Профессионализация и специализация в средней школе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.02.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Система подготовки в вузах России
Проблема трудовой занятости после окончания вуза
Сущность профессионализации и специализации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер. Профессионализация личности в узком смысле – это профессиональная социализация индивида, т.е. усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии». Профессиональная социализация – это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.Как одно из направлений процесса общей социализации личности, профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление. Целесообразно различение первичной и вторичной профессионализации. Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т.е. приобретение специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация. Соответственно, показателем успешного прохождение этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации[5,с.258 ].Специфика первичной профессионализации состоит в том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного и функционального участия в социальных процессах. Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, т.е. психологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент. Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач. Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими-либо временными рамками. В силу своего социального характера, профессионализация и специализация осуществляются посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом[ 5,с.261]. Заключение Главным системообразующим фактором в процессе профессионализации и специализации является учебный процесс как ядро формирования всех социально-профессиональных и духовно-нравственных качеств будущего специалиста. Необходимым условием превращения учебного процесса в фактор профессионализации является выдвижение на первый план личностно ориентированного подхода к обучению, усиление как заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний и умений, так и в нравственно-гуманистическом развитии. Успешное окончание профессионального учебного заведения и получение соответствующей специальности завершает первичную профессионализацию и специализацию субъекта и становится отправной точкой его вступления в мир профессиональных отношений. В ходе конкретной профессиональной деятельности происходит вторичная профессионализация и специализация личности, становление ее профессионализма. В основе вторичной профессионализации лежит профессиональная активность личности, установка на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта, усвоение норм профессиональной этики. Превращение специалиста в профессионала происходит, таким образом, в процессе профессионального труда. Но это возможно лишь в том случае, если в ходе первичной профессионализации человек не только получил соответствующую профессиональную подготовку, но и заложил основы гуманистического мировоззрения, воспитал в себе активную и творческую личность. Психологическим фактором становления профессионализма является направленность личности на совершенствование и творчество, социальным – усвоение широкого спектра норм, ценностей и ориентаций, как профессиональных, так и общечеловеческих.Список литературыГольцова Е.В., Клеймёнов В.Ф., Усольцева Ю.Н. Информационно-социологическая система «занятость молодежи» // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 4 – С. 49-51 Миронова Т.Л.Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.Сафонов А.А. Основы научных исследований М., 2006.ЦвыкВ.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, №4-5. С.258-269.

Список литературы
1.Гольцова Е.В., Клеймёнов В.Ф., Усольцева Ю.Н. Информационно-социологическая система «занятость молодежи» // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 4 – С. 49-51
2.Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999.
3.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.
4.Сафонов А.А. Основы научных исследований М., 2006.
5.Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, №4-5. С.258-269.

Вопрос-ответ:

Как профессионализация личности связана со средней школой?

Профессионализация личности является неотъемлемой частью общей социализации, которая начинается еще в средней школе. В данном возрасте школьники формируют свое представление о будущей профессии, изучают различные предметы, проходят практику и выбирают маршрут обучения, который будет вести их к выбранной профессии.

Какая проблема может возникнуть с трудоустройством после окончания вуза?

Проблема трудовой занятости после окончания вуза заключается в том, что не всегда выпускники могут найти работу по своей специальности сразу после обучения. Это может быть связано с недостатком вакансий на рынке труда, недостаточным опытом работы или неподходящими требованиями работодателей. Однако, современные вузы активно занимаются профориентацией своих студентов и подготовкой к реальным работам, что может повысить шансы на трудоустройство.

Что такое профессионализация и специализация?

Профессионализация - это социальный процесс, связанный с формированием и развитием профессиональных качеств и навыков человека, его адаптацией к определенной профессии. Специализация - это углубленное изучение определенной области знаний или профессиональной сферы, сосредоточение на конкретной тематике или деятельности.

Какая роль социального характера профессионализации?

Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности. Человек становится профессионалом не только благодаря своим личностным качествам и способностям, но и взаимодействию социальных факторов, таких как общественные ожидания, нормы и ценности, профессиональная культура и т.д.

Как средняя школа готовит к профессионализации?

Средняя школа готовит к профессионализации путем предоставления ученикам разнообразных предметов и дополнительных занятий, которые позволяют им познакомиться с различными профессиональными сферами. Школьники также проходят практики и организуют проекты, которые помогают им определить свои интересы и склонности, а также получить представление о профессиональных возможностях.

Что такое профессионализация и специализация в средней школе?

Профессионализация и специализация в средней школе - это процессы, направленные на формирование навыков, знаний и компетенций учащихся в определенной сфере деятельности. В результате профессионализации учащиеся приобретают определенные профессиональные навыки, а специализация позволяет им углубить знания и навыки в конкретной области.

Как происходит процесс подготовки вузах России?

Вузы России осуществляют подготовку студентов в различных областях, в зависимости от выбранной специальности. Процесс подготовки включает в себя лекции, семинары, практические занятия, а также выполнение курсовых и дипломных работ. Студенты также могут проходить производственную практику на предприятиях и организациях, связанных с выбранной специальностью.

Какие проблемы могут возникнуть с трудоустройством после окончания вуза?

После окончания вуза у молодых специалистов могут возникать проблемы с трудоустройством. Это может быть связано с недостаточным опытом работы, отсутствием необходимых компетенций, невостребованностью специальности на рынке труда и другими факторами. Для решения данной проблемы важно иметь практические навыки и обязательно профессиональное образование, соответствующее требованиям современного рынка труда.