Государственная кредитная политика и внешний долг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кредитная политика
  • 2828 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 28.08.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Значение кредитно-денежной политики и деятельность Центрального Банка в экономике 5
1.1. Центральный банк 5
1.2. Кредитно-денежная политика ЦБ 7
Глава 2. Понятие государственного кредита и основные управления им 9
2.1. Понятия, сущность, функции и принципы кредита 9
2.2. Управление государственным кредитом и долгом 14
2.3. Государственный долг как следствие кредитной политики государства 18
Глава 3. Оценка современного состояния государственной кредитной политики России 21
3.1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика 2017 года 21
3.2. Пути совершенствования в области управления внешним долгом России 24
Заключение 26
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

руб.Показатели201420152016Процентные расходы бюджета Российской Федерации388,4482,3579,2в % ВВП Российской Федерации0,70,70,8в % к предыдущему году110,7124,2120Доля процентных расходов в общем объеме расходной части бюджета Российской Федерации3,13,54Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга Российской Федерации314,1395,8479,4в % к предыдущему году116126121,1Доля в процентных расходах бюджета Российской Федерации, %80,982,182,8в % ВВП0,60,60,7Расходы по обслуживанию внешнего государственного долга Российской Федерации74,386,599,8в % к предыдущему году93,6116,4115,4в % ВВП0,10,10,1Доля в процентных расходах бюджета Российской Федерации, %19,117,917,2За период 2014-2016 гг. удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходной части бюджета Российской Федерации показал рост на 0,9 % с 3,1 % в 2014 году до 4 % в 2016 году. За период 2014-2016 гг. общий объем ассигнований из бюджета Российской Федерации, которые были направлены на обслуживание государственного долга Российской Федерации, составил 1 449,9 млрд. руб.За период 2014-2016 гг. рост процентных расходов бюджета Российской Федерации 388,4 млрд. руб. в 2014 году до 579,2 млрд. руб. в 2016 году был связан с ростом внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, а это, в свою очередь, способствовало росту государственного долга Российской Федерации. За период 2014-2016 гг. рост расходов на обслуживание внутреннего государственного долга Российской Федерации был обусловлен не только ростом внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, но и ростом уровня доходов, полученных по ценным бумагам Российской Федерации.Расходы Российской Федерации на обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации за период 2012-2014 гг. сократились на 5,1 млрд. руб., или на 6,4 %, и составили 74,3 млрд. руб. Тогда как в 2016 году расходы Российской Федерации на обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации увеличились в 1,3 раза, и составили 99,8 млрд. руб.Глава 3. Оценка современного состояния государственной кредитной политики России   3.1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика 2017 года   Эффект от проводимой денежно-кредитной политики проявляется в достижении поставленных целей и ориентиров, обозначенных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в 2014 г. целевой ориентир для темпов роста индекса потребительских цен был установлен на уровне 5,0%, в 2015 г. – на уровне 4,5%, в 2016 г. – на уровне 4%, исходя из данных базового сценария, прирост ВВП в 2014 г. должен составлять 2,0%, в 2015 г. – 2,5%, в 2016 г. – 3,0%. На основе сведений Росстата и ЦБ РФ в таблице 5 отражены фактические значения достигнутых макроэкономических показателей, необходимых для оценки эффективности проведенной денежно-кредитной политики в рамках повышения экономического роста и благосостояния населения в период с 2014 по 2016 гг. Таблица 5 – Макроэкономические показатели оценки денежно-кредитной политики ЦБ РФПоказатель2014 год2015 год2016 годВВП, (прирост в % к предыдущему году)0,7-2,8-0,2Инфляция, % 11,412,95,38Средний курс доллара (на 1.01), руб.32,6656,2472,93Уровень безработицы % (на конец года)5,25,65,4Реальная заработная плата населения (прирост в % к предыдущему году)1,3-9,00,6Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций – всего (на начало года)923834733Из таблицы видно, что установленные в базовом сценарии целевые ориентиры по приросту инфляции и ВВП не были достигнуты, так как:- в 2015 г. по сравнению с 2014 г. существовал отрицательный прирост ВВП в размере 2,8%;- в 2016 г. по сравнению с прошлым годом значение показателя также было отрицательным, но наблюдалась тенденция к сокращению негативного разрыва – отрицательный прирост находился на уровне 0,2%;- в 2014 г. инфляция была на уровне 11,4% (при целевом значении на уровне 5,0%);- наибольший уровень инфляции наблюдался в 2015 г. (12,9%), при том что по базовому сценарию уровень инфляции должен был находиться в пределах 4,5%;- в 2016 г. уровень инфляции (5,38%) стал приближаться к целевой отметке в 4%, что является позитивной тенденцией в политике таргетирования инфляции.Негативными факторами развития экономики страны выступали:Ежегодный рост курса доллара на начало исследуемых периодов: на 72,2% в 2015 г. и на 29,7% в 2016 г.Снижение реальной заработной платы населения (в 2015 г. наблюдался отрицательный прирост в размере 0,9%).К положительным факторам можно отнести уменьшение числа кредитных организаций в динамике с 2014 по 2016 гг. Так как эффективная денежно-кредитная политика мегарегулятора впоследствии приводит к стабилизации экономики страны и экономическому росту в целом, то необходимо также рассмотреть фактические значения годового прироста в основных отраслях экономики страны за тот же исследуемый период (таблица 6).Таблица 6 – Уровень годового прироста (%) в основных отраслях экономикиОтрасль2014 г.2015 г.2016 г.Сельское хозяйство4,03,61,7Промышленное производство3,9-4,5-4,2Строительство-0,4-1,5-0,8Фактические данные развития отраслей экономики свидетельствуют о наличии негативной динамики существующего прироста. Уровень годового прироста в сельском хозяйстве ежегодно сокращался: с 4% в 2014 г. до 1,7% за 9 месяцев 2016 г. Промышленное производство переживало значительное снижение в 2015 г., за 9 месяцев 2016 г. также возник отрицательный прирост в размере 4,2%. Отрасль строительства не наращивала объемы деятельности за исследуемый период.Проведенная оценка денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ показала, что она является недостаточно эффективной, так как поставленные целевые ориентиры в сокращении уровня потребительских цен, в улучшении благосостояния населения и в рамках экономического роста не были достигнуты. Причиной тому может служить падение курса рубля, удорожание кредитов, сокращение объемов производства. Также необходимо уточнить, что реализация денежно-кредитной политики может создать лишь благоприятные условия, при которых субъекты хозяйствования будут осуществлять действия, которые отвечают целям и задачам экономической политики государства, которые, в том числе, будут направлены на обеспечение экономического роста. Наиболее эффективное влияние на экономику страны денежно-кредитная политика может производить в условиях макроэкономической стабильности при наличии устойчивой банковской системы и сбалансированного денежно-кредитного рынка с учетом тесного взаимодействия с экономической политикой государства в целом. 3.2. Пути совершенствования в области управления внешним долгом России  В данное время перед экономикой государства стоят две цели: развивать финансовый рынок внутри страны и направлять средства на уменьшение дефицита в консолидированном бюджете России. При значительном объеме государственного внешнего долга, большая часть средств федерального бюджета отправляется именно на данные цели, следовательно, происходит снижение расходов на развитие и расширение производства внутри страны, на социальные нужды, в итоге, все сказывается на уровне жизни людей. Таким образом, происходит замедление экономического роста страны.В настоящее время Правительство РФ намерено применять реструктуризацию по отношению к внешнему долгу государства. Для того чтобы уменьшить совокупный объем внешнего долга государства и, следовательно, снизить расходы на его обслуживание в 2017 году принято решение о расположении ценных бумаг государства в иностранной валюте со стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США.При ограничениях на внешние заимствования, которые действуют в данное время, можно порекомендовать следующие направления долговой политики Российской Федерации для управления государственным долгом:-поддержание объема внешнего долга государства на безопасном уровне для экономики;-необходимо максимально эффективно расходовать средства, которые привлечены от внешних государственных заимствований;-стараться возмещать государственный внешний долг при низком валютном курсе иностранной валюты по отношению к рублю;-увеличивать конкурентоспособность отечественных товаров и уменьшать зависимость экономики от нефтяных и газовых доходов.ЗаключениеГосударственный внешний долг страны оказывает как положительное влияние на национальную экономику страны, так и отрицательное.Положительные последствия заключаются в следующем:1)большой выгодой для страны является то, что существует возможность привлечения в бюджет государства заемных средств и сохранения относительного размера долга;2)дефицит бюджета в стране приводит к нарастанию объемов государственного долга, а профицит, наоборот, наделяет возможностью погашать наросший долг. Следовательно, если в стране наблюдается продолжительный экономический рост, то возрастает доходная часть бюджета, которая позволяет уплачивать проценты по долгу государства.Негативные последствия заключаются в следующем:-при постоянном увеличении внешнего долга государства, правительству приходиться сдерживать капиталовложения инвестиций в национальное хозяйство страны;-нарастание внешних заимствований ведет к снижению своей политической независимости, а также влечет за собой огромную зависимость отечественных финансов от международных;-государственный внешний долг, как и любой другой долг, необходимо погашать вместе с процентами.Управлять внешним долгом страны можно с помощью различных инструментов, таких как конверсия, выкуп долга с дисконтом, реструктуризация. Конверсия заключается в частичной ликвидации внешних долгов заменяя их на национальные активы. Положительным моментом данного инструмента является превращение внешнего долга страны в акции с помощью инвестиций в предприятие страны. Выкуп долга с дисконтом выгоден лишь тем, чьи долги имеют большой дисконт. В данном случае стране, которая является должником необходимо иметь огромные запасы в золотовалютных резервах. Реструктуризация представляет собой изменение каких-либо основных условий в обслуживании долга.Внешний долг государства является огромным бременем для национальной экономики страны, потому что при его выплате уходит значительная часть денежных средств из бюджета страны. Всё это тормозит экономический рост в стране и, следовательно, может произойти спад в национальном производстве. При постоянном нарастании долга страна, по сути, передает его своему будущему поколению. Список использованных источниковАстраханцева М. Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры / М. Астраханцева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcb.ru/ol/2010-01/16489Деньги. Кредит. Банки/ Лаврушин О.И., Ямпольский М. М., Савинский Ю. О. и др. – М.: Финансы и статистика, 2015.Деньги. Кредит. Банки/ под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. [2-е изд.] – М.: ТК Велби: Проспект, 2009.Иванов В. В. Деньги. Кредит. Банки /В. В. Иванов, Б. И. Соколов - М.: Проспект, 2016.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2014(2015-2016).pdfОсновные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов – Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdfФедеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О ЦентральномбанкеРоссийскойФедерации (БанкеРоссии)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)

Список использованных источников

1. Астраханцева М. Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры / М. Астраханцева. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcb.ru/ol/2010-01/16489
2. Деньги. Кредит. Банки/ Лаврушин О.И., Ямпольский М. М., Савинский Ю. О. и др. – М.: Финансы и статистика, 2015.
3. Деньги. Кредит. Банки/ под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. [2-е изд.] – М.: ТК Велби: Проспект, 2009.
4. Иванов В. В. Деньги. Кредит. Банки /В. В. Иванов, Б. И. Соколов - М.: Проспект, 2016.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2014(2015-2016).pdf
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов – Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdf
8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет кредитно-денежная политика и деятельность Центрального банка в экономике?

Кредитно-денежная политика и деятельность Центрального банка играют ключевую роль в экономике. Они направлены на регулирование денежной массы и процентных ставок, контроль инфляции, поддержание стабильности финансовой системы и обеспечение устойчивого экономического роста.

Что такое Центральный банк?

Центральный банк - это главный банк государства, ответственный за осуществление кредитно-денежной политики. Он является независимым органом, который контролирует и регулирует денежную систему, выпускает в обращение национальную валюту, устанавливает процентные ставки и осуществляет операции на рынке ценных бумаг.

Что такое государственный долг и как он связан с кредитной политикой государства?

Государственный долг - это обязательство государства выплачивать проценты и возвращать заемные средства. Он является следствием кредитной политики государства, которая включает в себя заемы, выпуск государственных ценных бумаг и привлечение финансовых ресурсов. Государство использует долг для финансирования своих расходов и инвестиций.

Как осуществляется управление государственным кредитом и долгом?

Управление государственным кредитом и долгом осуществляется через различные инструменты и механизмы. Оно включает в себя разработку кредитной политики, установление условий займов и выпуска облигаций, управление государственными фондами, контроль за погашением долга и его реструктуризацией при необходимости.

Каково современное состояние государственного долга?

Современное состояние государственного долга различается в зависимости от конкретной страны. В некоторых случаях долг может быть очень высоким и создавать непреодолимые финансовые проблемы. В других случаях долг может быть управляемым и не вызывать серьезных затруднений. В целом, государственный долг является сложной и актуальной проблемой, требующей постоянного контроля и управления.

Какое значение имеет кредитно-денежная политика и деятельность Центрального Банка в экономике?

Кредитно-денежная политика и деятельность Центрального Банка играют важную роль в экономике. Они направлены на регулирование денежного обращения и кредитных отношений в стране, контроль за инфляцией, стабильностью национальной валюты, поддержание финансовой системы в целом.

Каким образом Центральный банк осуществляет кредитно-денежную политику?

Центральный банк осуществляет кредитно-денежную политику путем регулирования уровня процентных ставок, управления резервными фондами, установления нормативов по проведению операций на денежном рынке, контроля за банками и иными финансовыми организациями.

Что такое государственный долг и каким образом управляется государственный кредит и долг?

Государственный долг - это совокупность кредитных обязательств государства перед различными кредиторами и инвесторами. Управление государственным кредитом и долгом осуществляется путем привлечения и размещения заемных средств, выпуска государственных облигаций, установления лимитов и контроля за государственным долгом.

Как государственный долг связан с кредитной политикой государства?

Государственный долг является следствием кредитной политики государства. Если государство активно использует кредитные ресурсы для финансирования своих нужд, то растет объем государственного долга. Таким образом, кредитная политика напрямую влияет на уровень государственного долга и его динамику.