Экскурсия как эффективная форма экологического образования и воспитания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Естествознание
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.03.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Значение экскурсий в природу 4
2. Виды экскурсий 5
3. Подготовка и проведение экскурсии 6
Заключение 16
Литература 17



Фрагмент для ознакомления

».Помимо правил охраны необходимо внушить ребенку правила поведения школьников во время экскурсии:- идти за руководителем группой, не разбегаясь, не растягиваясь и не обгоняя его;- необходимо соблюдать тишину, то есть идти максимально тихо, внимательно смотря себе под ноги;- по первому же знаку учителя, все дети должны остановиться и замолчать. На остановках дети должны собраться вокруг учителя широким полукольцом. Продолжать движение можно только с разрешения учителя;- разговаривать между собой нельзя, вопросы учителю задавать можно вполголоса;- растения собирать не нужно, лучше записать их название в блокнот и зарисовать;- при выполнении заданий, группы расходятся на расстояние в пределах видимости учителя;- нельзя ловить животных – насекомых, пресмыкающихся и земноводных;- нельзя трогать яйца и гнезда птиц;- нельзя собирать какие-либо объекты без разрешения учителя;Перед тем, как углубиться в лес, следует отметить, где находится солнце и где оно окажется через час-два. Чтобы не заблудиться, необходимо запомнить заметные ориентиры, встречаемые на пути: ручей, обрыв, большой камень, поваленное дерево[4].На экологическую экскурсию с собой следует взять некоторый инвентарь:- аптечка с пластырями, бинтами и антисептиками;- туалетная бумага;- карта местности;- шнуры и веревки;- перочинный ножик;- часы;- простые карандаши и блокноты.В качестве дополнительного набора дети могут взять с собой:- лупу, бинокль, фотоаппарат;- компас;- небольшую лопатку;- складной метр;- подстилку;- термос с чаем;- полотенце.На экскурсии нужно надевать удобную, не яркую одежду и надежную удобную обувь.Экскурсия начинается определением природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в текущий сезон года. Следует обратить внимание на своеобразие и красоту природы и отдельных объектов природы. На начальной стадии обучения должны быть преобладающими задания, которые отражают экологическое взаимодействие в природе. Задания должны быть направлены на систематизацию и обобщение знаний детей о взаимосвязях в природе, а также о взаимоотношениях человека и природы, на открытие ребенком этих зависимостей и связей. Необходимо, чтобы задания были обращены напрямую к младшему школьнику, побуждая его самого к обдумыванию и предвидению, оказанию помощи, в случае ее необходимости. Самое главное, что эти задания должны сделать из ребенка первооткрывателя и исследователя.Знакомство с природой вызывает у младших школьников радость, они видят свое единство с природной средой, переживая заботу и тревогу о сохранении и умножении богатств природы. Сухомлинский В.А. подчеркивал, что во время экскурсий, и вообще при каждом взаимодействии детей с природной средой, необходимо подчеркивать детям мир, чтобы они задумывались над истиной о том, что природа является частицей самого ребенка, а в равнодушии к природе проявляется безразличие и к собственной судьбе ребенка[7].Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них целостный образ природы (экологическая картина мира) обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако младшим школьникам в поиске поэтических описаний природы помогут занимательные вопросы и загадки.Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания младших школьников. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у младших школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».ЗаключениеФормирование экологической культуры происходит в процессе комплексного психолого-педагогического влияния на детскую личность, которое предполагает взаимосвязанное усвоение системы научных знаний и развитие ценностных ориентаций.Экологическое мышление представляет собой одну из важных характеристик качеств личности, и составляющих экологическую культуру человека. Это качество проявляется как способность самостоятельно анализировать взаимодействие природы и общества, творческое мышление, решение задач оптимизации природопользования.Развитие экологического сознания у младших школьников помогает выполнить наиболее важные требования школьного реформирования: укрепить связь школы и жизни, соединить обучение и производительный труд, повысить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Знакомство с природой учеников начальной школы вызывает у детей радость, они переживают заботу и тревогу о сохранении природной среды. Этому, как нельзя лучше, способствует проведение экскурсий.Успех проведения экскурсий определяется мастерством учителя, его любовью к природной среде, чутким отношением к своим ученикам. Необходимо, чтобы наблюдаемые явления складывались у детей в экологическую картину мира, обогащало их мысли и словарный запас. Для младших школьников в этом помогут загадки и занимательные вопросы.То есть, экскурсии несут огромное воспитательное и познавательное значение. Они способны расширить и углубить знания учеников. На экскурсиях у детей формируется представление о природе, как о целостной системе. Литература1. Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М., 2014. - 134 с.2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7. – С. 36-42.3. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.И. Бочарова. - Москва, 2014. - 156 с.4. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3. – С. 45-49.5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1. – С. 3-9.6. Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. [Текст] – Москва, 2013. - С. 11-23.7. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2014.-138с.8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] - Москва: Академия, 2014. - 208 с.9. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] - Москва: Академия, 2013. - 336 с.10. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2016. - № 5. – С. 26-34.

Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М., 2014. - 134 с.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7. – С. 36-42.
3. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.И. Бочарова. - Москва, 2014. - 156 с.
4. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3. – С. 45-49.
5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1. – С. 3-9.
6. Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. [Текст] – Москва, 2013. - С. 11-23.
7. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2014.-138с.
8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] - Москва: Академия, 2014. - 208 с.
9. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] - Москва: Академия, 2013. - 336 с.
10. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2016. - № 5. – С. 26-34.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны экскурсии в природу?

Экскурсии в природу имеют большое значение для экологического образования и воспитания. Они позволяют детям познакомиться с разнообразием живых организмов, природных экосистем и понять их взаимосвязь. Экскурсии дают возможность наблюдать природу в естественной среде, развивают любовь к природе и сознательное отношение к окружающему миру.

Какие бывают виды экскурсий?

Виды экскурсий могут быть различными. Например, это могут быть экскурсии по природным заповедникам, национальным паркам или ботаническим садам. Также существуют экскурсии по лесу, озерам, горам и другим природным объектам. Отдельного внимания заслуживают экскурсии, посвященные изучению разных видов растений и животных.

Как провести успешную экскурсию?

Для успешной экскурсии необходимо хорошо ее подготовить. Важно составить программу экскурсии, определить цели и задачи, подобрать правильные места для посещения. Также необходима организация транспорта, выбор квалифицированного экскурсовода и забота о безопасности участников. Во время экскурсии необходимо следить за дисциплиной и вниманием участников, проводить интересные и познавательные мероприятия, а также оставить время для наблюдения и самостоятельного исследования природы.

Какие правила поведения следует соблюдать на экскурсии?

Во время экскурсии необходимо соблюдать правила охраны природы и безопасности. Также важно следовать правилам поведения школьников во время экскурсии: идти за руководителем группы, не разбегаться, не растягиваться и не обгонять его. Также необходимо соблюдать тишину, то есть идти максимально тихо и внимательно смотреть под ноги. Важно также соблюдать правила чистоты и не оставлять мусора в природе.

Какая роль экскурсий в природу в экологическом образовании и воспитании?

Экскурсии в природу играют значительную роль в экологическом образовании и воспитании. Они позволяют детям познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, узнать о нарушениях экологической равновесия и способах его сохранения.

Какие бывают виды экскурсий?

Существует несколько видов экскурсий: пешеходные, велосипедные, лыжные, автобусные и другие. В зависимости от целей и задач экскурсии могут быть организованы в городских парках, на природных заповедниках, в природных парках и т.д.

Как подготовить и провести экскурсию?

Подготовка и проведение экскурсии требует определенной организации. Сначала необходимо определить цели и задачи экскурсии, подобрать место проведения и разработать маршрут. Затем следует ознакомиться с правилами охраны природы и передать информацию участникам экскурсии. На месте проведения необходимо вести ребят знакомством с окружающей средой, проводить интерактивные игры и упражнения, а также проводить наблюдения и обсуждения.

Какие правила поведения следует соблюдать во время экскурсии?

Во время экскурсии необходимо следовать ряду правил поведения: идти за руководителем группы, не разбегаться и не растягиваться, соблюдать тишину и идти максимально тихо, быть внимательным и следить под ноги. Также необходимо соблюдать правила охраны природы.

Какую роль играют экскурсии в формировании экологического сознания детей?

Экскурсии играют важную роль в формировании экологического сознания детей. Они позволяют учащимся непосредственно взаимодействовать с окружающей средой, наблюдать за разнообразием животных и растений, осознать важность их сохранения и защиты. Также экскурсии способствуют развитию наблюдательности, ответственности и заботы о природе.

Зачем нужны экскурсии в природу?

Экскурсии в природу играют важную роль в экологическом образовании и воспитании. Они позволяют детям познакомиться с разнообразными видами растений и животных, изучить природные процессы и циклы, развить любовь и уважение к природе, а также осознание необходимости ее сохранения.