Организационно-правовые основы деятельности социальных служб по предоставлению социальных услуг в Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Административное право
  • 5555 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 06.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты предоставления социальных услуг в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и формы социального обслуживания граждан 6
1.2. Принципы предоставления социальных услуг 14
Глава 2. Организационно-правовой механизм оказания социальных услуг 20
2.1. Разграничение компетенции между органами публичной власти по осуществлению деятельности в области социального обслуживания 20
2.2. Стандартизация системы социального обслуживания 24
2.3. Классификация учреждений социального обслуживания 29
Глава 3. Модернизация правового регулирования отношений в сфере предоставления социальных услуг 34
3.1. Проблемы современной организации и правового регулирования функционирования системы социального обслуживания 34
3.2. Повышение эффективности правового механизма оказания социальных услуг в Российской Федерации 40
Заключение 48
Список использованных источников 51

Фрагмент для ознакомления

В то же время ФЗ № 442-ФЗ не содержит обязательного перечня стандартов, которые должны приниматься на федеральном уровне и закреплять минимальные основополагающие требования к качеству и объему социальных услуг. Включение таких положений в закон было бы целесообразно для более централизованного и единообразного развития сферы социальных услуг, а также для закрепления их качества.Система социального обслуживания в России построена на закреплении законодательством права создания таких учреждений в любых формах собственности. Основной формой являются государственные учреждения, что обусловлено функциями государства и провозглашением РФ социальным государством на уровне Конституции РФ. В настоящее время в России недостаточно развито негосударственное социальное обслуживание, что, возможно, связано с необходимостью несения значительных затрат для обеспечения уровня жизни подопечных, которые должны чем-то компенсироваться. В связи с этим финансирование социального обслуживания населения возложено на бюджет различных уровней.Передачу полномочий по разработки и применению законодательства в сфере социального обслуживания можно назвать положительным моментом в той части, в которой это позволяет выявлять проблемы, существующие в определенном регионе, а также уделять больше внимания отдаленным территориям в пределах субъекта РФ.Вместе с тем, для повышения эффективности правового механизма в сфере социального обслуживания представляется правильным усиление контроля со стороны государства. В соответствии с нормами ст. 23.1 ФЗ № 442 одной из форм контроля сферы социального обслуживания является независимая оценка качества. Также субъекты РФ несут обязанность предоставления отчетности вМинтруда РФ ежеквартально. Такой подход не позволяет убедиться в достоверности предоставляемой информации и соответствию действительности выявленных в субъекте РФ проблем и не исключает возможности упущения из виду тех или иных проблем, требующих решения.Основной проблемой, препятствующей реализации многих задач, остается недостаток финансирования сферы социального обслуживания. Это касается необходимости совершенствования материально-технической базы, оплаты труда сотрудников, для чего не хватает средств бюджетов субъектов РФ. При этом независимая оценка не касается вопросов целесообразности расходования и получения организациями бюджетных и внебюджетных средств.Устранение выявленного недостатка возможно путем включения в ст. 23.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» положений о возможности оценки расходования средств финансирования организаций социального обслуживания. Это поможет выявить не только наличие определенных проблем, но и выяснить их причины. Кроме того, необходимо закрепить обязательный порядок, в соответствии с которым проведение независимо оценки должно осуществляться общественными организациями любого субъекта РФ, кроме того, в котором осуществляется проверка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 295, 30.12.2013.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.
5. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета. - № 118. - 21.06.2000.
6. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 188. - 31.08.2004.
7. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. - № 100. - 12.05.2010.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» // "Российская газета. - № 142. - 23.07.1999.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
10. Указ Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 12.03.1992. - № 11. - Ст. 558.
11. Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 № 1490 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г.» // Российская газета. - № 285. - 15.12.2017.
12. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, № 48, ст. 6875.
13. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.
14. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 1, 12.01.2015.
15. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 297, 29.12.2014.
16. ГОСТ Р 53347-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2014 № 958-ст) // М.: Стандартинформ, 2015.
17. ГОСТ Р 53348-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам // М.: Стандартинформ. - 2015.
18. ГОСТ Р 53061-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2014 № 956-ст") // М.: Стандартинформ, 2015.
a. «ГОСТ Р 52884-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 562-ст) // М. - Стандартинформ. - 2008.
19. ГОСТ Р 53062-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2017 № 1335-ст) // М.: Стандартинформ, 2017.
20. Приказ Министерства социальной защиты Забайкальского края 29.09.2009 г. № 1012 «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Забайкальского края» // docs.cntd.ru/document/922221874. – Дата обращения: 04.04.2018г.
21. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2007 № 487 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 39. - 24.09.2007.
22. Решение Ленинградского областного суда от 14.06.2016 по делу N 3а-56/2016 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
23. Приказ Минтруда России от 10.11.2014 № 874н (ред. от 28.11.2016) «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. - № 1. - 12.01.2015.
24. Приказ Минтруда России от 29.12.2012 № 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)» (утратил силу) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 3. - 2013.
25. Приказ Минтруда России от 30.04.2014 № 282 (ред. от 13.04.2016) «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 6. - 2014.
26. Постановление Правительства Саратовской области от 30.04.2013 года № 218-П «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы» (ред. от 14.04.2017г.) // Собрание законодательства Саратовской области. - № 18. – апрель-май 2013г. – С. 4655-4666.
27. Постановление Правительства Саратовской области от 17.06.2014г. № 347-П «Об Общественном совете по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, расположенными на территории Саратовской области» (ред. от 05.06.2017г.) // http://docs.cntd.ru/document/467703512. Дата обращения: 05.04.2018г.

Учебная и специальная литература
28. Баженова О.И. К проблеме наделения муниципальных образований полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 62 - 68.
29. Басников О.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник Чувашского университета, № 4, 2010, С. 302-307.
30. Ефимов С.Г. Социальное обслуживание граждан старшего возраста в условиях модернизации общества // Вестник Бурятского государственного университета. - № 5. - 2012. - С. 171-176.
31. Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Серия «Экономические исследования», № 2, 2015, №. 54-61.
32. Зуева Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: Монография / Н.Л. Зуева; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд- во Воронеж.гос. ун-та, 2013. – С. 21.
33. Калинина Ю.А. Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки, № 4, 2010, №. 148-151.
34. Кастарная А.А. История становления и развития социального обслуживания в России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. - № 4. - 2010. - С. - 151-156.
35. Маяцкая И. Н.. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания населения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - № 2. - 2012. - С. 231-234.
36. Нагорнова Н.А. Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц пожилого возраста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 2-6. - 2012. - С. 1480-1484.
37. Нагорнова А.Ю., Вагина Е.Е. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Общество: философия, история, культура. - № 4. - 2014. - С. 26-30.
38. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы (к методологии и методике социологического исследования) // Советское государтво и право. 1970. № 3. С. 41–45.
39. Попова Д.Г. Услуга как объект гражданских прав и ее соотношение с категорией «Социальная услуга» // Вестник Кемеровского государственного университета, №. 4, № 1, 2012, С. 351-358.
40. Приходько В.А. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности // Вологдинские чтения, № 74, 2009, №. 189-192.
41. Цатурян Т.В., Мещерякова А.В. Проблемы повышения эффективности правовой нормы в механизме правового регулирования // Научная мысль Кавказа. - № 1 (77). – 2014. - С. 163-166.
42. Чельцова М.Г. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения //Интерэкспо Гео-Сибирь. - № 6, № 1. - 2015. - С. 48-51.
43. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 21.



Вопрос-ответ:

Какие формы социального обслуживания граждан существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют различные формы социального обслуживания граждан, включая стационарное и амбулаторное обслуживание, социальное содействие, консультативную помощь, реабилитацию, восстановление работоспособности, проведение социально значимых мероприятий и другие.

Какие принципы регулируют предоставление социальных услуг в Российской Федерации?

При предоставлении социальных услуг в Российской Федерации осуществляются следующие принципы: добровольность, равноправие, социальная справедливость, индивидуальный подход, комплексность, непрерывность, своевременность, качество, контролируемость, государственная поддержка и др.

Как осуществляется разграничение компетенции между органами публичной власти по осуществлению деятельности в области оказания социальных услуг?

Разграничение компетенции между органами публичной власти по осуществлению деятельности в области оказания социальных услуг осуществляется на основе нормативно-правовых актов, определяющих полномочия и функции каждого органа. Компетенция может быть распределена как между федеральными, региональными и муниципальными органами, так и между различными уровнями этих органов.

Какие основные проблемы существуют в организационно-правовом механизме оказания социальных услуг в Российской Федерации?

Организационно-правовой механизм оказания социальных услуг в Российской Федерации сталкивается с такими проблемами, как недостаток финансирования, неразвитая инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров, ограниченный доступ граждан к услугам, несоответствие законодательства требованиям реальной жизни и др.

Кто предоставляет социальные услуги в России?

В Российской Федерации социальные услуги предоставляются социальными службами, которые могут быть как государственными, так и негосударственными организациями.

Какие формы социального обслуживания граждан существуют в России?

Существуют различные формы социального обслуживания граждан в России, такие как оказание пенсионного обеспечения, развитие детских домов, реабилитация инвалидов и многое другое.

Какие принципы лежат в основе предоставления социальных услуг?

Основные принципы предоставления социальных услуг в России включают принципы доступности, добровольности, конфиденциальности, партнерства и комплексности.

Как осуществляется разграничение компетенции между органами публичной власти в области предоставления социальных услуг?

Разграничение компетенции между органами публичной власти в области предоставления социальных услуг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами в этой сфере.

Каковы теоретико-правовые аспекты предоставления социальных услуг в России?

Теоретико-правовые аспекты предоставления социальных услуг в России включают в себя определение понятия и форм социального обслуживания граждан, принципы предоставления социальных услуг и другие законодательные нормы, регулирующие эту деятельность.