Поэтика портрета в книге Цветаевой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 1717 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 13.06.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Касаясь творчества уже ушедших поэтов, она сочла особенно важным воссоздать живой образ поэта, вернуть его читателю.Цикл стихов в книге «Ремесло» насыщен реминисценциями из стихотворений поэтов. Мы встречаем и Блока и Тютчева, Маяковского. Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника. Это и рассказ о любви — в нем переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини. Одна из отличительных черт этого цикла — музыкальность, что весьма символично, она придавала огромное значение музыке, которая воспринималась им как мировая стихия.Об отношении Цветаевой к Блоку можно судить уже по тому стихотворению, которое случайно попало в книгу «Ремесло», посвященном сыну Блока— трепетно воспринимается ею образ самого поэта:Не с серебром пришла,Не с янтарем пришла, –Я не царем пришла,Я пастухом пришла.Вот воздух гор моих,Вот острый взор моихДвух глаз – и красный пыхКостров и зорь моих.(1921)Анафора (единоначатие) усиливает восхищение цветаевской героини поэтом, подчеркивает, сколько сокровенного, драгоценного заключает в себе для нее даже звучание его имени. Частый прием именно для стихов, обращенных к Блоку. Любовь к поэту живет не только в сердце героини, но и во внешних знаках жизни, которые напоминают ему и образ поэта кажется живым в них. Все определения здесь имеют общую черту: они передают то, что длится не короче мига, но оставляет длинный след в сердце. Но автор не довольствуется только этими звуковыми символами. Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена. Все они передают динамику переживаний и чувств героини. Появляется в стихотворении и через весь цикл мотив полета, радостный и яркий. Поэт, на Цветаева, тесно связан с природными стихиями. (Вспомните ее строчку: "стихи растут как звезды и как розы".) Эта взаимосвязь органична: поэт говорит голосом природы, как он вышел из нее, родился ею ("путь кометных поэтов — путь", - говорит Цветаева), а сама молчаливая природа озвучивается, оживляется присутствием поэта.Рисуя портреты, Цветаева не жалеет красок, к примеру, обращаясь к С.М. Волконскому, она пишет:Стальная выправка хребтаИ вороненой стали волос.И чудодейственный – слегка –Чуть прикасающийся голос.(1921)Автор свободно оперирует контрастными определениями. Во всем стихотворении проскальзывают синонимичные определения, акцентирующие внимание на «стальном» характере, и в то же время голос – легкий, чудодейственный.Этот героический мотив в поэме поддерживается чисто лингвистическими средствами. Шипящие и взрывные звуки в одной линии напоминают копыта на асфальте, создавая впечатление движения. Звук дважды повторяется комбинацией "З", в другой строке переходит к грому, поражающему за слышание имени. Это создает обоюдоострый образ поэта-Разоблачителя тайной, интимной мелодии души и мелодии победоносной, мощной, творческой и властной.И всегда рядом с поэтом, который принимает все беды мира, опасность, близость "темной бездны". Поэт всегда на краю, рядом с зияющей бездной. Он поставил перед ней свою цель-противостоять злу. В последней строфе, Цветаева стихи часто голос опускается почти до шепота. После кульминации высоты и громкости второй строфы мелодия постепенно становилась тише, и, наконец, останавливалась во время перехода от бодрствования к сну, в последней строке: Ты море пьешь,Ты зори пьешь.С каким любовником кутежС моим– Дитя –Сравним?А если спросят (научу!),Что, дескать, щечки не свежи, –С Бессонницей кучу, скажи,С Бессонницей кучу…Здесь уже определения имени поэта не звучащие, а напротив, связанные с таинственной, волнующей беззвучностью: а если спросят?/ научу. В такие сокровенные минуты нельзя называть «громкое имя», нельзя потревожить его суетным упоминанием. Проникновение в душу поэта— благоговейное, сосредоточенное, самоуглубленное. Трепетно ощущение причастности к его миру — Испей!Из всех страстей –Страстнейшая, из всех смертей –Нежнейшая… Из двух горстейМоих – прельстись! – испей! (аллитерация необходима для усиления этого впечатления).В стихотворении, посвященной Ф.Н. Скрябиной Цветаева пишет о бессоннице, которая часто характеризует женские образы у поэтессы:Бессонница! Друг мой!Опять твою рукуС протянутым кубкомВстречаю в беззвучно –Звенящей ночи.Свободный, переменчивый элемент бега, полета, при всей их скорости и быстроте, затенены "звоном ночью", поэтому Цветаева передает не только разнообразие чувств героини, но и разнообразие душевных состояний поэта. Эти линии свидетельствуют о неузнаваемости души художника, некой невидимой линии, линии, которая даже с глубочайшей любовью. И всеобъемлющая любовь героики к поэту отступает с уважением и трепетом перед неразрешенной тайной гения и самой жизнью.Имя поэта для героини. Знакомство с творческим миром художника способно подарить любящему сердцу неповторимое ощущение внутренней гармонии. Героиня дает вам возможность обрести душевное спокойствие и умиротворение. Поэтому стихотворение заканчивается просветленными словами.А. А. Ахматова тоже всегда много значила в жизни Цветаевой, таким образом, удивительное сочетание двух противоположных принципов. Парадоксальная, "двухцветная" характеристика раскрывает двойственную природу ее воплощений. Автор рассматривает влияние поэтического дара на окружающий его мир как глобальное. Приобщение к судьбе героини-адресата несет в себе сладость и угрозы. Автор осознает это развитие как большой дар. И, по Цветаевой, принять его можно только целиком, со всем драгоценным весом этой ноши. И тогда действительно, сказал Пастернак,"искусство заканчивается и дышит почвой и судьбой". После погружения в поэтический мир, считает Цветаева, происходит не просто чтение стихов, а полнота сопереживания (слово Цветаева Пушкина на дуэли: "мы снимали это все в живот больно").В стихотворении, посвященном другу А. Чаброву, она пишет не о поверхностном начале дружбы, а об истине и глубине, которая заводит душу. Дружба - Не ревновать и не клясть,В грудь призывая – все стрелыКазалось бы, что может быть больше такого безоглядного растворения в любви, столь ярко выраженной самоотверженной готовности отдать «сердце свое в придачу».Знать: не бывать и не быть!В зоркости самоуправнойКак черепицами крытьМолниеокую правду.Рук непреложную розньБлюсть, костенея от гнева.– Дружба! – Последняя козньНедоказненного чрева. Однако еще многие и многие вдохновенные строки посвятит Цветаева в знак любви своим собратьям по перу. Ее «безмерная» душа вмещала такую же безграничную любовь. В 1921 году она напишет А. А. Ахматовой эти пронзительные слова: «Мне так жалко, что все это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли».ЛитератураОсновные темы и мотивы лирики М. И. Цветаевой // Русская литература. ХХ век : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. М. Болдырева [и др.]. — 3-е издание, стереотипное. — Москва : Дрофа, 2002. — С. 363—374.Марина Цветаева. РЕМЕСЛО. Книга стихов.pdfрежимдоступа: file:///C:/Users/USER/Downloads/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.%20%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%A1%D0%9B%D0%9E.%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2.pdfЕ. Зноско-Боровский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923

Литература
1. Основные темы и мотивы лирики М. И. Цветаевой // Русская литература. ХХ век : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. М. Болдырева [и др.]. — 3-е издание, стереотипное. — Москва : Дрофа, 2002. — С. 363—374.
2. Марина Цветаева. РЕМЕСЛО. Книга стихов.pdfрежимдоступа: file:///C:/Users/USER/Downloads/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.%20%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%A1%D0%9B%D0%9E.%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B2.pdf
3. Е. Зноско-Боровский Рец.: Марина Цветаева Ремесло: Книга стихов. М.-Берлин: Геликон, 1923

Вопрос-ответ:

В чем состоит важность воссоздания живого образа поэта в книге Цветаевой?

Цветаева считает особенно важным воссоздать живой образ поэта, чтобы вернуть его читателю и позволить ему почувствовать и понять творчество уже ушедших поэтов.

Какие поэты можно встретить в цикле стихов "Ремесло" в книге Цветаевой?

В цикле стихов "Ремесло" в книге Цветаевой можно встретить таких поэтов, как Блок, Тютчев и Маяковский. Цветаева черпает вдохновение из их стихотворений и реминисценций.

Какую тайну духовной жизни художника пытается постичь Цветаева в своей книге?

Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника в своей книге. Она передает тончайшие оттенки чувств и размышлений лирической героини, чтобы позволить читателю приблизиться к пониманию его духовного мира.

Что символизирует музыкальность цикла стихов в книге Цветаевой?

Музыкальность цикла стихов в книге Цветаевой символизирует гармонию и глубину душевного мира поэта. Она помогает передать тончайшие оттенки чувств и эмоций, которые присутствуют в лирическом герое.

Какие черты отличают цикл стихов в книге Цветаевой, рассказывающий о любви?

Один из отличительных черт цикла стихов в книге Цветаевой, рассказывающий о любви, - это передача тончайших оттенков чувств. Цветаева воплощает в своих стихах все нюансы и эмоции, связанные с этим состоянием.

Что важно для Цветаевой в воссоздании живого образа поэта?

Цветаева считает особенно важным воссоздать живой образ поэта и вернуть его читателю.

Какие стихотворные работы упоминаются в цикле стихов "Ремесло"?

В цикле стихов "Ремесло" упоминаются стихи Александра Блока, Федора Тютчева и Владимира Маяковского.

Чему стремится Цветаева в своих стихах?

Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника в своих стихах.

Что передано в цикле стихов "Ремесло"?

В цикле стихов "Ремесло" переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини, а также рассказ о любви.

Что символизирует музыкальность цикла стихов "Ремесло"?

Музыкальность цикла стихов "Ремесло" символизирует тонкие нюансы и гармонию внутреннего мира героини и поэтическое искусство.

Что рассказывает книга Цветаевой о поэтической портретике?

Книга Цветаевой рассказывает о важности воссоздания живого образа поэта и его передачи читателю. В ней присутствуют реминисценции из стихотворений других поэтов, таких как Блок, Тютчев, Маяковский, что делает ее особенно интересной. Цветаева также стремится постичь тайну духовной жизни художника и передать тончайшие оттенки чувств лирической героини. Еще одной отличительной чертой цикла стихов в этой книге является их музыкальность.