Кодификация римского права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Римское право
  • 3030 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.05.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Римское право 4
Глава 2. Кодификация римского права 15
Глава 3. Дигесты Юстиниана 25
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления

В результате чего, комиссия осуществила грандиозную компиляцию из отрывков трудов выдающихся римских юристов, в том числе Ульпиана и Павла, а так же конституций Гая и ссылок на законы XII таблиц. Данный отредактированный сборник был опубликован в 533 году под названием «Дигесты Юстиниана», что означает «собрание» или «Пандект», т.е., «все вмещающие». После опубликования кодекса законодательная деятельность продолжилась, в связи, с чем все наиболее крупные и значимые нормативные акты издавались в «Новеллах», которые были систематизированы после смерти императора. Дигесты Юстиниана состоят из 50 книг, и носят существенно более системный и разработанный характер, нежели предшествующий кодекс Феодосия. Дигесты основываются на комментариях порядка 40 авторитетных римских юристов, преимущественно периода империи. Структура Дигест и кодекса Юстиниана отличается от кодекса Феодосия, в частности указы касательно религии в кодексе Феодосия входили в 16 и 5 книги, в то время как в кодексе Юстиниана им было отведено первое место и они занимают 13 глав. Первая глава носит название «о верховной Троице и кафолической вере», поскольку христианство было положено в основу государственного строя и общественной жизни.Кодекс Юстиниана, в отличие от кодекса Феодосия, запрещает продавать рабов и колонов без земли: «Как запрещено продавать рабов без земли, так не следует продавать без земли рабов, сидящих на земле и приписных. Мы также запрещаем обходить закон, что часто имеет место относительно уроженцев, и продавать слишком малую часть от той земли, к которой они прикреплены, но мы требуем, чтобы господа и собственники продавали количество рабов и уроженцев в соответствии с количеством земли и всегда соблюдали бы это соотношение». Данное обстоятельство было обусловлено постепенным переходом от рабовладения к крепостной системе хозяйствования. Кодекс Юстиниана окончательно устанавливает крепостное право, отменяя 30ти летний срок давности касательно беглых колонов, колоны и потомки навечно перекрепляются к господской земле: «Дети свободных колонов остаются свободными, согласно этому закону, и их положение не должно быть ухудшено или отягощено; но они не имеют права оставить свое поле и направиться в другое место, а остаются навсегда на земле, которую обрабатывали их отцы».Никто из колонов не имеет право уходить подобно свободному человеку куда захочет, о чем было установлено еще законами Феодосия. При этом дети, рожденные от рабов, и колонов наследуют сословное положение своей матери, что соответствовало традиционным принципам римского права. За сокрытие государственных рабов и колонов устанавливался крупный штраф, от 3 до 5 фунтов золотом. В Дигестах подчеркивается преемственность правовой мысли и уважение к «мудрецам», однако, утверждается абсолютный приоритет нового закона. Дигесты начинаются с постановления: «Узнав все это, сенаторы и люди всей земли, воздайте благодарность высшему божеству, которое в ваши времена даровало столь спасительное дело... Преклонитесь перед этими законами и соблюдайте их, оставив в покое все предыдущие. И да не осмелится кто-либо из вас сравнивать их с прежними или искать разноречий между прежними и новыми; ибо все, что здесь установлено, мы признаем в качестве единственного и единого, что должно быть соблюдаемо». Сами по себе Дигесты представляют собой тематические комментарии авторитетных юристов по основным вопросам гражданского права, и являются по существу рассмотрением правовой казуистики.Первая книга состоит из 22 Титулов и просвещена общим вопросам права и государственного устройства. В первом титуле дается определения права на основании мнения авторитетных юристов, таких как Ульпиан, Папиниан, Гай, Гермогениан, и д.р. Выдвигается идея естественного и народного (цивильного) права. Закон обладает силой запрещать, разрешать и карать. Постановления, которые противоречат смыслу права, не должны приниматься, а законы надо толковать буквально. Так же рассматривается положение людей: деление на свободных и рабов, женщины находятся в зависимом положении, а дети зависят от родителей. Таким образом, Дигесты опираются на традиции римского патриархального и рабовладельческого права.Вторая книга рассматривает вопросы юрисдикции: правила вызова в суд, устанавливается обязательность исполнения судебных решений, запрещается задерживать лиц вызванных в суд. Не явка в суд может быть обоснована исключительно достаточными основаниями: болезнью, погодой и иными непреодолимыми препятствиями. Лицо не явившиеся в суд может быть подвержено штрафу и ему может быть предъявлен иск о злом умысле, либо рискует проиграть дело. Человек может покинуть суд, если назначит себе защитника, т.е адвоката или если заключит мировое соглашение. Запрещается вызывать в суд крестьян во время сельскохозяйственных работ: сева и уборки урожая. Так же, в суд запрещается вызывать без разрешения претора зависимых лиц, не только рабов и колонов, но и агнатов (т.е подчиненных главе семейства родственников). В третья книга так же посвящена вопросу судопроизводства, в ней устанавливается определение лица не заслуживающего доверия, а так же определяется должность прокуратора (адвоката). Прокуратор осуществляет свою деятельность на основании воли своего хозяина и может вести дела как настоящие, так и будущие. В четвертой книге говорится о понятии «злой умысел», определяются права несовершеннолетних (не достигших 25 лет лиц),о умалении правоспособности, о правах третейских судей, и о восстановлении первоначального положения, как о фундаментальном правовом принципе. Злой умысел определяется как умышленные противоправные действия, в связи с чем, противоправные действия, совершенные в состоянии аффекта (страха) не являются злым умыслом: « Претор говорит: «Я не признаю действительным того, что совершено под влиянием страха». Над несовершеннолетними лицами устанавливается опека: «Не достигшим 25 лет оказывается помощь путем восстановления в первоначальное положение не только тогда, когда их имущество сколько-нибудь уменьшилось, но и тогда, когда для них важно, чтобы они не испытывали затруднений вследствие споров и издержек».. Умаление правоспособности это изменение юридического положения лица, оно может наступить в следствии «безумии», рабства и т.д. Решения третейских судов имеют силу закона, однако их юрисдикция ограничена гражданскими делами. В двадцать второй книге содержатся положения закона о свидетелях и о доказательствах. Свидетели должны быть взрослыми и свободными людьми, обладать достойной репутацией, при это они несут ответственность за ложные показания. Явка свидетелей обязательна, за исключением некоторых категорий лиц, например военных, которые находятся в походе.Пятая книга, которая состоит из 6 Титулов, посвящена вопросам наследования. Утверждается право наследства по родству – закону, и по завещанию. Наследуется только законно приобретенное имущество, при этом долги наследуются в рамках наследственной массы, что отличается от древнего обычая, согласно которому долги наследовались, безусловно. Выделяется обязательная 1\4 доля наследства, на которую имели право родственники по восходящей когнатической (преимущественно мужской) линии родства. Наследники могут отказаться от наследства, а еще не родившийся ребенок имеет право претендовать на часть наследства, если он образует необходимую родственную связь, и в этом случае передача наследства может быть задержана до рождения ребенка.Наследство может быть зафиксировано завещателем в фидеикомиссе, т.е.,определяется, что некоторое имущество, как правило, недвижимость, должно находится в неделимой форме в рамках семьи и передаваться определенным лицам.Дигесты подтверждали правило установленное Веллеянового сенатусконсульта, который был издан в Iвеке. Данный закон, закрепляет патриархальный уклад жизни общества, определяя, что женщины ограничены в правоспособности и во владении имуществом, поскольку их мужья или законные опекуны осуществляют попечительство над ними. В частности женщинам запрещалось давать и брать займы, которые являются недействительными. Так же, по этой причине, женщины не имели право осуществлять «зачет», т.е., взаимный расчет долга и требования. Дарение между мужем и женой не имеют юридической силы, в частности и потому, что, по мнению Павла это делает браки «продажными».Семнадцатая книга рассматривает иски, возникающие из поручений. Обязанность исполнения поручения определяется на основании заключенного договора. Поручители имеют право предоставлять в качестве зачета отличное от требования имущество, если это одобрено кредитором. В семнадцатой книге рассматриваются вопросы учреждения товариществ и правил их деятельности. Вступающий в товарищество человек должен дать согласие устно или письменно, при этом он должен обладать правоспособность. К вопросам о товариществах относятся так же вопросы о поручениях, римское право предписывает, что бы поручение выполнялось строго в соответствии с заданием: «Следует тщательно соблюдать пределы поручения, ибо тот, кто вышел за эти пределы, рассматривается, как сделавший иное (чем предусмотрено поручением), и если он не выполнит взятого на себя, то несет ответственность». Имущество может быть предоставлено в качестве залога, т.е., в ипотеку. Ипотека, по существу в римском праве является залогом за некоторую крупную собственность, с правом выкупа. При этом колоны не имели право выкупа своих земель без согласия патрона.Одним из основных понятий римского права является понятие «сервитут» и производные от него понятия пекулий, узуфрукт и т.д. Сервитут это вечное право пользования имуществом без права собственности. Лицо может отказаться от сервитута, но не может быть принуждаемо взять его.Книга 49 рассматривает вопросы военного дела. Устанавливается, что военный, который находится в отпуске, не считается находящимся в состоянии необходимости и может отвечать по гражданским делам. Преступления совершенные военными могут быть специальными, т.е связанными с их профессией или общими, и таким образом их рассмотрение относится либо к общим либо к специальным судам. В случае дезертирства, лицо направляется для суда к командиру части в месте с процессуальными документами: протоколом допроса, свидетельски показаниями и т.д. Дезертир может быть разжалован, переведен в другую часть, оштрафован, подвергнут телесным наказаниям, а в особых случаях – смертной казни ( в военное время, в состоянии похода, в случаи предательства и измены). При этом, военный не может быть сослан на каторгу, а так же, подвергнут допросу под пыткой. Помимо этого, устанавливается различие между дезертирством и отлучкой, которая является временным отсутствием на службе без умысла к бегству. Дезертиром является тот, кто после длительного отсутствия принудительно был доставлен в часть. Законодательство Юстиниана охватывает всю сферу жизни общества того периода, и потому длительное время являлось основным источником права. Позднейшие уточнения делались в Новеллах. Однако, римское право является самостоятельным и уникальным, что определяется его последовательность. Кодификация римского права, которая нашла свое завершение в законодательной систематизации эпохи Юстиниана, послужила основой для развития правовых систем Европы и других стран.ЗаключениеВ результате процесса кодификации римского права были составлены кодексы и приложения к ним в виде Дигестов, Институций иНовел.В разработанном виде, система римского права послужила источником для правовых систем средних веков, нового времени и современности.Римское право представляет собой систему законов, которая существовала в эпоху Древнего Рима, и впоследствии в Византии. Таким образом, римское право охватывало территорию средиземноморских цивилизаций в период с VIII в. до.н.э. по VI в. н.э. Предметом римского права являются нормы частного и публичного права, которые регламентируют широкий круг общественных отношений. Римское право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях, регламентировались отношения собственностью, т.е комплекс личных прав. При этом, следует отметить, что римское право является классическим рабовладельческим правом, а так же патриархальным и отражает принципы общества натурального типа. В позднее время рабовладение начинает вытесняться крепостным правом, а языческая религия была заменена на христианство. Принятие христианства способствовало разработки системы канонического права, которое непосредственно влияло на светское право. При этом, базовые понятия, регламентирующие данную отрасль, были разработаны еще в языческий период. Так, например, авторитетные юристы определяли права не только как публичные и частные, но и вещи как светские и сакральные.Основной идеей римского права является понимание государства, как установленной договоренности между гражданами и властями, в целях наиболее лучшего разрешения правовых и организационных вопросов общества. Решения должны приниматься на основании консенсуса, т.е общественного согласия. В императорский период происходит ослабления республиканских институтов власти, что выразилось в частности в ослаблении полномочий судов. Право прецедента было заменено канонизацией авторитета некоторых юристов, судебный процесс стал носить формуляционный характер. В ходе развития правовой системы сохранялась преемственность. Базовые правовые понятия сохраняли свою актуальность на протяжении всего периода. Однако,в процессе накапливались противоречия, преимущественно в материальной части права.Процесс кодификации римского права был обусловлен необходимостью систематизации правовой системы. Уже к III в.н.э. накопился достаточно большой объем несистематизированных римских законов, которые вступали в противоречие друг с другом, в связи с длительным историческим развитием римского общества и государства, и многочисленностью источников права. Первые попытки систематизации римского права были направлены в основном на обобщение постановлений – конституций императоров, т.е преторского права, которое в данный период стало основным источником, в связи с ослаблением институтов республиканской и судебной властей. При этом, поскольку император обладал всей полнотой власти, его решения могли вступать в противоречие с предшествующей практикой.К IV веку указы и постановления имперской власти, т.е конституции стали ведущими источниками права. Конституции Диоклетиана были собраны Грегорием, а в правление Константина были собраны юристом Гермогенианом.Императора Феодосия IIпоручил разработать более полную и систематизированную версию обновленных законов. Однако, система кодекса Феодосия носит простой а не отраслевой характер. Кодекс Феодосия вместе с кодексом Гермогена был положен в основу разработки кодекса Юстиниана, который представляет собой вершину систематизации развитого римского права. Институции, Дигесты и кодекс Юстиниана представляют собой наиболее полное выражение римской правовой системы, разработанной в контексте христианства, рабовладения и раннего феодализма. Кодекс Юстиниана носил более сложный и отраслевой характер.Список использованной литературы1.Абрамов А.В. Римское право. Перегрины и цивильное право. М.: АСТ, 2005. 329 с.2.Гримм Д. Исследования по истории развития Римской императорской власти. М.: АСТ, 2014. 480 с. 3. Дмитриева А.Е. Систематизация римского права. СПБ.: Юрис, 2009. 249 с.4. Казанцев Л.О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака.М.: РСТ, 2015. 255 с.5.Куланж Н. Римский колонат. Происхождение крепостного права. М.: РСТ, 2015. 205с.6. Николаев П.Р. Кодификация римского права. М.: Норма, 2008. 329 с.7. Памятники Римского Права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: АСТ, 1997 .605с. 8. Покровский И. Лекции по истории римского права. М.: Норма,2015 .248 с. 9. Ростовцева А.Ю. Римское семейное право. СПБ.: ЮРИС, 2009. 269 с.10. Тираспольский Г. Римские законы. Предъюстинианская эпоха. Словарь-справочник. М.: Норма, 2016. 429 с.11.Томисов В.А. Хрестоматия по истории государства и права. Древность. М.: РСТ 2008, 689 с.12. Уваров. А.Н. Правовые системы: пандектное и прецедентное право. СПБ.: ЮРИС, 2010. 249 с.13. Уайт Ж. Флис Ю. Латинский мир и раннее средневековье. М.: АСИ, 2007. 465 с.14. Щелоков В.А. Христианская церковь и римское право. М.:АСТ, 1998. 512 с.15. Яйнус Й. Республиканское и имперское римское право. М.: АСТ, 2003. 387 с.16. Язов А.О. Хрестоматия по истории Римской Империи. М.: Норд, 2005. 312 с.

1.Абрамов А.В. Римское право. Перегрины и цивильное право. М.: АСТ, 2005. 329 с.
2.Гримм Д. Исследования по истории развития Римской императорской власти. М.: АСТ, 2014. 480 с.
3. Дмитриева А.Е. Систематизация римского права. СПБ.: Юрис, 2009. 249 с.
4. Казанцев Л. О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака. М.: РСТ, 2015. 255 с.
5.Куланж Н. Римский колонат. Происхождение крепостного права. М.: РСТ, 2015. 205с.
6. Николаев П.Р. Кодификация римского права. М.: Норма, 2008. 329 с.
7. Памятники Римского Права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: АСТ, 1997 .605с.
8. Покровский И. Лекции по истории римского права. М.: Норма, 2015 . 248 с.
9. Ростовцева А.Ю. Римское семейное право. СПБ.: ЮРИС, 2009. 269 с.
10. Тираспольский Г. Римские законы. Предъюстинианская эпоха. Словарь-справочник. М.: Норма, 2016. 429 с.
11.Томисов В.А. Хрестоматия по истории государства и права. Древность. М.: РСТ 2008, 689 с.
12. Уваров. А.Н. Правовые системы: пандектное и прецедентное право. СПБ.: ЮРИС, 2010. 249 с.
13. Уайт Ж. Флис Ю. Латинский мир и раннее средневековье. М.: АСИ, 2007. 465 с.
14. Щелоков В.А. Христианская церковь и римское право. М.: АСТ, 1998. 512 с.
15. Яйнус Й. Республиканское и имперское римское право. М.: АСТ, 2003. 387 с.
16. Язов А.О. Хрестоматия по истории Римской Империи. М.: Норд, 2005. 312 с.

Вопрос-ответ:

Что такое кодификация римского права?

Кодификация римского права - это процесс систематизации и сбора римских правовых норм в единый законодательный акт или сборник.

Какие главы входят в кодификацию римского права?

В кодификацию римского права входят главы 1, 2 и 3: "Римское право", "Кодификация римского права" и "Дигесты Юстиниана".

Когда была опубликована компиляция римских юридических трудов под названием "Дигесты Юстиниана"?

Компиляция "Дигесты Юстиниана" была опубликована в 533 году.

Какие источники используются для создания "Дигестов Юстиниана"?

Для создания "Дигестов Юстиниана" использовались отрывки трудов римских юристов, в том числе Ульпиана и Павла, а также конституции Гая и ссылки на законы XII таблиц.

Что означает название "Дигесты Юстиниана"?

Название "Дигесты Юстиниана" означает "собрание" или "Пандекты", то есть сборник, вмещающий все.

Что такое кодификация римского права?

Кодификация римского права - это процесс систематизации и сбора римских правовых норм в единые законы или кодексы.

Какие работы были включены в кодификацию римского права Юстинианом?

Кодификация римского права Юстинианом включала отрывки трудов римских юристов, таких как Ульпиан и Павел, а также конституции Гая и ссылки на законы XII таблиц.

Когда была опубликована компиляция римского права Юстиниана?

Компиляция римского права Юстиниана, известная как Дигесты Юстиниана, была опубликована в 533 году.

Какой был назван сборник римского права Юстиниана и почему?

Сборник римского права Юстиниана был назван Дигесты Юстиниана, что означает "собрание" или "пандекты", так как он включал все вмещающие правовые материалы того времени.

Какая цель была преследована Юстинианом при создании Дигестов?

Целью Юстиниана при создании Дигестов было собрать, систематизировать и упорядочить римские правовые нормы для обеспечения более ясного и удобного доступа к ним.

Что такое кодификация римского права?

Кодификация римского права - это процесс сбора и систематизации законодательства Римской империи в единую систему правовых норм.

Какие главы включает компиляция римского права?

Компиляция римского права включает главы о римском праве в целом, о кодификации римского права и о Дигестах Юстиниана.