с гражданами, автоматизировать процессы предоставления услуг и повысить их качество.

Какие актуальные проблемы социологии управления существуют в современном российском обществе?

В современном российском обществе существуют такие актуальные проблемы социологии управления, как недостаток эффективного механизма контроля за исполнением государственных функций, коррупция в органах власти, неэффективность системы государственного управления и отсутствие взаимодействия между различными уровнями управления.

Как изучаются вопросы применения информационных технологий в социальном управлении?

Вопросы применения информационных технологий в социальном управлении изучаются путем анализа опыта других стран, проведения исследований и мониторинга существующих практик, а также оценки эффективности использования информационных технологий в управлении и развития социальных услуг.

Какова нормативно-правовая база и приоритеты информатизации органов власти в России?

Нормативно-правовая база информатизации органов власти в России включает в себя законы и приказы, регулирующие внедрение информационных технологий в государственные услуги. Приоритетами информатизации органов власти являются повышение качества и доступности государственных услуг, обеспечение прозрачности и эффективности работы государственных органов, а также улучшение взаимодействия между гражданами и государством.

Какие направления работы и возможности предоставляет Портал государственных услуг?

Портал государственных услуг предоставляет широкие возможности для получения государственных услуг в электронной форме, таких как подача заявлений и документов, получение информации о состоянии дела, оплата государственных пошлин и т.д. Направления работы Портала включают автоматизацию и упрощение процедур, улучшение качества обслуживания, повышение доступности государственных услуг, сокращение бюрократии и повышение прозрачности работы государственных органов.

Какие актуальные проблемы существуют в сфере социологии управления в современном российском обществе?

В современном российском обществе в сфере социологии управления существуют такие актуальные проблемы, как недостаток эффективных механизмов управления, недостаточная прозрачность и открытость процессов принятия решений, коррупция и неэффективность государственного аппарата, а также отсутствие достаточного взаимодействия между государственными органами и общественными организациями и гражданами.

Какие вопросы исследуются в области применения информационных технологий в социальном управлении?

В области применения информационных технологий в социальном управлении исследуются такие вопросы, как разработка и внедрение информационных систем для управления социальными процессами, использование интернет-технологий для улучшения доступности государственных услуг, анализ и обработка больших объемов данных для принятия управленческих решений, а также защита информации и кибербезопасность в контексте социального управления.

Какие направления работы и возможности предлагает Портал государственных услуг в сфере информационных технологий?

Портал государственных услуг предлагает широкий спектр направлений работы и возможностей в сфере информационных технологий. Это включает в себя предоставление электронных государственных услуг, возможность получения информации о государственных органах и их деятельности, онлайн-консультации и подачу обращений, а также участие в голосованиях и обсуждениях общественных вопросов. Портал также предлагает множество информационных сервисов и онлайн-инструментов для граждан и организаций.