Социальные проблемы регионального развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Регионоведение
  • 2525 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.05.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть. Понятие «социальное государство» 4
1.2. Социальная политика России 7
1. 3 Уровень жизни населения 17
Глава 2. Практическая часть 19
2.1. Сокращение численности населения 19
2.2. Безработица 22
2.3. Культурное развитие 24
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, показатели могут быть общими и частными, экономическими, социально-демографическими, ценностными, естественными, количественными и качественными, распределением населения в соответствии с уровнем благосостояния. Доходы и потребление населения Распределение доходов осуществляется через систему государственной бюджетной системы путем дифференциации налогообложения различных групп получателей доходов и социальных групп населения. При расчете показателя «реальные располагаемые доходы населения» в состав денежных доходов населения стран с социально ориентированной экономикой включены следующие: 1. заработная плата для работников, занятых в отраслях продуктивного и нефинансового сектора, сферы производства, 2. социальные трансферты, 3. доходы от предпринимательской деятельности, e. Анализ структуры денежных доходов населения показывает, что в российской экономике снизилась доля заработной платы в денежных доходах населения. В 90-е годы. - 75,8%, 98 г. - 40, 5%. Однако уровень трансфертов увеличился с 11,8% до 13,3%. Уровень доходов от самозанятости увеличился с 12,4% до 44%.

Глава 2. Практическая часть
2.1. Сокращение численности населения
По данным исследования, в Омской области наблюдается снижение численности населения. Так, в начале 2016 года в Омской области население составляло 1978,5 тыс. Человек, а в начале 2017 года - 1972,7 тыс. Человек. В то же время число мужчин и женщин сокращается. Таким образом, сокращение числа женщин происходит на 3 тыс. Человек или на 0,3%. Снижение числа мужчин составляет 2,7 тыс. Человек, или 0,3%. Население Омска на конец 2016 года составляло 1 178,4 тыс. Человек. Динамика численности населения в городе Омске показана на рисунке 1 [5].

Рисунок. 1. Динамика численности населения по г. Омску

Если говорить о городском населении Омской области, то его число растет с каждым годом, хотя и незначительно. Так, за период с 2011 года этот показатель вырос на 47,3 тыс. Человек.
На рис. 2 графически показана ситуация смертности и плодовитости в Омской области в последние годы.

Рисунок 2. Естественный прирост населения Омской области за 2015–2016 гг.
Поэтому важно сказать, что еще одной проблемой социального развития в Омской области является сокращение числа рожденных людей. В 2016 году этот показатель сократился на 7,8%. В то же время это позитивная тенденция. Снижение в 2016 году составило 291 человек или 1,1%. В связи с этими изменениями естественный прирост населения значительно сократился - на 1925 человек или на 92,4%. Таким образом, можно сказать, что естественный прирост населения в Омской области быстро приближается к нулю.
Хочу отметить эту тенденцию, что в Омской области численность населения снижается в трудоспособном возрасте. Так, в начале 2017 года численность населения в возрасте до возраста трудоспособного возраста увеличилась на 7,9 тыс. Человек и более 10 тыс. Трудоспособного возраста. Количество трудоспособного населения сократилось на 23,6 тыс. Человек или на 2,1%.
Число пенсионеров в Омской области продолжает расти. В период с 2014-2016 гг. число этой категории населения увеличилось с 572,9 тыс. человек до 588,6 тыс. человек. В 2016 году темпы роста числа пенсионеров в нашем регионе составляют 101,2%. Следует также отметить положительную тенденцию - увеличение среднего размера пенсий в 2016 году. Размер выплаченных пенсий в Омской области увеличился на 46,9% с учетом единовременного денежного платежа в январе 2017 года в соответствии с с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ, в размере 5 тысяч рублей.
В связи с существующими проблемами социальной жизни в Омской области миграционные потери населения растут. Если в 2015 году этот показатель составлял 1800 человек, то в 2016 году - 5942 человека. Разница между теми, кто прибыл в Омскую область, и теми, кто ее покинул, вырос на 230,1%.

2.2. Безработица
Что касается уровня заработной платы, который готовы предложить работодатели, максимальный порог составит отметку в 80 тысяч рублей. Однако такой показатель зарплаты будет очень редок и типичен для руководящих должностей или высококвалифицированных специалистов редкого направления. Средний показатель заработной платы для региона составит 25-30 тысяч рублей, а неквалифицированные рабочие получат 8-10 тысяч рублей. Число безработных в 2009-2012 годах. имеет тенденцию к снижению, но в 2015 году он снова начал расти. Аналогичная динамика также характерна для зарегистрированной безработицы, которая постепенно снижалась с 2009 по 2013 год, а в 2015 году находилась в состоянии стагнации.
Уровень зарегистрированной безработицы в последние годы в Омской области составляет более 1%. Таким образом, в 2016 году этот показатель остается на том же уровне - 1,2%. Данные о безработице в Омской области представлены в таблице 1.
Таблица 1. Численность безработных граждан


Согласно таблице, можно видеть, что число безработных граждан в Омской области увеличивается на 5,6%. В свою очередь, число безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, растет на 0,8%.
Сегодня проблемы занятости и безработицы в Омской области особенно остры. Во многих отношениях государственная политика в области занятости должна быть направлена ​​на создание благоприятных условий для трудоустройства населения и оказания поддержки рабочим и работодателям.
Основными задачами государственного регулирования рынка труда являются социально-экономическая политика, которая преследует их цели посредством экономических, административных, законодательных и организационных форм правления. Основным инструментом такой политики являются пассивные и активные методы. Совокупность их реализации в сфере занятости дает продуктивные результаты для решения многих задач [2, с. 29-30].
Для достижения главной цели в решении проблем занятости необходимо реализовать ряд программ для улучшения благоприятных условий на рынке труда.
2.3. Культурное развитие
Проблемы социального развития также охватывают такую ​​сферу общественной жизни, как культура. Если количество профессиональных театров останется на одном уровне и составляет 11 единиц, то количество зрителей театра в 2016 году значительно сократится - на 81 тысячу человек. Количество музеев уменьшилось на 1 в 2016 году, их количество в регионе составляет 40 единиц. Количество культурных мероприятий, проводимых культурными и развлекательными организациями, сократилось на 11,7 тыс. Единиц. Количество публичных (публичных) библиотек также сократилось на 4 единицы в 2016 году и составило 786 единиц в регионе [5].
Так, по статистике, Омская область в 2016 году заняла 52-е место по качеству жизни населения среди регионов России, а в 2015 году у нас было 37 позиций. Рейтинг качества жизни возглавляют Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Новосибирская область была выше, чем в других регионах Сибирского федерального округа. Красноярский край остался, как и в 2015 году, на 43-м месте. Томская область опустилась с 45 до 47 мест. Наибольшее падение зафиксировано в Омской области - от 37 до 52 место. В Сибири только Хакасия и Забайкалье показали улучшение качества жизни. Всероссийский рейтинг традиционно замыкает Тува.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Омской области заметно сокращение численности населения, что связано с оттоком населения, а также его старением. Население Омской области в последние несколько лет уменьшается с каждым годом. Регион испытывает отток жителей в области и республики с более благоприятным климатом и социально-экономической ситуацией. Сегодня Омская область испытывает определенные проблемы с приростом населения, так как количество выезжающих за пределы региона превышает тех, кто выбирает Омск своим новым местом жизни. Развитие Омской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным.
Имманентное противоречие между декларируемыми целями и реальным воплощением социальной политики не позволяет сегодня признать Россию социальным государством. По-видимому, путь к его построению будет долгим.



Список использованной литературы
1. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 619 с.
2. Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости / И. Маслова // Человек и труд. – 2010. – № 6. – С. 29–31.
3. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
4. Скляревская, В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров / В.А. Скляревская. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 304 c.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://omsk.gks.ru/ (Дата обращения: 20.09.2017).
6. Чепчугова О.Е., Рудина К.А., Кузьменко А.А. Социальные проблемы регионального развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(50).pdf (дата обращения: 07.04.2018)










23

Список использованной литературы
1. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 619 с.
2. Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости / И. Маслова // Человек и труд. – 2010. – № 6. – С. 29–31.
3. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
4. Скляревская, В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров / В.А. Скляревская. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 304 c.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://omsk.gks.ru/ (Дата обращения: 20.09.2017).
6. Чепчугова О.Е., Рудина К.А., Кузьменко А.А. Социальные проблемы регионального развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(50).pdf (дата обращения: 07.04.2018)

Вопрос-ответ:

Какие показатели являются основными для анализа социальных проблем регионального развития?

Основными показателями для анализа социальных проблем регионального развития могут быть общая численность населения, уровень безработицы, уровень жизни населения, культурное развитие и другие.

Что такое социальное государство?

Социальное государство - это форма организации государственной власти, при которой государство заботится о социальном благополучии своих граждан, обеспечивая им доступ к основным социальным услугам и гарантируя социальную защиту.

Какую социальную политику ведет Россия?

Россия ведет социальную политику, направленную на улучшение качества жизни населения, снижение уровня бедности и безработицы, развитие системы образования и здравоохранения, поддержку семьи и детей, гарантирование социальной защиты уязвимых групп населения.

Какие социальные проблемы связаны с сокращением численности населения?

Сокращение численности населения может привести к таким социальным проблемам, как снижение экономического потенциала региона, ухудшение качества жизни, демографический дисбаланс, сокращение трудовых ресурсов, увеличение нагрузки на пенсионные системы и т.д.

Какое значение имеет культурное развитие в анализе социальных проблем регионального развития?

Культурное развитие играет важную роль в анализе социальных проблем регионального развития, так как оно связано с формированием личности, социальной интеграцией, созданием рабочих мест в сфере культуры, развитием туризма и привлечением инвестиций.

Что такое социальное государство?

Социальное государство - это концепция организации государственной власти, которая предусматривает активное вмешательство социальных институтов в формирование и поддержание социального благополучия граждан. Такое государство обеспечивает гарантии социальной защиты, доступность образования, здравоохранение, социальное обеспечение и другие социально значимые услуги.

Какая социальная политика существует в России?

В России существует несколько направлений социальной политики. Одно из них - обеспечение минимального уровня жизни населения, которое реализуется через выплаты пособий и льгот. Второе направление - развитие системы здравоохранения и образования, создание условий для получения высококачественных медицинских и образовательных услуг. Еще одно важное направление - социальная защита и поддержка особых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и др.

Каков уровень жизни населения в России?

Уровень жизни населения в России зависит от многих факторов, таких как доходы, доступность услуг, условия проживания и т. д. По данным статистики, средний уровень дохода населения в России варьируется в зависимости от региона и социального статуса. Однако, общая тенденция показывает, что уровень жизни населения в стране постепенно улучшается, но все еще остается ниже среднего уровня в развитых странах.

Как сокращение численности населения влияет на региональное развитие?

Сокращение численности населения может негативно сказаться на региональном развитии. Уменьшение числа населения может привести к сокращению рабочей силы, что может снизить экономическую активность и уровень производства в регионе. Кроме того, сокращение численности населения может вызвать ухудшение социальной инфраструктуры, так как уменьшается количество потребителей услуг. Это может затруднить развитие образования, здравоохранения и других сфер.

Какие проблемы регионального развития рассматривает статья?

Статья рассматривает проблемы сокращения численности населения, безработицы и культурного развития в регионах.