Генезис духовно-нравственных и культурно-религиозных смыслов: от иконы до авангарда.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 1212 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 27.03.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Формирование духовных и культурных смыслов в русском искусстве 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12



Фрагмент для ознакомления

Причем такая философичность чувствуется даже в таких традиционных образах, как Троица или Святой Георгий.Ещё один «симптом» русского авангарда – апокалиптичность. Страшный суд присутствовал в творчестве авангардистов зачастую не напрямую, опосредованно, как символ конечности мира. Важным выражением духовно-нравственного смысла этой эпохи является переосмысление образа Святой Троицы. Этот образ один из ключевых в христианской традиции, но он и самый сложный для понимания в силу многоплановости заключенных в него смыслов. Скорее всего, для древнерусских иконописцев образ Троицы сложности не представлял, в силу того, что им не требовалось его интерпретировать. Сосудом для философских измышлений он станет гораздо позднее. Конечно, в силу исторических обстоятельств, образ Троицы стал особенно привлекателен для авангардистов. Сама идея единства Бога, Духа и Богочеловека была глубоко созвучна умонастроениям русских художников. И опять же в картинах мы видим тяготение к космизму. Образ Троицы у авангардистов – это не парадигма христианства, это повод к размышлению. Русские авангардисты охотно обращались к традиционным иконописным образам, интерпретируя их в рамках своего мировоззрения, тяготевшего к космизму с его традиционным понятием соборности.Таким образом, искусство в рамках христианского мировоззрения как одно из фундаментальныхоснований русской культуры раскрывает историю русской художественной культуры как истории духовной жизни нации. Христианские основания выявляют ведущую роль духовности в художественной образности искусства, ее значение в сюжетно-тематическом развитии и эстетических экспериментах; взаимосвязь символики, стиля, жанра, светоцветовых и пространственно-временных характеристик с духовно-нравственными смыслами развития русской культуры. При этом искусство древнерусского, классического и авангардного периодов выражает преемственность ключевыхсимволических и эстетических категорий, выраженных в понятиях «соборности» и «иконичности».ЗаключениеВ данной работе был прослежен генезис духовно-нравственных и культурно-религиозных смыслов в русской художественной культуре.В результате исследования было выявлено, что ценностные основания русской культуры являются выражением нравственно-духовного самосознания русской нации и воплощены в принципах «соборности» и «иконичности».В период древнерусской культуры наблюдается слияние ценностных смыслов русской художественной культуры и духовно-нравственных ориентаций общества при примате последних. В художественной культуре это слияние было воплощено в иконе, как наивысшей форме символического воплощения соборности.Процессы обмирщения в русской культуре, начало которым было положено в XVIIв. и которые приобрели необратимый характер в XVIII в. при правлении Петра I, привели к разобщению подлинной основы религиозно-нравственной русской культуры и её художественного воплощения. Икона начинает утрачивать статус проводника в мир божественного и постепенно превращается в произведение художественного искусства с ярко выраженным авторским началом.Возрождение интереса к традиционным русским духовно-культурным ценностям происходит на рубеже XIX-XXв., когда в обществе начинают усиливаться апокалиптические настроения и предчувствия неизбежной катастрофы, усиленные политическими событиями мирового масштаба. Неуверенность в будущем спровоцировало поиск основ в прошлом – русский авангард обращается к иконописи и стремится выявить в них и интерпретировать скрытые в них смыслы. Иконописные образы в авангарде свидетельствуют о возвращении к исходным, пусть и по-новому переосмысленным, ценностям русской духовной культуры, и выявляют преемственность ключевых духовно-нравственных и символико-эстетических категорий в древнерусском, классическом и авангардном периодах русской культуры.Список использованной литературыАрмеева Л. А. Кризис традиционного иконописания в России в начале XVIII-го столетия / Л.А. Армеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - № 3(57). – С. 41-44.Арцыбашева Т. Н. Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII-век ХХ / Т.Н. Арцыбашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2004. - № 7. – С. 220-225.Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. – Санкт–Петербург : Ленинград. 1989. – 67 с.Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т., т. 2, ч. 2 / П.Н. Милюков – Москва : Прогресс, 1993. – 292 с.Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург : Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.Цветаева М. Н. Статус искусства в контексте христианской гносеологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 1. – С. 218-224.

Список использованной литературы
1. Армеева Л. А. Кризис традиционного иконописания в России в начале XVIII-го столетия / Л.А. Армеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - № 3(57). – С. 41-44.
2. Арцыбашева Т. Н. Из истории иконописания в России Нового и Новейшего времени: век XVII-век ХХ / Т.Н. Арцыбашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2004. - № 7. – С. 220-225.
3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. – Санкт–Петербург : Ленинград. 1989. – 67 с.
4. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т., т. 2, ч. 2 / П.Н. Милюков – Москва : Прогресс, 1993. – 292 с.
5. Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.
6. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург : Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.
7. Цветаева М. Н. Статус искусства в контексте христианской гносеологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 1. – С. 218-224.



Вопрос-ответ:

Что представляет собой русский авангард?

Русский авангард - это период искусства в России, который пришел в конце XIX века и продолжился вплоть до 1930-х годов. Он характеризуется экспериментами с формой, цветом и материалами, а также стремлением к новым выражениям и идеям.

Какие духовно-нравственные смыслы возникали в русском авангарде?

В русском авангарде возникали различные духовно-нравственные смыслы. Одним из них была философичность, которую можно наблюдать в переосмыслении традиционных образов, таких как Троица или Святой Георгий. Также часто в творчестве авангардистов присутствовала апокалиптичность, символизирующая конечность мира.

Какие символы использовались авангардистами?

Авангардисты часто использовали такие символы, как Страшный суд, который был выражением конечности мира. Они также переосмыслили традиционные образы, например, изобразив Троицу и Георгия в философическом контексте.

Каким образом формировались духовные и культурные смыслы в русском искусстве?

Духовные и культурные смыслы в русском искусстве формировались через эксперименты с формой, цветом и материалами. Авангардисты стремились к новым выражениям и идеям, и именно в этом стремлении возникали новые смыслы и их интерпретации.

Какие симптомы русского авангарда свидетельствуют о его философичности?

Один из симптомов русского авангарда, свидетельствующий о его философичности, это переосмысление традиционных образов. Так, образы Троицы и Святого Георгия получают новые духовно-нравственные значения. Еще одним симптомом является апокалиптичность, которая символизирует конечность мира и присутствует в творчестве авангардистов.

Что олицетворяют иконы в русском искусстве?

Иконы в русском искусстве олицетворяют духовно-нравственные и культурно-религиозные смыслы. Они являются символом веры и представляют собой своеобразные окна в мир духовности.

Какие традиционные образы отражают философичность в русском искусстве?

В русском искусстве философичность можно увидеть даже в таких традиционных образах, как Троица или Святой Георгий. Они несут в себе глубокий духовный смысл и являются выражением философических идеалов русской культуры.

Какой симптом русского авангарда связан с апокалиптичностью?

Один из симптомов русского авангарда связан с апокалиптичностью. Страшный суд, как символ конечности мира, часто присутствовал в творчестве авангардистов и был выражением духовно-нравственного смысла той эпохи.