В файле выбор темы

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социологическое исследование
  • 1717 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.02.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 4
1. Познание и его основные категории 6
2. Проблема познаваемости мира 8
3. Структура познавательного процесса 9
4. Сходства и различия научного и вненаучного познания 13
Заключение 14
Список использованных источников 15

Фрагмент для ознакомления

Иррациональное постижение миразаключается в осуществлении таких познавательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения [1].4. Сходства и различия научного и вненаучного познанияНаучное познание, на основе которого возникает наука, определяется в качестве процесса получения объективных знаний о мире. Объективный, т.е., который не зависит от сознания. Конечная цель научного познания заключается в достижении истины [5].Вненаучное познание, в отличие от научного, не основывается на объективных предпосылках. Как и научное, вненаучное познание может быть теоретическим, однако в основу подобного познания, чаще всего, положены заведомо ложные положения.Крайние выражения ненаучного знания: антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).Кроме того, ненаучному познанию относится паранаука (околонаука) – знание, котороене поддающееся объяснению с позиции современной науки, однако заставляет задуматься (телекинез и т.п.), к примеру, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).Существование ненаучного познания предопределено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека невозможно загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, ненаучное знание появляется раньше научного, однако основным признаком истины является научное знание [3].Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа [5].Но научное и вненаучное познание имеет следующие различия. Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще [3].ЗаключениеНаука, обладая многочисленными определениями, выступает в трех главных ипостасях. Она рассматривается, или в качестве формы деятельности, или в качестве системылибо совокупности дисциплинарных знаний, либо же в качестве социального института. Понимание науки в качествесоциокультурногоявлениясвидетельствует о ее зависимости от разнообразных сил, токов и влияний, которые действуют в социуме, то, что наука определяет собственные приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени определяет социальную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и социума: в качествесоциокультурного феномена наука появилась, отвечая на конкретную потребность людей в производстве и получении подлинного, правильного знания о действительности, и существует, в свою очередь, оказывая довольно заметное влияние на развитие каждой сферы общественной жизни. Наука рассматривается, каксоциокультурный феномен, поскольку когда говорится об исследовании ее истоков, рамок того, что людьмина сегодняшний день называется наукой, расширяются до культурныхграниц. И с иной стороны, наука претендует на место единственно устойчивого и истинного фундамента всей культуры, в ее первичном – деятельностном и технологическом понимании.Список использованных источниковБучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.-447 с.Введение в философию. // под ред. И.Т. Фролов. - Издательство политической литературы, 1990. – 1010 с.Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990, 464 с.Мир философии. // сост. П.Е. Гуревич, В.И. Столяров. - Издательство политической литературы, 1991. – 1416 с.Наука: возможности и границы (Отв. Ред. Е.А. Мамчур). – М.: Наука, 2003. - 293 с.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Юрайт, 2016 – 828 с.Философия: Энциклопедический словарь.// под ред. А.А.Ивин - М.: Гардарики. – 800 с.

Список использованных источников

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.-447 с.
2. Введение в философию. // под ред. И.Т. Фролов. - Издательство политической литературы, 1990. – 1010 с.
3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990, 464 с.
4. Мир философии. // сост. П.Е. Гуревич, В.И. Столяров. - Издательство политической литературы, 1991. – 1416 с.
5. Наука: возможности и границы (Отв. Ред. Е.А. Мамчур). – М.: Наука, 2003. - 293 с.
6. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Юрайт, 2016 – 828 с.
7. Философия: Энциклопедический словарь. // под ред. А.А. Ивин - М.: Гардарики. – 800 с.


Вопрос-ответ:

Какие основные категории в познании?

Основными категориями в познании являются объект, субъект, познавательная деятельность, познавательные акты и методы.

В чем заключается проблема познаваемости мира?

Проблема познаваемости мира заключается в поиске ответа на вопрос о том, насколько полно и точно мы можем познать окружающую нас реальность.

Какова структура познавательного процесса?

Познавательный процесс состоит из таких стадий, как восприятие, представление, мышление, образование понятий, суждение и заключение. Каждая из этих стадий играет свою роль в процессе познания.

Какие сходства и различия между научным и вненаучным познанием?

Научное познание и вненаучное познание имеют общую цель – познание мира. Однако, научное познание стремится к объективности, использует строгие методы и логику, а вненаучное познание часто полагается на личный опыт, интуицию и веру.

Что такое иррациональное постижение мира?

Иррациональное постижение мира – это осуществление познавательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют надежного научного объяснения.

Что такое иррациональное постижение мира?

Иррациональное постижение мира заключается в осуществлении таких познавательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения.

Какие категории есть в процессе познания?

В процессе познания существуют такие категории, как познавательные акты, осознание объектов, организация знания, понятия, суждения, законы и принципы.

Что такое научное познание?

Научное познание - это систематическое исследование природы и общества на основе строгого метода, применение научного метода и формирование общепризнанных знаний.

Какие сходства и различия между научным и вненаучным познанием?

Сходство между научным и вненаучным познанием заключается в том, что они оба имеют целью познание и объяснение окружающего мира. Однако, научное познание основывается на строгом логическом мышлении, использовании научного метода и формировании общепризнанных знаний, в то время как вненаучное познание не ограничено такими рамками и может осуществляться различными способами.