Особенности правового статуса судей Конституционного суда РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судебный процесс
  • 2525 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 23.03.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционный Суд – общая характеристика 6
Глава 2. Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Фрагмент для ознакомления

В такой ситуации очень сложно говорить о едином правовом статусе судей в РФ. ЗАКЛЮЧЕНИЕМеханизм правового регулирования – это система разнообразных по своей природе и функциям юридических средств, которые дают возможность достигать поставленные цели. С одной стороны, достаточно различны по своей природе и функциям, а с иной – объединены общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает определенное звено при достижении цели, позволяет выявить главные, ключевые, опорные юридические инструменты, которые занимают установленное иерархическое положение среди всех других. Гражданское право регулирует определенные общественные отношения, список которых достаточно широк, что исключает возможность определения его исчерпывающего перечня. Право является не беспорядочным собранием разрозненных норм — правил поведения, а представляет определенное системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Правовое регулирование общественных отношений, в особенности экономики, неразрывным образом связано с осуществлением задач государства и его главных функций по реализации развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. Таким образом, подводя итог данной работе, можно сделать определенные выводы. Во-первых,Конституционный Суд Российской Федерации(РФ)– судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.Обратим внимание на тот факт, что в 1991 г. впервые в истории России был сформирован абсолютно новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, который являлся судебным органом конституционного контроля. Следующий этап в конституционно-правовом развитии страны связывают с Конституцией России, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Отметим, что данный закон является определенным правовым фундаментом процесса реформирования российского общества, который затрагивает его различные сферы.В-вторых, в осуществлении эффективной судебной деятельности важное значение имеет конституционно-правовой статус судей. Их законодательное, материальное, социальное и организационное обеспечение, с одной стороны, профессиональное и человеческое признание не только юристами, но и широкой общественностью, с другой, являются непременными условиями отправления справедливого правосудия и обеспечения конституционного контроля. Для того, чтобы более подробно разобраться в поставленной теме, необходимо четко понимать, собой представляет данный статус.В большом энциклопедическом словаре имеется определение, согласно которому следует, что правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.Не зря в юридической литературе и законодательстве уделяется столь пристальное внимание судье, его конституционно-правовому статусу. О высоком статусе судей, в том числе судей конституционных (уставных) судов, свидетельствует тот факт, что эти лица замещают государственные должности, непосредственно предусмотренные в основных законах субъектов России. Все они имеют общую конституционно-правовую основу деятельности, которая впервые устанавливается на высшем законодательном уровне – в нормах действующей Конституции Российской Федерации (ст. 119–122). Закрепленные в ней принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, составляя основу их конституционно-правового статуса как носителей судебной власти, конкретизируются в федеральном законодательстве и способствуют самостоятельности судебной власти.Согласно ст. 13 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" одной из гарантий независимости судей КС РФ является предоставление им материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ предъявляются определенные требования. Кроме того, что ему, как и различным иным судьям, необходимо быть гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, ему обязательно должно быть не менее 40 лет, он должен иметь отличную репутацию, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Кроме всего вышеперечисленного, кандидат должен обладать признанной высокой квалификацией в области права.Судья Конституционного Суда РФ после назначения на должность приносит присягу иного содержания, нежели другие судьи России. В ст. 10 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" прописан текст присяги следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".Социально-правовые гарантии независимости судьи - это определенный порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, который имеет судейские полномочия, а также членов его семьи. Данные гарантии имеют место как в период реализации им судейских полномочий, так и при уходе в отставку. Эффективность деятельности судебной системы характеризуется ее кадрами, исходя из этого, вопрос о независимости судей в значительной степени связан с процессом их выборов или назначения, сроком их полномочий. Обратим внимание на тот факт, что в ст. 121 Конституции РФустановлен принцип несменяемости судей.Согласно ст. 4 ФКЗ “О Конституционном Суде”, следует, что полномочия данного суда не ограничиваются полномочия установленным сроком. Что касается судей Конституционного Суда, то они несменяемы, однако данная несменяемость ограничивается назначением их на должность срокомна 15 лет. Отметим, что многие российские ученые-теоретики и практики посвящают свои научные труды теме правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации. Например, судья Конституционного Суда Российской Федерации М.И. Клеандров, профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности Г.Т. Ермошини т.д.Большинство из них, как это и указано в части второй ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", называют все указанные выше отличия, имеющиеся в статусе судьи Конституционного Суда Российской Федерации, особенностями их правового положения. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правоведение (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37;Афанасьев Р.Н. Исторический очерк // История и право. - 2015. - № 2. – С.48-51;Волков С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2013. - №8. – С. 11-12;Зайцев С.Г. Правовые нормы и злоупотребление правом // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 8. – С.53-59.Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014;Кожевников С.Н. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. - 2010. - № 4. – С.13-14.Козлова Ю.М. Административное право: учеб.для вузов. - М.: ЮРИСТЪ, 2007.- 517 с.;Козьменко В.М. Учебник для вузов «История России IX-XX вв.» М.: Бек, 2000;Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Юрист. - 2014. - № 2. - С.28-31.Малыш А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2009. - № 12. – С. 28-29.Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. - М.: Гелиос, 2004;Московкин В. В., Климов И. П. Отечественная история. М.: Юнити, 2004;Мукомель В.И. Исторический опыт и уроки // Юрист. - 2016.- №4. – С.13-14;Никоров Г.И. Экономическое развитие государства // Государство и право. 2014. №3;Паронян А. А., Пахомова Ю. А., Гейко М. В. Факторы повышения производительности труда в сельском хозяйстве в условиях изменения требований к экономической безопасности страны. Вестник Курского государственной сельскохозяйственной академии. 2015 31. С. 20–22.Пласкова Н.С. Экономический анализ: стратегический и текущий / Н.С. Пласкова. — М.: ЭКСМО., 2007. — 653 с.Радомысльский, Я.И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. / Я.И. Радомысльский. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 200 с.Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17;Соколов Б.Ю. Право и суд: особенности. - М.: Инфра-М, 2015;Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2012;Чашин А.Н.Защита прав. - М.: Юрайт, 2015;Шевченко Г.П. Народ и власть: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2015;ШевчукД. А. Гражданскоеправо Российское Федерации: учебник / под ред. Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2010.Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23 Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010.Юсупов К. Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р. Национальная экономика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015;Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // Право и жизнь. - 2014. - №12. – С.12-13.Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .

1. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правоведение (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37;
2. Афанасьев Р.Н. Исторический очерк // История и право. - 2015. - № 2. – С.48-51;
3. Волков С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2013. - №8. – С. 11-12;
4. Зайцев С.Г. Правовые нормы и злоупотребление правом // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 8. – С.53-59.
5. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014;
6. Кожевников С.Н. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. - 2010. - № 4. – С.13-14.
7. Козлова Ю.М. Административное право: учеб. для вузов. - М.: ЮРИСТЪ, 2007.- 517 с.;
8. Козьменко В.М. Учебник для вузов «История России IX-XX вв.» М.: Бек, 2000;
9. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Юрист. - 2014. - № 2. - С.28-31.
10. Малыш А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2009. - № 12. – С. 28-29.
11. Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. - М.: Гелиос, 2004;
12. Московкин В. В., Климов И. П. Отечественная история. М.: Юнити, 2004;
13. Мукомель В.И. Исторический опыт и уроки // Юрист. - 2016.- №4. – С.13-14;
14. Никоров Г.И. Экономическое развитие государства // Государство и право. 2014. №3;
15. Паронян А. А., Пахомова Ю. А., Гейко М. В. Факторы повышения производительности труда в сельском хозяйстве в условиях изменения требований к экономической безопасности страны. Вестник Курского государственной сельскохозяйственной академии. 2015 31. С. 20–22.
16. Пласкова Н.С. Экономический анализ: стратегический и текущий / Н.С. Пласкова. — М.: ЭКСМО., 2007. — 653 с.
17. Радомысльский, Я.И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. / Я.И. Радомысльский. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 200 с.
18. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17;
19. Соколов Б.Ю. Право и суд: особенности. - М.: Инфра-М, 2015;
20. Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2012;
21. Чашин А.Н. Защита прав. - М.: Юрайт, 2015;
22. Шевченко Г.П. Народ и власть: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2015;
23. Шевчук Д. А. Гражданское право Российское Федерации: учебник / под ред. Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2010.
24. Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23
25. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010.
26. Юсупов К. Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р. Национальная экономика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015;
27. Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // Право и жизнь. - 2014. - №12. – С.12-13.
28. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
29. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .

Вопрос-ответ:

В какой статье рассказывается о правовом статусе судей Конституционного суда РФ?

Статья рассказывает о правовом статусе судей Конституционного суда РФ в 3 главе 1 Конституционного Суда.

Какие особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации описаны в статье?

Статья описывает особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации в 10 главе 2.

Какие юридические средства используются для правового регулирования статуса судей в России?

Механизм правового регулирования статуса судей в России состоит из системы разнообразных по своей природе и функциям юридических средств.

Почему говорить о едином правовом статусе судей в РФ сложно?

Говорить о едином правовом статусе судей в РФ сложно, потому что механизм правового регулирования это система разнообразных по своей природе и функциям юридических средств, которые могут приводить к разным результатам.

Где можно найти дополнительную информацию по данной теме?

Дополнительную информацию по данной теме можно найти в списке использованной литературы, который указан в статье под номером 23.

Какие особенности имеет правовой статус судей Конституционного Суда РФ?

Правовой статус судей Конституционного Суда РФ имеет несколько особенностей. Во-первых, он обеспечивает независимость судей их иммунитет от возможных давлений со стороны государственных и негосударственных органов. Во-вторых, он предоставляет судьям право участвовать в процессе формирования правовой политики государства, так как Конституционный Суд является высшим органом конституционного контроля и имеет широкие полномочия по проверке законов и иных нормативных актов на их соответствие Конституции РФ. В-третьих, правовой статус судей Конституционного Суда РФ предусматривает особые процедурные правила работы суда, включая процедуру принятия решений коллегиально и обязательного отчета перед Федеральным Собранием о результатах своей работы.

Какая роль у судей Конституционного Суда РФ в формировании правовой политики государства?

Судьи Конституционного Суда РФ имеют важную роль в формировании правовой политики государства. Они участвуют в анализе законов и иных нормативных актов на их соответствие Конституции РФ и принимают решения, которые имеют юридическую силу и влияют на деятельность других органов власти. Таким образом, судьи Конституционного Суда влияют на формирование законодательной базы страны и определяют правовые принципы, которым должны следовать государственные органы и граждане.

Какие полномочия имеет Конституционный Суд РФ?

Конституционный Суд РФ имеет широкие полномочия в области конституционного контроля. Он имеет право проверять законы и иные нормативные акты на их соответствие Конституции РФ и отменять их в случае их противоречия. Кроме того, Конституционный Суд может давать толкования норм Конституции РФ и разъяснять их смысл и применение. Также Суд может объявлять акты государственных органов и органов власти субъектов РФ несоответствующими Конституции.

Какие особенности имеет правовой статус судей Конституционного суда РФ?

Правовой статус судей Конституционного суда РФ имеет ряд особенностей. Они обладают независимостью и несут ответственность только перед Конституционным судом. Они не могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и законом. Также они обладают неприкосновенностью, что означает, что они не могут быть арестованы или подвергнуты другим ограничениям свободы без согласия Конституционного суда. Кроме того, судьи Конституционного суда не могут быть привлечены к участию в процессе судопроизводства в качестве адвоката, эксперта или свидетеля.

Каковы механизмы правового регулирования статуса судей Конституционного суда РФ?

Механизм правового регулирования статуса судей Конституционного суда РФ представляет собой систему разнообразных по своей природе и функциям юридических средств. Конституция РФ и федеральные законы устанавливают основные положения о правах и обязанностях судей Конституционного суда. Кроме того, важную роль играют внутренние нормативные акты Конституционного суда, которые подробнее определяют процедуры и порядок работы судей. Также механизм включает в себя контроль со стороны Конституционного суда за выполнением требований к статусу судей.