Материальная культура русских Республики Башкортостан

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этнография
  • 1616 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.06.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Внешние особенности жилья 3
2. Внутреннее убранство дома 5
3. Одежда 9
4. Сельские и городские ремесла и промыслы 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Как пишет В.А. Абрютин, «почти в каждом более или менее значительному поселке встречаются плотники, пильщики, печники, каменщики, пимокаты, портные, сапожники, кузнецы, столяры и проч. Но все эти люди лишь случайные ремесленники, по существу же — хлебопашцы. Есть письменные упоминания о том, что в деревне Кага из овечьей шерсти женщины изготавливали домашнюю ткань, трикотажные варежки, чулки, валенки, шляпы, войлоки, беготни и седла. В п. Мураевинский, в Белебеевском уезде, были плотники и сапожники, почти везде плотники, которые изготовляли в основном соломенные крыши. В селе Покровка того же района были плотники, кузнецы, плотники, пилильщики, каменщики, портные; в нескольких домах занимались производством веревок. В российском селе Новотроицкое Мишкинском районе было 5 цехов по производству канатов, 5 асфальтобетонных цехов, 1 мастерская по производству колес. До сих пор жители деревни ковыляли ковры и валяли обувь.По материалам исследований, повсюду в русских деревнях были портные, пимокаты, сапожники, лапотники, которые обеспечивали людей всех возрастов работой, повседневной и праздничной обувью. В западных регионах русские крестьяне часто носили туфли, которые были изготовленны не русскими, а татарскими сапожниками, считались сильными и удобными. У них закругленные носки с прямой броней, поэтому левыйботинокне отличался от правого.Имена ремесленников многочисленны даже в контексте русской деревни. В Вознесенке знаменитым бондарным мастером был Дмитрий Владимирович Кобяков (на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков), он делал кадушки, ведра, ярмо. Арсений Алексеевич Шостаков (1876-1966) сделал тобоганы, детские блюда (играть «в клетку» или «в доме»), он поставил печи. Федор Романович Серебрянников (родился в 1940 году) в деревне делает ульи и инструменты для пчеловодства, занимается резьбой по дереву, разрабатывает новые модели, иногда вдохновленные башкирскими мотивами. До сих пор Виталий Васильевич Горкунов (1930 года рождения) сплел и продал лапти; они одеваютсякрестьянами во время сенокоса: «ноги не потеют и не устают». Плетёт лапти, корзины, ставит печь, выполняет все плотницкие работы Петр Прохорович Чернов (род. в 1928 году) из деревни Молоканово (Куюргазинский район). Ремесленники продавали свои товары в магазинах, ярмарках и базарах. Например, в деревне Дуван у русских, башкир и татар пользовались большим спросом изделия из керамики А.А. Шостакова.В ходе полевых исследований и изучения музейных экспонатов ИЭИ УНЦ РАН установлено, что местные гончары работали на территории Архангельского, Белорецкого, Дуванского, Иглинского, Уфимского, Учалинского, Стерлитамакского и многих других районах. Вырабатывалась чёрная посуда без глазури, которую при наличии глины обжигали в домашней печи. В специальных мастерских, имевших горн для обжига, получали глазированную посуду разных оттенков, в зависимости от состава глины. В д. Князева Поляна Архангельской волости Стерлитамакского уезда заведение С. Мошненкова изготавливало белую глиняную посуду. В реестре городских мастеров было много производителей российских печей, подставок и жестянщиков, кузнецов, плотников, лачуг, повозок, повозки, гончаров, бондаров. Многие из них специализируются на производстве одежды и обуви. Среди ремесленников особенно выделяются портные, сапожники, перчатки и швы, скорняки, сапожники, лапотники, кожевники.В российских селах Бирского и Стерлитамаиского районов разработаны барданный и токарный промысел (изготовление чашек, ложек, ведер, бочек, ванн). В Бирском районе также изготавливали сита, туеса, берды и курительные трубки. Каркасный улей был собран в восточной части Стерлитамака и в Златоустовском районе. В Златоустенском и Архангельскомрайонах производилась мебель (в том числе резные шкафы), телеги, тарантасы, хомуты для лошадей и коров (использовавшиеся в годы войны).Русские мастера всегда отличались творческим подходом к созданию чего-либо. На землях Южного Урала они передавали традиции, сформированные на их старой родине, и развивали их в новых социальных и природно-географических условиях в сотрудничестве с другими народами.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследования по истории заселения русскими территории Южного Урала появились в XVIII–XIX вв. (П.И. Рычков, В.М. Черемшанский, М.К. Любавский, Б.Э. Нольде). Этническая культура русских стала объектом научного внимания преподавателей вузов и отдельных академических работников лишь в середине XX в. (лингвист З.П. Здобнова, фольклористы И.Е. Карпухин, Б.Г. Ахметшин, Л.И. Брянцева, литературовед М.Г. Рахимкулов).Из современных исследований стоит выделить исследование Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, который организовал этнографическую экспедицию в Дуванский район Башкортостана для исследования материальной культуры населения северо-восточных районов республики. Это первая комплексная этнографическая экспедиция, работавшая среди русского населения Башкортостана.Проведенные исследования выявили значительную устойчивость элементов материальной русской культуры. В домах на селе до сих пор часто встречаются русские печи и планировка с такими традиционными элементами, как встроенные лавки, лестницы, полки для икон. Сохраняют свое функциональное значение сохранившиеся берестяные туески, плетеные корзины, глиняные горшки, деревянные грабли, старинные расписные пряхи и швейки, ткацкие станки. Местное население во время сенокоса иногда надевает лапти. В деревнях встречаются мастера, которые плетут лапти, валяют валенки, украшают дома накладными узорами. Материальная культура русского народа хорошо сохраняется в сельских и школьных музеях, где собраны богатые экспозиции орудий труда, кухонной утвари, традиционной мебели, одежды.Список литературы:Бусыгин Е.П. Материальная культура русского населения западных районов Башкирской АССР // Географический сборник. Вып. 2. Казань, 1967. - С. 108–127. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.). Казань, 1966. – С.143-144.Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана / Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2012. 140 с.Ковязин С.А. Русское население Башкирии (история, современность, религия, обычаи и обряды) / Респ. центр народного творчества Мин-ва культуры Башкирской ССР. Уфа, 1991. 39 с.Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и со-временность. Сб. трудов. Часть 1 / Изд. Башкир. ун-та. Уфа, 1998. 186 с.Никонорова Е.Е., Илларионова Е.Н. Одежда русских Башкортостана в процессе межэтнических взаимодействий // Славянский мир: история и современность. Уфа, 2008. С. 40–48.

1. Бусыгин Е.П. Материальная культура русского населения западных районов Башкирской АССР // Географический сборник. Вып. 2. Казань, 1967. - С. 108–127.
2. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.). Казань, 1966. – С.143-144.
3. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана / Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2012. 140 с.
4. Ковязин С.А. Русское население Башкирии (история, современность, религия, обычаи и обряды) / Респ. центр народного творчества Мин-ва культуры Башкирской ССР. Уфа, 1991. 39 с.
5. Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и со-временность. Сб. трудов. Часть 1 / Изд. Башкир. ун-та. Уфа, 1998. 186 с.
6. Никонорова Е.Е., Илларионова Е.Н. Одежда русских Башкортостана в процессе межэтнических взаимодействий // Славянский мир: история и современность. Уфа, 2008. С. 40–48.

Вопрос-ответ:

Какие внешние особенности жилья были характерны для русских в Республике Башкортостан?

Жилье русских в Республике Башкортостан имело свои особенности. Обычно это были одноэтажные деревянные избы с узкими окнами и глиняными печами. Крыши изб были покрыты соломой или деревянными чашами.

Каким было внутреннее убранство домов русских жителей Башкортостана?

Внутреннее убранство домов было простым и функциональным. В основном, в домах была одна комната, которая служила и спальней, и гостиной. Важнейшим элементом была печь, на которой готовили пищу и отапливали помещение. На стенах часто висели ковры и посуда была выставлена на полках или шкафах.

Какие виды одежды были характерны для русских жителей Башкортостана?

Одежда русских жителей Башкортостана была простой и практичной. В основном, это были легкие холстяные или льняные рубахи, юбки, накидки. Женщины обычно носили платки на голове. В холодное время года они покрывались теплыми шубами и валенками.

Какие ремесла и промыслы были распространены среди русских жителей Башкортостана?

Среди русских жителей Башкортостана были распространены различные ремесла и промыслы. Например, плотники занимались изготовлением мебели, пильщики - обработкой дерева, печники - строительством печей, каменщики - масонскими работами, портные - пошивом одежды, сапожники - изготовлением обуви, кузнецы - работой с металлом, столяры - изготовлением деревянных изделий.

Где можно найти дополнительную информацию по данной теме?

Дополнительную информацию по данной теме можно найти в произведениях В.А. Абрютина, который изучал материальную культуру русских в Республике Башкортостан. Также полезным источником может быть список литературы, приведенный в конце статьи.

Какие внешние особенности жилья в Республике Башкортостан?

Внешние особенности жилья в Республике Башкортостан могут включать различные типы строений — деревянные, каменные или смешанные. Они обычно имеют двухэтажную или одноэтажную планировку с простой архитектурой и надворными постройками.

Какое внутреннее убранство дома в Республике Башкортостан?

Внутреннее убранство домов в Республике Башкортостан отличается уютом и функциональностью. Они обычно имеют большие печи, которые служат не только для обогрева, но и для приготовления пищи. В помещениях дома часто есть большие скамейки и столы для семейных обедов и встреч с гостями.

Какие виды одежды в Республике Башкортостан?

В Республике Башкортостан традиционную одежду составляют различные предметы, такие как рубахи, сарафаны, платки, шапки и валенки. Они часто изготавливаются из натуральных материалов, таких как лен, шерсть или кожа, и могут быть украшены вышивкой или другими декоративными элементами.

Какие сельские и городские ремесла и промыслы существуют в Республике Башкортостан?

В Республике Башкортостан существуют различные ремесла и промыслы. Некоторые из них включают плотничество, каменную кладку, портничество, сапожничество, кузнечное дело и столярное дело. Однако большинство людей занимаются сельским хозяйством и выращиванием продуктов питания.

Есть ли литература, которую можно использовать для изучения материальной культуры Республики Башкортостан?

Да, для изучения материальной культуры Республики Башкортостан можно использовать различную литературу. Некоторые рекомендованные источники включают работы В. А. Абрютина и других исследователей, которые изучали эту тему. Библиографический список доступен для дальнейшего изучения.

Какие материальные особенности жилья у народов Башкортостана?

Материальная культура народов Башкортостана отличается разнообразием и уникальностью. Внешние особенности жилья включают в себя применение традиционных материалов, таких как древесина, кирпич и камень, а также специфическую архитектуру, характерную для этой региона. Дома обычно имеют одно или два этажа и крыши с наклоном для защиты от снега и дождя. Внутреннее убранство дома тоже имеет свои особенности, с украшениями из резьбы, вышивки и народных ремесел.