Взаимосвязь развития личности и субьективное восприятие психологического климата

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 4040 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.08.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические представления о самореализации личности и социально-психологическом климате организации
1.1. Самореализация личности как предмет психологического исследования
1.2. Личность и основные этапы ее самореализации
1.3. Понятие социализации как фактора самореализации личности
1.4. Проблема самореализации в профессиональной сфере
1.5. Социально-психологический климат организации как условие самореализации
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самореализации личности и субъективного восприятия психологического климата
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Фрагмент для ознакомления

Однако, чтобы утверждать о достоверных различиях между группами, необходимо проверить данные различия с помощью статистических методов. Используя критерий U - Манна-Уитни, который направлен на выявление различия в уровне исследуемого признака, мы выяснили, что различия между группами являются значимыми (Uэмп = 14, при p  0, 05). Т.е. мы можем говорить о том, что индекс жизненной удовлетворенности сотрудников со стажем совместной работы больше 10 лет (около 12 лет) выше чем индекс жизненной удовлетворенности сотрудников со стажем совместной работы меньше 10 лет (около 8 лет).
Таблица 1. отражает результаты изучения смысложизненных ориентаций испытуемых по методике Д.А. Леонтьева. Первичные баллы по всей выборке представлены в Приложении №1.

Таблица 1.
Среднегрупповые значения смысложизненных ориентаций первой и второй групп испытуемых
Смысложизненные ориентации Группы испытуемых Значение Uэмп Первая Вторая Цель 32,77 5,13 30,87 5,8 35 Процесс 29,43 4,42 28,7 4,92 42 Результат 25,47 5,18 26,13 5,68 41 Локус контроля "Я" 21,57 3,59 19,83 3,9 39 Локус контроля "Жизнь" 31,17 5,34 30,73 7,47 44 Общий показатель жизненных ориентаций 102,4 14,86 100,3 16,52 43 Примечание:
Uэмп – эмпирическое значение критерия U Манна-Уитни.

Мы видим, что практически по всем смысложизненным ориентациям первая группа испытуемых превышает вторую группу. Исключение составляет ориентация на результат, однако это допустимо в рамках математической погрешности. Несмотря на замеченную нами тенденцию, достоверных различий в уровне выраженности смысложизненных ориентаций между двумя группами выявлено не было, о чем нам говорят значения критерия U-Манна-Уитни.
На рис.2. представлены результаты испытуемых по методике диагностики психологического климата.

Рис.1. Средние показатели восприятия психологического климата по двум группам испытуемых в выборке


Можно заметить, что показатель восприятия психологического климата первой группы испытуемых выше, чем у второй группы. Следует заметить, что согласно нормам методики показатель больше 25 (C > 25) говорит о восприятии психологического климата как благоприятного, а показатель меньше 25 (C < 25) говорит о восприятии психологического климата как неустойчиво благоприятного. Однако, чтобы утверждать о достоверных различиях между группами, необходимо проверить данные различия и с помощью статистических методов. Используя критерий U - Манна-Уитни, который направлен на выявление различия в уровне исследуемого признака, мы выяснили, что действительно различия между группами являются значимыми (Uэмп = 11, при p  0, 01). Т.е. мы можем говорить о том, что сотрудники со стажем совместной работы больше 10 лет (около 12 лет) в целом более склонны воспринимать психологический климат в организации как благоприятный по сравнению с сотрудниками, у которых стаж совместной работы меньше 10 лет (около 8 лет).
Теперь мы обратимся непосредственно к оценке взаимосвязи индекса жизненной удовлетворенности, показателей смысложизненных ориентаций с восприятием психологического климата сотрудниками организации. В таблице 2. отражены результаты оценки интересующей нас взаимосвязи по всей выборке испытуемых (17 человек). Полный вариант таблицы представлен в Приложении №2.

Таблица 2.
Результаты расчета критерия r - Спирмена для выявления взаимосвязи самореализации личности и восприятия психологического климата сотрудниками организации

Параметры самореализации личности Восприятие психологического климата Индекс жизненной удовлетворенности 0,22 Смысложизненные ориентации: цель 0,19 процесс 0,67** результат 0,51* локус контроля "Я" 0,5* локус контроля "Жизнь" 0,28 Общий показатель жизненных ориентаций 0,56* Примечание:
* - уровень значимости p  0,05.
** - уровень значимости p  0,01.

В результате расчета критерия корреляции r-Спирмена мы выявили статистически достоверные взаимосвязи между рядом параметров самореализации личности и субъективным восприятием психологического климата сотрудниками организации. А конкретнее мы выявили:
- значимую положительную взаимосвязь между смысложизненной ориентацией сотрудников на процесс и их восприятием психологического климата (r=0,67 при p  0,01). Т.е. чем больше сотрудник в самореализации ориентируется на процесс, тем более он склонен воспринимать психологический климат организации как благоприятный. Также можно утверждать, что благоприятный психологический климат в организации создает условия для ориентации сотрудника на процесс в своей самореализации;
- значимую положительную взаимосвязь между смысложизненной ориентацией сотрудников на результат и их восприятием психологического климата (r=0,51 при p  0,05). Т.е. чем больше сотрудник в самореализации ориентируется на результат, тем более он склонен воспринимать психологический климат организации как благоприятный. Также можно утверждать, что благоприятный психологический климат в организации создает условия для ориентации сотрудника на результат;
- значимую положительную взаимосвязь между смысложизненной ориентацией сотрудников на локус контроля "Я" и их восприятием психологического климата (r=0,5 при p  0,05). Т.е. чем больше сотрудник в самореализации ориентируется на локус контроля "Я", тем более он склонен воспринимать психологический климат организации как благоприятный. Также можно утверждать, что благоприятный психологический климат в организации создает условия для ориентации сотрудника на локус контроля "Я";
- значимую положительную взаимосвязь между общим показателем смысложизненных ориентаций сотрудников и их восприятием психологического климата (r=0,56 при p  0,05). Т.е. чем больше у сотрудника развиты смысложизненные ориентации , тем более он склонен воспринимать психологический климат организации как благоприятный. Также можно утверждать, что благоприятный психологический климат в организации создает условия для развития смысложизненных ориентаций личности сотрудника.
Таким образом, в результате эмпирического исследования мы приходим к подтверждению его гипотезы - действительно самореализация человека положительно взаимосвязана с его субъективным восприятием психологического климата организации как благоприятного.
Однако в заключение хотелось бы остановиться на одном интересном факте, который был нами замечен в процесс обработки эмпирических данных. Мы произвели расчет коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена отдельно по каждой группе испытуемых. Полученные результаты представлены в таблице 3. Все полученные данные по двум группам при расчете коэффициента представлены в Приложении №3.

Таблица 3.
Результаты расчета критерия r - Спирмена для выявления взаимосвязи самореализации личности и восприятия психологического климата сотрудниками двух групп

Параметры самореализации Группа 1 Группа 2 ПК ПК Индекс жизненной удовлетворенности 0,3 -0,18 Смысложизненные ориентации: цель 0,58 -0,54 процесс 0,72* 0,48 результат 0,58 0,13 локус контроля "Я" 0,68* - 0,18 локус контроля "Жизнь" 0,47 -0,23 Общий показатель жизненных ориентаций 0,71* 0,00
Из таблицы 3. видно, что взаимосвязь самореализации и восприятия психологического климата статистически достоверна по ряду параметров только в первой группе сотрудников, которые оценивают психологический климат коллектива как благоприятный, в то время, как во второй группе сотрудников подобная взаимосвязь не выявлена. Данный факт можно проинтерпретировать следующим образом: устойчиво благоприятный психологический климат может рассматриваться как один из факторов самореализации личности и поэтому он может способствовать развитию личности сотрудников коллектива. С другой стороны, если мы имеем дело с неустойчиво благоприятным психологическим климатом, то нельзя однозначно сказать что либо о его роли в самореализации личности. Скорее всего тогда психологический климат не является фактором развития личности сотрудника и личность находит для себя иные источники для развития (в себе, в семье и др.). Таким образом, можно говорить о том, что положительная корреляция между психологическим климатом и показателями самореализации личности имеет место только в случае высоких оценок по психологическому климату.












Выводы


1.) Самореализацию можно определить как стремление человека к наиболее полному выявлению и реализации своих личностных возможностей, а также результат этого стремления (А. Маслоу, Б.С. Братусь).
2.) Личность – это внутренняя система саморегуляции человека, которая формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, и активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, хотя может меняться и адаптироваться с постоянно меняющейся средой.
3.) Социализация - процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им норм и правил социума, приобщения к системе социальных связей. Данный процесс есть совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему социальных норм и ценностей, что позволяет ему нормально функционировать в качестве члена общества.
4.) Жизненная позиция, адекватная процессу самореализации, представлена соответствующими смысложизненными ориентациями наряду с другими интегральными личностными характеристиками. Наиболее адекватная и активная жизненная позиция присуща лицам, повышающим свою профессиональную квалификацию. Пассивная и неадекватная жизненная позиция характерна для «неуспешных» безработных и лиц с синдромом выгорания.
5.) Социально-психологический климат коллектива можно определить как психическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Климат может быть либо благоприятным, либо неблагоприятным. Благоприятный социально-психологический климат, как правило, отражает высокую совместимость и срабатываемость членов коллектива.
6.) Индекс жизненной удовлетворенности сотрудников со стажем совместной работы больше 10 лет (около 12 лет) выше чем индекс жизненной удовлетворенности сотрудников со стажем совместной работы меньше 10 лет (около 8 лет).
7. Достоверных различий в уровне выраженности смысложизненных ориентаций между двумя группами сотрудников со стажем совместной работы до 10 лет и больше 10 лет выявлено не было.
8. Сотрудники со стажем совместной работы больше 10 лет (около 12 лет) в целом более склонны воспринимать психологический климат в организации как благоприятный по сравнению с сотрудниками, у которых стаж совместной работы меньше 10 лет (около 8 лет).
9. Самореализация человека положительно взаимосвязана с его субъективным восприятием психологического климата организации как благоприятного.
10. Устойчиво благоприятный психологический климат может рассматриваться как один из факторов самореализации личности и поэтому он может способствовать развитию личности сотрудников коллектива.












Заключение



В настоящее время в нашей стране активно развиваются идеи, связанные с коллективообразованием, его тенденциями и закономерностями. Это связано с тем, что теперь и Россия вошла на путь развития такого рода экономики, где главное место в развитии организации получил человеческий фактор, а не просто технический прогресс. При этом, несомненно важно учитывать и изучать социально-психологические условия самореализации сотрудников организации, поскольку самореализация сотрудника напрямую влияет на его эффективность профессиональной деятельности.
В рамках нашей курсовой работы мы провели исследование проблемы взаимосвязи саморазвития личности и субъективного восприятия психологического климата сотрудниками организации. Наше изучение включало в себя два основных этапа. На первом этапе мы выполнили теоретический анализ проблемы, сформулировали основные теоретические выводы, на основании которых мы строили собственное эмпирическое исследование, являющимся вторым этапом нашего изучения проблемы. В результате исследования мы пришли к подтверждению эмпирической гипотезы, т.е. действительно самореализация человека положительно взаимосвязана с его субъективным восприятием психологического климата организации как благоприятного.
Перспективами дальнейшего исследования проблемы взаимосвязи саморазвития личности и субъективного восприятия психологического климата сотрудниками организации может быть детальный учет социально-демографических и социальных условий в оценке данной взаимосвязи, расширение объема выборки исследования, а также изучаемых параметров самореализации.
Библиография


1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект-Пресс», 2003. – 364 с.
2. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов. - М.: Мысль, 1983. – 207 с.
3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
4. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
5. Кроник А. А. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. – М.: Прогресс-Культура 1993.
6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб: Евразия, 1997. – 430 с.
7. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
8. Организационная психология (Хрестоматия) / Под ред. Л.В. Винокурова. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.
9. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива (Пути и методы изучения) – Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отд., 1981. – 192 с.
10. Суходольский В.Н. Организационная психология. – М., 2004. – 256 с.
11. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
13. Шульц Д, Шульц С. Психология и работа. – М., 2004.





Приложение №1


Индивидуальные баллы испытуемых по методикам «Индекс жизненной удовлетворенности» и «Смысложизненные ориентации»

№ исп. п/п ИЖУ СЖО цели процесс результат Локус-контроль Я Локус-контроль жизнь Общий ОЖ 1 35 34 32 30 23 32 108 2 30 36 28 23 25 39 107 3 21 35 26 24 21 22 93 4 38 38 29 32 26 35 114 5 26 24 26 25 20 33 92 6 27 33 29 25 19 35 94 7 34 39 36 31 26 37 124 8 35 34 34 28 23 37 118 9 24 30 32 30 23 37 115 10 27 34 23 26 21 27 93 11 28 34 33 28 23 31 107 12 30 20 26 16 15 23 77 13 25 40 31 29 25 32 116 14 34 30 27 25 17 26 95 15 35 38 36 33 25 38 125 16 35 36 31 26 17 32 103 17 32 37 36 26 26 32 115



















Приложение №2

Результаты расчета критерия r - Спирмена по всей выборке в целом

Корреляции ПК цели процесс результат локус_Я локус_Жизнь ОЖ Панина Самореализ ПК Коэффициент корреляции 1,000 ,189 ,671** ,508* ,498* ,284 ,556* ,227 ,448 Знч. (2-сторон) . ,468 ,003 ,037 ,042 ,270 ,020 ,381 ,071 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 цели Коэффициент корреляции ,189 1,000 ,511* ,337 ,799** ,648** ,757** ,590* ,752** Знч. (2-сторон) ,468 . ,036 ,186 ,000 ,005 ,000 ,013 ,001 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 процесс Коэффициент корреляции ,671** ,511* 1,000 ,569* ,701** ,578* ,803** ,316 ,722** Знч. (2-сторон) ,003 ,036 . ,017 ,002 ,015 ,000 ,216 ,001 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 результат Коэффициент корреляции ,508* ,337 ,569* 1,000 ,564* ,464 ,785** ,489* ,775** Знч. (2-сторон) ,037 ,186 ,017 . ,018 ,061 ,000 ,046 ,000 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 локус_Я Коэффициент корреляции ,498* ,799** ,701** ,564* 1,000 ,775** ,854** ,789** ,901** Знч. (2-сторон) ,042 ,000 ,002 ,018 . ,000 ,000 ,000 ,000 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 локус_Жизнь Коэффициент корреляции ,284 ,648** ,578* ,464 ,775** 1,000 ,768** ,541* ,832** Знч. (2-сторон) ,270 ,005 ,015 ,061 ,000 . ,000 ,025 ,000 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 ОЖ Коэффициент корреляции ,556* ,757** ,803** ,785** ,854** ,768** 1,000 ,608** ,956** Знч. (2-сторон) ,020 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 . ,010 ,000 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 Панина Коэффициент корреляции ,227 ,590* ,316 ,489* ,789** ,541* ,608** 1,000 ,757** Знч. (2-сторон) ,381 ,013 ,216 ,046 ,000 ,025 ,010 . ,000 N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 Самореализ Коэффициент корреляции ,448 ,752** ,722** ,775** ,901** ,832** ,956** ,757** 1,000 Знч. (2-сторон) ,071 ,001 ,001 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 . N 17 17 17 17 17 17 17 17 17 **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Приложение №3


Результаты расчета критерия r - Спирмена для выявления взаимосвязи самореализации личности и восприятия психологического климата сотрудниками двух групп


Первая группа
Корреляции ПК цели процесс результат локус_Я локус_Жизнь ОЖ Панина Самореализ ПК Коэффициент корреляции 1,000 ,579 ,723* ,579 ,680* ,473 ,714* ,305 ,471 Знч. (2-сторон) . ,103 ,028 ,103 ,044 ,199 ,031 ,425 ,201 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 цели Коэффициент корреляции ,579 1,000 ,741* ,362 ,892** ,701* ,817** ,670* ,766* Знч. (2-сторон) ,103 . ,022 ,338 ,001 ,035 ,007 ,049 ,016 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 процесс Коэффициент корреляции ,723* ,741* 1,000 ,517 ,892** ,641 ,834** ,515 ,749* Знч. (2-сторон) ,028 ,022 . ,154 ,001 ,063 ,005 ,156 ,020 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 результат Коэффициент корреляции ,579 ,362 ,517 1,000 ,476 ,573 ,715* ,292 ,681* Знч. (2-сторон) ,103 ,338 ,154 . ,195 ,107 ,030 ,446 ,043 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 локус_Я Коэффициент корреляции ,680* ,892** ,892** ,476 1,000 ,747* ,829** ,759* ,838** Знч. (2-сторон) ,044 ,001 ,001 ,195 . ,021 ,006 ,018 ,005 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 локус_Жизнь Коэффициент корреляции ,473 ,701* ,641 ,573 ,747* 1,000 ,878** ,600 ,937** Знч. (2-сторон) ,199 ,035 ,063 ,107 ,021 . ,002 ,088 ,000 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 ОЖ Коэффициент корреляции ,714* ,817** ,834** ,715* ,829** ,878** 1,000 ,508 ,912** Знч. (2-сторон) ,031 ,007 ,005 ,030 ,006 ,002 . ,162 ,001 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 Панина Коэффициент корреляции ,305 ,670* ,515 ,292 ,759* ,600 ,508 1,000 ,708* Знч. (2-сторон) ,425 ,049 ,156 ,446 ,018 ,088 ,162 . ,033 N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 Самореализ Коэффициент корреляции ,471 ,766* ,749* ,681* ,838** ,937** ,912** ,708* 1,000 Знч. (2-сторон) ,201 ,016 ,020 ,043 ,005 ,000 ,001 ,033 . N 9 9 9 9 9 9 9 9 9 *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя). **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).








Вторая группа
Корреляции ПК цели процесс результат ЛК_Я ЛК_жизнь ОЖ Панина Самореализация ПК Коэффициент корреляции 1,000 -,536 ,482 ,127 -,179 -,228 ,000 -,188 -,048 Знч. (2-сторон) . ,171 ,227 ,765 ,671 ,588 1,000 ,656 ,910 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 цели Коэффициент корреляции -,536 1,000 ,235 ,331 ,698 ,587 ,683 ,503 ,711* Знч. (2-сторон) ,171 . ,575 ,423 ,054 ,126 ,062 ,204 ,048 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 процесс Коэффициент корреляции ,482 ,235 1,000 ,663 ,445 ,479 ,707 ,097 ,681 Знч. (2-сторон) ,227 ,575 . ,073 ,270 ,230 ,050 ,819 ,063 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 результат Коэффициент корреляции ,127 ,331 ,663 1,000 ,630 ,311 ,850** ,582 ,825* Знч. (2-сторон) ,765 ,423 ,073 . ,094 ,453 ,007 ,130 ,012 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 ЛК_Я Коэффициент корреляции -,179 ,698 ,445 ,630 1,000 ,761* ,847** ,795* ,895** Знч. (2-сторон) ,671 ,054 ,270 ,094 . ,028 ,008 ,018 ,003 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 ЛК_жизнь Коэффициент корреляции -,228 ,587 ,479 ,311 ,761* 1,000 ,667 ,289 ,707 Знч. (2-сторон) ,588 ,126 ,230 ,453 ,028 . ,071 ,487 ,050 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 ОЖ Коэффициент корреляции ,000 ,683 ,707 ,850** ,847** ,667 1,000 ,627 ,994** Знч. (2-сторон) 1,000 ,062 ,050 ,007 ,008 ,071 . ,096 ,000 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 Панина Коэффициент корреляции -,188 ,503 ,097 ,582 ,795* ,289 ,627 1,000 ,673 Знч. (2-сторон) ,656 ,204 ,819 ,130 ,018 ,487 ,096 . ,068 N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 Самореализация Коэффициент корреляции -,048 ,711* ,681 ,825* ,895** ,707 ,994** ,673 1,000 Знч. (2-сторон) ,910 ,048 ,063 ,012 ,003 ,050 ,000 ,068 . N 8 8 8 8 8 8 8 8 8 *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя). **. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

























3

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект-Пресс», 2003. – 364 с.
2. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов. - М.: Мысль, 1983. – 207 с.
3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
4. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
5. Кроник А. А. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. – М.: Прогресс-Культура 1993.
6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб: Евразия, 1997. – 430 с.
7. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
8. Организационная психология (Хрестоматия) / Под ред. Л.В. Винокурова. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.
9. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива (Пути и методы изучения) – Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отд., 1981. – 192 с.
10. Суходольский В.Н. Организационная психология. – М., 2004. – 256 с.
11. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
13. Шульц Д, Шульц С. Психология и работа. – М., 2004.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет самореализация личности?

Самореализация личности играет важную роль в нашей жизни, поскольку помогает нам достичь счастья, удовлетворения и развития. Это процесс, при котором мы стремимся раскрыть и реализовать свой потенциал, достигнуть личностного роста и удовлетворения от своих целей и достижений.

Какие этапы проходит личность на пути самореализации?

Самореализация личности включает несколько этапов. Первый этап - осознание своих целей и потребностей. Затем следует этап разработки стратегий и действий, направленных на достижение этих целей. Третий этап - реализация задуманных планов и достижение успеха. И наконец, последний этап - оценка достижений и удовлетворение от достигнутых результатов.

Как социализация влияет на самореализацию личности?

Социализация играет важную роль в самореализации личности. В процессе социализации мы учимся адаптироваться к обществу и осваиваем определенные роли и нормы поведения. Это позволяет нам развивать свои навыки, учиться новому и достигать личностного роста. Социальная поддержка и взаимодействие также способствуют самореализации личности.

Какое значение имеет поддержка социально психологического климата организации для самореализации личности?

Социально психологический климат организации имеет важное значение для самореализации личности. Положительный и поддерживающий климат создает условия, в которых люди могут чувствовать себя комфортно, уверенно и мотивированными для достижения своих целей. Наличие поддержки со стороны коллег, руководства и организационной культуры способствует развитию и самореализации личности.

Какая роль социально психологического климата организации в профессиональной сфере?

Социально психологический климат организации играет важную роль в профессиональной сфере. Положительный климат способствует удовлетворенности сотрудников работой, снижает уровень стресса и конфликтов, повышает мотивацию и производительность. Он также создает благоприятную среду для развития навыков, профессионального роста и самореализации личности сотрудников.

Что такое самореализация личности и почему она является предметом психологического исследования?

Самореализация личности - это процесс развития и раскрытия своего потенциала, достижения личностных целей и удовлетворения своих потребностей. Она является предметом психологического исследования, потому что позволяет понять, как разные факторы, такие как индивидуальные особенности, социализация и психологический климат организации, влияют на процесс самореализации и на общий уровень благополучия и удовлетворенности человека.

Какие основные этапы самореализации личности можно выделить?

Основные этапы самореализации личности включают в себя: определение своих целей и жизненных стремлений, осознание собственных возможностей и способностей, постепенное достижение поставленных целей и задач, изменение и рост личности в процессе самореализации, а также ощущение удовлетворения и счастья от достигнутых результатов.

Как социализация влияет на самореализацию личности?

Социализация играет важную роль в процессе самореализации личности. В ходе социализации человек овладевает определенными нормами, ценностями и навыками, которые помогают ему стать частью общества. Через социализацию человек также получает обратную связь и поддержку от окружающих, что благоприятно влияет на его самооценку и уверенность в своих возможностях, способствуя более успешной самореализации.

Как социально-психологический климат организации влияет на самореализацию личности?

Социально-психологический климат организации, то есть атмосфера и отношения между сотрудниками, руководством и коллективом, имеет огромное значение для самореализации личности. Положительный и поддерживающий климат способствует развитию самооценки и мотивации сотрудников, создает условия для реализации их потенциала, улучшения профессиональных навыков и достижения результатов. Негативный климат, напротив, может вызывать стресс, конфликты и неудовлетворенность, что негативно сказывается на самореализации и общем благополучии личности в организации.