Формирование представлений о количестве и счёте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 7070 страниц
  • 84 + 84 источника
  • Добавлена 16.02.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 8
1.1. ОБУЧЕНИЕ СЧЁТУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ 8
1.2. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 12
1.3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЧЁТНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 15
1.4. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЕТЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 36
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 36
ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 42
2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Фрагмент для ознакомления

В контрольной группе на среднем уровне 50% детей, в экспериментальной – немного меньше – 40%. Соответственно, на низком уровне в контрольной группе 30%, а в экспериментальной – 40%. В целом, по структуре ответов дети сходны, однако в контрольной группе результаты немного лучше. Используем эти сведения как отправную точку для подбор методик формирующего этапа и исследования динамики результатов в дальнейшем.В разработках представлены задания, которые способствуют обогащению сенсорного опыта детей. Это не случайно, потому что знакомство ребенка с размером, формой и пространственными ориентирами начинается очень рано.  Основу основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию, поэтому чаще всего возникают трудности в том, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра. В математике важно не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока тяжелые и не совсем понятные для ребенка, поэтому целесообразно обучать счете на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно, например, на пути в магазин, выполняя работу по дому и тому подобное.Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр проблемного характера. Такие игры учат понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умение ориентироваться в направлениях, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядные материалы, которые способствуют тому, что занятия проходят в веселой, интересной и доступной форме. Представленные занятия следует рассматривать лишь как возможные варианты, которые не освобождают педагога от необходимости планировать свои занятия и учитывая уровень подготовленности детей, изменять или уточнять цели, содержание, характер использования методов, приемов обучения. Игры, представленные в работе можно использовать вне занятий. Самое главное, во время игры отмечать все достижения ребенка, а не подчеркивать недостатки, хвалить за успехи, а не ругать за ошибки.Проведение исследования подтвердило гипотезу о том, что развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста может быть реализовано через использование сюжетно – дидактических игр с педагогическим сопровождением. Мы отметили активность и инициативность детей, их познавательный интерес в отношении количественных представлений. В ходе эксперимента детям экспериментальной группы удалось развить свои представления о количестве, они могут оценить количество, равенство, разделить что-либо поровну, дети совершают меньше ошибок, стали более внимательными. В целом мы расцениваем показанный результат как позитивную динамику и утверждаем, что разработанная система сюжетно-дидактических игр и соответствующее педагогическое сопровождение являются эффективными и могут быть рекомендованы для использования в качестве дидактического материала в развитии математический представлений детей старшей группы.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие количественных представлений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. На основании того, что игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста, мы считаем, что решить проблему формирования количественных представлений поможет именно игра. В нашем случае, мы считаем, что игровая деятельность раскроет математический потенциал ребенка лишь тогда, когда будет максимально приближена к жизни. Таким требованиям отвечает сюжетно-дидактическая игра. Изучение теоретического материала позволило нам выявить, что в старшем дошкольном возрасте, детям необходимо привить основные элементарные математические представления, как счет, счисление и определение других количественных показателей. Данные навыки помогут им в будущей учебной деятельности и введут их в процесс математических операций.Развитие количественных представлений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Обеспечение преемственности в обучении количественному счету сделает переход к школьному обучению более комфортным. Мы считаем, что разработанные задания и занятия могут быть использованы как средство для развития количественных представлений в свете преемственности.Обучение детей началам математики с применением проблемно-игровых методов строится так. чтобы прежде всего на основании действий с наглядно представленными множествами и непосредственного сравнения формировать у детей содержательные общие представления о размере и количестве, а уже потом учить детей считать, измерять, добавлять и отнимать.Очень ценным в этих методиках является то, что дети не просто приобретают определенную сумму знаний по математике, но и значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, подражать ей в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты в соответствии с образцом. Значительные сдвиги происходят и в характере обобщений, в них начинают отражаться существенные связи и отношения, например, при решении арифметических задач. Дошкольники недостаточно знакомы с количественными категориями, поэтому педагогическое сопровождение выступает неотъемлемым элементом формирования элементарных знаний о количестве. Сюжетно-дидактическая игра преимущественно также направляется педагогом, чтоб приобрести именно педагогическую функциональность. Таким образом, мы видим, что педагогическое сопровождение имеет место быть в обоих случаях, а значит, имеется широкое поле для педагогического творчества, соединяя необходимость формирования количественных представлений с интересной игрой под руководством воспитателя.Итак, мы видим большой потенциал развития количественных представлений посредством вплетения математического содержания в игровой сюжет. Для оценки эффективности подобной деятельности было организовано и проведено исследование количественных представлений дошкольников, нашедшее свое развитие в адаптации разнообразных сюжетно-дидактических игр к заданиям на формирование количественных представлений в качестве формирующего этапа.На основании сопоставления начальных количественных представлений дошкольников и показанных после проведения сюжетно-дидактических игр мы наблюдали позитивную динамику, что говорит об эффективности выбранной методики в рамках данного исследования. Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, а задачи решены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.: Просвещение, 1984. – 64 с.Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М. : Академия, 2000.Белкин А. С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 1999. - 272 с.Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий Текст / А.В. Белошистая// Дошкольное воспитание. — 2016. —№ 1. —С.34—38.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики Текст: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений/ А.В. Белошистая. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. —400с.Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1986.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну... //Дошк. восп.-1993.- № 1.- С.62-64.Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-Пресс, 2008.Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 304 с.Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. – С.102-106.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет Текст: Пособие для работников дошкольных образовательныхучреждений и родителей. / А.С.Галанов. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2011. –419с.Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе Текст/ Л.Н. Галкина//Начальная школа плюс До и После. —2012. — № 6. — С.46—49.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. — М.: Академия, 2004. —208с.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.Дошкольник изучает математику : Как и где? / Сост. и общ. ред. Т.И. Ерофеева. – М.,2002.Дуева Т. И. Особенности математических представлений детей с нарушениями речи Текст / Т.И. Дуева // Курский государственный университет. —2010. —№ 4. — С. 197—199.Егошина С. Н. Математическое моделирование в детском садуТекст / С.Н. Егошина // Молодой ученый. — 2015. — № 2 — С. 19-31.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математикуТекст: метод. пособие для воспитателей/ Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2010. —154с.Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1992.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.Зубкова Н. С математикой мы дружим Текст /Н.Зубкова// Ребенок в детском саду. —2016. —№ 9 . —С. 11—14.Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства :автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.Казанова И. С.Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с ОНР посредством взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса Текст / И.С. Казанова //Евразийский Научный Журнал. —2015. — №11. —С.105—109.Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова. П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.:Федеральный институт развития образования, 2014. - 96с.Козинцева Е.А., И.В.Померанцева И.В., Т.А. Терпак. Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе. Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - М.: Академия, 1998.Колесникова Е.В.Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки»Текст / Е.В. Колесникова— М.: Сфера, 2016. —156с.Комарова, Е. А. Преемственность в обучении математике: Методическое пособие / Е.А. Комарова. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 108 с.Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методические указания к изучениюкурса Формирование элементарных математических представлений удетей дошкольного возрастаТекст / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейибова— М.: Академия, 2000. — 148с.Корягина Е., Парфененкова И.О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи Текст / Е. Корягина, И. Парфененкова// Дошкольное воспитание. —2014. —№7. —С.46—52.Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2012. - №1. – С.96 – 100.Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 137-139.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии Текст / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. Учпедгиз, 1963, - 192 с.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] – М.: Просвещение, 1974 – 368сЛеушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. – 368 с.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.Мельников М.Н. Фольклорные формы с математическим содержанием. / Русский детский фольклор. - М., 1987. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие.- М.: Просвещение,1994.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. -320с.Микляева И. В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-352с.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия в 6 частях / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. -СПб.: ЛППК «АРК», 1994.-234с.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)Текст /Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.– 352с.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html свободный (дата обращения 12.10. 2016)Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математическихпредставлений Текст / Е. Овчинникова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. –С.26–32.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ.высш. уч.завед. / Под ред.В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой - М.: «Академия», 2006. — 240 с.Педагогические системы обучения и воспитания детей с особымиобразовательными потребностями Текст: учебное пособие / под ред.А.Ю.Кабушко, М.Н. Алексеевой. – Ставрополь: Изд. СГПИ, 2011. –267с.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста Текст/ В.Ф. Петрова.– Казань: Каз. федер. ун-т., 2013. – 203с. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериацияТекст / Ж. Пиаже – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 408с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Программа«Отрождениядошколы»/подред. Н. Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368с.Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.М. Доронова, ВВ. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1994. - 208с.Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. 1990.-96с.Сербина, Е.В. Математика ля малышей : кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. –  М.: Просвещение, 1992. – 80 с. Современные технологии обучения дошкольников /авт.- сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. –223с.Стожарова М. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в математической деятельности Текст/ М. Стожарова// Ребенок в детском саду. – 2014. – №4. –С.23–27.Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя Текст / М.Ю. Стожарова .– Ростов н/ Д: Феникс, 2010. –212с.Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.Стэдинг Э.М., Монтессори М. Революция Монтессори в образовании Текст /Э. М. Стэдинг, М. Монтессори. – ИПК «Береста», 2015. –223с.Тарунтаева Т. В. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Т. В. Тарунтаева, Т. И. Алиева. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2014. – 223с.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980. – 64 с.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Изд. 2. – СПб: ЦВПО, 2006.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006. – 336 с.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации Текст / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. –309с.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк)» / Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. - М.; Просвещение, 1988. - 303с.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками Текст: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256с.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников Текст: уч. пособие /Е.И.Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2011. –392с.Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М. : Академия, 2000.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1.Результаты констатирующего этапа экспериментаТаблица 1. Результаты контрольной группы на констатирующем этапеПротокол №1№Фамилия, ИмяЗадание 1.КругиЗадание 2.ЕлочкиЗадание 3.Какая и сколькоЗадание 2.ГрибочекУровеньУровеньУровеньУровень1Ахрименко А.ССВС2Бекетов А.СССС3Варчук П.СССВ4Захаренко П.СНСС5Иваницкая З.ССНС6Коломиец А.ННСН7Мартынова Н.СВСС8Матвеев Т.ССНН9Негневецкий В.ВВСС10Смирнов К.ВССССреднее----Таблица 2. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапеПротокол №2№Фамилия, ИмяЗадание 1.КругиЗадание 2.ЕлочкиЗадание 3.Какая и сколькоЗадание 2.ГрибочекУровеньУровеньУровеньУровень1Аверченко П.СССС2Веремеенко Т.ВССВ3Зотин А.СВСС4Королева Л.СССС5Маргелова Т.ССНС6Похабов А.НННС7Скавин П.СССС8Солодка М.СССС9Трусов В.НННН10Харченко И.СССССреднее----Приложение 2Разработки занятий по математике для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемно-игровой технологииРабота рассчитана на то, что занятия проводится один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут.Тема. Сравнение по размеру. Один, много.Цель: закрепить умение устанавливать равенство и неравенство предметов, используя слова один, много; упражнять в согласовании числительного «один» с существительным; закрепить математике в пределах 10, умение сравнивать предметы по размеру;воспитывать самостоятельность.Материалы: демонстрационный: две коробки, большой и маленькие мячи, большие и маленькие кубики; игрушки (две куклы, два кубика, две машины, один мяч, один флажок)фланелеграф, рисунки с изображением коровы, лошади, лося и козы;раздаточный: конверты с кружочками: пять больших синего цвета, пять маленьких синего цвета карточки с изображением взрослых животных и их детенышей.ход занятияПсихогимнастика.Игра «Собери бусы».Воспитатель предлагает детям взять конверт и достать из него «бусинки» - кружочки.Рассмотрите «бусинки». Скажите, чем они отличаются? (Одни большие, другие маленькие.)А теперь соберите ожерелье, чередуя бусинки следующим образом: большая - маленькая, большая - маленькая.Дети выполняют задание.Сколько всего бусинок? Сколько больших? Маленьких?Игра «Найди пару»Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки на коврике и разложить их по парам.Скажите, все игрушки имеют пары? (У мячика и флажка пары не оказалось.)Чем похожи, чем отличаются пары игрушек?Далее воспитатель выставляет в ряд четыре большие мячи (три красного цвета, один - зеленого) и один маленький мячик красного цвета.Скажите, по какому признаку отличаются предметы? (По размеру, цвету.)Можно среди этих мячиков найти пару первому мячику (воспитатель показывает мячик, лежавший на коврике)?Есть ли среди предметов лишний? (Лишним может быть либо маленький мячик красного цвета, или большой мячик зеленого цвета.)Физкультминутка.Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие люди на земле, которые могут уместиться даже в спичечном коробке.Сядьте на колени, положите на колени голову. Руки плотно прижмите к тела.После этого детям можно предложить превратиться в гигантов.Потяните руки вверх, поднимите голову, Распрямитесь., Поднимитесь, встаньте на ноги.Это упражнение можно повторить несколько раз.Игра «Расписания игрушки».Воспитатель предлагает детям передвинуться на ковер, где разложены две коробки, большой и маленькие мячи, большие и маленькие кубики.Из коробки высыпались все мячи. Давайте их соберем. Возьмите каждый по мячу.Подойдите ко мне те, у кого маленькие мячики. Составьте их в коробку слева от меня.Сколько маленьких мячиков в коробке? (Много.)А почему Сережа не положил мячик? (Потому что у него большой мяч.)Сережа, положи свой мяч в коробку справа от меня. Сколько больших мячей? (Один.)Дети, а теперь соберите кубики. Помните, что маленькие кубики вы кладете в коробку с маленьким мячами, а большие - в коробку с большим мячом.Игра «Найди пару ».Воспитатель делит детей на две группы. Каждый ребенок первой группы получает карточки, на которых изображено взрослое животное. Каждый ребенок второй группы - карточки, на которых изображены детеныши этих животных. Задача детей - составить пары из взрослых животных и детенышей. Дети по команде воспитателя передвигаются по группе, ища пару к своей картинке, а когда находят, берутся за руки. Если позволяет время, можно предложить детям рассказать о своих животных: как их называют, какого они цвета, размера, сколько их.Игра «Кто лишний»Однажды встретились на лугу корова, лошадь, лось и коза (воспитатель поочередно прикрепляет на фланелеграфе названных животных) и и начали спорить, кто среди них лишний. Поможем им помириться? Назовите лишнего.Варианты ответов: лишний лось, потому что корова, лошадь, коза - домашние животные; лишний конь, потому что у него нет рогов, а у коровы, козы и лося есть.А что общего между всеми? Как мы называем их всех вместе? (Животные.)Итог занятия.Какая игра на занятии вам понравилась больше всего?Составьте узор, сохраняя закономерность.Примечание: Эту задачу можно выполнить, используя кружочки из цветной бумаги. Кружочки разлагаются в определенной последовательности. Задача ребенка - выдержать закономерность, называя цвет каждого кружочка. Например, красный кружочек, синий кружочек, желтый кружочек и тому подобное.Тема. Сравнение предметов. Ориентирование в пространстве.Цель: формирование умения сравнивать группы предметов с помощью составления пар, различать предметы по цвету, месту расположения; учить правильно использовать слова равно, не равно, столько же, упражнять в умении ориентироваться в пространстве;воспитывать аккуратность.Материалы: демонстрационный: фланелеграф, модели облаков разного цвета и формы большого размера; четыре полоски: одна большая белого цвета и три маленькие синего, синего, желтого и зеленого цветов;раздаточный: модели облаков разного цвета и формы маленького размера, картинки с изображением шариков и со знаками «=», «≠», карандаши.ход занятияПсихогимнастика.Игра «Облака».На фланелеграфе прикреплены облака разного цвета и размера. У детей на столах такие же, но меньшего размера. (У каждого ребенка по одному облаку.)Какого цвета облака на фланелеграфе Сколько их? (Много)Сколько облаков у каждого из вас (По одному.)Какого размера ваши облака? (Маленькие.)Найдите на фланелеграфе большое облако такого самого цвета, как и ваше.Дети находят пару и прикрепляют маленькие тучки рядом с большими.Упражнение «Сравни шарики».На столах у детей две карточки с изображением шариков (на первой четыре шарика, на второй - три), знаками «=».Рассмотрите шарики. Как вы думаете, шариков одинаковое количество? Проверьте это самостоятельно. (Дети условно карандашом соединяют шарики в пары.) Что вы заметили? Один шарик остается без пары. А это значит, что шариков разное количество.Как вы думаете, правильно ли будет между несколькими положить знак «=»? (Нет.)Почему? (Знак "=" мы ставим, когда количество предметов равное.)Чтобы обозначить, что количество предметов неодинаково, мы зачеркиваем знак «=».Дети выполняют задание. В конце обсуждения целесообразно еще раз повторить, когда используют знаки «=» и «≠».Физкультминутка.Воспитатель предлагает детям превратиться в облака, плывущие по небу и с помощью ветерка могут превращаться в любых животных, например в веселого зайчика, доброго слона, пугливого мышонка и др.Игра «Сколько?»Давайте с вами узнаем, одинаковое ли количество мальчиков и девочек сегодня на занятии? А как это сделать? (Прежде чем ответить, воспитатель выслушивает предположения детей.) Лучше всего, если каждый мальчик возьмет девочку за руку.Посчитайте, сколько мальчиков (девочек).Кого больше (меньше).А теперь постройтесь по росту (отдельно мальчики и девочки). Чтобы выполнить задание, вы должны сравнить рост друг друга, но при этом разговаривать нельзя.Дети выполняют задание. Далее воспитатель предлагает запомнить, кто за кем стоит, и разойтись по групповой комнате. По сигналу воспитателя все дети должны занять свои места. Выигрывает та команда, которая быстрее всех соберется.Упражнение на ориентирование в пространстве.На фланелеграфе четыре полоски: одна большая белого цвета и три маленькие синего, желтого и зеленого цветов. Предложите детям выложить полоски в таком порядке: сначала белая, слева от нее - синяя, справа от белой - желтая, справа от желтая - зеленая. (Можно выполнить упражнение несколько раз, каждый раз меняя расположение полосок.)Итог занятия.С какими новыми понятиями вы познакомились?Тема. Число и цифра 2. Пара. Широкий, узкий.Цель: учить различать множества с одним и двумя элементами на основе сопоставления этих множеств, называть общее число предметов; упражнять в количественной и порядковой счете; ознакомить с образованием числа 2, цифрой 2, закрепить понятие «широкий», «узкий», учить сравнивать предметы, применяя метод наложения; развивать внимание, память; воспитывать трудолюбие.Материалы: демонстрационный: фланелеграф, плоские фигуры животных: заяц, белка, еж, волк, медведь; картинки паровоза, двух вагонов; две веревки; плоские фигуры животных по парам: мышонок, лисенок, бельчонок;раздаточный: кружочки желтого и зеленого цветов, полоски одинаковой длины: узкая - зеленого цвета, широкая - синего; карточки с изображением цифры 2 для раскраски, карандаши.ход занятияПсихогимнастика.Игра «Лесные гости».К нам пришла Сорока-белобока и привела с собой друзей.Воспитатель выставляет на фланелеграфе плоские фигуры животных: зайца, белки, волка, ежа, медведя.Они увидели нас и растерялись, ведь им никогда не встречалось такое количество детей. Животным стало интересно, сколько мальчиков и девочек сегодня в группе.Воспитатель предлагает детям определить, кого в группе больше, кого меньше. Если детям трудно, воспитатель предлагает детям создать пары: мальчик - девочка. В зависимости от того, кому не хватило пары (мальчику или девочке), определяют, кого больше. После этого воспитатель предлагает каждой группе выбрать по одному человеку: мальчика, который будет считать девочек, и наоборот - девочку, посчитает мальчиков. Во время счета воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети-ведущие не забыли посчитать и себя. Таким образом закрепляется количественный счет.А теперь давайте узнаем, сколько животных привела Сорока? (Воспитатель показывает фигурки животных, а дети хором считают.)Кто стоит первым? (Заяц.) Другим? (Белка.) И др.Закрепляется порядковый счет.Кто стоит перед ежиком? А после белки? тому подобное.Воспитатель просит детей вспомнить, на чем можно путешествовать. Когда дети ответят на вопрос, воспитатель выкладывает на фланелеграфе паровоз и один вагончик.Как вы думаете, сможем ли мы вместе со всеми животными поместиться в одном вагоне?(Ответы детей.)Что надо сделать?Воспитатель акцентирует внимание на том, что необходимо добавить вагон, и просит ребенка выложить на фланелеграф еще один вагон.Сколько стало вагонов? (Два.)В каком поедем мы с вами? (В первом.)А наши животные? (Во втором.)Положите перед собой столько желтых кружочков, сколько вагонов было изначально.Сколько вагонов мы добавили? (Один.)Положите перед собой один зеленый кружочек.Сколько всего вагонов в поезде? (Два.)Сколько всего кружочков перед вами?Как получили число 2? (К одному предмету добавили еще один.)Знакомство с цифрой 2. Пара.Воспитатель обращает внимание детей на карточки на их столах (см. Рис.1)Рис.1. Дидактический материал к занятиюНапишите тонкую цифру по направлению стрелки. Толстую цифру заштрихуйте. А теперь давайте все вместе нарисуем цифру 2 в воздухе.На фланелеграфе размещено по два рисунка - изображены лисенок, мышонок, бельчонок.Рассмотрите животных, найдите пару каждому. Чем животные похожи, чем отличаются?При выполнении задания закрепляются зрительная память, понятие «налево», «направо», «пара». Дети должны обосновать свои суждения.,Почему эти животные составляют пару. Они чем-то похожи, или, наоборот, отличаются? Могут ли они существовать по одному?Физкультминутка.Мальчикам предлагается из двух веревок построить узкую дорожку для девочек, а девочкам - широкую для мальчиков.Игра «Тропа».Наши лесные гости решили прогуляться по полянке. Перед ними две тропы: широкая - для медведя и волка, узкая - для зайчика, белочки, ежика. А вот где какие, звери не знают. Как им помочь? (Варианты ответов.)Воспитатель предлагает детям взять две полоски зеленого и синего цветов.Как проверить, где широкая полоска, а где узкая?Если детям трудно выбрать способ измерения, воспитатель предлагает приложить зеленую полоску к синей.Какого цвета широкая полоска? Узкая?Какой пойдет волк и медведь? А какой - заяц, лиса, белка? (Ответы детей.)Итог занятия.С какой цифрой вы познакомились?Сколько вагонов в нашем поезде?Тема. Число и цифра 3. Треугольник.Цель: формировать умение находить состав числа 3 путем объединения групп предметов;упражнять в умении соотносить число и количество предметов; закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, умение работать с трафаретом; продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать трудолюбие.Материалы: демонстрационный: набор игрушечной посуды (три чашки, три ложки, три тарелки, один чайник), фланелеграф, по три кружочка желтого, зеленого, красного цветов; рисунки с изображением предметов на основе треугольника для упражнения «Преврати фигуру»;раздаточный: набор карточек с цифрами 1 - 3, по три кружочка желтого, зеленого и красного цветов, трафарет, карточки для упражнения «Дорисуй точки», карандаши.ход занятияПсихогимнастика.Игра «Не ошибись».В игре закрепляется умение соотносить число и количество предметов. У детей на столах кратки с цифрами 1 - 3. Задача детей - поднять ту карточку с цифрой, которая будет соответствовать количеству названной посуды.Воспитатель выставляет на столе посуду, комментируя действияЯ поставила чашки. Сколько их всего?Дети показывают соответствующую карточку с цифрой.Как вы думаете, сколько остей придет? (Три.) Почему?Сколько вилок? Ложек? Тарелок? Тому подобное.Чего больше (меньше)? На сколько?Состав числа 3.Задание выполняется с комментированием. Один ребенок может выполнять его у фланелеграфа. У каждого ребенка на столе по три кружочка желтого, зеленого и красного цветов.Положите перед собой три кружочка разного цвета.Сколько желтых? ( Один. ) Зеленых ? ( Один. ) Красных ? ( Один. )Сколько всего кружочков? ( Три. )Как получить число 3? ( Сложить вместе по одному кружочку. )Теперь положите три кружочка так, чтобы два из них были одного цвета, а один - другого.Сколько всего кружочков? ( Три. ) С каких цифр вы составили число 3? ( 2 и 1 )Физкультминутка.Раз, два, три, четыре, пять!Время пришло нам отдыхать.Поэтому поднимите руки вверх,Будто посмотрим на звезды.А теперь все руки в стороны,Как зайчата, скок-скок!Упражнение «Преврати фигуру ».Для выполнения упражнения понадобится трафарет. Воспитатель показывает рисунки, в которых «спрятались» треугольники (платок, печенье треугольной формы, шляпка и т.п.).Которая геометрическая фигура скрылась в рисунке? Что вы можете рассказать о ней?Чем треугольник отличается от круга и овала?Возьмите трафарет, приложите его к странице, обведите несколько треугольников и «оживите» их, превратив в любой предмет.Упражнение «Дорисуй точки» .На столах у детей карточки с изображенными в определенном порядке геометрическими фигурами. Задача детей - расставить точки в фигурах в определенном порядке.Прежде чем дети начнут выполнять задачи, воспитатель предлагает назвать геометрические фигуры в ряду.Какая фигура идет за кругом? Овалом?Сколько точек в первой фигуре? Второй? Третьей?Воспитатель должен убедиться, что дети правильно поняли представленную закономерность; только при этом условии они могут начать выполнять задание.Итог занятия.С задачей вы сегодня справились легко, а что вызвало у вас трудности? Как образуется число 3?Приложение 3.Результаты контрольного этапа исследованияТаблица 3. Результаты контрольной группы на контрольном этапеПротокол №3№Фамилия, ИмяЗадание 1.КругиЗадание 2.ЕлочкиЗадание 3.Какая и сколькоЗадание 2.ГрибочекУровеньУровеньУровеньУровень1Ахрименко А.ССВС2Бекетов А.СССВ3Варчук П.СССС4Захаренко П.СНСС5Иваницкая З.ССНС6Коломиец А.ННСС7Мартынова Н.СВВС8Матвеев Т.ССНН9Негневецкий В.ВВСС10Смирнов К.ВССССреднее----Таблица 4. Результаты экспериментальной группы на контрольном этапеПротокол №4№Фамилия, ИмяЗадание 1.КругиЗадание 2.ЕлочкиЗадание 3.Какая и сколькоЗадание 2.ГрибочекУровеньБаллыУровеньУровень1Аверченко П.ССВС2Веремеенко Т.ВССС3Зотин А.ВВСВ4Королева Л.СВВС5Маргелова Т.СССС6Похабов А.ССНС7Скавин П.СССС8Солодка М.ВВСВ9Трусов В.НССС10Харченко И.СССССреднее----

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
2. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М. : Академия, 2000.
3. Белкин А. С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 1999. - 272 с.
4. Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий Текст / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2016. —№ 1. —С.34—38.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики Текст: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений/ А.В. Белошистая. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. —400с.
7. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1986.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.
9. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
10. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну... //Дошк. восп.-1993.- № 1.- С.62-64.
11. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
12. Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 304 с.
13. Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. – С.102-106.
14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет Текст: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. / А.С.Галанов. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2011. –419с.
15. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе Текст/ Л.Н. Галкина //Начальная школа плюс До и После. —2012. — № 6. — С.46—49.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. — М.: Академия, 2004. —208с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
18. Дошкольник изучает математику : Как и где? / Сост. и общ. ред. Т.И. Ерофеева. – М.,2002.
19. Дуева Т. И. Особенности математических представлений детей с нарушениями речи Текст / Т.И. Дуева // Курский государственный университет. —2010. —№ 4. — С. 197—199.
20. Егошина С. Н. Математическое моделирование в детском садуТекст / С.Н. Егошина // Молодой ученый. — 2015. — № 2 — С. 19-31.
21. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математикуТекст: метод. пособие для воспитателей/ Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2010. —154с.
22. Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .
23. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1992.
24. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.
25. Зубкова Н. С математикой мы дружим Текст / Н.Зубкова // Ребенок в детском саду. —2016. —№ 9 . —С. 11—14.
26. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
27. Казанова И. С. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с ОНР посредством взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса Текст / И.С. Казанова //Евразийский Научный Журнал. —2015. — №11. —С.105—109.
28. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова. П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.:Федеральный институт развития образования, 2014. - 96с.
29. Козинцева Е.А., И.В.Померанцева И.В., Т.А. Терпак. Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе. Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
30. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - М.: Академия, 1998.
31. Колесникова Е.В. Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Текст / Е.В. Колесникова— М.: Сфера, 2016. —156с.
32. Комарова, Е. А. Преемственность в обучении математике: Методическое пособие / Е.А. Комарова. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 108 с.
33. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методические указания к изучению курса Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Текст / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейибова — М.: Академия, 2000. — 148с.
34. Корягина Е., Парфененкова И. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи Текст / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. —2014. —№7. —С.46—52.
35. Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2012. - №1. – С.96 – 100.
36. Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 137-139.
37. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии Текст / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
38. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
39. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. Учпедгиз, 1963, - 192 с.
40. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] – М.: Просвещение, 1974 – 368с
41. Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
42. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
43. Мельников М.Н. Фольклорные формы с математическим содержанием. / Русский детский фольклор. - М., 1987.
44. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
45. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие.- М.: Просвещение,1994.
46. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. -320с.
47. Микляева И. В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-352с.
48. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия в 6 частях / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. -СПб.: ЛППК «АРК», 1994.-234с.
49. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви¬тием речи (с 4 до 7 лет) Текст /Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.¬– 352с.
50. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html свободный (дата обращения 12.10. 2016)
51. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических пред¬ставлений Текст / Е. Овчинникова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. –С.26–32.
52. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
53. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
54. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ.высш. уч.завед. / Под ред.В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой - М.: «Академия», 2006. — 240 с.
55. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями Текст: учебное пособие / под ред.А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. – Ставрополь: Изд. СГПИ, 2011. –267с.
56. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
57. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста Текст/ В.Ф. Петрова.– Казань: Каз. федер. ун-т., 2013. – 203с.
58. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация Текст / Ж. Пиаже – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 408с.
59. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
60. Программа «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
61. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.М. Доронова, ВВ. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1994. - 208с.
62. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. 1990.-96с.
63. Сербина, Е.В. Математика ля малышей : кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.
64. Современные технологии обучения дошкольников /авт.- сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. –223с.
65. Стожарова М. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в математической деятельности Текст/ М. Стожарова // Ребенок в детском саду. – 2014. – №4. –С.23–27.
66. Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя Текст / М.Ю. Стожарова .– Ростов н/ Д: Феникс, 2010. –212с.
67. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
68. Стэдинг Э.М., Монтессори М. Революция Монтессори в образовании Текст /Э. М. Стэдинг, М. Монтессори. – ИПК «Береста», 2015. –223с.
69. Тарунтаева Т. В. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Т. В. Тарунтаева, Т. И. Алиева. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2014. – 223с.
70. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
71. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Изд. 2. – СПб: ЦВПО, 2006.
72. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976.
73. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006. – 336 с.
74. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
75. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации Текст / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. –309с.
76. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.
77. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк)» / Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. - М.; Просвещение, 1988. - 303с.
78. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331
79. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками Текст: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256с.
80. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.
81. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312
82. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников Текст: уч. пособие /Е.И.Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2011. –392с.
83. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М. : Академия, 2000.
84. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы используются при обучении счету и формировании представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

При обучении счету и формировании представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР используются такие теоретические основы, как знаково-символический подход, операционный метод, сенсомоторный и конструктивный подходы.

Какие программные задачи помогают формированию математических представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для формирования математических представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР используются такие программные задачи, как задачи о сравнении количества, задачи о классификации по количественному признаку, задачи о сортировке и группировке, задачи о построении числовых моделей и задачи на учет и счет.

Каким образом обучение счету старших дошкольников может стать основой для формирования представлений о числе?

Обучение счету старших дошкольников является основой для формирования представлений о числе, так как через счет они понимают смысл чисел и их порядок, учатся устанавливать соответствие между количеством объектов и числами, развивают навыки сложения и вычитания, осваивают базовые математические операции и закономерности.

Какие особенности существуют при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

При формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР существуют такие особенности, как затруднения в ориентации в пространстве и времени, недостаточное развитие речи, трудности в обобщении и абстрагировании, нарушения памяти и внимания. В связи с этим, проведение индивидуальной, дифференцированной работы и использование визуальных и конкретных материалов играют важную роль в процессе обучения.

Какие теоретические основы используются при обучении счету и формировании представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

При обучении счету и формировании представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР используются следующие теоретические основы: 4 глава 1, программные задачи по формированию математических представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также особенности формирования количественных представлений.

Какими могут быть программные задачи по формированию математических представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Программные задачи по формированию математических представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут включать в себя различные упражнения и игры, направленные на усвоение основных математических понятий и навыков, таких как счет, сложение и вычитание, сравнение чисел и понятие количества.

Каким образом обучение счету старших дошкольников может быть основой для формирования представлений о числе?

Обучение счету старших дошкольников может быть основой для формирования представлений о числе, так как они учатся считать и ассоциируют числа с определенными количествами предметов. Это помогает им развивать понимание численности и отношений между числами.

Какие особенности существуют при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

При формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР существуют такие особенности, как возможные трудности в восприятии информации о количестве, сложности в установлении соответствия всем элементам группы и числу, а также непостоянство представлений о числе, которое может меняться в зависимости от конкретного контекста.

Какие теоретические основы используются для формирования представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для формирования представлений о количестве и числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР используются такие теоретические основы, как обучение счету старших дошкольников как основа формирования представлений о числе, программные задачи по формированию математических представлений и особенности формирования количественных представлений.

Какие основы обучения счету и формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Основы обучения счету и формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР заключаются в использовании специальных программных задач, которые помогают развивать математические представления о количестве и счете у детей с ОНР. Важно применять индивидуальный подход и использовать различные методики для эффективного обучения.

Что является основой формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста?

Основой формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста является обучение счету. Поэтапное обучение счету включает использование программных задач, которые помогают развить представления о количестве, счете, числах и других математических понятиях. Такое обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР.