Преподавание живописи пейзажа на кружковых занятиях в общеобразовательной школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 4646 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 22.06.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Педагогические аспекты преподавания живописи в общеобразовательной школе 9

1.1. История обучения пейзажной живописи на занятиях в школе 9

1.2. Технологии обучения живописи в школе 14
Глава II. Методические основы обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях 19
2.1. Особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях 19
2.2. Экспериментальная часть квалификационной работы 24
Глава III. Этапы выполнения творческой композиции «Дивногорье»
3.1. Разработка замысла живописной композиции «Дивногорье»
3.2. Методика и последовательность выполнения пейзажной композиции «Дивногорье»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Среди основных материалов необходимо иметь:- холст на подрамнике, - масляные краски, - разбавитель для масляных красок,- кисти из щетины нескольких размеров (1, 2, 4, 6), - твердый карандаш (H), ластик,- палитру, масленку,- лак для закрепления готовой работы.Отметим, что разбавитель можно развести самим, но в настоящее время существует большой выбор готовых, различающихся составом и консистенцией. Для классического живописного пейзажа был использован разбавитель «Тройник».В набор масляных красок, требующихся для выполнения «Дивногорья», входят: белила титановые, охра светлая, умбра натуральная, сиена, черная, зеленая, цирулеум, лимонная, кадмий средний желтый, кадмий красный или краплак, ультрамарин или кобальт синий, араратская, неаполитанская желтая.Следующий шаг предполагает грунтовку холста. В настоящее время можно приобрести грунтованный холст на подрамнике, что значительно упрощает и ускоряет процесс. Такой и был выбран.Следующеедействие – непосредственное написание живописного пейзажа масляными красками на уже подготовленном холсте.Технология выполнения пейзажа в технике масляной живописи состоит из следующих этапов:- нанесение рисунка,- подмалевок,- прописка,- лессировка,- исправление неточностей.Итак, первый этап связан с нанесением рисунка на холст. Композиционная схема и детали были предварительно изображены на отдельном листе того же формата, затем мы их переводим его на холст,избегая тем самым лишней загрязненности его поверхности. Затем переведенный рисунок по эмульсионному грунту обводится жидко разбавленной масляной краской.После чего следует второй этап – подмалевок (рис. 1), в процессе которого накладываются основные тона будущего пейзажа, устанавливаются формы, общий колорит картины и весь ее ансамбль. На эмульсионный грунт наносятся краски без разбавления, то есть пастозно. При высыхании они цвет не изменят.По цветовой гамме вид «Дивногорье» делится на несколько простых частей: это изображение травы, густая масса деревьев, участок с большими валунами, затем дальний план, решенный как единое пространство, уходящее вдаль, и участок изображающий небо. При нанесении необходимо обратить внимание на элементарные законы оптики, которыми пользовались и старые мастера живописи. Например, при нанесении теплых тонов на темные получается утепление поверх лежащего тона красок. При нанесении теплых тонов на холодные и наоборот (холодных на теплые) получается ослабление цвета каждого из них.Также важно помнить, что в места, где пишется тень, нельзя добавлять белила. Таким образом, в композиции «Дивногорье» локальными пятнами намечаем моделировку форм. Выделяем самые темные участки – линия горизонта и участок с деревьями в левой части холста, и самые светлые – грунтовая дорожка на первом плане, животное, валуны и кровля архитектурного сооружения. Необходимо дать время высохнуть подмалевку. Затем можно приступать к прописке (рис.2).В композиционном строе картины важное место занимает воздушная перспектива. Особенное значение она имеет в пейзажах, когда необходимо показать пространство, уходящее вдаль. Это осуществляется с помощью приглушения красок, то есть смешение их с цветами ахроматического ряда, чаще всего с белилами или серыми тонами.Для изображения серого неба и облаков можно пользоваться сепией, коричневым крапом, индиго, кобальтом. А при написании холодного серого неба или облаков будет необходимо добавление черной краски. Примесь белил в данном случае остается на усмотрение художника. Для того чтобы достигнуть в картине впечатления воздуха, не стоит употреблять слишком много различных красок: 1) как можно меньше красок и как можно больше подразделений в их оттенках;2) небо лучше писать сразу либо подмалевок делать значительно светлее окончательно предполагаемого тона; 3) края облаков осторожно сливаются с цветом неба, пишутся они по сырому;4) темные участки и блики накладываются позже, по сухому. Блики необходимо делать очень густыми, почти не разбавленными; 5) облака теплого тона не должны сливаться с фоном неба;6) для сероватых тонов воздуха и облаков также лучше выбирать более легкие краски. Из черных подойдет пробковая черная и слоновая кость с примесью белил и какой-нибудь красной.Таким образом прорабатывалось небо в «Дивногорье».Во время прописки необходимо помнить об основных законах живописи. Например о том, что светотень строится на взаимосвязи света, тени, полутени, рефлекса. Таким образом, свет является одним из элементов светотени. Свет характеризует собой отношения наиболее освещенных частей объекта или пространства.Как и свет, тень – элемент светотени, обозначающий качества соответственно наименее освещенных частей. Тень может быть падающей и собственной, от этого зависит тональность ее изображения. Падающую тень необходимо делать темной у ее основания, а конец ее должен переходить в свет. Таким образом, тень будет казаться бесконечной. Она всегда находится во взаимодействии со светом, но она сильнее света, так как всегда препятствует ему. В данной композиции выбрано умеренное освещение, показывающее разницу между светами и тенями. Глубина пространства создается перспективой, уменьшением фигур животных и уменьшением их цвета.Таким образом, согласно вышеназванным высказываниям, постепенно выполняется работа масляными красками. Вторая прописка ведется более жидкими красками. В данном случае наиболее удачно будет использовать технику «алла прима»,что придаст работе свежесть и некую легкость, что характерно для выбранного нами художественного образа.В «Дивногорье» красота проявляется в мелких элементах. Композиция построена таким образом, что образованная камнями диагональная линия, продолжающаяся до конца другого края холста, отделяет первый план пейзажа, который был максимально проработан: это различные травинки, тропинка, убегающая за холм. Следующий план прорабатывается намного меньше. Деревья, расположенные перед архитектурным сооружением, решены в виде общей плотной массы. При написании архитектурного сооружения необходимо было передать иную фактуру, характерную для материала стен и кровли.Следующим этапом является наложение лессировок, - это тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных (или иных) красок. Применяется лессировка для выравнивания тона. Например, ими можно заглушить необходимые участки. Однако надо помнить, что следует использовать умеренное количество слоев, чтобы живописная работа не потеряла свой колорит (рис. 3).Исправление неточностей – один из последних этапов, сюда относится обобщение живописного произведения: добавление бликов, приглушение некоторых ярких или темных пятен. Все направлено на достижение единства.И, наконец, завершающим этапом создания живописного пейзажа является нанесение защитного лака для акриловых и масляных работ.ЗаключениеСовременная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Неслучайно первым пунктом президентской инициативы 2010 г. «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий, умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим особую значимость приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Данное исследование коснулось актуальной проблемы современного преподавания изобразительного искусства в школе, которая связана с отсутствием одного уровня подготовки по предмету ИЗО в различных школах.Для решения поставленной проблемы в дипломной работе была предложена методика преподавания живописи пейзажа на кружковых занятиях в общеобразовательной школе, разработанная на основе трудов специалистов по педагогике таких, как Неменский, Кузин, Сокольникова, , и ведущих живописцев современного отечественного искусства (Могилевцев и др.). Кружковые занятия по изобразительному искусству являются частью решенияназванной проблемы. Как дополнительные занятия, они имеют свою специфику и позволят повысить уровень владения техникой масляной живописи. Безусловно, важную роль здесь будет играть талант и художественные возможности ученика. Но подобные занятия позволят обладать основными навыками и знаниями законов композиции, перспективы, светотеневой моделировки каждому учащемуся. Результаты проведенного эксперимента демонстрируют эффективность предлагаемой программы кружковых занятий.Выбор темы кружковых занятий в общеобразовательной школе по живописи связан с жанром пейзажа. Причины этого были рассмотрены в основной части данной работы. Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. На педагоге лежит вся ответственность развития художественных навыков учащегося. Искусство преподавания требует и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно- воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания.Важный момент в процессе художественного воспитания учеников общеобразовательной школы состоит в том, что усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Для каждого кружкового занятияпо изобразительному искусству необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку. Таким образом, процесс усложнения должен происходить постепенно под чутким контролем педагога.Работа над данной композицией «Дивногорье» позволяет применить все необходимые основные знания и навыки, включающие:- создание образной выразительности произведения, - рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата (компоновка),- способы передачи формы предметов, - выделение композиционного центра, главного и второстепенного в композиции, - определение симметрии и асимметрии композиции, - уравновешивание частей композиции, - определение ритма, - способы передачи пространства, точки зрения в композиции,- моделировку посредством светотени,- композиционную целостность. В заключении отметим, что преподавание живописи масляными красками в общеобразовательных школах в настоящее время становится все более актуальным, что влечет за собой необходимость внедрения подобных дополнительных кружковых занятий, позволяющих в наибольшей степени раскрыть потенциал ученика.Список использованной литературыАкулина Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 62-77.Апостолова Н.А. Пленэрная практика в формировании знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 75-80.Бутов А.Ю. Педагогические парадигмы европейского образования: опыт работы исторической эволюции. // Изобразительное искусство в школе. – 2013. - № 2. – С. 38-48.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013. – 344 с.Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Шевчук, 2004. – 232 с.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: В. Шевчук, 2013. – 368 с.Вишневская Т.И. Пленэр в детской художественной школе. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 1. – С. 54-62.Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 томах. Том 3. - СПб.: ЛИТА, 2000. – 848 с.Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 томах. Том 4. - СПб.: ЛИТА, 2001. – 832 с.Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. – 345 с.Гераскевич В. Живопись. Некоторые размышления о преподавании живописи. // Юный художник. – 2017. - № 4. – С. 31.Голобоков Ю. Великобритания. Художественная педагогика в начале XX века. // Художественная школа. – 2012. - № 3 (48). – С. 8-11.Грошев И.П. Композиционная функция цвета и законы его восприятия. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 64-74.Давыдова Г. Предмет «Изобразительное искусство в средней школе в системе развивающего обучения». // Искусство в школе. – 2015. - № 4. – С. 27-31.Зорин С.С. Изо-терапия, катарсис, творчество в школе. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 49-63.Иванов Б.А., Ковалевич А.А., Вишневская Т.И., Кочетков В.А., Щербакова Е.В., Игнатович Н.Ю. Пленэр. Рабочая программа по изобразительному искусству. – М., 2017. – 9 с.Как смешивать краски. Энциклопедия. / Под ред. Романовой Н.Н.- М.: АРТ-РОДНИК, 2007. Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. – М.: М.Д. Аронов, 2007. – 96 с.Киплик Д.И. Техника живописи. - М.: В. Шевчук, 2011. – 536 с.Копцева Т. Голландская школа. // Художественная школа. – 2012. - № 2 (47). – С. 12-15.Краткий словарь терминов изобразительного искусства. / Под ред. Обухова Г.Г. - М.: Советский художник, 1961. – 190 с.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. – 191 с.Левитан И.И. Сер. Великие художники. Том 15. / Под ред. Гордеевой М. - М.: Директ-Медиа, 2010. – 48 с.Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Пер. с ит. Губера А.А., Зубова В.П. - СПб.: Азбука-классика, 2012. – 224 с.Ломов С.П., Долгоаршинных Н.В. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа. - М.: Дрофа, 2017. – 41 с.Лукомская О.Б. Детский рисунок: психология развития и стратегия обучения. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 43-53.Ляпунова С.И. Опыт и творчество. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 31-35.Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога. Автореф. дис. – Орел.: 1989. Неменский Б.М. Из истории создания основ художественного образования. // Изобразительное искусство в школе. – 2013. - № 4. – С. 38-45.Могилевцев В.А. Основы живописи: учебное пособие. - СПб.: 4арт, 2012. – 96 с.Могилевцев В.А. Основы рисунка: учебное пособие. - СПб.: 4арт, 2007. – 93 с.Практическое руководство к живописи масляными красками. Пер. с нем. - СПб.: типография Н.А. Лебедева, 1891. – 231 с.Полякова И., Сапожникова Т. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». // Искусство. – 2008. - № 10. Портнова И.В. Фестиваль мировых школ искусств и дизайна в современном художественном процессе: основные тенденции и направления. // Искусство и образование. – 2016. - № 2(100)16. – С. 25-35.Примерные программы основного общего образования. Искусство. / Под ред. Соболевой Ю. М. - М.: Просвещение, 2010. – 48 с.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. - М.: Агар, 2000. – 251 с.Ручкина Л.Д. Колорит пейзажа. Методическая разработка по предмету «Композиция». 3-4 класс ДХШ. // Художественная школа. – 2011. - № 4(43). – С. 17-19.Сапожников А.П. Полный курс рисования. - М.: АЛЕВ-В, 2003. – 85 с.Сластенин В.А. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. – 576 с.Соколинский В.М. Натурный этюд в живописи пейзажа. // Изобразительное искусство в школе. – 2008. - № 3. – С. 3-26.Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. - М.: Академия, 2012. – 256 с.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов. Ч.2. – Обнинск: Титул,1998. – 80 с.Уилкокс, Майкл. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен. - М.: АСТ, 2004. – 199 с.Филатов Е. Методика обучения изобразительной грамоте. // Художественная школа. – 2010. - № 5(38). – С. 23-27.Халтурина Н.А. Методические рекомендации по работе над тематической композицией с учащимися художественных школ. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 54-61.Хмельницкий Д.И. Цвета и краски. - Нижний Новгород, 1908. – 66с.Цаль Н.Н. Цветовоеконтрастирование как один из принципов построения гармоничного колорита пейзажного этюда учащимися ДХШ в условиях пленэра. // Искусство и образование. – 2015. - № 4(96)15. – С. 57-64.Чекалов А. Техника живописи. Практические советы. - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1960. – 102 с.Шалимова Л.А. Цвет – средство композиции в художественных произведениях. // Искусство и образование. – 2014. - № 2(88)14. – С. 90-97.https://rosfgos.ru/izo-fgos/izo-nemenskiy-fgos/rabochaya-programma-po-izo-nemenskogo-dlya-5-9-klassov.html (28.02.18.).https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/24/programma-po-izo-avtor-kuzin(28.02.18.).http://coc57.mskobr.ru/images/cms/data/rabochaya_programma_po_predmetu_izobrazitel_noe_iskusstvo_i_hudozhestvennyj_trud.pdf (28.02.18.).http://art.1september.ru/index.php(28.02.18.).http://art-in-school.narod.ru/(28.02.18.).http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00(28.02.18.).http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00(28.02.18.).Приложение Иллюстрации № 1Рис. 1. Этап первый – подмалевок.Рис. 2. Второй этап - прорисовка.Рис. 3. Готовая работа. Пейзаж «Дивногорье».Иллюстрации №2Рис. 1. Этап первый – подмалевок.Рис. 2. Второй этап - прорисовка.Иллюстрации №3Рис. 1. Этап первый – подмалевок.Рис. 2. Второй этап - прорисовка.

1. Акулина Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 62-77.
2. Апостолова Н.А. Пленэрная практика в формировании знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 75-80.
3. Бутов А.Ю. Педагогические парадигмы европейского образования: опыт работы исторической эволюции. // Изобразительное искусство в школе. – 2013. - № 2. – С. 38-48.
4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013. – 344 с.
5. Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Шевчук, 2004. – 232 с.
6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: В. Шевчук, 2013. – 368 с.
7. Вишневская Т.И. Пленэр в детской художественной школе. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 1. – С. 54-62.
8. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 томах. Том 3. - СПб.: ЛИТА, 2000. – 848 с.
9. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 томах. Том 4. - СПб.: ЛИТА, 2001. – 832 с.
10. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. – 345 с.
11. Гераскевич В. Живопись. Некоторые размышления о преподавании живописи. // Юный художник. – 2017. - № 4. – С. 31.
12. Голобоков Ю. Великобритания. Художественная педагогика в начале XX века. // Художественная школа. – 2012. - № 3 (48). – С. 8-11.
13. Грошев И.П. Композиционная функция цвета и законы его восприятия. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 64-74.
14. Давыдова Г. Предмет «Изобразительное искусство в средней школе в системе развивающего обучения». // Искусство в школе. – 2015. - № 4. – С. 27-31.
15. Зорин С.С. Изо-терапия, катарсис, творчество в школе. // Искусство и образование. – 2014. - № 5(91)14. – С. 49-63.
16. Иванов Б.А., Ковалевич А.А., Вишневская Т.И., Кочетков В.А., Щербакова Е.В., Игнатович Н.Ю. Пленэр. Рабочая программа по изобразительному искусству. – М., 2017. – 9 с.
17. Как смешивать краски. Энциклопедия. / Под ред. Романовой Н.Н.- М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
18. Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. – М.: М.Д. Аронов, 2007. – 96 с.
19. Киплик Д.И. Техника живописи. - М.: В. Шевчук, 2011. – 536 с.
20. Копцева Т. Голландская школа. // Художественная школа. – 2012. - № 2 (47). – С. 12-15.
21. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. / Под ред. Обухова Г.Г. - М.: Советский художник, 1961. – 190 с.
22. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
23. Левитан И.И. Сер. Великие художники. Том 15. / Под ред. Гордеевой М. - М.: Директ-Медиа, 2010. – 48 с.
24. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Пер. с ит. Губера А.А., Зубова В.П. - СПб.: Азбука-классика, 2012. – 224 с.
25. Ломов С.П., Долгоаршинных Н.В. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа. - М.: Дрофа, 2017. – 41 с.
26. Лукомская О.Б. Детский рисунок: психология развития и стратегия обучения. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 43-53.
27. Ляпунова С.И. Опыт и творчество. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 31-35.
28. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
29. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога. Автореф. дис. – Орел.: 1989.
30. Неменский Б.М. Из истории создания основ художественного образования. // Изобразительное искусство в школе. – 2013. - № 4. – С. 38-45.
31. Могилевцев В.А. Основы живописи: учебное пособие. - СПб.: 4арт, 2012. – 96 с.
32. Могилевцев В.А. Основы рисунка: учебное пособие. - СПб.: 4арт, 2007. – 93 с.
33. Практическое руководство к живописи масляными красками. Пер. с нем. - СПб.: типография Н.А. Лебедева, 1891. – 231 с.
34. Полякова И., Сапожникова Т. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». // Искусство. – 2008. - № 10.
35. Портнова И.В. Фестиваль мировых школ искусств и дизайна в современном художественном процессе: основные тенденции и направления. // Искусство и образование. – 2016. - № 2(100)16. – С. 25-35.
36. Примерные программы основного общего образования. Искусство. / Под ред. Соболевой Ю. М. - М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
37. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. - М.: Агар, 2000. – 251 с.
38. Ручкина Л.Д. Колорит пейзажа. Методическая разработка по предмету «Композиция». 3-4 класс ДХШ. // Художественная школа. – 2011. - № 4(43). – С. 17-19.
39. Сапожников А.П. Полный курс рисования. - М.: АЛЕВ-В, 2003. – 85 с.
40. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. – 576 с.
41. Соколинский В.М. Натурный этюд в живописи пейзажа. // Изобразительное искусство в школе. – 2008. - № 3. – С. 3-26.
42. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. - М.: Академия, 2012. – 256 с.
43. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов. Ч.2. – Обнинск: Титул,1998. – 80 с.
44. Уилкокс, Майкл. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен. - М.: АСТ, 2004. – 199 с.
45. Филатов Е. Методика обучения изобразительной грамоте. // Художественная школа. – 2010. - № 5(38). – С. 23-27.
46. Халтурина Н.А. Методические рекомендации по работе над тематической композицией с учащимися художественных школ. // Изобразительное искусство в школе. – 2014. - № 5. – С. 54-61.
47. Хмельницкий Д.И. Цвета и краски. - Нижний Новгород, 1908. – 66с.
48. Цаль Н.Н. Цветовое контрастирование как один из принципов построения гармоничного колорита пейзажного этюда учащимися ДХШ в условиях пленэра. // Искусство и образование. – 2015. - № 4(96)15. – С. 57-64.
49. Чекалов А. Техника живописи. Практические советы. - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1960. – 102 с.
50. Шалимова Л.А. Цвет – средство композиции в художественных произведениях. // Искусство и образование. – 2014. - № 2(88)14. – С. 90-97.
51. https://rosfgos.ru/izo-fgos/izo-nemenskiy-fgos/rabochaya-programma-po-izo-nemenskogo-dlya-5-9-klassov.html (28.02.18.).
52. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/24/programma-po-izo-avtor-kuzin (28.02.18.).
53. http://coc57.mskobr.ru/images/cms/data/rabochaya_programma_po_predmetu_izobrazitel_noe_iskusstvo_i_hudozhestvennyj_trud.pdf (28.02.18.).
54. http://art.1september.ru/index.php (28.02.18.).
55. http://art-in-school.narod.ru/ (28.02.18.).
56. http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00 (28.02.18.).
57. http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 (28.02.18.).



Вопрос-ответ:

Что рассматривается в главе I "Педагогические аспекты преподавания живописи в общеобразовательной школе"?

В главе I рассматривается история обучения пейзажной живописи на занятиях в школе и технологии обучения живописи в общеобразовательной школе.

Какие основные методические основы обучения жанру пейзаж рассматриваются в главе II?

В главе II рассматриваются особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях и приводится экспериментальная часть квалификационной работы.

Сколько глав в работе?

В работе три главы.

Что рассматривается в главе III?

В главе III рассматриваются этапы выявления особенностей обучения пейзажной живописи на кружковых занятиях.

Какие темы представляются в книге "Преподавание живописи пейзажа на кружковых занятиях в общеобразовательной школе"?

Темы работы включают в себя историю обучения пейзажной живописи в школе, особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях и этапы выявления особенностей обучения пейзажной живописи на кружковых занятиях.

Как проходят занятия по преподаванию живописи пейзажа на кружковых занятиях в общеобразовательной школе?

Занятия проводятся в специально оборудованной аудитории с наличием необходимых материалов: кисточек, красок, холстов. Ученикам объясняются основные принципы живописи пейзажа, показываются техники работы с красками и подводятся основы композиции. Ученики также могут рисовать на пленэре, выезжая на открытую местность.

Какая история обучения пейзажной живописи на занятиях в школе?

История обучения пейзажной живописи на занятиях в школе имеет давнюю традицию. Ответственные педагоги всегда старались передать свои навыки и знания ученикам. Развитие технологий и появление новых инструментов позволяет современным школьникам более эффективно осваивать навыки живописи пейзажа.

Какие технологии используются при обучении живописи в общеобразовательной школе?

При обучении живописи в общеобразовательной школе используются различные технологии, включая демонстрацию мастер-классов, индивидуальное консультирование учеников, выполнение практических заданий на занятиях, использование современных технических средств для обучения и оценки результатов.

Какие особенности есть у методики обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях?

Методика обучения жанру пейзаж на кружковых занятиях включает освоение основных принципов композиции, использование различных техник рисования, изучение и анализ произведений известных художников, а также практическое выполнение собственных работ.

Какие этапы можно выделить в обучении живописи пейзажа?

В обучении живописи пейзажа можно выделить несколько этапов. На первом этапе изучаются основы и принципы композиции, цветоведения, перспективы. На втором этапе ученики начинают практиковаться в выполнении простых пейзажей. На третьем этапе проводятся более сложные упражнения, в том числе на пленэре. На последнем этапе ученики создают собственные работы, проявляя свою индивидуальность и стиль.

На каких занятиях можно научиться живописи пейзажа?

Живопись пейзажа можно изучать на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.