Организация работы вокзала в современных условиях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Организация и планирование производства
  • 5858 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.04.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОКЗАЛОВ 6
1.1 Исторический опыт организации работы вокзалов 6
1.2. Мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов 10
1.3. Организация работы вокзалов в современной России 14
2. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СТАНЦИИ ОРЕЛ 18
2.1. Классность и тип вокзала 19
2.2. Характеристика вокзального комплекса по размещению его элементов 22
2.3. Техническое оснащение 23
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОКЗАЛА 26
3.1. Организация работы с пассажирами 26
3.2. Билетно-кассовое обслуживание 27
3.3. Информационно-справочная служба 28
3.4. Коммерческая служба 29
4. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ ОРЕЛ 32
4.1. Расписание движения поездов 32
4.2. Анализ пассажиропотоков 2
4.2.1. Пассажиропоток дальнего сообщения 3
4.2.3. Пассажиропоток пригородного сообщения 4
5. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ВОКЗАЛА СТАНЦИИ ОРЕЛ 4
5.1. Обоснование внедрения локальной вычислительной системы (ЛВС) вокзала 4
5.2. Оптимизация работы билетно-кассовой службы при помощи внедрения системы автоматизации рабочих мест (АРМ) 5
5.2.1. Расчет оптимального количества билетных касс 7
5.3. Обоснование необходимости внедрения системы управления перевозочным процессом АСОУП 11
5.4. Разработка мероприятий по повышению пожарной безопасности здания вокзала станции Орел 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 24

Фрагмент для ознакомления

Для этого в системе предусмотрены возможность не только компьютерного формирования проездного документа, но и возможность бронирования билетов, а также группового оформления билетов. Помимо функции, касающейся взаимодействия с внешними пользователями (пассажирами), АСУ «Экспресс-3» предусматривает ряд опций для оптимизации работы служб внутри дороги. Например, при помощи указанной АСУ можно внедрять дополнительные услуги в перечень услуг вокзала, вести учет багажных квитанций или осуществлять учет расчетов между дорогами. За год билетные кассы вокзалов Московской железной дороги оформляют при помощи АСУ «Экспресс-3» более двадцати миллионов проездных документов для пассажиров различных направлений. В суммовом эквиваленте данный показатель составляет почти десять миллиардов рублей.Именно поэтому, учитывая масштабы пассажирских перевозок и объем ежедневно оформляемых проездных документов, все терминалы в системе «Экспресс-3» являются универсальными испособны выполнять до ста видов работ. Результаты расчетов показали, что ежеминутно за оформлением проездных документов в пригородные кассы и кассы дальнего следования вокзала станции Орел обращаются 0,86 и 1,1 пассажиров. Учитывая, что ежесуточно в среднем пользуются услугами касс 427 пригородных пассажиров и 664 пассажира дальнего следования, а кассы работают круглосуточно с восемью пятнадцатиминутными техническими перерывами, получается, на обслуживание всех пассажиров потребуется по одной круглосуточной кассе пригородного сообщения и дальнего следования. Но если скорректировать расчеты с учетом показателей времени ожидания в очереди и вредней длины очереди, получим, что для нормального обслуживания пассажиров с минимальным временем ожидания, вокзалу станции Орел требуется всего по 2 кассы для пригородных пассажиров и пассажиров дальнего следования. В связи с тем, что здание вокзала Орел оснащено гораздо большим количеством касс, можно сказать с уверенностью, что даже во время пиковой нагрузки вокзал легко справится с оформлением проездных документов. Помимо АСУ «Экспресс-3» вокзал станции Орел оснащен системой АСОУП, которая представляет основную систему управления процессом перевозок. Она была разработана в начале 80-х годов 20 века и позволяющая унифицировать наиболее важные процессы обработки данных. Системаимеет возможность обмена информацией с другими дорогами.АСОУП включает в себяпоездной, вагонный, контейнерный, локомотивный модуль, модуль локомотивных бригад, отправочныймодуль, а также модуль заявок, данные о состоянии, месте нахождения и работе отдельных единиц подвижного состава.Руководство в режиме реального времени может наблюдать за обстановкой на отдельных участках дороги –о перемещении железнодорожных составов, погрузке грузов, состоянии вагонных парков и об эксплуатационной обстановке в целом. АСОУП дала возможность менеджменту вокзалапринимать более оперативные и эффективные управленческие решения, так как можно было оценить ситуацию, проанализировать все ее параметры и факторы влияния, определить тренды и тенденции. Система осуществляет пономерной учет всех элементов собственного вагонного парка РЖД и вагонов прочих собственников, осуществляет контроль над перемещениями и состоянием грузовых локомотивов, позволяет без бумажных носителей аккумулировать информацию и отслеживать ее изменение о грузоперевозках.Все это делает систему незаменимой для каждой железнодорожной станции. Вокзал является местом повышенной концентрации людей, что делает его объектом повышенной опасности или группы высокого риска. Ключевыми процессами пожарной безопасностижелезнодорожного вокзала Орел являются система предотвращения пожаров и система пожарной защиты.На вокзале документально оформлен весь спектр необходимых документов. При проектировании вокзала архитекторы исходили из принципа, что чем больше расстояние между зданиями, тем медленнее будет распространяться пожар на соседние строения. В связи с этим объекты вокзального комплекса удалены друг от друга на безопасное расстояние. Принцип исключения горючей среды на вокзале станции Орел соблюден в полной мере. В производстве максимально используют негорючие заменители горючих материалов. А горючие и взрывоопасные материалы, такие как мазут, хранятся отдельно и изолированы от неспециализированного персонала и посторонних. Все помещения вокзала оснащены вентиляцией, которая при обычном режиме работы осуществляет медленную циркуляцию воздуха, а в случае возникновения пожара переходит в аварийный режим, не позволяя опасным газам и продуктам горения скапливаться в помещении, тем самым увеличивая время для спасения людей.Применяемое электрооборудование является устаревшим и ветхим, хоть и соответствует классу пожароопасных зон. Молниезащитные устройства расположены не на всех зданиях и сооружениях вокзального комплекса. Также здание вокзала оборудовано пожарной сигнализацией и средством аудио-информирования. Все помещения оснащены средствами пожаротушения. На информационных стендах расположены планы эвакуации. Выходы из помещений оборудованы световыми табло, указывающими направления. Руководству вокзала станции Орел необходимо обратить внимание на включение в план мероприятий по повышению пожарной безопасностипокрытие поверхностей строений огнезащитными и огнеупорными жидкостями. В это же время необходимо будет полностью заменить обветшалую электрическую сеть вокзала. Ее можно будет оснастить современными электронными аварийными датчиками, которые будут передавать информацию о состоянии системы и осуществлять аварийное отключение электроэнергии в случае наступления запрограммированных событий, в частности замыкания или пожара. Также рекомендовалось бы провести полный энергоаудит здания вокзала для целей выявления потерь и неэффективного расходования энергии и разработки на основе полученных данных мероприятий по снижению нагрузки на электрическую сеть. Одновременно с этим можно оптимизировать затраты на электроэнергию. В рамках дальнейшего развития концепции оптимизации затрат целесообразно было бы заменить все освещающие приборы на светодиодные, которые потребляют в десятки раз меньше энергии, светят ярче и служат дольше обычных. Некоторые участки вокзальных комплексов, например, магазины, кафе, комнаты отдыха, привокзальную площадь можно было бы электрифицировать за счет альтернативных источников электроэнергии, таких как солнечные электростанции. Это также, в свою очередь разгрузило бы основную сеть, предотвращая замыкания в ней. В процессе работы над дипломным проектом была изучена организация работы железнодорожного вокзала станции Орел Московской железной дороги. Были изучены исторические предпосылки формирования современной системы организации работы вокзалов, проанализированы мировые тенденции работы вокзальных комплексов, а также были выявлены особенности современного российского образа деятельности железнодорожных вокзалов. Было проанализировано техническое, технологическое оснащение вокзала, были определены классы и типы, к которым относится рассматриваемый вокзал. Были рассмотрены абсолютные величины пассажиропотоков и их динамика в разрезе месяцев 2017 года. Расчетным путем было определено оптимальное количество билетных касс, необходимых для комфортного обслуживания пассажиров. Подробным образом была рассмотрена деятельность основных служб вокзала, были выявлены сильные и узкие места. Отдельно была проанализирована система противопожарной безопасности вокзала, были даны рекомендации по ее совершенствованию. На основе расписания движения пассажирских поездов, данных о деятельности всех подразделений вокзала к началу суток и анализа их работы за предыдущий период, был составлен суточный план-график работы вокзала.Учитывая изученный материал, а также аналитические выводы, можно заключить, что железнодорожный вокзал станции Орел– это сложная, хорошо слаженная система взаимосвязанных и взаимозависимых служб и подразделений, осуществляющих непрерывную работу по организации грузового и транспортного сообщения. Но не все характеристики вокзала, как комплекса, можно оценить высокой оценкой. Вокзальный комплекс должен представлять собой не только транспортный терминал, но и нести собой культурную функцию, а также являться деловым центром. Анализ технического и технологического оснащения вокзального комплекса позволил выявить две достаточно крупные проблемы – это высокий уровень морального и физического износа зданий и сооружений комплекса, а также неудовлетворительное состояние отдельных конструктивных и эксплуатационных элементов комплекса. Необходим вокзалу и комплекс маркетинговых мер для повышения эффективности работы. Так, например, помимо решения локальных вопросов коммерциализации, необходимо введение единого стандарта предоставления услуг пассажирам, установка современного необходимого пассажирам оборудования (терминалы для зарядки электронных устройств, автоматы по продаже горячих безалкогольных напитков). Современную потребность в повышении мобильности пассажиров сможет удовлетворить привокзальная служба проката автомобилей и такси. А также для пассажиров с большим количеством багажа – заблаговременный заказ носильщика к вагону поезда. Интересным вариантом дополнительного сервиса была бы служба организации или продажи билетов на экскурсии по городу и окрестностям. Залы ожидания в настоящее время оснащены примитивными металлическими диванами, состоящими из трех сидений. Это в условиях повышения уровня комфорта пребывания пассажиров на вокзалах делает вокзал станции Орел мало привлекательным. Необходим зал ожидания повышенной комфортности. Камеры хранения нуждаются в полном обновлении оборудования. Необходимы современные системы хранения багажа с самообслуживанием и возможностью почасовой оплаты. Все выше перечисленное говорит о том, что работа на вокзале станции Орел организована с учетом принципов недопущения скопления пассажиров в помещениях билетных касс, организации логистики пассажирских потоков оптимальным образом в целях недопущения пересечения или сталкивания встречных потоков, постоянного повышения уровня предоставления услуг информационно-справочной службой и предоставления пассажирам оптимального набора сопутствующих сервисных услуг. Все службы работают слаженно и согласованно. Деятельность вокзала направлена на повышение привлекательности железнодорожного транспорта среди прочих видов транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О Железнодорожном транспорте» (Принят ГД РФ 24.12.2002г.) (с учетом правок, принятых Федеральным законом от 31.12.2017г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта российской Федерации» (Принят ГД РФ 24.12.2002г.) (с учетом правок, принятых 01.11.2017г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
3. Федеральный закон от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Принят ГД РФ 18.11.1994г.) (с учетом правок, принятых 10.08.2017г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
4. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением ...» (опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, №10, 07.03.2005, ст.851) (с учетом правок, принятых 30.06.2017г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
5. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (опубликовано в Российской газете, №35, 22.02.2003) (с учетом правок, принятых 30.12.2016г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
6. Приказ Минтранса России от 06 ноября 2015 года №329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» (с изменениями от 08.12.2017г.)// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, N 0001201711270044
7. Приказ Минкультуры России от 23 апреля 2015 года №1146 «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Первое здание железнодорожного вокзала» в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (недействующая редакция) //Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
8. Международный (зарубежный) стандарт от 29 октября 2014 года №1981 Стандарт UL для Систем Автоматизации Центрального вокзала Безопасности - Третий Выпуск; Перепечатка с изменениями через и включая 2 апреля 2015 / UL 1981-2014 UL Standard for Safety Central-Station Automation Systems - Third Edition; Reprint with revisions through and including April 2, 2015
9. Международный (зарубежный) стандарт от 05 августа 2016 года №827 BULLETIN Стандарт UL для услуг предупреждения центрального вокзала безопасности - COMMENTS DUE: SEPTEMBER 6, 2016 UL 827 BULLETIN-2016 UL Standard for Safety Central-Station Alarm Services - COMMENTS DUE: SEPTEMBER 6, 2016
10. Приказ Роспотребнадзора от 29 декабря 2008 года №1107 «Об усилении надзора за соблюдением законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия на вокзальных комплексах железнодорожного транспорта» // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
11. Концепция ОАО «РЖД» от 17.09.2008 №15098 «Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» до 2015 года» // Экономика железных дорог, №№ 2-5, 2009 год;
12. Технологическая инструкция работы билетного кассира на терминале «Экспресс» ЭСУБР/02-06-5498-90 МР // Экономика железных дорог, №9, 2012 год;
13. Типовая инструкция по обеспечению пожарной безопасности вокзальных комплексов дирекции железнодорожных вокзалов // Утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 05.02.2013 г. №287р
14. ГОСТ Росстандарта от 27.09.2016 № ГОСТ 33887-2016 «Освещение искусственное внутреннее зданий железнодорожных вокзалов. Нормы и методы контроля» (Принят Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии) (с учетом правок, принятых 01.06.2017г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
15. ОНТП от 31 декабря 1997 года «Отраслевые нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования» // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
16. Пособие от 05 декабря 1983 года №II-85-80 «Пособие по проектированию вокзалов» (к СНИП II-85-80) // Официальный интернет-портал правовой информации www.konsultant.ru;
17. Авдовский А. А. Организация железнодорожных пассажирских перевозок / Авдовский А. А. Бадаев А. С.: Москва, Академия, 2004.- 296с.
18. Балюк А.А. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте [Текст] : учеб. Пособие / Балюк А.А. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.- 94с.
19. Васильев Е. В. Архитектура железнодорожных вокзалов / Васильев Е. В. Щетинин Н. Н.- Москва, 1967.-384с.
20. Васин В.К. Безопасность жизнедеятельности. В 2ч. Ч.1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте [Текст]: учеб. Для вузов ж.-д. Транспорта / Васин В.К. - М.6: Маршрут, 2005.-576с.-
21. Голубев Г. Е. Современные вокзалы / Голубев Г. Е. , Анджелини Г. М.- Москва, 1967. – 316с.
22. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [Текст]. - М.: ТРАНСИНФО, 1999.- 76с.
23. Сибаров Ю.Г. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учебник для вузов ж.-д. Трансп. / Сибаров Ю.Г. - М.:Транспорт, 1981.-287с.
24. Академик [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru, свободный. (Дата обращения: 18.02.2018г.)
25. Википедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный. (Дата обращения: 18.02.2018г.)
26. Консультант плюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://consultant.ru, свободный. (Дата обращения: 20.02.2018г.).

Вопрос-ответ:

Каков исторический опыт организации работы вокзалов?

Исторический опыт организации работы вокзалов насчитывает долгие годы. Вокзалы появились вместе с развитием железнодорожного транспорта и с самого начала играли важную роль в организации пассажирского обслуживания и грузовых перевозок. Начиная с первых вокзалов в XIX веке, организация работы вокзалов осуществлялась с использованием примитивных технологий и оборудования. С течением времени, с развитием технического прогресса, вокзалы стали совершенствоваться, внедряться новые системы и технологии для облегчения и улучшения работы.

Какие мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов существуют?

Мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов включают в себя такие направления, как улучшение пассажирского обслуживания, обновление технического оснащения, внедрение новых информационных технологий. Вокзалы становятся все более комфортабельными и современными, предлагая пассажирам широкий спектр услуг, начиная от билетной продажи и заканчивая гостиничным размещением. Кроме того, современные вокзалы стремятся быть экологически безопасными и энергоэффективными, используя современные технологии и материалы.

Как организуется работа вокзалов в современной России?

В современной России организация работы вокзалов осуществляется с использованием передовых технологий и систем. Вокзалы оснащены современным оборудованием для обработки пассажиров, проверки багажа, автоматической продажи и контроля билетов, а также системами информационного обеспечения и видеонаблюдения. Организация работы вокзалов включает в себя такие аспекты, как планирование и координация работы персонала, обслуживание поездов, обеспечение безопасности на вокзале. Кроме того, вокзалы предоставляют пассажирам широкий спектр дополнительных услуг, включая кафе, магазины, аптеки и т.д.

Какие теоретические основы организации работы вокзалов существуют?

Теоретические основы организации работы вокзалов включают исторический опыт организации работы, мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов и организацию работы вокзалов в современной России.

Какие мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов существуют в современных условиях?

Современные мировые тенденции развития железнодорожных вокзальных комплексов включают в себя различные инновационные технологии, улучшение сервиса для пассажиров, энергоэффективность и экологическую устойчивость комплексов.

Какие элементы входят в вокзальный комплекс станции Орел?

В вокзальный комплекс станции Орел входят различные элементы, такие как пассажирский зал, кассы, информационные стенды, платформы, туалеты и другие объекты, необходимые для организации работы вокзала.

Какова классность и тип вокзала станции Орел?

Вокзал станции Орел относится к одному из классов и типов вокзалов, которые определяются его функциональностью, пассажиропотоком и другими характеристиками.

Каков анализ технического оснащения и технологии работы вокзального комплекса станции Орел?

Анализ технического оснащения и технологии работы вокзального комплекса станции Орел включает в себя изучение всех используемых технологий, оборудования и процессов, необходимых для эффективной организации работы вокзала.

Какие исторические примеры организации работы вокзалов можно найти?

Один из исторических примеров организации работы вокзалов - это железнодорожные станции, которые появились в XIX веке. Для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров на вокзалах были созданы различные службы, такие как служба по приёму и отправке поездов, служба освещения, служба водопровода и т.д.

Как развиваются железнодорожные вокзальные комплексы в мире?

В мировых тенденциях развития железнодорожных вокзальных комплексов можно выделить такие направления, как улучшение пассажирского сервиса, развитие технологий автоматизации и информационных систем, создание современных архитектурных и дизайнерских решений, внедрение экологических технологий и т.д.

Как осуществляется организация работы вокзалов в России?

В России организация работы вокзалов осуществляется в соответствии с требованиями Государственных стандартов и нормативных документов. На вокзалах создаются различные службы, ответственные за приём, отправку и обслуживание пассажиров, поддержание безопасности, управление техническим оснащением и т.д.

Какие характеристики вокзалов можно найти на станции Орел?

Вокзальный комплекс станции Орел имеет определенную классность и тип, включает в себя такие элементы, как кассовые залы, платформы, кафе, туалеты, наземные пешеходные переходы и другие объекты. Вокзал оборудован современными техническими системами и технологиями, обеспечивающими комфортное обслуживание пассажиров.