Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Налоговая политика в период НЭПа.

  • 29 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 11.03.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание:
Введение
1. Предпосылки перехода к новой экономической политике
1.1. Кризис внутренней и внешней политики большевиков в 1920-1921г.г.
1.2.НЭП: сущность и основные цели, противоречия
2. Формирование законодательных основ налогообложения в годы НЭПа
2.1. Структура налогового законодательства в годы НЭПа
2.2. Система прямого налогообложения
2.3. Развитие косвенного налогообложения
2.4. Местные налоги и сборы
3. Налоговая политика и реформа налогового законодательства в условиях свертывания НЭПа
3.2. Реформа налоговой системы и налогового законодательства в условиях свертывания НЭПа
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Поэтому развитие местного налогообложения осуществлялось преимущественно через экспериментирование в области нормативно-правового регулирования, путем ежегодной корректировки законодательства, устанавливавшего местные налоги и сборы в зависимости от внешних экономических условий налогообложения и эффективности обложения тем или иным местным налогом.
Закрепленный в законах союзных республик порядок установления местных налогов и сборов в отдельных административно-территориальных единицах указывал на централизованный характер местного налогового регулирования, основанный на подчинении нижестоящих местных советов вышестоящим. Иерархия законов также соблюдалась и во взаимоотношениях центра с союзными республиками в области правового регулирования местных налогов и сборов.
<Для ><местных ><бюджетов ><доходным ><источником ><выступали ><надбав><ки ><к ><государственным ><налогам ><— ><дополнительные ><суммы ><налогов, ><по><ступающие ><в ><местные ><бюджеты; ><устанавливаются ><в ><определенной ><доле ><к ><государственным ><налогам. ><В ><Советской ><России ><и ><СССР ><в ><20-х ><гг. ><надбавки ><к ><государственным ><налогам ><использовались ><как ><налоговый ><источник ><доходов ><местных ><бюджетов. ><Право ><вводить ><надбавки ><(в ><ус><тановленных ><пределах) ><имели ><губернские ><и ><уездные ><съезды ><Советов. ><Действовали ><надбавки ><к ><промысловому ><и ><подоходному ><налогам, ><плате ><за ><патенты ><на ><право ><продажи ><спиртных ><напитков, ><минеральной ><воды ><и ><табачных ><изделий, ><охотничьему ><сбору, ><судебной ><пошлине, ><плате, ><взимаемой ><нотариальными ><органами. ><Надбавки ><к ><государственным ><налогам ><были ><отменены ><в ><связи ><с ><налоговой ><реформой ><1930—1932 ><гг.
>Перечень местных налогов существенно отличался от дореволюционного, носил классовую направленность, поэтому не затрагивал имущественные интересы большей части населения. Вводились налоги с биржевых сделок, с актов об отчуждении недвижимого имущества, с аукционных продаж, с яхт и моторных лодок, на лиц, имевших прислугу, и т.п. Томский финансовый отдел, направив отчет в СТО о выполнении декрета 29 августа 1922 г., указал введенные на территории губернии налоги, перечень которых был значительно меньше рекомендованных центром, разъяснив при этом, что "остальные налоги и сборы не введены за неимением или малым количеством объектов обложения".
3. Налоговая политика и реформа налогового законодательства в условиях свертывания НЭПа
Налоговая политика советского государства второй половины НЭПа прежде всего проводилась в целях увеличения налоговых поступлений. Для советского государства финансовый интерес имел преобладающее значение, что объяснялось поставленными перед правительством задачами (индустриализация, коллективизация, социальная политика и т.д.), на решение которых требовались значительные финансовые ресурсы, которые могли быть получены только в результате повышения фискального эффекта налогообложения.
Если на Западе фискальный потенциал налогов повышался в основном за счет совершенствования техники обложения, то в РСФСР и СССР в этом случае использовался и дополнительный ресурс – политический. Налоги выступали эффективным инструментом классовой политики. Путем усиления «налогового прессинга» в отношении так называемых капиталистических элементов (особенно в последние годы существования НЭПа) государство пыталось решить задачи как финансового, так и политического характера. С помощью налогообложения государство усиливало экономическое давление на частника и вело к свертыванию НЭПа.
Учитывая многообразие оценок итогов нэпа, важно подчеркнуть, что реальные процессы, происходившие в советской экономике в 20-е гг., не соответствовали ориентации страны на создание принципиально нового, социалистического строя. Во второй половине 20-х гг. это несоответствие стало опасным для власти. И партийно-хозяйственные верхи, и различные слои общества выражали неудовлетворённость ходом и результатами преобразований. Возникла острая необходимость в коренной реорганизации производственной (отраслевой) и технологической структуры экономики, выборе модели такой реорганизации. 3.1. Изменение приоритетов налоговой политики в конце 1920-х годов
Реконструкция налоговой системы была обусловлена той политико-экономической платформой, на которой стояло Советское государство в последние годы НЭПа.
Во второй половине 1926г. советское правительство решало вопрос о направлении дальнейшего движения экономики. Часть членов правительства настаивала на возвращении к принудительным методам изъятия сельскохозяйственной продукции. «Правые уклонисты» все еще держались принципов «хозрасчетного социализма». Вопрос о хлебозаготовках превратился из чисто хозяйственного в политический. От его решения зависела судьба нэпа, будущее «хозрасчетного социализма». Заготовительный кризис, трудности с продовольствием позволили Сталину разгромить «новую оппозицию». Постепенно государство возрождало чрезвычайные меры времен «военного коммунизма». С этой целью уже в конце 1927 года началась конфискация хлеба, незаконные обыски, установление постов на дорогах, препятствовавших привозу хлеба на городские рынки.
В деревни были направлены тысячи членов партии для принудительного изъятия хлеба. На поиски спрятанного зерна привлекались воинские части, а также деревенские бедняки, получавшие от этого выгоду.
В открытых выступлениях 1928 года Сталин еще требовал отменить различные нарушения «революционной законности» по отношению к крестьянам, называя их «рецидивами продразверстки», и даже настаивал на некотором повышении заготовительных цен на хлеб. Но на закрытых пленумах ЦК Сталин требовал применения к кулакам жестких мер, ускорения процесса коллективизации, резко критиковал «некоторых товарищей», выступавших за развитие нормальных рыночных отношений в деревне. Он считал, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечали социалистическим идеалам. Начинать этот демонтаж Сталин предлагал с деревни, не дожидаясь, пока она снова поднимется против Советской власти.
Сворачивание частного производства и свободных рыночных отношении и переход к индустриализации и коллективизации на началах административно-планового распределения привели к созданию новой, не имевшей аналогов во всем мире, «социалистической нетоварной модели экономики». В результате возникла необходимость реформировании всей финансовой системы и, прежде всего, налоговой системы, которая не соответствовала более командно-административной модели хозяйствования, так как в ней преобладали черты дооктябрьской системы налогообложения, построенной на совершенно иных – рыночных – приоритетах экономического развития.
Громоздкая налоговая система с большим числом платежей и многократностью обложения торгово-промышленного оборота, оправдавшая себя в период нэпа, на новом этапе индустриализации затрудняла проведение плановой ценовой политики, усложняла процесс взимания платежей и контроля за своевременной их уплатой, увеличивала расходы на содержание налогового аппарата. На первый план выдвигались требования сокращения большого количества платежей и максимального упрощения механизмов аккумуляции средств для нужд государства. Это и стало основной причиной реформирования налоговой системы в 1930г.
3.2. Реформа налоговой системы и налогового законодательства в условиях свертывания НЭПа
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.
Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444).
В государственный бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.
После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.
Последствием налоговой реформы 1930 г. стало кардинальное изменение налоговой системы путем акцизного обложения, сокращения до минимума оставшихся налогов и сборов, и установления платежей, которые были признаны совершенно новым механизмом формирования государственных доходов, соответствовавшим плановому распределению прибыли советских предприятий41.
Наряду с платежами новой социалистической формы, в системе налогов и сборов, кроме сельскохозяйственного налога, продолжали действовать такие налоги как: промысловый налог, подоходный налог с частных лиц и подоходный налог с предприятий обобществленного сектора, а также налог на сверхприбыль, местный налог со строений и земельная рента, установленные в целях укрепления местных бюджетов. Кроме этих платежей, была введена единая государственная пошлина, которая объединила в себе практически все сборы, взимавшиеся государственными органами за конкретные действия, совершенные ими в интересах граждан и юридических лиц.
Сохранение в налоговой системе налогов с частных лиц, несмотря на переход к новым командно-плановым методам ведения народного хозяйства, в котором практически не оставалось места для частного производства, объяснялось присутствием в социалистическом производстве, правда, в относительно ограниченном количестве предприятий частного сектора. Их наличие являлось временной необходимостью, которая «успешно» преодолевалась, в т. ч. с помощью налоговой политики.










Заключение
Характеризуя итоги развития налоговой системы и налоговой политики в годы НЭПа, со всей определенностью можно говорить о том, что налогообложение периода НЭПа – уникальная эпоха в истории российского финансового права, начавшаяся с перехода от натуральных налогов к денежным, отмеченная проведением многочисленных налоговых реформ и экспериментов, попавшая под мощный идеологический пресс и, при этом, сохранившая экономическую разумность.
В нэповский период 1920-х гг. Советское государство предприняло попытку осуществить курс аграрно-продовольственной политики, учитывая его противоречивую сущность, в основе которой лежали различные, во многом прямо противоположные аграрные и продовольственные цели и задачи. Тяжелое состояние восстанавливающейся экономики, кризисы нэпа не позволили реализовать задуманное, но дали бесценный опыт, который состоит в том, что государства, в том числе и Российская Федерация, проводящие преобразования в экономике должны учитывать уроки, через которые прошла наша экономика в 20г.г. XX века.
Тема НЭПа сегодня очень актуальна. Именно эти уроки оказались невостребованными, когда в России в 1992 году стартовала экономическая реформа.
Обращение к пошлому опыту организации системы налогов и сборов в данный период времени может помочь более эффективному выявлению положительных и отрицательных сторон в современном правовом регулировании налогообложения. Историко-правовой метод позволяет ответить на вопросы, касающиеся причин возникновения того или иного государственно-правового явления, условий их развития в прошлом и настоящем, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.
Список литературы
СУ. 1922. № 22. Ст. 233; № 30. Ст. 357; № 34. Ст. 397; № 44. Ст. 550.
СУ. 1922. № 16. Ст. 172.
Положение ЦИК СССР и СНК СССР от 2 октября 1925 г. “О товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах, утвержденное постановлением”.
Кучерявенко Н. П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 1997.
Лютов Л.Н. Обреченная реформа. Промышленность России в эпоху нэпа. Ульяновск, 2002 - 314 с.
Павлюченков С.А., Аманжолова Д.А., Булдаков В.П. и др. Россия нэповская – М., Международный Фонд Демократия, 2002.
Тимошина Т.М. Экономическая история России – М., «Филинъ», 1998.
Ведута Е.Н. Эффективное управление экономикой в условиях гражданского общества // Обозреватель. 2007. №7.
Дроздков А.В Итоги НЭП сквозь призму современной историографии // Инновационное образование и экономика. №12(1), сентябрь 2007г.
Ивлева М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации //
http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100066753#_edn2
Миллер Н.В. Особенности налоговой политики государства в период нэпа // http://library.omsu.ru/FT/VESTN.ECO/2003/1/100—104.htm,

Концессия — 1) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности;
2) само предприятие, организованное на основе такого договора.

СУ. 1922. № 22. Ст. 233; № 30. Ст. 357; № 34. Ст. 397; № 44. Ст. 550.
СУ. 1922. № 16. Ст. 172.
Положение ЦИК СССР и СНК СССР от 2 октября 1925 г. “О товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах, утвержденное постановлением”.
Миллер Н.В. Особенности налоговой политики государства в период нэпа ttp://library.omsu.ru/FT/VESTN.ECO/2003/1/100—104.htm
Кучерявенко Н. П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 1997. С. 119.

29


29

Список литературы
1.СУ. 1922. № 22. Ст. 233; № 30. Ст. 357; № 34. Ст. 397; № 44. Ст. 550.
2.СУ. 1922. № 16. Ст. 172.
3.Положение ЦИК СССР и СНК СССР от 2 октября 1925 г. “О товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах, утвержденное постановлением”.
4.Кучерявенко Н. П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 1997.
5.Лютов Л.Н. Обреченная реформа. Промышленность России в эпоху нэпа. Ульяновск, 2002 - 314 с.
6.Павлюченков С.А., Аманжолова Д.А., Булдаков В.П. и др. Россия нэповская – М., Международный Фонд Демократия, 2002.
7.Тимошина Т.М. Экономическая история России – М., «Филинъ», 1998.
8.Ведута Е.Н. Эффективное управление экономикой в условиях граждан-ского общества // Обозреватель. 2007. №7.
9.Дроздков А.В Итоги НЭП сквозь призму современной историографии // Инновационное образование и экономика. №12(1), сентябрь 2007г.
10.Ивлева М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации //
http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100066753#_edn2
11.Миллер Н.В. Особенности налоговой политики государства в период нэпа // http://library.omsu.ru/FT/VESTN.ECO/2003/1/100—104.htm,

У нас вы можете заказать