Эмоциональное развитие ребенка в доме малютки.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3434 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.07.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционального развития детей в доме малютки
1.1. Особенности младенческого возраста
1.2. Характеристика социальной ситуации и особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте
1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте
1.4. Основные новообразования младенческого возраста
Глава 2. Исследование эмоционального развития ребенка в доме малютки
2.1. Цель, задачи исследования
2.2. Методика исследования
2.3. Результаты исследования
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления. Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.
Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого»
Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной активности взрослого.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить. Проба длится в течение 1 минуты.
В процессе проведения каждой диагностической пробы экспериментатор отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления.
Таблица 2
Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления
Компоненты комплекса оживления Критерии оценки компонентов Баллы Сосредоточение Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд. 0 Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого. 1 Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого. 2 Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого. 3 Улыбка Отсутствует. 0 Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой. 1 Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. 2 Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. 3 Двигательное оживление Отсутствует. 0 Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. 1 Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. 2 Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. 3 Вокализации Отсутствуют. 0 Тихий однократный голосовой звук. 1 Эпизодические голосовые звуки. 2 Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики. 3
Анализ результатов и составление заключения. На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.
Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе. Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ребенка. Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.
Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения — до 2,5—3 месяцев — у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяцев может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения. Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствительности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоционально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнообразные ситуации взаимодействия с ним.
Средства общения. В период становления общения — до 2,5 месяцев состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов - слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репертуаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента, и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действии у ребенка от 3 до 5 месяцев может свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора. После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук хватание, повороты туловища и т.д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуативно-личностной форме.
Положительные эмоциональные проявления. Отсутствие положительных эмоциональных проявлений констатируется, если они не отмечены ни в одной из проб. Слабая выраженность положительных эмоциональных проявлений констатируется, если во всех пробах оценка улыбки, двигательного оживления или вокализаций не превышает 1 балла. До 2,5 месяцев отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов считается нормой, однако после 3 месяцев может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в совокупности с другими признаками. В этом случае необходимо проанализировать, какие именно компоненты комплекса оживления представлены слабо, и сопоставить характеристики комплекса оживления, проявляющиеся ситуации восприятия предметов с его характеристиками при общении со взрослыми. Средняя степень выраженности положительных эмоций отмечается, когда их максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, высокая степень, если хотя бы в одной из проб значения улыбки, двигательного оживления и вокализаций достигают 3 баллов. Средняя и высокая степени выраженности положительных эмоциональных проявлений при восприятии предметов свидетельствуют об общем эмоциональном благополучии ребенка и нормальном ходе развития его познавательной активности.

2.3. Результаты исследования

В процессе исследования эмоционального развития экспериментальные ситуации были проведены с 4 детьми младенческого возраста. Результаты исследования были зафиксированы в протоколах. Протоколы обобщены и приведены в таблице 4 (см. таблицу 4).
Таблица 4
Протокол исследования комплекса оживления
Компоненты комплекса оживления Критерии оценки компонентов Леша А. Алиса М. Денис Р Вера К. Сосредоточение Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд. + Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого. + + + Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого. Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого. Улыбка Отсутствует. + + Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой. + + Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. Двигательное оживление Отсутствует. Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. + + + Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. + Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. Вокализации Отсутствуют. Тихий однократный голосовой звук. + + + Эпизодические голосовые звуки. + Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.
Данные обобщены в виде средних показателей в таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования эмоционального развития младенцев в доме малютки
Проявления Леша А. Алиса М. Денис Р. Вера К. Среднее Сосредоточение 0 1 1 1 0,7 Улыбка 1 0 1 0 0,5 Двигательное оживление 1 1 2 1 1,2 Вокализации 1 1 2 1 1,2 Среднее 0,8 0,7 1,3 0,7
Как видно из данных таблицы 3 видно, что практически у всех детей отмечается низкий уровень сосредоточения. Такие дети не фиксировали взгляд, редко останавливались на лице взрослого. В ситуации, когда взрослый брал ребенка на руки, младенец не проявлял сосредоточения длительно, отмечались лишь кратковременные реакции.
Улыбка отмечалась как незначительная, недлительная у всех младенцев. В ситуациях, когда взрослый разговаривал с ребенком или брал его на руки, отмечалась положительная реакция, фиксировалась улыбка, однако она была недлительная, ребенок не проявлял длительного желания общаться. При этом взгляд не фиксировался длительно на лице взрослого. Улыбка характеризовалась как спокойная, без сопровождения мимики. Отсутствие улыбки отмечалось у одного ребенка (Алиса М.).
Двигательное оживление оценивается как низкое, поскольку у всех детей отмечались поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками. Лишь у одного ребенка отмечалось длительное вскидывание ножками и ручками при обращении к нему взрослого (Денис Р.).
Вокализации характеризуется тихим голосом, или эпизодическими голосовыми звуками. Трое младенцев не проявляли длительных голосовых звуков. Только у Дениса Р. Отмечались эпизодические звуки: ребенок, при обращении к нему взрослого, издавал голосовые звуки.
Поскольку у детей отмечается слабая кратковременная улыбка, двигательное оживление слабое, слабая вокализация, у всех младенцев был зафиксирован низкий уровень эмоционального развития.
Проведенное исследование позволило отметить, что у всех детей первого полугодия жизни в доме малютки отмечается отсутствие полноценного количества эмоциональных реакций. У детей отмечается слабая улыбка, недостаточные двигательные реакции оживления, сосредоточение кратковременно, вокализация эпизодическая или однократная. Дети не проявляют интереса к взрослому, когда он находится рядом, не привлекают к себе внимания. При этом если взрослый обращается к ребенку, или берет его на руки, то фиксируется некоторое оживление (улыбка, двигательные реакции и т.д.), однако они достаточно кратковременны.
Как оказалось, пребывание младенца первого полугодия жизни в доме малютки, в условиях недостатка общения с эмоционально близким человеком – взрослым, привело к отсутствию или снижению реакций эмоционального комплекса оживления. Следовательно, недостаток общения ведет к тому, что у ребенка отсутствуют эмоциональные реакции, соответствующие данному возрасту. Отмечается синдром госпитализма. Результаты исследования подтверждают значимость эмоционального общения для развития младенца.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Заключение

В период младенчества ребенок в своем развитии делает значительный скачок. Ни в одном другом возрасте нет таких существенных изменений в развитии, как в младенчестве. социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте характеризуется единством отношений взрослого и ребенка. Взрослый воспринимает себя как целое с ребенком, несмотря на физиологическое и биологическое отделение младенца. При этом важно отметить, что социальная ситуация в младенчестве проявляется именно в общении ребенка и взрослого. Важно отметить, что наиболее важным является общение младенца с матерью.
В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения – они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции; ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым. В течение первых 3-4 мес., кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление.
Во втором полугодии ребенок, активно стремящийся действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Их общение приобретает ситуативно-деловую форму. Ребенок видит во взрослом не только источник любви и ласки, но и соучастника, помощника в действиях с предметами, носителя образца действий и оценки действий младенца. Содержанием общения становятся предметные действия.
На основании теоретического анализа были проанализированы особенности эмоционального развития ребенка первого полугодия жизни в доме малютки.
Как показали результаты исследования, у детей отмечается низкий уровень инициативности, чувствительности, эмоциональных проявлений. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе. Именно такая социальная ситуация характеризуется в доме малютки. Дети испытывают недостаток общения с близким взрослым. Дети не проявляют интереса к взрослому, когда он находится рядом, не привлекают к себе внимания. При этом если взрослый обращается к ребенку, или берет его на руки, то фиксируется некоторое оживление (улыбка, двигательные реакции и т.д.), однако они достаточно кратковременны. Все это свидетельствует о нарушениях эмоционального развития младенцев в доме малютки.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999.
Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. / Е.О. Смирнова и др. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с
Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
Галанов А.С. Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: Аркти, 2001
Дети – сироты. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф – сервис, 1998
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999
Немов Р.С. Психология. Т.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1995
Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2011.
Немов Р.С. Психология. Т.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1995
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – С. 61-66
Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. / Е.О. Смирнова и др. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. / Е.О. Смирнова и др. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. С. 60
Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. / Е.О. Смирнова и др. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
Галанов А.С. Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: Аркти, 2001.
Галанов А.С. Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: Аркти, 2001
Дети – сироты. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф – сервис, 1998
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. С. 60
Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2011
Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.












2

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999.
2.Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет. / Е.О. Смирнова и др. - М.: АРКТИ, 2004. — 160 с
3.Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000
4.Галанов А.С. Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: Аркти, 2001
5.Дети – сироты. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф – сервис, 1998
6.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996.
7.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
8.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999
9.Немов Р.С. Психология. Т.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1995
10.Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
11.Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2011.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности младенческого возраста?

Особенности младенческого возраста включают ряд физических и психологических изменений. К физическим особенностям относятся: недостаточно развитая моторика, активное образование нервных связей, формирование основных органов и систем организма. Психологические особенности включают: неразвитость познавательных процессов, ограниченность коммуникативных возможностей, пассивность в общении с окружающими.

Как можно охарактеризовать социальную ситуацию и особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте?

Социальная ситуация и особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте характеризуются тесной взаимосвязью и зависимостью между детьми и их ближайшим окружением. Дети в этом возрасте очень сильно нуждаются в заботе, внимании и эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Они активно воспитываются и обучаются в процессе взаимодействия с ними.

Какова структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте?

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте характеризуются преобладанием двигательной, сенсорной и игровой деятельности. Дети в этом возрасте активно исследуют мир вокруг себя, учатся пользоваться своими собственными телесными возможностями, играют и развлекаются. В процессе этих деятельностей они развивают свои физические и психологические способности.

Какие основные новообразования характерны для младенческого возраста?

В младенческом возрасте наблюдаются несколько основных новообразований: формирование эмоциональных реакций и переживаний, развитие телесных ощущений и перцепций, появление коммуникативных навыков, формирование личности через отражение своей активности в зеркале, развитие деятельности взаимодействия с окружающим миром.

Какие особенности младенческого возраста описаны в статье?

В статье описаны особенности младенческого возраста, такие как физическая независимость, развитие двигательных навыков, формирование основных потребностей и т.д.

Каковы характеристики социальной ситуации и особенности общения со взрослыми в младенческом возрасте?

В младенческом возрасте дети находятся в постоянном общении с взрослыми. Они активно участвуют в процессе общения, проявляют интерес к окружающему миру и начинают осмысливать слова и жесты взрослых.

Какие основные новообразования младенческого возраста описаны в статье?

В статье описаны основные новообразования младенческого возраста, такие как формирование первых эмоциональных реакций, развитие чувства самосознания, формирование основных умений и опыта взаимодействия со сверстниками.

Какие цели и задачи были поставлены перед исследованием эмоционального развития ребенка в доме малютки?

Целью исследования было изучение эмоционального развития ребенка в доме малютки, а задачами были определение динамики эмоционального развития, выявление влияния взаимодействия с взрослыми на развитие эмоциональной сферы и выделение основных факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы.