Тактика и психологические основы допроса несовершеннолетнего

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Криминалистика
  • 5656 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 24.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические вопросы организации допроса несовершеннолетнего 8
1.1 Понятие, сущность и цели допроса несовершеннолетнего 8
1.2 Проблемные вопросы участия педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего 12
1.3 Участие защитника и законного представителя – важнейшая гарантия реализации прав несовершеннолетнего 21
2. Особенности тактики производства допроса несовершеннолетнего 28
2.1 Особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего 28
2.2 Установление психологического контакта - как гарантия обеспечения бесконфликтной ситуации 32
2.3 Особенности производства допроса несовершеннолетнего и оформления его результатов 40
Заключение 50
Библиографический список 54
Приложение………………………………………………………………………..55

Фрагмент для ознакомления

Причина заключается вотсутствии особенностей и четких критериев, которыми должен обладатьданный вид судопроизводства.Так, с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985 г., известныекак Пекинские правила, которые должны быть учтены в законодательствекаждой страны и применяться при расследовании и в судебном разбирательстве дел данной категории. Пекинские правила действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренные в ст. 14 Пактагражданских и политических правах. «Пекинские правила» включают всебя основные положения о несовершеннолетних, о совершаемых имипреступлениях, об уголовной ответственности и наказаниях.В данном документе, так же отражаются судебная защита прав несовершеннолетних, которые оказались в уголовном процессе. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, представляет собой особую систему правосудия.Допрос несовершеннолетнего - это особая категория лиц, требующаяк себе особое внимание в правильности проведения данного следственногодействия и применением тактических приемов, не нарушая их психику, всоответствие с действующим законодательством.Допрос несовершеннолетнего носит сложный и трудоемкий процесс.Так как, несовершеннолетний – это особый субъект правовых отношений,и допрос несовершеннолетнего связан с трудностями, как процессуальными, так и психологическими. Поэтому на допросе несовершеннолетнего участвует психолог, педагог или же законный представитель, участиекоторых, четко регламентировано Уголовно-процессуальным законодательством. С одной стороны это даже некий контроль не только за поведением допрашиваемого, но и за действиями и тактическими приемами лиц,производящих допрос.Следователь, производящий допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, должен выявить некоторые закономерности и особенности поведения несовершеннолетнего надопросе, знание которых позволит более правильно выстраивать следователю общую тактическую линию допроса, применить подходящие тактические приемы, пытаться установить психологический контакт с несовершеннолетним, и более точно и продуктивно решать ряд других вопросов.Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, к следователю или в суд, который не содержится под стражей, производится черезего родителей, или других законных представителей, если же он находитсяв специализированном учреждении, то непосредственно через администрацию этого учреждения.До вызова на допрос несовершеннолетнего, следователь должен, какможно подробней изучить состояние психического здоровья несовершеннолетнего, его поведение. Для установления более тесного психологического контакта с допрашиваемым и для более точно оценки его показанийнеобходимо особенно тщательно выяснить условия жизни и воспитаниядопрашиваемого. Выяснить интересы и наклонности, поведение в школе,дома, круг друзей, приятелей и знакомых.Следователь, производящий допрос несовершеннолетнего лица,должен правильно применять тактические приемы, правильно подбиратьслова, вести себя более корректно. Прежде всего, нужно помочь подросткув определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности нельзя прерывать речь допрашиваемого, и не допустимо постановканаводящих вопросов. Полученную информацию следует фиксировать после завершения рассказа несовершеннолетнего.Данные, содержащиеся в показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации вустановленной законной форме.Тактика допроса складывается в устном общении между допрашиваемым и допрашивающим. В силу своих возрастных данных или каких-либо психических особенностей, показания потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и свидетеля, уступают взрослым и в способности осознания и воспроизведения события в целом, они не всегда могут выделитьглавное, обращая внимания лишь на те, факты, которые более запечатлелись в их памяти или произвели сильное эмоциональное впечатление.Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиесяобщепринятыми и даже понятными, но активно использующиеся в кругусвоих сверстников. В такой ситуации в протоколе, следует разъяснять, чтопонимает подросток под тем или иным словом. В протоколе должны использоваться только такие термины, которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания.По мнению О. Х. Галимова, должен составляться «протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности, но подобная ситуация получения и фиксации показаниймалолетних недопустима.Общий порядок производства допроса регламентирован ст. 187–190 УПК РФ. Одновременно законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).В отношении допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых законодатель установил возраст, а именно с 14 лет, а в отношении потерпевших и свидетелей перед следователями (дознавателями) встает вопрос определения возраста, с которого могут бытьдопрошены эти участники процесса. Л.М. Карнеева отмечает, что вкачестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, т.е. дети до 12 лет. У О.Ю. Скичко несколькодругая точка зрения, он условно разделяет всех несовершеннолетнихна две большие группы: малолетние (дети до 10–11 лет) и подростки(от 12–13 до 18 лет). С позиции психологии более верной будет вторая точка зрения, так как граница этого деления характеризуется серьезной психологической перестройкой подросткового возраста.Однако заслуживает особого внимания классификация несовершеннолетних, которую предлагает Н.И. Порубов: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7); младший школьный возраст (от 7 до 11);подростки (от 11 до 14–15 лет); старший школьный возраст (от 14–15до 17–18 лет).С какого минимального возраста можно допрашивать несовершеннолетнего свидетеля нет единого мнения, и авторы в научных статьях приводят совершенно различныемнения и доводы. Н.И. Порубов утверждает, что несовершеннолетнийможет быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. А по утверждению Е.И. Цымбала, значимые для дела показания могут быть получены у здоровыхдетей старше 3 лет и детей с дебильностью средней тяжести старше 5–6 лет. Однако для этого необходимо создание специальных условийпри проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку.Таким образом, анализ мнений ученых свидетельствует о том, чтовопрос определения минимального возраста, с которого может бытьдопрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего или свидетеля остается дискуссионным. Ученые пришли к выводам, что не существует большой разницы в способностях детей и взрослых отвечать«на нейтральные и наводящие вопросы», что дети лучше запоминаютдетали событий. Л.Л. Ананиан приводит обобщенные результаты современных зарубежных исследований, которые опровергают ранеегосподствующие представления о том, что дети легко поддаются внушению, фантазируют при даче показаний. Эти же исследования подтверждают, что оказывается способность свидетеля воспринимать,запоминать и воспроизводить информацию и его добросовестностьопределяются не только возрастом, а пожалуй, больше его индивидуальными личностными способностями, а также заинтересованностьюв деле. Таким образом несколько детей одного возраста в силу своихспособностей, личностных качеств могут давать совершенно различные показания.В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ, с1 января 2015 г. вступила в силу новая редакция ст. 191 УПК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи особенность процедуры допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля заключается в том, что кучастию в этом следственном действии привлекаются третьи лица.Эти лица помогают осуществлять защиту законных прав и интересовнесовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Такими лицами являются: педагог, психолог, законные представители, иные близкиеродственники, которые не охватываются понятием законных представителей. Важно, чтобы эти участники заслуживали прежде всего доверие несовершеннолетнего и могли обеспечить соответствующуюпсихологическую комфортную атмосферу допроса, а также оказатьпомощь следователю в получении информации от допрашиваемоголица.Законодатель обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля педагога илипсихолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, но страдают психическим расстройством или отстают в психическом развитии. В случае достижения шестнадцати лет, педагог или психологприглашается по усмотрению следователя.Закон не указывает образование педагога, его должность предполагает, что им может быть школьный учитель или воспитатель детскогодошкольного учреждения в зависимости от возраста допрашиваемого.Следовательно, у педагога должно быть высшее или среднее педагогическое образование.Зачастую следователь или дознаватель на досудебной стадии процесса приглашает педагога как участника следственного действиялишь только потому, что такой порядок регламентирован нормамиУПК РФ. При этом законодатель не прописал четкое понимание целии задач педагога, участвующего в допросе, его права и обязанности.Чтобы педагог не присутствовал формально при допросе несовершеннолетнего, а принимал участие в нем, следователю необходимо разъяснять педагогу обстоятельства дела, выяснить нет ли обстоятельств,препятствующих участию педагога в допросе, разъяснить процедурудопроса, поставить конкретные задачи и проинформировать педагогао его правах. Педагог оказывает содействие следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценкеего поведения и показаний, оберегает психическое здоровье подросткаот возможного травмирования необычной для него ситуацией.Законодатель не разграничивает участие в допросе несовершеннолетнего педагога или психолога, предполагается, что следовательдолжен решать этот вопрос самостоятельно, исходя из возраста несовершеннолетнего, его развития, личностных качеств, обстоятельствдела. На наш взгляд, при допросе малолетнего наиболее целесообразным будет присутствие психолога, так как это специалист, обладающий специальными познаниями в данной сфере.В последнее время все более широкое распространение получаетпрофессия практического детского психолога. Присутствие во времядопроса такого специалиста поможет не только следователю, но и самому ребенку адаптироваться в стрессовой обстановке. При допросе несовершеннолетнего целесообразно присутствие именнопсихолога, специалиста, имеющего психологическое образование.Психологическое образование отличается от педагогического объектом, предметом и целями своего изучения. Именно психолог исследует внутренний мир человека, его психические процессы (ощущение,восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение, сознание), психические свойства (характер, акцентуации характера, интеллект, темперамент и др.), психические состояния (эмоции,чувства, тревожность, фрустрацию и т.п.) с учетом возрастных особенностей личности, актуальным развитием личности, а также с учетом нормы и патологическими ее вариантами.Цель педагога сформировать у обучающегося необходимые знания,компетенции в рамках освоения определенного предмета с учетом методики его преподавания. Цель же психолога, педагога-психолога,детского психолога и т.п. заключается в раскрытии причин проявления дезадаптации личности, проявлении девиантного поведения. Психолог обладает методами и приемами, позволяющими правильно установить контакт с малолетними детьми, подростками с учетом всехвозрастных кризисов и особенностями восприятия и переработки информации. Он обладает повышенной рефлексивностью и сензетивностей к изменениям во внешних проявлениях участника допроса. Самым лучшим вариантом было бы совместное присутствиена допросе несовершеннолетнего школьного психолога и знающегоподростка педагога. Сочетание используемых при допросе психолого-педагогических знаний позволит провести допрос без лишнего негативного воздействия и травмирования психики подростка.Вместе с тем ч. 4 ст. 191 УПК РФ обязывает следователя привлекать к проведению допроса несовершеннолетнего потерпевшего илисвидетеля психолога при условии, что эти участники не достигли шестнадцатилетнего возраста, либо они достигли этого возраста, нострадают психическим расстройством или отстают в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В такой ситуации в силуспецифики совершенного преступления показания малолетних и подростков могут быть по своему содержанию очень своеобразны, и возможно их восприятие окажется искаженным и не позволит правильнопонять их суть. В таком случае помощь специалиста незаменима. Однако в протоколе допроса следует фиксировать показания и те обороты речи, которые он сам употреблял, максимально дословно. Именнотакой подход к допросу позволит получить информацию не только опреступлении, деталях его совершения, обстоятельствах, подлежащихдоказыванию, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего), чтобезусловно позволит правильно оценить данные им показания.В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 432-ФЗвступила в силу ч. 5 ст. 191 УПК РФ, которая сделала обязательнымиприменение видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших или свидетелей. Иэтим же Федеральным законом дополнена ч. 6 ст. 281 УПК РФ, согласно которой оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляютсяв отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля безпроведения допроса. По мнению Л.В. Брусницына, целью такогопроцессуального порядка является, прежде всего, избежание повторного эмоционального переживания этими участниками обстоятельствсовершенного в отношении их деяния при даче показаний в суде. Сучетом временного фактора показания ребенка данные во время следствия имеют гораздо большую ценность, чем те, которые получены всуде, так как еще не забыты многие детали совершенного деяния. Допрос этих лиц стал возможен в качестве исключения по ходатайствусторон или по собственной инициативе суда, о чем суд выносит мотивированное решение.Новая редакция ч. 1 ст. 191 УПК РФ установила временные границы, за рамками которых проведение допроса несовершеннолетнегопотерпевшего (свидетеля) запрещено.Так, допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля ввозрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семидо четырнадцати лет – более одного часа и в целом – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более четырех часов в деньи более двух часов без перерыва.По продолжительности перерыва законодатель прямого ответа применительно к следственным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), не дает. Исходя из соотношения длительности допроса и перерыва совершеннолетнего (четыре к одному), перерыв в допросе несовершеннолетнего должен составлять не менеечетверти времени продолжительности непрерывной части допроса.Вместе с тем это мнение только правоприменителя, пока законодатель прямо не установил длительности перерыва в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля).Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. И целесообразным будет при допросе несовершеннолетних использовать аудио-, видеозапись, что поможет более точно зафиксировать сказанное подростком. Делать это с особой осторожностью, ведь ребенок не всегда может быть разговорчивым и идти на контакт, а видео- или аудиозапись может напугать его, и только усугубить сам процесс допроса.Таким образом, допрос несовершеннолетнего, как и все расследования в целом, должен быть направлен на всесторонне и объективное исследование обстоятельств дела, для максимального получения нужной информации, которая будет необходима для следствия. Следователь должен учитывать все ситуации, которые могут возникнуть при допросе малолетних лиц и быть готовым к ним.ЗаключениеНа основании проведенного исследования допустимо сделать следующие выводы и рекомендации: 1. Допрос занимает одно из ведущих значений в системе средств получения информации в уголовных делах. Это следственное действие нацелено на получения и фиксирования должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, устной информации, которая имеет существенное значение для конкретного уголовного дела, от субъекта обладающего этой информацией. Общая последовательность проведения допроса регламентирован ст. 187 - 190 УПК РФ. Законодателем установлены исключительные процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18 - летнего возраста и при этом выступающих по уголовным делам в качестве потерпевших или свидетелей (ст. 191 УПК РФ). Методика построения допроса с участием несовершеннолетнего должна строиться: на принципах защиты и привилегированного положения несовершеннолетних в Российской Федерации, так как защита несовершеннолетних – это важнейшей задача государства; на выборе приемов допроса исходя из психологических особенностей ребенка и типа его характера.2. Процессуальные возможности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства гарантируются участием педагога и психолога. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ участие педагога или психолога признается обязательным в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, проводятся с обязательным участием педагога или психолога. 3. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., действующий УПК РФ 2001г. определяет законного представителя несовершеннолетнего лица - подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, в качестве полноправного самостоятельного участника уголовного судопроизводства, выступающего со стороны защиты в рамках расследуемого уголовного дела (п.46 ст. 5 УПК РФ), участие которого носит обязательный характер (ч.3 ст.16, ст.48 УПК РФ). Согласно п.12 ст.5 УПК РФ законными представителями признаются родители несовершеннолетнего лица, его опекуны и попечители, органы опеки и попечительства, а также представители учреждений и организаций, на попечении которых находится данное лицо. 4. При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь должен получить информацию о личности несовершеннолетнего, выяснить его отношение к сверстникам, характер, круг интересов, иные данные. Для этого следует изучить материалы уголовного дела, допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, его близких лиц, педагогов.На первоначальном этапе следователю важно определить, кто из педагогов, родителей, близких родственников будет привлечен к следственному действию.При подготовке к допросу одной из главных задач следователя является создание его информационной базы. Ознакомившись с материалами дела, следователь в первую очередь определяет, кого и по каким вопросам следует допросить, изучает личность участника уголовного процесса, подлежащего допросу, как на основе имеющихся результатов следственных действий и осуществленных субъектами оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, так и путем сбора недостающей в уголовном деле информации из других источников (школа, дом, друзья, работа, соседи, родственники и т.д.).Помимо этого, на подготовительном этапе производства допроса следователь определяет его тактику, место и время проведения, способ вызова допрашиваемого лица на допрос, техническое обеспечение данного следственного действия.Заключительный этап подготовки допроса – составление письменного плана. Следователю на данном этапе необходимо подготовить наиболее понятные для допрашиваемого лица вопросы, не забывая о том, что они не должны носить внушающий или наводящий характер. Не только существо и форма вопроса могут нести в себе внушающий характер, но и его место среди других вопросов. Смысл составления плана заключается в определении системы вопросов, производных от общих задач расследования. Его форма может быть как письменной, так и устной. Объем плана может быть развернутым или кратким.Перечисленные тактические приемы, последовательно реализуемые в ходе стадии подготовки к допросу, способствуют обеспечению и пополнению информационной базы допроса, а также процессуальной и тактической организации следственного действия.5. При достижении целей допроса несовершеннолетних возникают определенные трудности, связанные с особенностями возраста подростков и с процессуальным положением данных лиц в коммуникативном процессе. Задача следователя заключается в том, чтобы в этих рамках найти такие формы расследования, которые приведут к раскрытию истины коротким и рациональным путем. На сегодняшний день существует очень много методов психического воздействия, наиболее распространенные из них это - метод убеждения, метод приказа, метод примера, метод внушения, метод регулируемых общений и другие. Но не все их них могут быть использованы следователем при допросе несовершеннолетних. Основным методом психического воздействия на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, дающего ложные показания, является метод убеждения. 6. Производство в отношении несовершеннолетних, на сегодняшний день считается недостаточно урегулированным. Причина заключается в отсутствии особенностей и четких критериев, которыми должен обладать данный вид судопроизводства. Так, с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Генеральная Ассамблея установила «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» в 1985 г., известные как Пекинские правила, которые должны быть учтены в законодательстве каждой страны и применяться при расследовании и в судебном разбирательстве дел данной категории. Пекинские правила действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренные в ст. 14 Пакта гражданских и политических правах. «Пекинские правила» включают в себя основные положения о несовершеннолетних, о совершаемых ими преступлениях, об уголовной ответственности и наказаниях. В данном документе, так же отражаются судебная защита прав несовершеннолетних, которые оказались в уголовном процессе. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, представляет собой особую систему правосудия.Допрос несовершеннолетнего носит сложный и трудоемкий процесс. Так как, несовершеннолетний – это особый субъект правовых отношений, и допрос несовершеннолетнего связан с трудностями, как процессуальными, так и психологическими. Поэтому на допросе несовершеннолетнего участвует психолог, педагог или же законный представитель, участие которых, четко регламентировано Уголовно-процессуальным законодательством. С одной стороны это даже некий контроль не только за поведением допрашиваемого, но и за действиями и тактическими приемами лиц, производящих допрос.Допрос несовершеннолетнего, как и все расследования в целом, должен быть направлен на всесторонне и объективное исследование обстоятельств дела, для максимального получения нужной информации, которая будет необходима для следствия. Следователь должен учитывать все ситуации, которые могут возникнуть при допросе малолетних лиц и быть готовым к ним.Таким образом, с учетом изложенного выше, предлагаем следующий проект изменений и дополнений в Уголовно-процессуальных кодекс РФ:Главу 50 УПК РФ дополнить статьей 426.1 «Участие в производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетних специалиста в области педагогики, психологии и социальной работы», в которой определялся бы процессуальный статус такого специалиста.Таким образом, допустимо сделать вывод о том, что правовое регулирование и практика допроса несовершеннолетнего в РФ нуждаются в совершенствовании. Библиографический списокПриложение 1Проект изменений и дополнений ст. 426 Уголовно-процессуального кодекса РФДействующая редакция ст. 426 УПК РФПроект предлагаемой редакции ст. 426 УПК РФ1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.2. Законный представитель вправе:1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;2) присутствовать при предъявлении обвинения;3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;6) представлять доказательства;7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.2. Законный представитель вправе:1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;2) присутствовать при предъявлении обвинения;3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;6) представлять доказательства;7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, если об этом ходатайствует сам несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, выбор которого осуществляется с учетом мнения самого несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого».


1. Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году // Международные акты о правах человека: Сборник документов. Москва, 1998. С. 31-38.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
4. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3477.
5. Аксенова-Сорохтей, Ю.Н. Установление мотива в процессе расследования и осуществления криминалистической профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними / Ю.Н. Аксенова-Сорохтей // Юридическая наука. - 2014. - № 3. - С. 55-57
6. Андрейкин, А. А. Правовой статус несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / А. А. Андрейкин // Законность. - 2013. - № 6. - С. 50-53
7. Аракелян, К.А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела / К.А. Аракелян, В.С. Шадрин // Криминалистъ СПб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Академии Ген. прокуратуры РФ, - 2014. - №2. - С. 30-35.
8. Баринов, С.В. Расследование преступных нарушений неприкосновенности частной жизни. Учебное пособие / С.В. Баринов, В.М. Юрин. - М.: А-Приор, 2015. - С. 58-59.
9. Белоусова, С. В. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних / С. В. Белоусова // Законность. - 2012. - № 5
10. Борисевич, Г. Я. О реализации идей ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве России / Г. Я. Борисевич // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015.
11. Брусницын, Л.В. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии и в суде / Л.В. Брусницын // Уголовное право. - 2015. - № 3. - С. 90–94.
12. Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев // Юридическая литература. - М. 2015. - С. 25.
13. Гасанова, З.Г. Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / З.Г. Гасанова - М., 2012. - С. 11.
14. Глушков, А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства / А.И. Глушков // Российская юстиция. - 2014. - № 12. - С. 51–53.
15. Гришина, Е. П. Взаимодействие следователя и лиц, обладающих специальными познаниями (методологические и правовые проблемы) / Е. П. Гришина // Российский следователь. - 2013. - № 15. - С. 2-4.
16. Желудков, М. А. Соотношение принципов гуманизма и справедливости при реализации мер по предупреждению преступности / М. А. Желудков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 15 - 20.
17. Закаляпина, Л.А. Предупреждение преступности в городах-курортах России: монография / Л.А. Закаляпина. - Ставрополь, 2015. - С. 141-161.
18. Зеленова, А.Д. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних / А.Д. Зеленова, Т.И. Меняйло, В.М. Юрин // Актуальные проблемы и направления развития права, общества и государства в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 497-501.
19. Зорин, Г.А. Многовариантные программы допросов: технологии построения и применения / Г.А. Зорин. - М. 2015. - С. 236.
20. Капустянский, В.Д. особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних / В.Д. Капустянский // Мировой судья. - 2012. - № 3.
21. Колударова, О. П. Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (отдельные вопросы теории и практики): автореф. дис. …канд. юрид. наук. / О. П. Колударова - Ижевск, 2011. - С. 6.
22. Криминалистика: учебник для вузов / отв. ред. проф. Н.П. Яблоков. - М., 2010. - С. 514.
23. Кузьмина, О.Л. Имплементация международно-правовых институтов задержания несовершеннолетнего в уголовно процессе России / О.Л. Кузьмина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (42). - С. 26-28.
24. Курмаева, Н.А. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых / Н.А. Курмаева // Пробелы в Российском законодательстве. - 2015. - № 1. - С. 147.
25. Лоза, Т.В. Конституционно - правовые основы деятельности следственного комитета при защите прав несовершеннолетних и профилактики преступности среди несовершеннолетних / Т.В. Лоза // Российский следователь. - 2017. - № 1. - С. 13.
26. Макуха, Г. М. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе по делам о преступлениях против половой неприкосновенности / Г. М. Макуха, Н. И. Курганова, Е. А. Назарова // Судья. - 2015. - № 7. - С. 51-54
27. Мамайчук, И.И. Экспертиза личности в судебно - следственной практике : учеб. пособие. / И.И. Мамайчук - СПб., 2012.- С. 136
28. Марковичева, Е. В. Проблема совершенствования процессуального статуса несовершеннолетнего потерпевшего в Российском уголовном процессе / Е.В. Марковичева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 1. - С. 17-19
29. Марковичева, Е.В. Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. / Е.В. Марковичева - Екатеринбург, 2011. - С. 16.
30. Марковичева, Е.В. Проблемы назначения и замены законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе. / Е.В. Марковичева // Судья. - 2015. - № 7.
31. Матвеев, С.В. К вопросу о процессуальном оформлении (фиксации) показаний несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / С.В. Матвеев // Научные труды МГЮА. - 2014. - № 3. - С. 13
32. Маханек, А.Б. Международная практика соблюдения принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России / А.Б. Маханек // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (37). - С. 23-25
33. Медведева, С.В. Анализ практики использования результатов оперативно- розыскной деятельности судами общей юрисдикции / С.В.Медведева, Чуриков А.В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 11 - 2. - С. 83 - 87.
34. Михальчук, Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. / Ю. П. Михальчук. - Краснодар. 2014. - С. 41.
35. Насонов, А. А. Об участниках производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / А. А. Насонов // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: сборник статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2015.  - С. 39 – 44.
36. Насонова, И.А. Теоретическая модель уголовно-процессуальной защиты: дис. … д-ра юрид. наук / И.А. Насонова. - М., 2011. - С. 490.
37. Платёнкин А.В. Обеспечение конституционных прав подозреваемого при задержании / А.В. Платёнкин // Вопросы современной науки и практики. - 2014. - №С49. - C.91 - 96
38. Плахотнюк, Ю. И. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / Ю. И. Плахотнюк // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конференции. - Казань: Бук, 2015. - С. 183.
39. Поддубняк, А.А. Специфика досудебного уголовного производства с участием несовершеннолетних / А.А. Поддубняк // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам ХХХV-ХХХVI международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - № 3-4(33) - С. 99 – 102.
40. Поликашина, О. В. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве / О. В. Поликашина // Мировой судья. - 2014. - № 4. - С. 18-21.
41. Реуцкая, И.Е. Психологические особенности допроса несовершеннолетних / И.Е. Реуцкая, О.И. Бродченко. // Прикладная юридическая психология. - №3. - 2015. - С. 11.
42. Скичко, О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / О.Ю. Скичко. - Саратов, 2005. - С. 96.
43. Стрельцова, Е.В. Особенности использования метода убеждения при разоблачении лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / Е.В. Стрельцова // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений. - Саратов. 2014. - С.89 - 90.
44. Сулейманова, С.А. Тактика проведения вербальных следственных действий в отношении несовершеннолетних / С.А. Сулейманова // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 6. - С. 80.
45. Тетюев, С. В. Допрос несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в России и Украине / С. В. Тетюев // Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - № 4. - С. 14-18.
46. Тетюев, С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводство по законодательству России и Туркменистана / С. В. Тетюев // Российская юстиция. - 2013. - № 5. - С. 33-37
47. Тиссен, О.Н. О допустимости и целесообразности заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с несовершеннолетним обвиняемым / О.Н. Тиссен. // Российская юстиция. - 2015. - № 6.
48. Цымбал, Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних / Е.И. Цымбал // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. - М., 2012. - С. 26.
49. Чуркин А. В. Отдельные процессуальные аспекты проведения очных ставок в ракурсе судебной практики европейского суда по правам человека / А. В. Чуркин // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2014. - N 2. - С. 14-15.
50. Шейфер, С. А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти / С. А. Шейфер. - М., 2013. - С. 140.
51. Юрин, В.М. Улики поведения как средство изобличения преступника / В.М. Юрин, Н.В. Арзамасцева // Правовая культура. - 2014. - № 2 (9). - С. 149.
52. Юркевич, М.А. Проблемы участия педагога (психолога) в производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних / М.А. Юркевич // Социосфера. - 2014. - № 2. - С. 242.
53. Бабушкин, А.В. Педагоги и правосудие. [Электронный ресурс] / А.В. Бабушкин / Режим доступа: http://www.coast.ru/referats/librery1/editions/pedagog/2.htm
54. Баев, О.Я. Процессуальные средства предупреждения злоупотреблений следователя правом на производство следственных действий (на примере очной ставки и допроса). / О.Я. Баев URL: http://lexrussica.ru/articles/lexrussica-7-2014
55. Генпрокуратура составила рейтинг субъектов РФ по количеству совершенных подростками преступлений // izvestia.ru: ежедн. интернет-изд. URL: http://izvestia.ru/news/660388
56. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://crimestat.ru
57. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального «Психолог в социальной сфере»». URL: http://www.consultant.ru
58. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального «Специалист по работе с семьей»». URL: http://www.consultant.ru
59. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии». URL: http://www.consultant.ru

Вопрос-ответ:

Какие основные цели имеет допрос несовершеннолетнего?

Основными целями допроса несовершеннолетнего являются выявление правды, получение информации о преступлении, выяснение обстоятельств, связанных с произошедшим, а также защита интересов и прав несовершеннолетнего.

Почему участие педагога и психолога важно при допросе несовершеннолетнего?

Участие педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего важно для обеспечения психологической поддержки, помощи в осознании и выражении эмоций, а также для снижения тревожности и страха ребенка, создания доверительных отношений и обеспечения правильного понимания вопросов и ситуации в целом.

Какое значение имеет участие защитника и законного представителя во время допроса несовершеннолетнего?

Участие защитника и законного представителя важно, так как они обеспечивают права и интересы несовершеннолетнего, оказывают ему юридическую и психологическую поддержку, помогают правильно воспринимать вопросы и ситуацию в целом, а также защищают его от возможного давления или нарушения прав при допросе.

Какие особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего?

На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего проводится беседа с ребенком, целью которой является создание доверительных отношений, объяснение целей и процедуры допроса, проверка понимания ребенком ситуации, его возможность ответить на вопросы, а также определение необходимости в привлечении педагога, психолога, защитника или законного представителя.

Какие цели преследует проведение допроса несовершеннолетнего?

Проведение допроса несовершеннолетнего имеет целью получить показания от ребенка, выяснить его роль и участие в преступлении, получить сведения о соучастниках или свидетелях, а также установить причину и мотивацию совершения преступления.

Каковы основные цели допроса несовершеннолетнего?

Основные цели допроса несовершеннолетнего заключаются в получении достоверной информации о событиях, связанных с преступлением, а также в выявлении истинных причин и мотивов поведения ребенка. Кроме того, важной целью является защита прав и интересов несовершеннолетнего в процессе допроса.

Какова роль педагога и психолога в процессе допроса несовершеннолетнего?

Участие педагога и психолога в процессе допроса несовершеннолетнего имеет важное значение. Педагог помогает создать доверительную атмосферу, адаптирует вопросы к возрастным и психологическим особенностям ребенка и обеспечивает его комфортность во время допроса. Психолог в свою очередь оценивает состояние эмоционального и психического состояния ребенка, понимает его мотивы и помогает установить контакт с ребенком.

Как участие защитника и законного представителя влияют на процесс допроса несовершеннолетнего?

Участие защитника и законного представителя является важнейшей гарантией реализации прав несовершеннолетнего в процессе допроса. Они следят за соблюдением процедур, защищают интересы ребенка, обеспечивают его право на адекватную защиту и консультацию, а также содействуют в установлении правдивого повествования со стороны несовершеннолетнего.

Какие особенности имеет тактика производства допроса несовершеннолетнего на подготовительном этапе?

На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего важно установить доверительные отношения с ребенком, объяснить ему цель и ход допроса, а также собрать необходимую информацию о его психологическом состоянии и особенностях развития. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его эмоциональное состояние и уровень понимания происходящего.

Что такое допрос несовершеннолетнего и каковы его цели?

Допрос несовершеннолетнего - это процесс получения показаний от несовершеннолетнего подозреваемого или свидетеля в рамках уголовного расследования. Цели допроса несовершеннолетнего включают выяснение обстоятельств совершенного преступления, получение информации о свидетельстве возможных преступлений, установление истины и защита прав несовершеннолетнего.

Какие проблемы могут возникнуть при участии педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего?

Участие педагога и психолога во время допроса несовершеннолетнего может столкнуться с проблемами, такими как недостаточная подготовка этих специалистов, затруднения в коммуникации с детьми, возможное оказание давления на несовершеннолетнего со стороны педагога или психолога, что может повлиять на достоверность получаемой информации.

Какое значение имеет участие защитника и законного представителя в допросе несовершеннолетнего?

Участие защитника и законного представителя является важнейшей гарантией реализации прав несовершеннолетнего во время допроса. Они могут защищать интересы ребенка, адекватно оценивать состояние детской психики, обеспечивать соблюдение процессуальных норм и правил при допросе.