Особенности взаимодействия педагогов с воспитанниками детского дома.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6969 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 11.01.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
стр.
Введение
1.Теоретические подходы к организации взаимодействия педагогов с воспитанниками Детского дома
1.1.Исторический взгляд на развитие учреждений интернатного типа
1.2.Понятие и виды педагогического взаимодействия
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах
1.4.Профессиональные и личностные качества педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста в детских домах
1.5Педагогика сотрудничества как основа взаимодействия педагогов с воспитанниками дошкольного возраста
1.6Игровая деятельность как основа взаимодействия педагогов с воспитанниками дошкольного возраста
2.Практическое раскрытие особенностей взаимодействия педагогов с воспитанниками дошкольного возраста
2.1Констатирующий эксперимент
2.2Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение



Фрагмент для ознакомления

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
5.Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).
Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).
Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый".
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.
6.Достань ключик.
Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.
Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.
7.Счет. Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.
Оборудование: 15 плоских палочек.
Проведение обследования:
-для детей 4-го года жизни: перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем — много. Обучение проводится по подражанию;
для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.
8.Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость.
Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.
9.Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено па выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.
Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.
Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.
10.Игра. Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".
Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.
Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах
1.Разборка и складывание матрешки:
1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;
3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами;
4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.
2.Разборка и складывание пирамидки:
1 балл — не понимает цель, действует неадекватно;
2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец;
3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания;
4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.
3. Коробка форм ("почтовый ящик"):
1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий;
3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения;
4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
4.Разрезная картинка:
1 балл — не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения;
2 балла — принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;
3 балла — принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;
4 балла — принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
5.Цветные кубики:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию;
3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет;
4 балла — принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.
6.Достань ключик:
4-й год жизни:
1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;
3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;
4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки;
5-й год жизни:
1 балл — не принимает задание;
2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю");
3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;
4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.
7. Счет:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — задание принимает, но нет представлений о количестве;
3 балла — задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению;
4 балла — задание принимает, есть представление о количестве; выполняет счетные операции по представлению.
8. Конструирование:
1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;
3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;
4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
9.Рисование (дом, дерево, человек).
1 балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению;
2 балла — принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания;
3 балла — принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку;
4 балла — принимает задание, имеются предметные рисунки.
10.    Игра:
1 балл — не включается в игру со взрослыми;
2 балла — включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками;
3 балла — включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками;
4 балла — включается в игру, может организовать сюжетную игру



Методика психолого-педагогического обследования детей 4 — 5-го годов жизни по Е.А. СТребелевой
Задание ФИ ребенка Павел О. Павел Г. Людмила М. Павел Ч. Андрей П. Геннадий А. Сергей П. Дмитрий Н. Наталья С. Дмитрий С 1 Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной 3 3 3 4 4 3 4 4 3 4 2 Разборка и складывание пирамидки из четырех колец из шести колец 3 3 3 3 4 3 4 4 3 3 3 Коробка форм ("почтовый ящик"): из четырех форм из пяти форм 3 3 3 4 3 3 3 3 4 3 4 Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей 3 4 4 3 3 4 3 3 3 4 5 Цветные кубики: пяти цветов семи цветов 3 3 4 3 3 3 4 3 3 3 6 Достань ключик: практическая задача на картинке 4 4 4 3 3 3 4 4 3 3 7 Счет 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 8 Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов 3 4 4 3 3 4 3 3 4 3 9 Рисование (дом, дерево, человек) 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 10 Игра 3 4 3 4 3 3 3 4 3 3 Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни
№ Задание Выполнение задания 1 Включение в ряд + 2 "Лесенка" + 3 Классификация картинок по функциональному назначению + 4 Группировка картинок по способу действия + 5 Счет + 6 "Найди время года" + 7 "Дорисуй" + 8 Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) + 9 Рисование (дом, дерево, человек) + 10 Игра + 1.Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрешка.
Проведение обследования: взрослый берет шестиместную матрешку и на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной).
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.
2."Лесенка". Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит "лесенку" из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту "лесенку". Затем взрослый закрывает "лесенку" экраном и просит ребенка построить такую же. При затруднениях проводится обучение.
Обучение: взрослый еще раз строит "лесенку", обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою "лесенку" экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения — самостоятельно, после обучения, по образцу.
3.Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребенка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: восемь предметных картинок с изображением одежды и восемь — с изображением посуды.
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку.
Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребенок разложит картинки, его спрашивают: "Расскажи, какие — в этом ряду, а какие — в другом", т.е. выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
4.Группировка картинок по способу действия. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими — нельзя.
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — шарик с веревочкой, на другой — шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает: "Куда его надо положить?" — и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие — во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.
5. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:
·первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: "Сколько там осталось палочек?" После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько там палочек?";
второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: "В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синих карандашей?" При затруднениях проводится обучение.
Обучение:
·первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);
·второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: "У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?"
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи.
6."Найди время года". Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: "Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима". В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: "Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
"Дорисуй". Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.
8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу). Задание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированности наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я — девочка раздевает куклу; 2-я — девочка купает куклу; 3-я — девочка вытирает куклу; 4-я — девочка надевает на куклу новое платье.
Проведение обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку:"Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
9.Рисование (дом, дерево, человек). Методика проведения та же, что и для детей 5-го года жизни.
Оценка действий ребенка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков — основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.
10.Игра. Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся кукла, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования: ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры.
Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах
1.Включение в ряд:
1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера;
3 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;
4 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.
2. "Лесенка":
1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу;
3 балла — принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после двухкратного повторения образца взрослым способен перейти к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла — принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти (в некоторых случаях работает самостоятельно по образцу).
3. Классификация картинок по функциональному назначению:
1 балл — не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в другой;
3 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификцию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки;
4 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане.
4. Группировка картинок по способу действия:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа;
3 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане;
4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.
5. Счет:
1 балл — действует с палочками, не ориентируясь на задание;
2 балла — принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет;
3 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может;
4 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.
6. "Найди время года":
1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки;
2 балла — принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;
3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима и лето);
4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.
7."Дорисуй":
1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы либо чиркает;
3 балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один предмет либо оба одинаковых;
4 балла — принимает задание, понимает его условия рисует два разных предмета, используя цветные фломастеры.
8.Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу):
1 балл — не понимает задание, действует неадекватно инструкции;
2 балла — задание понимает, раскладывает каратинки без учета последовательности событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет;
3 балла — принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;
4 балла — принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.
9.Рисование (дом, дерево, человек):
1 балл — не принимает задание, карандаш или фломастер не использует по назначению;
2 балла — принимает задачу, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы;
3 балла — принимает задачу, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи);
4 балла — принимает задание, с интересом его выполняет, задает вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выраженно представлен пол.
10. Игра:
1 балл — принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла — принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3 балла — принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормит куклу, укладывает спать, качает ее в коляске;
4 балла — принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть, ребенок способен удерживать специфическое поведение определенной роли.

Результаты психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни по Е.А. Стребелевой
№ Задание Надежда М. Людмила Б. Анжела П. Дмитрий М. Галина Г. Николай С. Людмила С. Олег И. Александр П. 1 Включение в ряд 3 3 3 3 3 4 4 3 4 2 "Лесенка" 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3 Классификация картинок по функциональному назначению 3 3 3 3 4 4 3 3 3 4 Группировка картинок по способу действия 4 3 3 3 4 3 3 4 3 5 Счет 3 3 3 3 3 3 3 3 3 6 "Найди время года" 3 4 4 3 3 3 4 3 3 7 "Дорисуй" 4 3 3 4 3 4 3 3 4 8 Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) 3 4 4 3 3 3 3 4 3 9 Рисование (дом, дерево, человек) 3 3 3 3 3 3 3 3 3 10 Игра 3 3 3 3 3 3 3 3 3




Диагностика речи детей 4- 6/7ого года жизни
№ Фамилия, имя ребенка Воз
раст Строение слова Фразовая речь Звукопроизношение Другие
Звуки
(ф,к,х) Приме-чание Свистящие Шипящие Сонорные Звонкие с сۥ з зۥ ц ш ж ч щ л лۥ р рۥ в б д г 1 Людмила М.
4,5 С + Г Короткая , простая т т - - т т - - - - - - - + + + + 2 Павел Ч.
5 С+Г,
Простая + + + + 3 Людмила Б. 5,5 С+Г,
сложные развернутая + + + + + - - - - + + + + 4 Геннадий А.
4,7 С+Г,
сложные развернутая = - = - - = = - - - - - - + + + + 5 Анжела П.
5,7 С+ Г
пропуски Развер-нутая = + - + + + = щ + + + = - + + + + Ф - 6 Дмитрий Н. 4,3 С+ Г
пропуски Развер-нутая = = = = = = = = = + + + + Пара-
сигма-
тизм 7 Наталья С.. 4,7 С+Г,
пропуски Короткая т т + + - - = = = = - = + + + + + 8 Дмитрий М.
5,3 С+ Г
пропуски Развер-нутая + = = + = = + + = - - + - + + + + Говорит сквозь зубы 9 Дмитрий С.
4 С+ Г
пропуски Развер-нутая = = + = - = + = = = + л л + + + + 10 Павел О.
4,3 С+ Г
пропуски Развер-нутая сۥ + - + = + + -- ф + + + 11 Галина Г.
5,2 С+ Г
пропуски Развер-нутая + + 13 Павел Г.
4,11 С+ Г
пропуски Развер-нутая + 14 Николай С.
5,1 С+ Г
пропуски Развер-нутая = - - + - = - - - - - - - - + + + 15 Сергей П.
4,9 С+Г, Развер-нутая сۥ + - + = + + -- ф + + + сۥ + 16 Людмила С.
5,7 сложные Развер-нутая + = = + = = + + = - - + - + + + + 17 Александр П. 5,3 С+Г, Развер-нутая сۥ + - + = + + -- ф + + + + 18 Надежда М. 5,11 сложные Развер-нутая 19 Андрей П. 4,9 С+ Г
пропуски Развер-нутая + = = + = = + + = - - + - + + + + 20 Олег И. 5,6 С+ Г
пропуски Развер-нутая + + + + + - - - - + + + + +
Приложение 4
Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя по А.И. Григорьевой.
Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия
педагога-воспитателя Считаю необхо-димым Считаю
важным Считаю
необяза-
тельным Считаю
ненужным 1.Равноправное общение с детьми 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива 11. Активизация воспитательного потенциала урока 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 14. Поддержка процесса самопознания ребенка 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье 20. Расширение и углубление
своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении 24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег 25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе 26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем 27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом 28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам 29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка 31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка 32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями 33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников 34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. 35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
Опросный лист №2
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия
педагога-воспитателя Делаю постоянно Делаю
часто Делаю
изредка Не
делаю 1. Равноправное общение с детьми 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков 6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности 9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива 11. Активизация воспитательного потенциала урока 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 14. Поддержка процесса самопознания ребенка 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье 20. Расширение и углубление
своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении 24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег 25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе 26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем 27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом 28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам 29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка 31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка 32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями 33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников 34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. 35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации


Приложение 5
Вопросы для беседы с дошкольниками
Что тебе нравится в группе?
С кем ты любишь играть?
Кто тебе нравится (воспитатели, дети)?
Чем тебе нравится воспитатель (ФИО)?
Хотел ли быть похожим на воспитателя?
Как ты думаешь, воспитатель тебя любит, уважает?
Воспитатель часто ругает тебя? За что?
Воспитатель часто хвалит тебя? За что?
Воспитатель помогает тебе выполнить задание, одеться на прогулку/раздеться с прогулки и проч.?
Воспитатель не обращает на тебя внимание?
Воспитатель с тобой играет?
Играя, воспитатель поддерживает твою игру или предлагает свою?

Приложение 6
Анкета для педагогов, направленная на выявление характера взаимодействия с дошкольниками в процессе игровой деятельности
ФИО
Какие виды игр необходимо развивать в дошкольном возрасте? (по возрастам)
Какова Ваша роль в становлении игровой деятельности у дошкольников?
Какие чаще методы, приемы и формы Вы применяется в процессе обучения дошкольников игровым приемам?
Как Вы действуете, если ребенок не хочет играть в игру, предложенную Вами?
Что Вы делаете, если в процессе игры один ребенок стал вести себя агрессивно по отношению к другим детям (забирать игрушки, драться)?
Как вы начинаете взаимодействовать с ребенком только что пришедшим в Вашу группу?
Вы считаете себя авторитарным педагогом?
Что Вы знаете о педагогике сотрудничества?
Как в процессе взаимодействия Вы реализуете личностно-ориентированный подход?
Достаточно ли Вам знаний для взаимодействия с дошкольниками детского дома, полученных в процессе обучения в ВУЗе?

Приложение 7
Особенности организации и руководства сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте.
№ Возраст детей Способы построения игры Особенности способа Задачи руководства Приемы руководства 1 1 младшая группа (с 2 до 3 лет)
Создание предметно-развивающей среды.
Развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, а также соединение сказочных и реальных персонажей.

Создание условий, подбор и правильная расстановка игрушек.
Педагог в совместной с детьми игре показывает, как можно развернуть сюжет с несоединимыми ролями.
Первоначально использовать детали, обстановку максимально приближенную к реальности.

стимулировать творческую активность детей в игре. показ действий происходит в процессе игр-занятий, инсценирование стихов,
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);
Используются советы в форме вопроса и игровые упражнения с игрушками.
2. 2 младшая группа (3-4 года)
В совместных играх с воспитателем развиваем у детей умения придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
Учим детей взаимодействовать в сюжетах с 2-3 действующими лицами.
В индивидуальных играх с партнерами-игрушками учим детей выполнять роль за себя и за игрушку.
Главное направление работы в руководстве игровой деятельностью – это обогащение знаний детей через создание интереса к окружающей жизни и получения знаний о ней.
Игровая обстановка в группе должна меняться 1 раз в неделю.
Каждая игрушка должна решать определенную задачу.
В начале игры проводится так называемый сговор на игру и воспитатель спрашивает: во что будут играть? С кем будут играть? Какие игрушки понадобятся? обогащения содержания игр, педагог заботится об устойчивости сюжета, способствует формированию роли в игре, помогает перевести неорганизованные действия детей в смысловые. чтение художественной литературы
рассматривание разнообразных картин, иллюстраций
просмотр диафильмов, мультфильмов
проведение дидактических игр типа «Одень Машу», «Маша обедает»
проведение экскурсий.
3. Средняя группа (4-5 лет)
Использование предметов-заместителей
Действие в воображаемой ситуации без опоры на предметы и игрушки.
Формирование ролевого поведения и ролевой речи.
В этом возрасте учим детей готовить самостоятельно обстановку для игры, подбирать необходимые предметы и атрибуты и выбирать удобное место для игры.
В конце игры подводится итог. Необходимо подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих несколько ролей, совершенствуется умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
работа по развитию и обогащению сюжетов игр. Воспитатель может предложить тему игры, использовать совет, напоминание, показ.
Как и в младшей группе, воспитатель может взять на себя и главную и второстепенную роль, а также использовать прием «замыкания» друг на друге (Ты кто? – продавец. Можно я буду покупателем? – А кто еще будет покупателем?).
4. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В этом возрасте необходим развернутый план игры, который включает в себя:
определение темы
распределение ролей
определить деятельность каждого играющего
обсудить то, что нужно для игры
обговорить сюжет:
что сначала?
Что потом?
Чем закончим?
И как я узнаю, что игра закончилась? Игру анализируют:
получилась ли игра?
Как ты помогал, заботился..?
Оценка дается всегда ребенку положительная, а результату – реальная.
В этом возрасте продолжаем развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и во время просмотра телепередач Роль воспитателя: наблюдатель, консультант, вмешивается в игру только тогда, когда она приобретает отрицательный характер.
Приложение 8
Сравнительная характеристика традиционной педагогики и педагогики, ориентированной на личностно-ориентированный подход
МОДЕЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗУНЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
(субъектно-личностная модель) Цели обучения задаются учителем.





Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя.



Работа с группами различной успеваемости, учитывая гуманитарные или естественные предпочтения.

Работа с конечным результатом.



Используется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний «среднего» ученика.

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал.



Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определенные группы сложности.

Активность класса как группы.


Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.


Учитель задает темы прохождения учебного материала.



Сообщение новых знаний только учителем.





Оценка ответа учащегося только учителем.


Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %).








Определение объема, сложности и формы домашнего задания учителем.

Книги для чтения рекомендуются учителем.



Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты.

Изучение учащимся заданных образцов искусства, и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве.




Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, «маршрута» познания и подстройка учащихся под стиль его работы.

Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

Работа с познавательными стратегиями в процессе познания.


Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.



Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка.

Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.


Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом – оценка учителя.

Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания.

Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры.

Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.




















107

Список литературы
1. «О приемной семье». Постановление Правительства от 17 июля 1996 года № 829;
2.«Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676;
3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990.
4.Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985
5.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987
6.Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира?: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 158с.
7.Бибнер В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. – 413с.
8.Бобылева И.А. Как на самом деле любить детей /Детский дом, 2008 № 1, с. 29
9.Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя. (Личностно-гуманистический аспект): Автореф. дис.... канд, пед. наук. – Екатеринбург, 1993. – 13с.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.
11.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4.
12.Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996. - №5.
13.Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада.-2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1985
14.Выготский А.С. Собрание сочинений: в 6 ти томах. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 367с.
15.Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 17 — 25
16.Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1991. – 77с.
17.Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
18.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240с.
19.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.
20.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.
21.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.
22.Егорова М.А. Психологические средства социокультурного развития дошкольников в детском доме /Психологическая наука и образование, 2009, № 3, с. 54
23.Инновационная стратегия обучения /Под ред. В.Я. Ляудис.
24.Корнеева Е.Н. Понятие формирующей среды. // Развитие личности и формирование индивидуальности. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996 Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: http://www.i-u.ru/biblio/archive/andreeva_social_psihology/7.aspx. – 2003.
25.Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.
26.Кравчино Е. О. Особенности авторитета педагога для разновозрастных и разностатусных воспитанников закрытых образовательных учреждений (на материале детских домов-школ и школ-интернатов для реальных и «социальных» сирот): Автореф. дис.канд, пед. наук
27.Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1991. – 120с.
28.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
29.Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
30.Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.– Режим доступа: www.ecsocman.ru;
31.Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/ под ред. Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2002;
32.Основные стороны процесса общения и их характеристика [Электронный ресурс]: http://www.it-med.ru/library/o/osnovne.htm.
33.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997
34.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
35.Смирнов С.А. Методика организации творческой познавательной деятельности – основы гуманистической педагогической системы //Инновационная деятельность в образовании. – 1995. - №2.
36.Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя. //Народное образование. – 1999. - №2. – с.197-205
37.Совместная деятельность: методология, теория, практика //Под ред. Журавлева А.А. и др. – М.: Наука, 1988. – 229с.
38.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
39.Теоретические основы решения педагогических проблем //Беликов В.О., Хлоповских О.Г., Шебаева С.В. – Магн. – 1999. МГПИ, 40с.
40.Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). – Режим доступа: www.rg.ru;
41.Филиппова О. Индивидуально-стилевые черты в речевом поведении учителя.
42.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
43.Шляпов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов Н/Д, 1995.
44.Щербинина Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. //Народное образование. – 1999. - №7 8. – с.270 272.
45.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144с
46.http://army.lv/ru/Pedagogika-sotrudnichestva/1620/3737
47.http://general.psypublica.ru/11/69.htm

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы используются для организации взаимодействия педагогов с воспитанниками детского дома?

Организация взаимодействия педагогов с воспитанниками детского дома может быть основана на различных теоретических подходах, таких как субъектно-деятельностный подход, системно-деятельностный подход, экологический подход и другие.

Какие исторические основы легли в основу развития учреждений интернатного типа?

Исторически взгляд на развитие учреждений интернатного типа свидетельствует о том, что они имеют свои корни в системе институционализации детей. Одной из основных исторических основ является всемирное признание прав ребенка и необходимость обеспечения ему определенных условий жизни и заботы.

Какие виды педагогического взаимодействия существуют в работе педагогов с воспитанниками детского дома?

Существует несколько видов педагогического взаимодействия: инструктивно-наставническое, сотрудничества, конкурентное сотрудничество, конкуренцию и др.

Какую психолого-педагогическую характеристику имеют дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в детских домах?

Дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в детских домах, могут иметь определенные психолого-педагогические особенности, такие как низкая самооценка, задержка развития, повышенная эмоциональная неустойчивость и т. д. Взаимодействие с такими детьми требует особого подхода и знаний.

Какие профессиональные и личностные качества должны обладать педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста в детском доме?

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста в детском доме, должны обладать такими профессиональными и личностными качествами, как терпение, эмпатия, умение налаживать контакт с детьми, знание теории и практики работы с детьми-сиротами и другими.

Какие исторические факторы повлияли на развитие учреждений интернатного типа?

Развитие учреждений интернатного типа было вызвано различными историческими факторами, включая социальные изменения и потребность в помощи и защите детей со сложными жизненными обстоятельствами. Одним из таких факторов была необходимость решения проблемы младенческой смертности и улучшения условий жизни детей-сирот и детей, лишенных семейной опеки.

Какими методами и подходами можно организовывать взаимодействие педагогов с воспитанниками детского дома?

Взаимодействие педагогов с воспитанниками детского дома можно организовывать различными методами и подходами, включая индивидуальный подход, коллективные занятия, игровые формы работы, использование различных педагогических технологий и методик. Важно создать доверительные и эмоционально-позитивные отношения с детьми, учитывать их индивидуальные особенности и интересы.

Какие психолого-педагогические особенности имеют дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в детских домах?

Дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в детских домах, могут иметь различные психолого-педагогические особенности. Некоторые из них могут испытывать трудности в социальной адаптации, обладать низкой самооценкой, иметь задержку развития или проблемы в поведении. Важно учитывать их индивидуальные потребности и создавать подходящие условия для их развития и воспитания.

Какие профессиональные и личностные качества должны обладать педагоги, воспитывающие детей дошкольного возраста в детском доме?

Педагоги, воспитывающие детей дошкольного возраста в детском доме, должны обладать различными профессиональными и личностными качествами. К ним относятся умение работать с детьми с особыми потребностями, понимание детской психологии, эмоциональная отзывчивость, терпеливость, творческий подход к воспитанию, гибкость и адаптивность к изменениям. Они также должны быть эмпатичными, ответственными и заботливыми.