Проблемы методологии дифференциальной психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дифференциальная психология
  • 3232 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 03.07.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Методология научных исследований 5
1.1 Определение познания и ее категорий 5
1.2 Структура познавательного процесса 7
1.3 Сущность исследовательской деятельности 11
Глава 2. Методология дифференциальной психологии 15
2.1 Понятие и направления дифференциальной психологии 15
2.2. Этапы исследовательской деятельности в дифференциальной психологии 20
2.3 Методы исследовательской деятельности в дифференциальной психологии 24
Заключение 29
Список литературы 31


Фрагмент для ознакомления

Согласно этим гипотезам (описательной и объяснительной) выделяется пара классов процедур анализа информации. Первый класс – это группировка, классификация и типологизация. Второй класс – это многочисленные аналитико-экспериментальные процедуры, направленные на установление связей, взаимодействия.Стоит сказать, что без первого класса невозможнареализация второго класса процедур. Процедура классификации должна отвечать следующим требованиям:1) соответствие задачам исследования, в рамках которого строится классификация;2) сведение классифицируемых объектов к ограниченному, легко обозримому числу классов (компактность);3) наличие достаточно уловимых различий между каждой парой классов объектов;4)однозначность интерпретации получаемых классов, четкость их описаний [8].В завершении данного этапа составляется отчет.Отчет выполняется в следующем виде:1) первой страницей отчета идет титульный лист с указанием названия практического исследования, авторов (руководителя), даты и места его проведения; 2) введение, с кратким изложением проблемы, цели и задач, гипотезы исследования; 3) основная часть - изложение основных результатов диагностирования; 4) заключение, в котором делаются основные выводы и даются возможные рекомендации, намечаются возможные пути дальнейшего изучения данного явления; 5) приложение, в котором приводятся все полевые документы исследования (программа, методики, состав выборки, инструкции исполнителям и т.д.), всевозможные таблицы и графики, позволяющие обосновать те выводы, которые сделаны в основной части отчета. Особенностями социально-психологического диагностирования личности являются:1. Программа диагностирования характеризуется свернутостью или ее совсем нет. 2. Заполняется журнал регистрации заказчиков, с указанием фамилии, имени, отчествазаказчика, времени обращения, с возможными жалобами и проблемами, с которымизаказчик может обратиться к психологу, а кроме того заводится и заполняется индивидуальная карта заказчика.Эти карты нумеруются и хранятся в сейфе.Содержание карт составляет профессиональную тайну психолога. Кроме фамилии, имени и отчества клиента в персональную карту заносятся подробные данные о его возрасте, профессии, образовании, проблемы и жалобы с которыми он обратился к психологу [1].2.3 Методы исследовательской деятельностив дифференциальной психологииМетоды исследования можно подразделить на две группы: 1. Формализованные методики это тесты, опросники, проективные и психофизиологические методики. Такие методики характеризуются жесткой регламентацией процесса обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и т.д.), стандартизацией (наличие норм и критериев оценки результатов), валидность. Методики высокого уровня формализации позволяют провести диагностическую процедуру в достаточно короткие сроки и, это дает возможность выполнить количественное и качественное сравнение личности с другими людьми.2. Малоформализованные методики это наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Данные методики позволяют собрать ценные сведения о личности, что очень важно, когда предметом исследования являются психические явления, которые тяжело поддаются объективизации (субъективные переживания, личностные смыслы) или постоянно изменяются (динамика целей, состояний, настроений и др.). Методики низкого уровня формализации, например, наблюдения, требуют длительного времени и зависят от профессионализма и психологической интуиции практического психолога. При использовании малоформализованных методик от исследователя требуется высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений и бесед, что позволяет избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты исследования [8, с. 201].К формализованным методикам относятся:1. Тесты - это регламентированные и краткие, а обычно ограниченные по времени проведения, которые предназначенны для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Тесты классифицируются по признакам, которые взяты за основание деления. Самыми значительными являются следующие три основания: форма; содержание; цель психологического тестирования. По форме выделяются следующие группы тестов:1) индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты характеризуются взаимодействием исследователя и испытуемого с глазу на глаз. Преимущества индивидуального тестирования: возможность наблюдать за испытуемым (за непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что дает возможность оценить отношение к тестированию, функциональное состояние обследуемого и т.п. Также, психолог, по мере подготовленности испытуемого, может в процессе исследования заменить один тест на другой. Групповые тесты позволяют одновременно проводить исследования большой группы людей. Преимущества групповых тестов: массовость испытаний, простые инструкции и процедура проведения и не требуют от психолога большого профессионализма. Недостатки группового тестирования: малое число возможностей добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их и заручиться их согласием на сотрудничество; болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, поддаются с трудом в групповом тестировании; 2) устные и письменные тесты; 3) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты; 4) вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. В невербальных тестах материал представлен в наглядно-образной форме (картинки, чертежи, графические изображения и т.д.). 2. Опросники. В данном виде психодиагностических методик, задания представлены в виде вопросов и утверждений, которые предназначаются для получения данных со слов, испытуемого. Опросники бывают следующих видов:опросники личности – это стандартизированные самоотчеты. По форме такиеопросники могут быть письменными, бланковыми, компьютерными, групповыми и индивидуальными. По характеру ответов на поставленные вопросы они могут быть закрытыми (с предписанными ответами) и открытые (со свободными ответами). По содержанию: опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок;опросники-анкеты используются в целях получения некой информации о личности, не связанной непосредственно с его психологическими особенностями, например, в качестве получения биографических данных). Данные опросники характеризуются строго фиксированным порядком, содержанием и формой вопросов, а также ясным указанием формы ответов. Опросы могут проводиться как заочно, так и в присутствии исследователя. Анкеты бывают открытыми, закрытыми и полузакрытыми, которые часто комбинируются между собой.3. Проективная техника не направлена на выявления отдельных черт личности, а характеризуется глобальным подходом к ее оцениванию. Как правило, в таких методиках используются неопределенные стимулы, которые человек самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает. К тому в таких методиках цель скрыта от испытуемого, что позволяет получить точные данные о нем.4. Психофизиологические методики направлены на определение биологических свойств нервной системы человека. Такие методики лишены заключительных оценочных суждений о человеке [9, с. 90]К малоформализованным методикам относятся:1. Наблюдение. Данный метод основывается на нескольких принципах: фиксирование объективных внешних проявлений; наблюдение за непрерывным процессом, а не за отдельными моментами; избирательность регистрации, т.е. исследователя интересуют только те процессы, которые имеют значение для поставленной задачи.2. Опрос это метод направленный на сбор первичных данных. Данный метод позволяет получить информацию о прошлом и настоящем личности, об специфических склонностях, мотивах действий и о субъективных состояниях. Опрос может проводиться в устной и письменной форме, индивидуальной и групповой форме, единственный раз или множества раз. Вопросы формулируются как в прямой форме, так и косвенной. Кроме того вопросы характеризуются открытостью и закрытостью. 3. Интервью или беседа. Интервью – это метод, предполагающий прямой контакт интервьюера с респондентом. Формы интервью: свободное, стандартизованное и частично стандартизованная. Интервью имеет следующую структуру: введение (настройка на беседу);свободноемыслеизлияние респондента; общие вопросы; подробное исследование; снятие напряженности появившейся во время беседы и слова признательности за участие в интервью.В зависимости от поставленной цели интервью подразделяют:1) диагностическое - метод получения данных о личностных свойствах, которое используется на первых этапах психотерапии. Данный метод бывает управляемым и неуправляемым;2) клиническое – метод проведения психотерапевтической беседы, с целью помочь личности осознать свои душевные затруднения, конфликты и скрытые мотивы поступков [2, с. 211].4. Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) – это количественный и качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на аудио- и кинопленке, произведения искусства, материалы средств СМИ), который позволяет исследовать продукты деятельности личности. Контент-анализ обычно используется в качестве вспомогательного средства при проведении психодиагностики [1, с.122]. ЗаключениеЦелью исследования явилось изучение на основе анализа научных источников, теоретических аспектов исследования проблем методологии дифференциальной психологии. В связи с этим были сформулированы следующие выводы: 1. Проанализировав определение познания и ее категорий, можно сделать выводы, что познание рассматривается в качестве такой категории, которая описывает процесс получения любых знаний посредством повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, которые опосредуют взаимодействие индивида с реальностью и окружающими людьми.2. Рассмотрев структуру познавательного процесса, можно сделать вывод, что по критерию с точки зрения первичности происхождения различают чувственное и рациональное. По типу познающего субъекта различают уровни знания обыденный и научный. Кроме научного и обыденного познания существует художественное познание.3. Изучив сущность исследовательской деятельности, можно сделать выводы, что исследовательская деятельность понимается в качестве специально организованной, познавательной творческой деятельностилюдей, которая по своей структуре соответствует научной деятельности, которая характеризуется такими качествами как целенаправленность, активность, предметность, мотивированность и сознательность.В результате этой деятельности формируются познавательные мотивы, исследовательские умения, субъективно новых для исследователей знаний либо способов деятельности.4. Охарактеризовав понятие и направления дифференциальной психологии, можно констатировать, что дифференциальная психология является разделом психологии, изучающей психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей самых разных социальных, классовых, этнических, возрастных и иных групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и различные методы их обследования и в том числе количественно оценивает данные различия в различных областях.5. Озвучив этапы исследовательской деятельности в дифференциальной психологии, можно сделать вывод, что организация и процедура проведения психологическогоисследования состоит из нескольких этапов: 1) оформления договора; 2) формирование авторского коллектива; 3) разработка программы обследования объекта и предмета; 4) подготовка к сбору данных; 5) сбор первичных данных; 6) обработки и анализа полученных данных; 7) анализа и обобщения данных.6. Рассмотрев методы исследовательской деятельности, можно сказать, чтометоды исследовательской деятельности подразделяются на две группы: формализованные и малоформализованные. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. К малоформализованным относятся наблюдение, опрос, интервью, контент-анализ.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены.Список литературыАверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова В.Л., 2001 г. - 191 с.Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2001. -752 с.Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. – М.: Этника, 2007. – 223 с.Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология. Ключевые идеи. – М.: Инфыра-М, 2016. – 340 с.Бандасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с. Еремеев Б.А. Основные понятия психологического исследования. // Методология и история психологии. Том 2. - № 3, 2007. - С.29-42.Ильин Е.П. Дифференциальная психологияпрофессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008 - 432с.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004 - 701 с. Канке В.А. История, философия и методология естественных наук. – М.: Юрайт, 2015. – 512 с. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2015. – 464 с. Либин А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, 2006. – 280 с.Философия науки. // Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2010. - 736 с. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 1998. – 336 с.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова В.Л., 2001 г. - 191 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2001. -752 с.
3. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. – М.: Этника, 2007. – 223 с.
4. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология. Ключевые идеи. – М.: Инфыра-М, 2016. – 340 с.
5. Бандасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.
7. Еремеев Б.А. Основные понятия психологического исследования. // Методология и история психологии. Том 2. - № 3, 2007. - С.29-42.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008 - 432 с.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004 - 701 с.
10. Канке В.А. История, философия и методология естественных наук. – М.: Юрайт, 2015. – 512 с.
11. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2015. – 464 с.
12. Либин А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
13. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, 2006. – 280 с.
14. Философия науки. // Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2010. - 736 с.
15. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 1998. – 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют в методологии дифференциальной психологии?

Проблемы методологии дифференциальной психологии включают определение познания и его категорий, структуру познавательного процесса и сущность исследовательской деятельности. Также существуют проблемы в понятии и направлениях дифференциальной психологии, этапах исследовательской деятельности и методах, используемых в дифференциальной психологии.

Какие проблемы возникают при определении познания и его категорий в методологии дифференциальной психологии?

При определении познания и его категорий в методологии дифференциальной психологии возникают такие проблемы, как различные подходы и трактовки понятия познания, споры о классификации и структуре познавательного процесса. Также возникают вопросы о взаимосвязи познания и сознания, а также о роли субъекта и объекта познания.

Какова структура познавательного процесса в методологии дифференциальной психологии?

Структура познавательного процесса в методологии дифференциальной психологии включает такие составляющие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь и другие. Каждая из этих составляющих имеет свои особенности и может быть исследована с помощью различных методов и техник.

В чем сущность исследовательской деятельности в методологии дифференциальной психологии?

Сущность исследовательской деятельности в методологии дифференциальной психологии заключается в поиске и аккумуляции знаний о различиях между индивидами, в их психологических особенностях и показателях. Исследовательская деятельность включает в себя разработку гипотез, проведение экспериментов и наблюдений, анализ данных, формулирование выводов и теоретических обобщений.

Что такое методология научных исследований?

Методология научных исследований - это совокупность принципов, методов и подходов к организации и проведению научного исследования, которые позволяют получать достоверные и объективные результаты.

Какова структура познавательного процесса?

Структура познавательного процесса включает в себя три основных компонента: восприятие, мышление и волю. Восприятие отвечает за получение информации из внешнего мира, мышление обрабатывает эту информацию и строит логические связи, а воля позволяет предпринимать действия для достижения цели.

Чем отличается дифференциальная психология от других направлений психологии?

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия в поведении, психике и личности людей. Она интересуется тем, почему люди отличаются друг от друга и какие факторы влияют на эти различия. В отличие от других направлений психологии, дифференциальная психология не ставит целью понять общие закономерности поведения, а сконцентрирована на уникальности каждого индивида.

Какие методы используются в дифференциальной психологии?

В дифференциальной психологии используются различные методы исследования, включая наблюдение, опросы, тестирование и эксперимент. Например, для измерения индивидуальных различий могут применяться психологические тесты, а для изучения поведения людей - наблюдение или экспериментальные исследования.

Как сформулировать проблемы методологии дифференциальной психологии?

Проблемы методологии дифференциальной психологии связаны с выбором подходов и методов исследования, адекватностью выбранных инструментов для измерения индивидуальных различий, а также с проблемами обобщения полученных результатов на популяцию в целом. Также возникают вопросы о надежности и валидности результатов исследований в дифференциальной психологии.

Какие основные проблемы возникают в методологии дифференциальной психологии?

Основные проблемы, с которыми сталкивается методология дифференциальной психологии, включают определение познания и ее категорий, структуру познавательного процесса, а также сущность исследовательской деятельности в этой области. Другие проблемы включают понятие и направления дифференциальной психологии, этапы исследовательской деятельности, а также методы исследовательской деятельности в дифференциальной психологии.

Что включает в себя методология дифференциальной психологии?

Методология дифференциальной психологии включает определение познания и ее категорий, структуру познавательного процесса и сущность исследовательской деятельности в этой области. Она также включает в себя понятие и направления дифференциальной психологии, этапы исследовательской деятельности, а также методы исследовательской деятельности, которые используются в дифференциальной психологии.