Государственный бюджет:структура, функции,роль в экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 2525 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 16.05.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1. Сущность государственного бюджета как экономической категории и его значение 5
1.2. Функции государственного бюджета 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 10
2.1. Виды доходов бюджета государства 10
2.2. Классификация расходов государственного бюджета и их назначение 14
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Фрагмент для ознакомления

Развитие и создание такой системы позволит:- сделать процесс исполнения федерального бюджета более прозрачным и понятным как в целом, так и по отдельным направлениям – доходам, расходам – и отдельным статьям;- осуществлять оценку исполнения государственного бюджета в каждом периоде, а также проверять правильность составления сводной бюджетной росписи;- проводить сравнение плановых и фактические показателей исполнения государственного бюджета в каждом отдельном периоде;- объединить или соответственно установить взаимосвязь между различными функционирующими сегодня информационными ресурсами, в частности, с информационно-аналитическим порталом Министерства финансов России, информационными ресурсами Федерального Казначейства;- оперативно доводить данные обо всех изменениях в процессе исполнению государственного бюджета, обусловленных возникновением новых расходов на любом из уровней бюджетной системы и т.д.Для эффективного функционирования единой информационной системы формирования и исполнения федерального бюджета необходимо:- во-первых, в рамках формирования «Электронного бюджета» создать систему межведомственного взаимодействия всех участников бюджетного процесса с Федеральным казначейством как системным оператором на федеральном и региональном уровнях, что позволит обеспечить точность, оперативность, обратную связь и, что особенно важно, в свете антикоррупционной борьбы, активно проводимой в последние годы в Российской Федерации осуществить деперсонификацию общения с клиентами и установить дистанционный контроль за проводимыми расходами;- во-вторых, сформировать обоснованный комплекс задач Федерального казначейства, связанных с реализацией идеи создания Единого портала бюджетной системы РФ.Какуже было сказано выше, Федеральное Казначейство будет выступать главным оператором системы управления государственными финансами «Электронный бюджет», но создание этой системы требует серьезной модернизации не только данного института, но и всех остальных участников бюджетного процесса, а также учреждений, не относящихся к их составу. Основным итогом создания и внедрения системы «Электронный бюджет» должно стать возникновение Единого портала бюджетной системы России. В связи с этим для решения поставленных задач необходимо обеспечить более тесное взаимодействие всех элементов бюджетной системы страны и участников бюджетного процесса. Именно такое четкое сотрудничество даст возможность:- во-первых, перенести в электронный формат все носители финансовой информации;- во-вторых, создать условия, позволяющие всем участникам бюджетного процесса вести бухгалтерский учет в электронном виде, а также использовать единую методологическую и нормативную базу;- в-третьих, обеспечить взаимосвязь между поставленными задачами развития национального хозяйства и имеющимися финансовыми ресурсами на всех этапах и уровнях бюджетного процесса;- в-четвертых, обеспечить доступность и полноту информации о хозяйственной деятельности экономических субъектов и публично-правовых образований для всех пользователей;- в-пятых, связать стратегическое и бюджетное планирование;- в-шестых, оценивать результаты реализации государственных программ, их проблемы и перспективы, а также проверять качество оказания государственных услуг;- в-седьмых, обеспечить интеграцию процессов формирования и исполнения бюджета государства, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной установленной закономфинансовой отчетности.Таким образом, можно отметить, что эффективная система исполнения федерального бюджета должна отвечать в полной мере и, в частности, обеспечить:- во-первых, кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы и других, не связанных с бюджетным процессом, субъектов;- во-вторых, формирование и внедрение интегрированной информационной системы исполнения бюджета «Электронный бюджет»; - в-третьих, полную централизацию процедур и организационных механизмов исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;- в-четвертых, эффективный процесс управления финансовыми ресурсами страны в полном соответствии с законом о соответствующем бюджете всех уровней бюджетной системы России;- в-пятых, контроль над бюджетными средствами страны на всех стадиях исполнения бюджета, а именно исполнения федерального бюджета по доходам, расходам и источниками формирования бюджета. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов страны, дает политической власти реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др. В экономической литературе под бюджетом государства понимаются денежные отношения, которые возникают у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народногохозяйства,социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Структура бюджета государства имеет две составляющих – расходы и доходы. Одним из главных принципов организации бюджета является его сбалансированность, то есть сопоставимость доходов и расходов. Доходами бюджета называется часть централизованных финансовых ресурсов государства, которая мобилизуется в бюджете страны и необходима для покрытия его расходов. Доходы выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.Расходы бюджета – это затраты органов власти на содержание и развитие подведомственных им территорий. Бюджет каждого отдельного имеет закрепленный за собой перечень расходов, которые он обязан финансировать. Также в заключении хотелось бы отметить, что государственный бюджет – это неотъемлемая часть экономической системы любого государства. И Россия не является здесь исключением. Поэтому в работе были выявлены следующие основные проблемы формирования и исполнения федерального бюджета России на современном этапе. В качестве мероприятия совершенствованияэтой системы были предложены следующие:- дополнение методической основы данного процесса принципом безусловного выполнения расходных обязательств;- повышение эффективности системы планирования экономических показателей, используемых при формировании федерального бюджета;- совершенствование законодательства, регламентирующего процесс формирования и исполнения федерального бюджета, и усиление контроля над его соблюдением;- формирование единой информационной системы бюджетного процесса;- повышение качества финансового менеджмента в органах государственной власти, участвующих в формировании и исполнении федерального бюджета страны.Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сказать, что государственный бюджет является необходимой и устойчивой системой экономических отношений. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования данной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан любого государства, в том числе и России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 г. :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-Фз в ред. от 28.12.2016 : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/nalog1/4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/6. БабичА.М., Павлова Л.Н.Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Эксмо, 2011. – 760 с.7. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 704 с.8. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2011. – 276 с.9. Илларионов А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2015. №1. С. 35-41.10. Комарова О.С. Проблемы исполнения доходов бюджета // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 54-58.11. Осипов Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования // Государственное управление. 2016. № 6. С. 42-47.12. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2011. – 550 с.13. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение,2012. – 491 с.14. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета // Вопросы государственного управления. 2015. № 5. С. 30-36.15. Ярошенко Л.Е. Проблемы исполнения федерального бюджета в 2015 г. и планы на среднесрочный период // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 34-40.16. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/18. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 г. :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-Фз в ред. от 28.12.2016 : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
6. БабичА.М., Павлова Л.Н.Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Эксмо, 2011. – 760 с.
7. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 704 с.
8. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2011. – 276 с.

9. Илларионов А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2015. №1. С. 35-41.
10. Комарова О.С. Проблемы исполнения доходов бюджета // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 54-58.
11. Осипов Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования // Государственное управление. 2016. № 6. С. 42-47.
12. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2011. – 550 с.
13. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение,2012. – 491 с.
14. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета // Вопросы государственного управления. 2015. № 5. С. 30-36.
15. Ярошенко Л.Е. Проблемы исполнения федерального бюджета в 2015 г. и планы на среднесрочный период // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 34-40.
16. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
18. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/






Вопрос-ответ:

Какова сущность государственного бюджета и какую роль он играет в экономике?

Сущность государственного бюджета заключается в установлении и регулировании финансовых отношений между государством и обществом. Он является важным инструментом финансовой политики государства, позволяющим решать экономические задачи, обеспечивать социальное развитие и защищать интересы государства и граждан. Государственный бюджет выполняет ряд функций, в том числе стимулирует экономический рост, регулирует распределение доходов и обеспечивает финансовую стабильность государства.

Какая роль государственного бюджета в экономике?

Государственный бюджет играет ключевую роль в экономике государства. Он позволяет правительству финансировать свою деятельность, осуществлять социальные программы, инвестировать в развитие инфраструктуры и другие секторы экономики. Также бюджет является инструментом регулирования экономических процессов, сокращения или увеличения государственных расходов.

Какие функции выполняет государственный бюджет?

Государственный бюджет выполняет несколько функций. Он финансирует текущие расходы государства, такие как содержание государственных учреждений и выплаты по социальным программам. Бюджет также обеспечивает инвестиции в различные отрасли экономики и поддержку предприятий. Кроме того, бюджет может быть использован как инструмент регулирования экономики через изменение налоговых ставок или расходов на определенные программы.

Каковы виды доходов государственного бюджета?

В государственном бюджете выделяются различные виды доходов. Основные из них: налоги, таможенные пошлины, акцизы, доходы от продажи государственного имущества, доходы от инвестиций и заемные средства. Также могут быть учтены другие источники доходов, такие как штрафы и санкции.

Какие бывают расходы государственного бюджета и что они означают?

Расходы государственного бюджета классифицируются по разным категориям. Основные виды расходов включают текущие расходы (зарплаты, содержание государственных учреждений), капитальные расходы (инвестиции в развитие инфраструктуры), социальные расходы (пенсии, пособия), расходы на национальную оборону и долговые обязательства (погашение кредитов и займов).

Какова сущность государственного бюджета и почему он имеет значение?

Государственный бюджет представляет собой экономическую категорию, которая отражает доходы и расходы государства на определенный период времени. Его главное значение заключается в том, что он является инструментом регулирования экономики государства. Бюджет позволяет государству планировать и контролировать расходы, а также формировать доходы путем налогообложения и прочих источников.

Каковы основные функции государственного бюджета?

Основные функции государственного бюджета включают финансирование государственных программ и проектов, обеспечение социальной защиты населения, поддержка экономического роста, регулирование доходов и расходов государства, а также перераспределение ресурсов в соответствии с общественными потребностями.

Какие виды доходов рассматриваются в государственном бюджете?

В государственном бюджете можно выделить следующие виды доходов: налоги (например, налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц), неналоговые доходы (например, доходы от сборов, льготных займов), доходы от продажи государственного имущества и активов, доходы от использования природных ресурсов, доходы от внешнеэкономической деятельности и другие.

Каковы основные классификации расходов в государственном бюджете и для чего они предназначены?

Основные классификации расходов в государственном бюджете включают текущие расходы (на содержание государственных органов, выплаты по социальным программам), капитальные расходы (на инфраструктуру, строительство), проценты по государственному долгу и перечисления во внебюджетные фонды. Классификации расходов предназначены для систематизации и учета распределения средств по различным направлениям и программам государственной деятельности.

Какова сущность государственного бюджета и какую роль он играет в экономике?

Сущность государственного бюджета заключается в его понимании как экономической категории, представляющей собой концентрацию и распределение общенационального дохода и ресурсов. Государственный бюджет выполняет ряд важных функций в экономике, таких как стимулирование экономического роста, поддержка социальной справедливости, обеспечение финансирования государственных программ и инфраструктуры и многое другое.

Какие функции выполняет государственный бюджет?

Государственный бюджет выполняет несколько функций. Одной из основных функций является финансирование государственных программ и проектов, таких как социальная защита, здравоохранение, образование и т.д. Он также выполняет функцию распределения доходов и ресурсов между различными секторами экономики и населением. Кроме того, бюджет регулирует экономическую активность через использование налоговой политики и расходования государственных средств.