Ценностные ориентации военнослужащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 2020 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.04.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Ценностные ориентации как феномен 5
1.1 Понятие ценностных ориентаций 5
1.2 Системы ценностных ориентаций 7
2 Особенности ценностных ориентаций у военнослужащих 10
2.1 Система ценностных ориентаций военнослужащих 10
2.2 Формирование ценностных ориентаций у военнослужащих 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Стоит отметить, что при формировании системы ценностей у военнослужащих прослеживается частое противоречие между системой ценностей, которая формируется военно-педагогическим процессом в военной среде и ценностной ориентацией, уже сформировавшейся ранее, до военной службы, и продолжает развиваться в бытовой среде.
Для формирования ценностных ориентаций большое значение имеют убеждения, положительные примеры ценностей и поведения, упражнения, направленные на формирование и развитие ценностных ориентаций, постоянный контроль за поведением, требовательность, а также использование приёмов одобрения и осуждения. Также значение имеют соревновательность, оценка со стороны окружающих, общественное мнение.
Важно воздействовать на сознание военнослужащего с целью обеспечить добровольное принятие с его стороны ценностей и правил поведения, а в определённых случаях воздействовать на него и вопреки его желанию.
Большое значение имеет наличие положительного примера, образца для подражания. Это способствует формированию идеалов и ценностных ориентаций. Такими примерами могут являться выдающиеся люди из истории страны, искусства, литературы, боевой службы. Также роль играет личный пример офицера, командующего.
Следует учитывать, что среда, в которой находился военнослужащий до начала своей военной службы, часто очень прочно формирует систему ценностей и во многом препятствует её изменениям. Поэтому часто принимаются меры, ограничивающие возможность попадания на военную службу людей с низкими моральными качествами.
Наиболее плодотворной средой для формирования ценностей военной службы является военная среда. Она даёт возможность использовать максимально богатый спектр приёмов и методов, которые могут изменить ценностные ориентации, полученные ранее, сформировать те, которые в наибольшей степени соответствуют образу военнослужащего.
Такого рода условия создаются в процессе проведения учений, полевых занятий, тренировок, боевых и учебных стрельб, а также непосредственно в ходе несения боевой, караульной, гарнизонной, внутренней и пограничной службы. В этих мероприятиях обязательно должны целенаправленно планироваться ситуации, создаваться условия, в которых военнослужащий был бы вынужден проявлять необходимые качества, такие как самостоятельность, смелость, решимость, мужество, самоотверженность, товарищество и прочее. Иными словами, необходимо транслировать ценности военной службы на реальную служебную деятельность военнослужащего.
Для длительного усвоения ценностей военной службы у военнослужащего должен присутствовать интерес к военному образу жизни и своему делу, это является основой мотивации.
Главное противоречие в гармонию воспитания военной среды вносит то воздействие, что оказывает на военнослужащего бытовая среда, воздействовать на которую достаточно сложно. При этом со стороны командиров и других лиц вмешательство в бытовую среду военнослужащего не является допустимым, на эту сферу их власть не распространяется. Возможно лишь опосредованное влияние [7].
Формирование ценностных ориентаций у военнослужащих имеет большое значение. Обращение военнослужащих к высшим ценностям даёт возможность качественно решать задачи профессиональной деятельности, а также развивать у них творческие способности, обеспечивать им позитивное включение их в военную жизнь.
Поэтому, развивая и формируя ценностные ориентации военнослужащих, следует особое внимание уделять воспитанию высших духовных ценностей. Благодаря этому военные могут обрести верное понимание мира и общества, стать зрелыми личностями, духовно развитыми [5].

Заключение
Ценностные ориентации — важный компонент содержательной стороны личности, они составляют основу её взаимоотношений с другими людьми и обществом в целом. Именно благодаря им у человека формируется мировоззрение, на них основана активность личности и её мотивация.
Существуют различные подходы к пониманию систем ценностных ориентаций.
В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделили четыре группы систем: смысложизненную, витальную, интеракционистскую и социализационную.
Б.А. Барабанщиков выделил три уровня организации ценностных ориентаций: материальные, духовные и социальные ценности, которые в свою очередь делятся на более частные ценности. Однако подходов существует значительно больше, каждый из которых имеет своё своеобразие и особенности. Тем не менее, многие исследователи сходятся в том, что ценности находят своё выражение в индивидуальных и общепринятых определениях материальных и внутренних предметов реальности, которые раскрывают их положительную или отрицательную потребность для личности, социальной группы или общества в целом.
Содержание деятельности определяет характер и направленность ценностных ориентаций личности, и, напротив, сами ценностные ориентации влияют на отношение к деятельности, в особенности профессиональной. Они во многом определяют профессиональное видение мира. Военная служба также должна рассматриваться в качестве профессиональной деятельности, поэтому так важно рассматривать ценностные ориентации у военнослужащих.
Для большинства военнослужащих ценности военной службы имеют первоочередное значение. Кроме того, особую роль для многих из них играют материальная сторона военной службы, причастность к сплочённому воинскому коллективу и к защите родной страны, патриотизм.
При этом следует отметить, что на формирование ценностных ориентаций военнослужащих оказывает влияние не только та военная среда, в которой они находятся, но и те условия, в которых они находились до начала военной службы, а также бытовая среда за пределами военной службы — то есть семья, друзья, средства массовой информации и гражданское общество в целом. Это может создавать разного рода трудности для формирования ценностных ориентаций.
Однако развитие ценностных ориентаций военнослужащих имеет особое значение, так как они ответственны за защиту всей страны в целом, а к ним самим предъявляются высокие требования.




Список использованных источников и литературы
Андриянова Н.А., Диденко И.В. Профессиональные ценности современного офицерства: пересмотр трансформационных перспектив // Приволжский научный вестник. — 2014. — №11-2 (39). — С. 95-98.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // СОЦИС. — 2002. — № 1. — С. 96-105.
Кравец А.В., Утюганов А.А. Гражданско-патриотические ценности в системе ценностных ориентаций военнослужащих // Вестник ГУУ. — 2016. — №2. — С. 239-246.
Крушинская Т.Ф. Значимость фундаментальных ценностей в личностном развитии военнослужащего // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2016. — №1 (28). — С. 110-114.
Пашков В.И. Значение духовных ценностей для современных военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — №2. — С. 272-275.
Приступа И.В. Ценностные ориентации военнослужащих по призыву разных возрастных групп // Армия и общество. — 2011. — №2 (26). — С. 38-43.
Суслин Р.А. Формирование ценностей военной службы в современных условиях // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2014. — №5 (58). — С. 60-66.
Терехин Р.А. Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам // Образование и наука. — 2017. — №8. — С. 109-127.
Утюганов А.А. Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2017. — №1 (39). — С. 115-123.
Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. — 2008. — №3. — С. 325-336.
Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — 237 с.











2

1. Андриянова Н.А., Диденко И.В. Профессиональные ценности современного офицерства: пересмотр трансформационных перспектив // Приволжский научный вестник. — 2014. — №11-2 (39). — С. 95-98.
2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // СОЦИС. — 2002. — № 1. — С. 96-105.
3. Кравец А.В., Утюганов А.А. Гражданско-патриотические ценности в системе ценностных ориентаций военнослужащих // Вестник ГУУ. — 2016. — №2. — С. 239-246.
4. Крушинская Т.Ф. Значимость фундаментальных ценностей в личностном развитии военнослужащего // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2016. — №1 (28). — С. 110-114.
5. Пашков В.И. Значение духовных ценностей для современных военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — №2. — С. 272-275.
6. Приступа И.В. Ценностные ориентации военнослужащих по призыву разных возрастных групп // Армия и общество. — 2011. — №2 (26). — С. 38-43.
7. Суслин Р.А. Формирование ценностей военной службы в современных условиях // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2014. — №5 (58). — С. 60-66.
8. Терехин Р.А. Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам // Образование и наука. — 2017. — №8. — С. 109-127.
9. Утюганов А.А. Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2017. — №1 (39). — С. 115-123.
10. Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. — 2008. — №3. — С. 325-336.
11. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — 237 с.

Вопрос-ответ:

Что такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации - это система ценностей, принципов и убеждений, которые определяют поведение и взгляды индивида.

Какие бывают системы ценностных ориентаций?

Существует множество систем ценностных ориентаций, таких как религиозные, этические, эстетические, политические и др.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

У военнослужащих особая система ценностных ориентаций, которая включает патриотизм, долг, честь, солидарность, героизм и приверженность обязанностям.

Как формируются ценностные ориентации у военнослужащих?

Ценностные ориентации у военнослужащих формируются в процессе обучения и воспитания военными структурами, и закрепляются в ходе службы и профессиональной деятельности.

Какие противоречия могут возникать при формировании системы ценностей у военнослужащих?

При формировании системы ценностей у военнослужащих часто возникают противоречия между общепринятыми ценностями общества и ценностями, присущими военной профессии, такими как смерть и насилие.

Зачем военнослужащим нужны ценностные ориентации?

Ценностные ориентации играют важную роль в жизни военнослужащих, поскольку они помогают им определить свои приоритеты, цели и принципы, которыми они руководствуются. Эти ориентации помогают им принимать решения в сложных ситуациях и поддерживать свою мотивацию. Они также помогают военнослужащим сформировать свою личностную и профессиональную идентичность.

Что такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации - это набор ценностей, убеждений и принципов, которыми руководствуется человек в своей жизни. Они определяют его отношение к различным аспектам жизни, таким как семья, работа, общество, вера и т.д. Ценности могут быть различными для каждого человека и могут меняться в течение времени.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

У военнослужащих ценностные ориентации могут иметь свои особенности. Во-первых, военные ценности, такие как патриотизм, служение Отчизне и долг перед страной, занимают особое место в их системе ценностей. Во-вторых, военнослужащие часто ценят такие качества, как дисциплина, отвага, солидарность и ответственность. Они также ценят лидерство и профессионализм. Кроме того, у военнослужащих может быть осознанное представление о ценностях справедливости, свободы и прав человека.

Как формируются ценностные ориентации у военнослужащих?

Ценностные ориентации у военнослужащих формируются в процессе прохождения военной службы. Военная организация и культура оказывают значительное влияние на формирование ценностей у военнослужащих. Они учатся ценить такие ценности как дисциплина, лояльность, патриотизм и служение. Военнослужащие также могут формировать свои ценности через обучение, личный опыт и общение со своими коллегами. Иногда ценностные ориентации могут быть формированы и до вступления военнослужащего в строй, через образование, семью и другие факторы.

Что такое ценностные ориентации и как они связаны с военнослужащими?

Ценностные ориентации - это система установок, представлений и ценностей, которые определяют мировоззрение и поведение личности. У военнослужащих ценностные ориентации играют особую роль, поскольку военная служба требует особого менталитета и ценностей.

Какие особенности ценностных ориентаций у военнослужащих?

Основной особенностью ценностных ориентаций у военнослужащих является акцент на патриотизм, долг, честь, справедливость и служение обществу. Военные ценности, как правило, также включают силу, дисциплину и верность долгу.

Как формируются ценностные ориентации у военнослужащих?

Ценностные ориентации у военнослужащих формируются в процессе обучения и службы. Они передаются через воспитание, обучение и примеры старших товарищей. Военные структуры активно работают над формированием и укреплением определенных ценностей у своих сотрудников.