Консультирование родителей по проблемам тревожности у подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психологическое консультирование
  • 1414 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 12.04.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
2.1. Классификатор проблем.
2.2. Консультативные сценарии.
2.2.1. Сценарий 1.
Фрагмент для ознакомления

Абсолютизация



Уточнение
Гипотеза: плохие отношения с учителями.
Отражение чувств


Связка
Причины
Открытый вопрос
Гипотеза: переживание неразделенной любви.

Отношения
Открытый вопрос









Эхо

Связка
Динамика
Директива




Проективный вопрос


Открытый вопрос Гипотезы:
1. родители не знают, как вести себя с ребенком подросткового возраста,
2. проблемы в отношении со сверстниками,
3. проблемы в отношении с учителями,
4. неразделенная любовь.
Стадии Речь консультанта Речь клиента Примечание П
Р
О
В
Е
Р
К
А
Г
И
П
О
Т
Е
З
20 минут - Давайте поговорим о поведении Вашего сына в школе. Он ругается с учителями?
- Расскажите тогда об его отношениях со школьными друзьями.
- Вы сказали, они недавно поссорились и после этого не общаются? Когда это было и что произошло?



- Денис, что произошло дальше?





- Денис, расскажите о своих чувствах в тот момент, когда он Вам это рассказывал?
- Как, по-вашему, что он чувствовал во время ссоры с друзьями?
- И после этого он перестал посещать школу?



- Расскажите, как он сам объясняет такое свое поведение.



- Вас можно понять, ведь вы беспокоитесь о сыне.
- Денис, скажите, что было после их ссоры? Вы как-то заметили ее последствия? - Нет, что вы! Он воспитанный культурный мальчик. Не грубит, не ругается матом. Просто не выполняет их требования! Они высказывают ему свои претензии, он лишь молчит.
- Друзья у него хорошие, их в компании было 5 парней. Дружили ещё с детского сада, играли вместе, спортом занимались. Теперь в одном классе учатся.
- Да вот, месяца 2 назад и было. Знаете, обычная детская ссора! Бегали во дворе, гоняли мяч. Играли своей компанией против других ребят. Ну, и после очередного гола им сын сказал одному из них, что тот плохой вратарь. Парень обиделся, сказал, что мой сын не лучше, потому что не умеет ворота защищать, ну, и пошло-поехало!
- Ну, что-что, подрались, как следует. Друзья еле-еле разняли их! Мой пришел с разбитой губой и фингалом под глазом, а рассказывать ничего не стал, мы не настаивали. Узнали все от него только через 2 недели, когда сам захотел рассказать.
- Жалко сына было, хотелось помочь…



- Да он переживал очень, сожалеет до сих пор, а как все исправить, не знает…


- Ну, не сразу, сначала втихаря просто прогуливал отдельные уроки, потом, бывало, целый день где-то по городу гулял, а в школе не появлялся, а теперь вот вообще открыто заявляет, что не хочет туда идти!
- Как-как… говорит, что ему там делать нечего, знания он может и дома получать, заочно, а общаться там не с кем, одни, по его словам, дебилы и уроды.
Может, и неправильно, что я его заставляю учиться и лезу в его дела…
- Эх…


- Ну, естественно. Он теперь часто дома бывает, за компьютером сидит, а раньше все во дворе с друзьями гулял, теперь по телефону почти не разговаривает, они ему не звонят, перед школой не заходят. Наверное, из-за этого он так себя ведет… Открытый вопрос



Директива



Когда и где возникла
Кто участвовал
В связи с чем возникла
Открытые вопросы
Что делали участники
Открытый вопрос





Чувства участников
Отражение чувств
Открытый вопрос


Открытый вопрос




Директива





Самораскры-тие

Чем окончилась
Последствия Открытый вопрос Подтвердилась гипотеза: деструктивное поведение ребенка-подростка связано с его проблемами в отношениях со сверстниками, в данном случае проблемы связаны с ведущим видом деятельности в подростковом возрасте - интимно-личностным общением с друзьями.
Этап Консультант Методы К
О
Р
Р
Е
К
Ц
И
О
Н
Н
О
Е
В
О
З
Д
Е
Й
С
Т
В
И
Е
40 минут Когнитивный компонент
1. Интерпретация.
Цель: прояснение клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения.
Инструкция: объяснение необходимости продуктивного интимно-личностного общения со сверстниками в подростковом возрасте в доступных клиенту терминах.
2. Информирование.
Цель: прояснение клиенту необходимости психологической работы непосредственно с подростком
Инструкция: объяснение клиенту необходимости работы с самим подростком, а не с родителем
Эмоциональный компонент
1. Осознание чувств.
Цель: отреагирование эмоций, связанных с осознанием ситуации.
Инструкция: «Денис, пожалуйста, расслабьтесь и постарайтесь осознать и проговорить всё, что сейчас чувствуете…»
Поведенческий компонент
1. Коммуникации.
Цель: обучить конструктивной коммуникации с ребенком-подростком.
Инструкция: «Денис, мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили следующие приёмы…(описание техник)».
2. Релаксация.
Цель: обучить техникам расслабления.
Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение после общения с ребенком, делайте так…(описание техник релаксации)».

Переформулирование реальности






Постановка клиента в рефлексивную ситуацию





Осознание чувств







Конкретные пожелания



Конкретные пожелания
Стадия Консультант Клиент Метод П
Р
О
Щ
А
Н
И
Е
5 минут - Денис, наш сегодняшний разговор был посвящен Вашим взаимоотношениям с сыном-подростком. В ходе разговора мы выяснили, что трудности Вашего сына связаны, прежде всего, с тем, что он подросток и общение со сверстниками является для него ведущей деятельностью. Его ссора с близкими друзьями привела к тому, что из-за их разорванных отношений он не хочет посещать школу. Я думаю, что те упражнения, которые мы с Вами сегодня выполняли, помогут Вам в общении со своим сыном. Так как Ваша ситуация основана на затруднениях Вашего ребенка, то наиболее эффективной будет работа с ним самим. На следующую консультацию я буду ждать Вас вместе с сыном, договорились?
- У Вас есть какие-нибудь вопросы?
- Всего хорошего. До свидания! - Хорошо, обязательно.
Я понял, что работа должна осуществляться именно во взаимодействии с сыном, поэтому на следующую консультацию мы придем вместе.










- Нет, все ясно.
- Спасибо Вам! До свидания! Резюме
Клиент: Денис, 35 лет, предприниматель.
Характеристика: сангвиник по темпераменту, эмоционально неустойчив, мотивирован на взаимодействие, рефлексивен.
Причина обращения: трудности во взаимоотношениях с сыном-подростком.
Прогнозируемое поведение: использование методик саморегуляции,
постепенное углубленное решение проблемы вместе с сыном.
Рабочая гипотеза подтвердилась: деструктивное поведение ребенка-подростка связано с его проблемами в отношениях со сверстниками, в данном случае проблемы связаны с ведущим видом деятельности в подростковом возрасте - интимно-личностным общением с друзьями.


Список литературы.

1. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. - М .: Просвещение, 2000. - 128 с.
2. Ясточкина И.А. Экстернальной локус контроля как фактор возникновения личностной тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Актуальные проблемы психологии: Психология обучения.Генетическая психология. Медицинская психология / Под ред. С.Д. Максименко. - Киев-Кировоград, 2009. - Том. Х, Вип.14. - С. 490-498.
3. Ясточкина И.А. Личностные факторы тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии им. С. Костюка АПН Украины / под ред. С.Д. Максименко. - Т.ХИИ, част. 6. - М., 2010. - С. 490-499.
4. Ясточкина И.А. Теоретические аспекты исследования возрастных особенностей тревожности и страхов отечественными психологами / И.А. Ясточкина // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12. Психологические науки: Сб. научных трудов. - М .: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2010. - № 31 (55). - С. 47-54.
5. Ясточкина И.А. Мотивационные факторы личностной тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12. Психологические науки: Сб.научных трудов. - М .: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2010. - № 32 (56). - С. 136-144.
6. Ясточкина И.А. К проблеме тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Молодежь, образование, наука, культура и национальное самосознание в условиях европейской интеграции: Сб. материалов Х Всеукр. научно-практической. конф., Киев, 16-18 мая 2007 г .; в 6-ти т. / Редкол .: И.И. Тимошенко и др. - М .: Изд-во Европ. ун-та, 2007. - Т.4. - С. 287-289.

















Список литературы для клиента.

1. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14., Психология, 2005, №1 с. 27 – 42.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ : Астрель, 2013, 240 с.
3. Дмитриева С.А. Особенности школьной тревожности у детей младшего школьного возраста // Дефектология, 2015, №4, с. 86 -87.
4. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. - М.: Академический Проект, 2014, 576 с.
5. Костина Л.М. Адаптация первоклассников путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии, 2014, №1, с. 137 – 143.
6. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2011, 7 – 17 с.
7. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2013, №1. с. 102 – 103.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010, 304 с.













31

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Представление подростков в нравственной категории совести // Психология: Респ. межв. научн. сб. вып. 8 - Минск: Народная асвета, 2007. - С. 59 - 65.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 128 с.
3. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М .: Академия, 2000. - 240 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб .: Питер, 2008. - 379 с.
5. Азимова Р.Д. Нравственное сознание личности. - Баку, Изд-во ЭЛМ, 2007. - 113 с.
6. Айви А. Целенаправленное интервьюирование и консультирование: содействие развитию клиента. Пер. с англ. А. Абесоновои. - Учеб. пособие. - М .: Сфера, 1998. - 342 с.
7. Бондаренко Л.И. Проблема обоснования нравственных норм // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - СПб., 2009. - Вып. 4. - С. 28-33.
8. Боришевский М.И. Моральные убеждения и их формирование у детей. - М .: Знание, 1979.- 48 с.
9. Лозоцева В.Н. Изучение индивидуальных особенностей личностной саморегуляции в подростковом возрасте / Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М .: АПН СССР, 1987. - С. 75-78.
10. Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. - М .: «КСП +», 2002. - 416 с.
11. Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. - СПб .: Речь, 2011. - 560 с.

12. Малахов В.А. Этика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд. - М .: Лыбидь, 2011. - 384 с.
13. Мариненко А.П. В роли когнитивного и эмоционального в естественно-научных и нравственных убеждения школьников / Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у школьников: Межвузовский сб. науч. тр. - Хабаровск. гос. пед. Ун-т, 2004. - С. 29-38.
14. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. Второй изд., стереотип. - М .: Смысл, 2016. - 109 с.
15. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально психологический аспект. / АН СССР, Ин-т философии. - М .: Наука, 1991. - 125 с.
16. Мораль: сознание и поведение / [Редкол .: Н.А.Головко (отв. Редактор), Л.П. Буева, В.Н. Шердаков]. - М .: Наука, 2006. - 208 с.
17. Моральный выбор / Под общ. ред. А.И. Титаренко. - М .: Изд-во Моск. ун-та, 2016. - 344 с.
18. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Монография / Пер. с англ. О. Кондрашевой, Р. Кучкаровой. Редакторы: И. Гришпун, С. Бобоко, В. Ряшина. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2016. - 464 с.
19. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М .: Республика, 2003. - 415 с.
20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для класс. руководителей. - М .: Просвещение, 2003. - 160 с.
21. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 48 - 49.
22. Хозиева М.В. Практикум по возрастно - психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М .: Академия, 2012. - 320 с.
23. Хомич Г.А., Ткач Р.М. Основы психологического консультирования: Учеб. пособие. – К .: МАУП, 2004. - 152 с.
24. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М .: Академия, 2001. - 208 с.
25. Цветкова Р.И. Психологическая характеристика нравственных ценностей подростка / Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у школьников: Межвузовский сб. науч. тр. - Хабаровск: гос. пед. ун-т, 1984. - С. 3-20.
26. Цимбалюк И.М. Психологическое консультирование и коррекция. Модульно - рейтинговый курс: Учеб. пособие. - М .: Профессионал, 2005. - 656 с.
27. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей (Ассоциация «Развитие обучение». Пед. Центр «Эксперимент». - М .; Рига: Эксперимент, 2005. - 239 с.
28. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. - М .: Наука, 1978. - С. 316-337.
29. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация // Проблемы психологии личности. - М .: Наука, 1982. - С. 121-126.
30. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И. Буянова. - М .: Просвещение, 2000. - 128 с.
31. Ясточкина И.А. Экстернальной локус контроля как фактор возникновения личностной тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Актуальные проблемы психологии: Психология обучения.Генетическая психология. Медицинская психология / Под ред. С.Д. Максименко. - Киев-Кировоград, 2009. - Том. Х, Вип.14. - С. 490-498.
32. Ясточкина И.А. Личностные факторы тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии им. С. Костюка АПН Украины / под ред. С.Д. Максименко. - Т.ХИИ, част. 6. - М., 2010. - С. 490-499.
33. Ясточкина И.А. Теоретические аспекты исследования возрастных особенностей тревожности и страхов отечественными психологами / И.А. Ясточкина // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12. Психологические науки: Сб. научных трудов. - М .: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2010. - № 31 (55). - С. 47-54.
34. Ясточкина И.А. Мотивационные факторы личностной тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 12. Психологические науки: Сб.научных трудов. - М .: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2010. - № 32 (56). - С. 136-144.
35. Ясточкина И.А. К проблеме тревожности в раннем юношеском возрасте / И.А. Ясточкина // Молодежь, образование, наука, культура и национальное самосознание в условиях европейской интеграции: Сб. материалов Х Всеукр. научно-практической. конф., Киев, 16-18 мая 2007 г .; в 6-ти т. / Редкол .: И.И. Тимошенко и др. - М .: Изд-во Европ. ун-та, 2007. - Т.4. - С. 287-289.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы тревожности у подростков могут возникать?

Проблемы тревожности у подростков могут быть различными, например: ухудшение академической успеваемости, конфликты с учителями, неразделенная любовь, проблемы в социальных отношениях, а также страхи и фобии.

Что может быть причиной тревожности у подростка?

Тревожность у подростка может быть вызвана различными факторами, например: проблемы в отношениях с родителями, неудачи в школе, проблемы в социальной среде, переживание неразделенной любви, страх перед будущим и другие эмоциональные или психологические трудности.

Какие еще проблемы могут возникать в отношениях подростков с родителями?

В отношениях подростков с родителями могут возникать различные проблемы, например: конфликты из-за непонимания или разногласий, отсутствие доверия, проблемы в коммуникации, сопротивление подростка к правилам и ограничениям, проблемы с самооценкой и самопринятием, а также проблемы в формировании личностной идентичности.

Мой подросток постоянно волнуется и нервничает. Что мне делать?

Если ваш подросток постоянно волнуется и нервничает, важно обратить внимание на возможные причины его тревожности. Сначала попытайтесь выяснить, есть ли какие-то конкретные события или ситуации, которые вызывают у него тревогу. Постепенно углубляйтесь в разговор, задавая открытые вопросы, чтобы понять его чувства и переживания. Если ваш подросток испытывает проблемы социальной адаптации или сложности в отношениях с одноклассниками, взрослыми или учителями, можно рассмотреть возможность консультации с педагогом или психологом, чтобы получить дополнительную поддержку и помощь.

Мой ребенок испытывает тревогу перед школьными выступлениями. Что мне делать?

Тревожность перед публичными выступлениями довольно распространенная проблема у подростков. В такой ситуации важно помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревогу. Предложите ему попрактиковаться перед выступлением, проведите с ним ряд упражнений, которые помогут ему расслабиться и сосредоточиться на своих достоинствах. Также стоит поговорить с учителями или школьным психологом, которые могут предложить дополнительные советы и стратегии для преодоления тревожности в школьных ситуациях.

Мой ребенок часто переживает из-за неудач в учебе. Как ему помочь справиться с тревогой?

Когда ребенок часто переживает из-за неудач в учебе, важно обратить внимание на его отношение к обучению. Попытайтесь поговорить с ним и узнать, есть ли у него конкретные проблемы в определенных предметах или учебных ситуациях. Поддержите его, обсудите его чувства и переживания, покажите, что вы готовы помочь. Рассмотрите возможность обратиться за помощью к учителям или школьному психологу, чтобы получить советы и рекомендации по улучшению учебного процесса и справлению с тревогой.

Моя дочь постоянно тревожится и беспокоится о своей успеваемости в школе. Что я могу сделать, чтобы помочь ей справиться с этой тревожностью?

Одним из возможных подходов будет обсудить с дочерью ее ожидания и страхи относительно успеваемости. Важно понять, что именно вызывает у нее тревожность - страх провала, отрицательное отношение к себе или что-то другое. После этого вы можете вместе найти пути справиться с этой тревожностью, например, разработать план учебы, установить реалистичные цели или попробовать расслабляющие техники.

Мой сын стал все более агрессивным и раздражительным, особенно когда речь заходит о школе. Как я могу помочь ему справиться с этими проблемами?

Сначала, стоит выяснить, что именно вызывает у сына такую агрессию и раздражительность. Это может быть связано с проблемами в классе или социальными взаимоотношениями. Вы можете начать разговор с открытым вопроса, чтобы выяснить причины его негативных эмоций. После этого, вы можете предложить ему разные стратегии справления со своими эмоциями, например, общение о проблемах со школьным психологом или занятия спортом для выхода из стрессовых ситуаций.

Моя дочь постоянно переживает из-за неразделенной любви. Что я могу сделать, чтобы помочь ей справиться с этим?

Важно создать доверительную атмосферу, чтобы ваша дочь чувствовала себя комфортно говорить о своих чувствах. Попробуйте использовать открытые вопросы и эхо-ответы, чтобы отразить и подтвердить ее эмоции. Вы можете предложить ей разные способы выражения своей любви - общение с близкими, увлечения или хобби, где она может раскрыть свои чувства.

Моя дочь постоянно жалуется на плохие отношения с учителями, что мне делать?

Если ваша дочь постоянно жалуется на плохие отношения с учителями, важно сначала выяснить причины такого поведения. Попробуйте подробнее выслушать ее, задавая открытые вопросы о взаимоотношениях и чувствах. Возможно, у вашей дочери есть некая тревожность или неразобранность с учителями, которую она не может объяснить. После того как вы нашли причины, можно приступить к разрешению проблемы через общение с учителями и администрацией школы.