Анализ принципа цитирования у Д.Шостаковича в педагогическом процессе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 4343 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 24.06.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Жизненный и творческий путь Д. Шостаковича 7
1.1. Биографический фактор в процессе становления Д. Шостаковича-композитора 7
1.2. Обзор камерно-вокального творчества 11
1.3. Новые принципы художественного мышления Д. Шостаковича 16
ГЛАВА 2. Стилистические принципы Д. Шостаковича 18
как композитора и интерпретатора 18
2.1. Стиль эпохи и стиль Д. Шостаковича-композитора 18
2.2. Музыкальный язык и полифония мышления композитора 23
2.3.Симфоническое наследие Д. Шостаковича и его переосмысление современниками 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Фрагмент для ознакомления

Текст стихотворения был изменен для удовлетворения этих возражений, но 13-я симфония так и не получила широкого признания. Затем последовала замечательная 14-я симфония (1969), в 11 секциях, забитая для голосов и оркестра, словами Федерико Гарсиа Лорки, Аполлинера, Рильке и русского поэта Кучербекера.15-я симфония Дмитрия Шостаковича, его последняя (премьера в Москве под руководством его сына Максима 8 января 1972 года), продемонстрировала его бессмертный дух инноваций; оценка задана ключом майора, но в ней содержится додекафонический проспект и буквальные аллюзии на мотивы от Увертюры Уильяма Телльса Россини и Судья Мотива от Уайгнера Уокер. Принятие Шостаковича, пусть и ограниченное, тем, построенных на 12 разногласиях, процедура, которую он сам осуждал как анти-мюзикл, интересен как с психологической, так и социологической точек зрения; он экспериментировал с этими приемами в нескольких других работах; его первое явное использование 12-тонального предмета произошло в его 12-м струнном квартете (1968). В равной степени освещается его использование в некоторых его десятках личных монограмм, D.S.C.H. (для D, Es, C, H в немецкой нотации, т. е. D, E-flat, C, B). Один за другим его ранние произведения, первоначально осужденные как неприемлемые для советской действительности, были возвращены на сцену и в концертный зал; были опубликованы и зарегистрированы неприятные 4 и 13 симфонии; опера «Нос» и «Леди Макбет» района Мценск (переименована в Катерину Измайлову после имени героини) провели несколько успешных пробуждений.Сольная партия в концерте является подходящей аналогией для жизни Дмитрия Шостаковича в сталинской России. Борьба одного голоса против гнетущей силы полного оркестра несет тревожно сходное сходство с композитором в постоянном страхе перед преследованием со стороны режима. Против его легиона симфоний и струнных квартетов, концерты Шостаковича относительно немного - всего за шесть. Тем не менее, они входят в число его самых подвижных и захватывающих работ.Первый Концерт для фортепиано был написан в 1933 году, через год после того, как он закончил печально известную леди Макбет. В концерте есть сильное чувство классической мелодической формы и стиля - хотя и начинали странной «неправильной нотой» - и с сольным фортепьяно найти маловероятного партнера в сольной трубе obbligato. Характер внешних движений является легким и юмористическим, и он отличается от циркового достоинства композитора и безрассудным отказом от этого безотказного периода. Но проблема была пивоваренная.Шостакович сочинил очень любимый первый скрипичный концерт в 1948 году для Дэвида Ойстраха. Он уже составил первые два движения, мрачный ноктюрн и резкий, сардонический скерцо, в 1947 году. Последние два были написаны во время одного из самых унизительных периодов карьеры композитора. Андрей Жданов, особенно безжалостный политический сторож, был назначен возглавить расследование в работах советских художников. Шостакович возвращался домой с этих мучительных собраний, чтобы найти утешение в написании эмоционально-кованого третьего движения. Его каденция включает в себя некоторые из самых интенсивных сочинений композитора, солист, раздирающий скрипку с мучительным пылом, прежде чем отправиться в демонический бурлеск.Второй фортепианный концерт 1957 года был написан для сына Шостаковича Максима. Второе движение особенно затрагивает и представляет романтическую лирику, которая отчетливо отсутствует в пустынных ландшафтах его других медленных движений.Первый Концерт для виолончели, премьера которого в 1959 году Мстиславом Ростроповичем, возвращается к кусающему, сатирическому тону первого Концерта для скрипки. Движение открытия - это помпезный марш, возглавляемый виолончелью, сопровождаемый темным плачем второго движения и одинокой каденцией третьего. Шостакович был свободен писать более смелую музыку после смерти Сталина в 1955 году (первый Концерт для скрипки до сих пор хранился в ящике), и воспользовался возможностью, чтобы завершить пародию на любимую народную песню Сталина, Сулико, в финале.Второй концерт виолончели был составлен в 1966 году, а второй концерт скрипачей последовал год спустя. Обе эти работы имеют много общего с первыми концертами в плане оркестровки и использования народных мелодий, однако они были отстранены популярностью ранних работ. С момента своего создания драма первого виолончельного концерта заинтриговала и охладила аудиторию, в то время как солисты продолжают вдохновляться богатым и болезненным языком Первого Концерта для скрипки. Оба концерта относятся к числу лучших, написанных для своих инструментов, в частности, поскольку они показывают глубокое понимание Д. Шостаковича борьбы и изоляции. В каталоге произведений Д. Шостаковича опера превосходит практически любой другой жанр. Тем не менее, композитор был остроумным поклонником театра с пожизненным интересом к опере, и что он не писал больше, можно обвинять в беспредельном политическом обстоятельстве.Первая опера Шостаковича, постановка сумасшедшей сатиры Гоголя «Нос», премьера, когда ему было всего 24 года. Хвала сегодня как за свой изобретательный результат, так и за проворное комическое время («оперная версия Чарли Чаплина или Монти Питона», как выразился Джеральд МакБерни), в 1930 году это был жалкий флоп. Перед фальсификацией оперу удалось исполнить всего 16 спектаклей, а ее тяжелое положение не помогло в установлении советской нетерпимости к художественным экспериментам. Нос не вернется в Советский Союз до 1974 года.Неустрашимый, Шостакович запустил себя в то, что остается его самой высоко оцененной и часто исполняемой опера, палящей леди Макбет из Мценска, которая открылась в Ленинграде и Москве в 1934 году. На этот раз он забил удар. В течение двух лет опера имела более 200 выступлений в Советском Союзе, а постановки в Европе и Соединенных Штатах превратили молодого Шостаковича в международную звезду.Затем, в январе 1936 года, Сталин пришел посмотреть шоу и вышел до конца. Через два дня «Правда» опубликовала статью, которая решительно изменила бы карьеру Шостаковича и все лицо искусства в Советском Союзе. «Маддл вместо музыки» было порочным осуждением оперы и всего пошлого, антисоциалистического движения, за которое оно якобы стояло. Статья возвестила о полном масштабе государственного нападения на художников каждого описания. Леди Макбет была немедленно отозвана.Инцидент и последующая борьба за восстановление его репутации заставили Шостаковича переключиться на оркестровую и камерную музыку. Предполагаемая трилогия опер о русских женщинах, из которых леди Макбет была первой, была оставлена, и различные другие оперные проекты, которые он рассматривал и даже начинал в течение 1930-х и 40-х годов, оказались неудачными.В 1954 году, спустя год после смерти Сталина, Шостакович вновь обратился к леди Макбет, переработав партитуру и вернув ее как Катерину Измайлова, хотя новая версия не была исполнена в Советском Союзе до 1963 года. Его единственная другая полная работа на сцене была в 1959 году в Москве, Черёмушки, сатирическая оперетта, чья бисерная оценка становится шоком для тех, кто знаком с симфониями и струнными квартетами. В противном случае единственным крупным вкладом композитора в оперу были его повторные оркестровки Бориса Гудунова и Хованщины в «Мусоргском», которые в 1959 и 1960 годах имели свои премьеры на сцене.Ни Cheryomushki, ни The Nose полностью не исчезли (последнее было неожиданным успехом для Metropolitan Opera), но только леди Макбет закрепилась в репертуаре. Даже сам по себе этот шероховатый шедевр летает на убедительном флаге для важного оперного композитора. Сколько других великих произведений мог сделать Шостакович, если бы политика не стояла на его пути?Камерная музыка лежит в основе выхода Шостаковича. Хотя некоторые отрывки в симфониях можно рассматривать как несущие закодированные сообщения или, по крайней мере, чувство амбивалентности и иронии, он был в менее публичном, менее политически загруженном царстве камерной музыки, который композитор смог полностью выразить свое беспокойство , Составляя патриотические кантаты и пропагандистские фильмы для своих советских мастеров, он обычно доверял свои самые опасные мысли камере. Особенно в струнных квартетах он превратил свои интимные чувства в личную музыку, которая продолжает резонировать с нами сегодня, в другую эпоху и в самых разных обстоятельствах из-за сырой эмоции, которую она едва скрывает. В чисто технических терминах уточнение Шостаковича тематического материала и обтекание текстуры яснее в его камерных работах.Некоторые комментаторы предполагают, что 15 квартетов Шостаковича вытеснили шесть Бартока как самый впечатляющий канон 20-го века. Первый, начиная с совершенно безосновательно до-мажор, появился в 1938 году, вскоре после временной политической реабилитации композитора после Пятой симфонии. К моменту Третьего (1946) тени вкрались в ткань музыки - несомненно, были окрашены опасностями военного времени.С этого момента пронизывающая растущая (и очень русская) комбинация меланхолии и безумных высоких духов пронизывает эти штуки. Один из самых известных, № 8, использует акцентированную трехзначную цифру, которую композитор назвал зловещим стуком в дверь посреди ночи, когда Тайная полиция прибыла, чтобы забрать кого-то. (Шостакович был в постоянном и законном страхе перед этим, это случилось с несколькими его друзьями.) Восьмой также содержит странный маленький вальс, как начало безумия, используя мотив DSCH - инициалы композитора - чтобы указать на глубокую личную музыку актуальность. В поздних квартетах мировая усталость Шостаковича проявляется в редких текстурах и минимальном движении, сопровождаемом случайными бесполезными вспышками.Несколько камерных произведений с фортепиано рассматриваются как шедевры. Квартет для фортепиано с его типично кусающим скерцо и каноническим финалом заслуженно популярен. Из фортепианных трио Второй - более амбициозный, означающий потерю друга композитора, музыковеда Ивана Соллертинского. Ротислав Дубинский, скрипач, чья трио премьера этой работы, описал его скерцо как «дьявольский, разрушительный танец смерти».Соната Виолы была завершенной композицией Шостаковича. Это мрачный тон разбит кратковременным центральным моментом саркастической танцевальной музыки, но последнее движение - одно из самых личных высказываний композитора: долгое и грустное размышление об открытии лунной сонаты Бетховена.Духовые инструменты фигурируют менее заметным образом в камерной музыке Шостаковича, но он организовал группу вальсов (в основном из таких фильмов, как «Овод») для флейты, кларнета и фортепиано. Эти спокойные пьесы далеки от мира боли и сожаления, выраженного в квартетах.Учитывая, что фортепиано было настолько важным в его жизни, возникает вопрос, почему он так мало сочинил для него сольную музыку. По общему признанию, он присутствует в камерных работах, в двух сольных концертах, в песнях и даже в четырех из его 15 симфоний, но его сборник сольных произведений краток: всего восемь получили номера опусов (от общего числа менее 20) - и все они были написаны до смерти Сталина в 1953 году.Возможно, по идеологическим соображениям или для успокоения растущего советского авторитаризма его 24 Прелюдии с начала 1930-х годов более нежны. Следуя примеру Шопена, эти драгоценные камни проходят все основные и второстепенные тональности. Возмутительные нападки на Шостаковича в 1936 году вызвали период молчания, полное десятилетие, предшествовавшее его следующей работе для фортепиано, Вторая соната. Как и в современном втором фортепианном трио (также состав военного времени), напряжение нарастает к мощному окончательному движению. Заключительно мрачно, Соната посвящена его профессору фортепиано в консерватории Леониду Николаеву, который умер в прошлом году.После дальнейшего осуждения после войны Шостакович создал, возможно, свою лучшую композицию для фортепиано в 1951 году - 24 прелюдии и фуги, смоделированные по хорошо темперированному клавиру Баха. ЗАКЛЮЧЕНИЕНачиная с Петербурга в 1906 году и заканчивая в Москве в 1975 году, жизнь Дмитрия Шостаковича совпадает с величайшим политическим экспериментом в современной истории - организацией, которая была Советским Союзом. И, возможно, ни один другой композитор не представляет собой превратности и двусмысленности тех времен.Д. Шостакович - человек, чьи ранние произведения источают энтузиазм и желание дать миру веселую хорошую встряску, в некоторых отношениях. Шостакович следовал по революционным стопам Ленина и Троцкого. Дмитрий Шостакович почти 15 лет составлял 15 симфоний. Возможно, ни один другой симфонический цикл не содержит такой автобиографической нити или не отражает политическую историю округа так добросовестно и творчески. Шостакович был выдающимся симфонистом 20-го века, но его канон содержит как его величайшие, так и наименее выдающиеся произведения.Молодой композитор ворвался на сцену в 1926 году с его Первой симфонией, преждевременным джином. Его свежее спонтанность вызвало реакцию «шляп, джентльменов» в Советском Союзе и за ее пределами, и увлекся дирижерами из Фуртвенглера в Клемпер. Вторая и третья симфонии - это нечто большее, чем социалистическая агит-поддержка, и нам не нужно задерживать нас дальше. С четвертой симфонией он нашел новую идиому - и шаблон, к которому он неоднократно возвращался. Он представил расширенный вступительный адажио и маниакальный бурлеск, оба потомка Девятой симфонии Малера. Композиция совпала с враждебным приемом в его опере Леди Макбет из Мценска. Он осторожно снял его, и он не был премьером до 1961 года.Пятая - его единственная симфония, полностью принятая советским мейнстримом. Это был подзаголовок «Творческий ответ советского художника на критику», очевидный жест раскаяния, разрывающийся с цветом и триумфализмом. Подтекст последнего движения вводит еще один товарный знак Шостаковича - пустое ликование.Дмитрий Шостакович преуспел в инструментальной музыке. Помимо 15 симфоний, он написал 15 струнных квартетов, струнный октет, фортепианный квинтет, 2 фортепианных трио, виолончельную сонату, соната для скрипки, альта-соната, 2 концерта для скрипки, 2 фортепианных концерта, 2 виолончельных концерта, 24 прелюдии для фортепиано, 24 прелюдии и фуги для фортепиано, 2 фортепианные сонаты и несколько коротких фортепианных пьес; также хоровые произведения и песни. Самое замечательное в отношении Шостаковича - неизменная последовательность его стиля композиции. Все его творчество, от его первой работы до последней (147 номеров опусов), провозглашает личную статью веры. Его идиома безошибочно относится к 20-му столетию, свободно распространяя диссонансные гармонии и сложные контрапунктические проекты, но, никогда не отказываясь от присущей тональности; его музыка телеологическая, неизменно ведущая к тональному кульминационному моменту, часто в триумфальной триадной декларации. Большинство его работ несут ключевые подписи; его метрическая структура управляется унифицирующим ритмическим импульсом. Шостакович столь же красноречив в драматическом и лирическом произношении; он не боится продлить свои медленные движения в неустанном динамичном подъеме и падении; кумулятивная сила его кинетического движения в быстрых движениях подавляющая. Через все перипетии своей карьеры он никогда не менял свой музыкальный язык в своих основных модальностях. Когда поток его музыки встречал препятствия, будь то технические или внешние, он избегал их, не меняя главного направления.В специальном заявлении, опубликованном после смерти Дмитрия Шостаковича, правительство СССР подвело итоги своей работы как «замечательный пример верности традициям музыкального классицизма и, прежде всего, к российским традициям, нашедшим свое вдохновение в реальность советской жизни, подтверждая и развивая в своих творческих инновациях искусство социалистического реализма и тем самым способствуя всеобщей прогрессивной музыкальной культуре». Его почестей, как внутренних, так и зарубежных, было много: орден Ленина (1946, 1956, 1966), народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), орден Октябрьской революции (1971), почетный Доктор Univ. Оксфорд (1958), лауреат Международной премии Сибелиуса (1958) и доктор изящных искусств Северо-Западного университета (1973). Он посетил США в качестве делегата Всемирной конференции мира в 1949 году в качестве члена группы советских музыкантов в 1959 году и получил степень D.F.A. из Северо-западного университета в 1973 году. Почтовая марка 6 копеек с фотографией и выдержкой из Ленинградской симфонии была выпущена советским почтовым отделением в 1976 году в ознаменование его 70-летия. Собранный сборник его произведений был опубликован в Москве (42 тома, 1980).Многие музыканты ХХ века прошли через моральные испытания. Но самым талантливым композитором, который провел почти всю свою жизнь в тоталитарной системе, был Дмитрий Шостакович. Ему оставалось свидетельствовать о коррупции и жестокости его возраста, а также о многих других тонких лишениях. Примечательно, что он сделал это не через откровенную полемику, а через сатиру, чувствительный выбор поэтических ссылок и обновление так называемой «абсолютной музыки» в его симфониях и его камерной музыке.Работая под жестоким и часто капризным советским режимом, Шостакович должен был писать музыку, которая понравилась бы партийным чиновникам. Точно так же все, что считалось бы неприемлемым для народных масс, нужно было бы держать под контролем. Правда, более сложная. Начало Шостаковича было прогрессивным. Он воспитывался в просвещенном городе Санкт-Петербурге, где его главным учителем был композитор Александр Глазунов. Его удивительно совершенная первая симфония (1924-25) завоевала ему мгновенную славу. Его последующие произведения предают долг своим современникам Хиндемиту и Стравинскому.Россия в 1920-х годах была культурно относительно свободной, но вскоре она уступила место узкому, централизованному контролю. Некоторое время Шостакович сопротивлялся. Он применил экспрессионизм Альбана Берга для своей оперы «Леди Макбет Мценского» (1930-32) и принял малеровскую шкалу для своей Четвертой симфонии (1935-36). Государственная терпимость к свободе творчества была недолгой. После одного выступления Леди Макбет, в котором присутствовал незаслуженный Сталин, партийная газета «Правда» опубликовала резкую редакционную статью «Хаос вместо музыки». «Формализм», нечеткое уловка для музыки, которая, казалось, способствовала личному выражению и современному языку по популистскому обращению, теперь запрещалась. Статья грозила, что все может «кончиться плохо» для советских музыкантов, которые не смягчили свой стиль, а для Шостаковича, прежде всего.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Акопян Л. Западные авторы о Шостаковиче Текст: Обзор и комментарий / JI. Акопян // Шостаковичу посвящается к 90-летию композитора: сб. статей / сост. Е. Долинская - М. : Композитор, 1997. - С. 17-27.Акопян Л. Феноменология творчества Шостаковича / Л.О. Акопян. – СПб., 2004. – С. 56.Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Д. Шостаковича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/personalia/shostakovich/?id=2495 (дата обращения – 27 января 2016 года)Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип.15. - Л.: Музыка, 1977. - С.55 - 94.Асафьев Б. Симфонические этюды / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 264 с.– С. 94.Березовчук Л. Стилевые взаимодействия творчества Д. Шостаковича как средство воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип 15. - М.: Музыка, 1977. - С. 95-119.Бобровский В. Музыкальное мышление Шостаковича и организационные основы его инструментального тематизма / В. Бобровский // Современное искусство музыкальной композиции. - М.: ГМПЫ им. Гнесиных, 1985. - С.82-95.Вяльшина Е. Прелюдия и фуга Ре мажор / Е. Вяльшина // Дмитрий Шостакович. 24 прелюдии и фуги ор. 87: вопросы методики, анализа, исполнительской трактовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tagmuscol.ru/Metodika/TMK-obchhie/tmk-sbornik-2006.pdf (дата обращения - 28 января 2016 года)Вызго-Иванова И. Шостакович и музыка Советского Востока / И.М. Вызго-Иванова // Журнал «Советская музыка». – 1983. - №9. - С. 72-76.Данилевич Л. Книга о советской музыке (Издание второе) / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор, 1968. - 444 с. – С. 251.Данилевич Л. Наш современник. Творчество Шостаковича / Л. Данилевич. - М.: Музыка, 1965. - 340 с. – С. 116.Данилевич Л. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Жизнь и творчество / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор, 1980. - 301 с. – С. 173.Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу / О. Дворниченко. - М.: Текст, 2011. - 669 с.Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти / Ю.Н. Жуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aleksandr-kommari.narod.ru/Yuriy_Nikolaevich_Zhukov_Stalin_taynyi_vlasti..htm (дата обращения - 10 апреля 2018 года)Маркова Е. Проблемы музыкальной культурологии / Е. Маркова. – Одесса: Астропринт, 2000. – 104 с.Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича / Л.В. Михеева. - М.: Терра, 1997. - 368 с. - С. 71.Орлов Г. Шостакович / Г. Орлов. – М.–Л. : Музыка, 1966. – 120 с. – С. 38. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни / Н. Римский-Корсаков. – М. : Музгиз, 1955. – 167-168 с. Сабинина М. Шостакович Дмитрий Дмитриевич / М. Сабинина // Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах: Т. 6. – М., 1982. – С. 382. Сабинина М. Шостакович / М. Сабинина // Музыка ХХ века. Очерки. Часть вторая. 1917–1945. Книга четвертая. – М.: Музыка, 1984. – С. 75–114. – С. 80. Сокол А. Теория музыкальной артикуляции / А. Сокол. – Одесса: ОКФА, 1996. – 206 с. Суханцева В.К. Симфонии Д.Д. Шостаковича в контексте истории советской и мировой музыкальной культуры в истории сонатно-симфонических жанров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/8-162473.html (дата обращения - 28 января 2016 года)Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1984. - 214 с. – С. 19. Шостакович Д. Национальные традиции и закономерности их развития. VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность / Д.Д. Шостакович. - М.: Советский композитор, 1973. - С. 166-170. – С. 167.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян Л. Западные авторы о Шостаковиче Текст: Обзор и комментарий / JI. Акопян // Шостаковичу посвящается к 90-летию композитора: сб. статей / сост. Е. Долинская - М. : Композитор, 1997. - С. 17-27.
2. Акопян Л. Феноменология творчества Шостаковича / Л.О. Акопян. – СПб., 2004. – С. 56.
3. Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Д. Шостаковича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/personalia/shostakovich/?id=2495 (дата обращения – 27 января 2016 года)
4. Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип.15. - Л.: Музыка, 1977. - С.55 - 94.
5. Асафьев Б. Симфонические этюды / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 264 с.– С. 94.
6. Березовчук Л. Стилевые взаимодействия творчества Д. Шостаковича как средство воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип 15. - М.: Музыка, 1977. - С. 95-119.
7. Бобровский В. Музыкальное мышление Шостаковича и организационные основы его инструментального тематизма / В. Бобровский // Современное искусство музыкальной композиции. - М.: ГМПЫ им. Гнесиных, 1985. - С.82-95.
8. Вяльшина Е. Прелюдия и фуга Ре мажор / Е. Вяльшина // Дмитрий Шостакович. 24 прелюдии и фуги ор. 87: вопросы методики, анализа, исполнительской трактовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tagmuscol.ru/Metodika/TMK-obchhie/tmk-sbornik-2006.pdf (дата обращения - 28 января 2016 года)
9. Вызго-Иванова И. Шостакович и музыка Советского Востока / И.М. Вызго-Иванова // Журнал «Советская музыка». – 1983. - №9. - С. 72-76.
10. Данилевич Л. Книга о советской музыке (Издание второе) / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор, 1968. - 444 с. – С. 251.
11. Данилевич Л. Наш современник. Творчество Шостаковича / Л. Данилевич. - М.: Музыка, 1965. - 340 с. – С. 116.
12. Данилевич Л. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Жизнь и творчество / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор, 1980. - 301 с. – С. 173.
13. Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу / О. Дворниченко. - М.: Текст, 2011. - 669 с.
14. Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти / Ю.Н. Жуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aleksandr-kommari.narod.ru/Yuriy_Nikolaevich_Zhukov_Stalin_taynyi_vlasti..htm (дата обращения - 10 апреля 2018 года)
15. Маркова Е. Проблемы музыкальной культурологии / Е. Маркова. – Одесса: Астропринт, 2000. – 104 с.
16. Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича / Л.В. Михеева. - М.: Терра, 1997. - 368 с. - С. 71.
17. Орлов Г. Шостакович / Г. Орлов. – М.–Л. : Музыка, 1966. – 120 с. – С. 38.
18. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни / Н. Римский-Корсаков. – М. : Музгиз, 1955. – 167-168 с.
19. Сабинина М. Шостакович Дмитрий Дмитриевич / М. Сабинина // Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах: Т. 6. – М., 1982. – С. 382.
20. Сабинина М. Шостакович / М. Сабинина // Музыка ХХ века. Очерки. Часть вторая. 1917–1945. Книга четвертая. – М.: Музыка, 1984. – С. 75–114. – С. 80.
21. Сокол А. Теория музыкальной артикуляции / А. Сокол. – Одесса: ОКФА, 1996. – 206 с.
22. Суханцева В.К. Симфонии Д.Д. Шостаковича в контексте истории советской и мировой музыкальной культуры в истории сонатно-симфонических жанров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/8-162473.html (дата обращения - 28 января 2016 года)
23. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1984. - 214 с. – С. 19.
24. Шостакович Д. Национальные традиции и закономерности их развития. VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность / Д.Д. Шостакович. - М.: Советский композитор, 1973. - С. 166-170. – С. 167.


Вопрос-ответ:

Какие факторы оказывали влияние на становление Дмитрия Шостаковича как композитора?

Влияние на становление Дмитрия Шостаковича как композитора оказали биографические факторы, такие как семейное окружение, образование, музыкальные наставники и опыт, а также общественно-исторический контекст.

Какие принципы художественного мышления были характерны для Дмитрия Шостаковича?

Дмитрий Шостакович применял новые принципы художественного мышления, которые проявлялись в его композиционной технике, использовании нестандартных гармоний и ритмов, а также в экспериментах с формой и структурой музыки.

Какими стилистическими принципами пользовался Дмитрий Шостакович в своих произведениях?

Дмитрий Шостакович использовал различные стилистические принципы, включая стиль эпохи, в которой жил и работал, а также собственный уникальный музыкальный язык, в котором сочетались элементы классики, романтизма и современной музыки.

Какое место занимает камерно-вокальное творчество в творчестве Дмитрия Шостаковича?

Камерно-вокальное творчество занимает значительное место в творчестве Дмитрия Шостаковича. Это направление в его творчестве характеризуется особым подходом к композиции, использованием небольших инструментальных и вокальных ансамблей, а также изысканными музыкальными решениями.

Какими особенностями был известен музыкальный язык Дмитрия Шостаковича?

Музыкальный язык Дмитрия Шостаковича отличался оригинальностью и экспрессивностью. Он использовал нестандартные гармонии, ритмические фигуры и музыкальные приемы, которые помогали передать сильные эмоции и создавали уникальную атмосферу его произведений.

Какие принципы цитирования использовал Д. Шостакович в педагогическом процессе?

Д. Шостакович в педагогическом процессе использовал принцип цитирования, при котором он брал отрывки из музыкальных произведений и привлекал их внимание учеников к определенным музыкальным и художественным особенностям.

Какие факторы влияли на становление Д. Шостаковича как композитора?

В становлении Д. Шостаковича как композитора большую роль играл биографический фактор. Он рос в музыкальной семье, его отец был профессиональным педагогом по музыке, что положительно сказалось на его развитии и интересе к музыке.

Какие новые принципы художественного мышления использовал Д. Шостакович?

Д. Шостакович использовал новые принципы художественного мышления, которые отличались от традиционных подходов. Он вводил в свои произведения необычные музыкальные решения, экспериментировал с формой и структурой композиций, что делало его творчество инновационным и уникальным.

Какие стилистические принципы применял Д. Шостакович как композитор и интерпретатор?

Д. Шостакович как композитор и интерпретатор использовал разнообразные стилистические принципы. Он вплетал в свои произведения элементы эпохи, которой принадлежал, а также разрабатывал свой собственный музыкальный язык и полифонию, что придавало его музыке уникальный стиль и выразительность.

Какой стиль в музыкальном творчестве Д. Шостаковича?

В музыкальном творчестве Д. Шостаковича можно выделить несколько стилей. Он активно использовал стиль эпохи, в которой жил, придавая произведениям характерные черты времени. Одновременно он разрабатывал свой собственный музыкальный язык и полифонию, который делал его музыку уникальной и неповторимой.