Формирование исполнительской культуры эстрадного певца в процессе работы над вокальными произведениями композиторов современной российской эстрады, на примере творчества Полины Гагариной

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусство
  • 2727 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Основы развития исполнительской культуры эстрадного певца 5
1.1. Основы вокальной техники эстрадного певца 5
1.1.1 Певческое дыхание 6
1.1.2 Атака звука 8
1.1.3 Резонатор 9
1.1.4 Мелизмы в пении 10
1.1.5. Основные недостатки звукообразования 11
1.2 Культура вокального слова 14
1.3 Работа над вокальным произведением композиторов современной российской эстрады 17
1.4 Сценический имидж и репертуар исполнителя 19
1.5 Современное развитие вокального эстрадно-джазового исполнительства 21
ГЛАВА 2. Полина Гагарина как эталон образа и звучания современного эстрадного певца 24
2.1 О Полине Гагариной 24
2.2 Полина Гагарина как исполнитель 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Как правило, у вокалиста есть шоу-балет, который делает выступление интересным и живым. Часто, вокалист выполняет часть движений шоу балета. Но не стоит идти на поводу хореографа, ведь движение, сделанное механически не подчеркнет текста или мелодии, нежели движение, идущее от сердца и разума.
Немного о репертуаре. Все мы знаем, что репертуар должен подходить к исполнителю. Звучит нелепо, когда девочка-подросток поет о серьезных высоких чувствах, которые никогда не испытывала, или когда пожилая женщина поет о том, что она слишком молода, чтобы влюбляться. Репертуар должен подходить по диапазону, тембру, психике исполнителя, техническим возможностям.
Безусловно, следует учиться на великих произведениях. Только так молодой вокалист сможет накопить базу высокохудожественного репертуара.



1.5 Современное развитие вокального эстрадно-джазового исполнительства


Сегодня на музыкальной эстраде существует масса вокальных стилей, жанров, манер, и это проявляется в первую очередь на манере исполнения эстрадных певцов. «ХХ век дал новый толчок развитию различных вокальных техник, новое вокальное направление уводило певцов и слушателей к иным эстетическим ценностям, где доминировало разнообразие, непохожесть, эксперимент и самореализация. Голос перестал интерпретировать, он стал новым музыкальным инструментом, рычащим, шепчущим, кричащим и все-таки продолжающим петь. Таким образом, сегодняшняя эстрада — это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до заимствований из афро-американской, европейской и азиатской культур» [7, 25].
Вокальная культура эстрадно-джазового исполнительства, которую мы знаем сегодня пришла к нам из Америки. Джаз — это смешание негритянских ритмов и фольклора и европейской гармонии и мелодики. Его характеризует нетрадиционные приемы звукоизвлечения, «блюзовые» ноты, постоянное ритмическая пульсация (Swing), полиритмия, синкопы, психологическое напряжение, импровизация.
Ранние формы джаза: 1890 г. – регтайм, 1900 г. – новоорлеанский джаз, 1910 г. – диксиленд, 1920 г. – чикагский стиль, 1930 г. – свинг, 1940 г. – бибоп, 1950 г. – Cool Jazz. В эти годы работают такие известные музыканты-исполнители, как Луи Армстронг, Бесси Смит, Гленн Миллер, Билли Холидей, Бенни Гудман, Майлс Дэвис, Сара Ваун, Элла Фитцджеральд, Джерри Ли Льюис.
Позже появляется такое направление, как рок-н-ролл. Конечно, это неподражаемый Элвис Пресли, Литл Ричард, Чак Берри, Бадди Холли.
Следом за рок-н-роллом появляется «британский бит» с гениальными «The Baetles” . А далее блюз-рок, который представляли такие коллективы, как «The Rolling stones”, “King”, The who” и другие.
Так афроамериканский джаз рассыпался на сотни различных жанров от соула до рока и R&b, а так же их слияния. «Сегодняшний джаз испытывает влияние всех звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых (и не только) жанров» [7, 20].
Российская же вокальная эстрада пришла к нам с вокалистами оперной сцены. Часто мы слышали прекрасных исполнителей, которые одинаково гениально исполняли оперные партии, так и песни эстрады. Это замечательные Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев и другие. Профессиональные композиторы советского времени, такие как Исаак Дунаевский, Александр Рыбников, Александр Зацепин, Микаэл Таривердиев, писали не только оперетты, музыку к спектаклям, но и к фильмам, которые были рассчитаны на массового зрителя. Конечно, эти произведения требовали хорошей подготовки вокалиста, поэтому нередко их исполняли профессиональные оперные певцы. «Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, обладали чёткими, запоминающимися мелодиями, аккомпанементу уделялась второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, не играющие на инструментах и не пишущие сами свой репертуар» [8].
Конечно, на эстраде были и самородки, например Валерий Ободзинский, который профессионально не учился петь, но имел шикарный природный голос.
Так же внесли огромный вклад в развитие советской эстрады такие певцы, как Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Людмила Зыкина, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Аида Ведищева, Эдита Пьеха и многие другие.



























ГЛАВА 2. Полина Гагарина как эталон образа и звучания современного эстрадного певца
2.1 О Полине Гагариной


Полина Гагарина – российская эстрадная певица, актриса, модель, композитор.
Полина Гагарина родилась в Москве, 27 марта 1987 года. В раннем детстве 4 года жила в Греции, где выучила язык. Окончив музыкальную школу, в 14 лет Полина поступила в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства. На 2-м курсе её педагог Наталья Андриянова предложила Полине поучаствовать в музыкальном телепроекте «Фабрика Звезд».
«В 2003 году стала победительницей проекта «Фабрика Звезд - 2» на Первом Канале, под руководством Максима Фадеева. В 2005 году стала лауреатом конкурса «Новая Волна». Закончила школу-студию МХАТ, курс И.Я. Золотовицкого. В 2015 году одержала триумфальную победу на международном конкурсе Евровидение, где представляла Россию, заняв второе место.
Полина принимала участие в работе над саундтреками к сериалам и хитам кинопроката, в том числе главной музыкальной темы к фильму «Битва за Севастополь» – кавер-версии песни Виктора Цоя «Кукушка». Выпустила три студийных пластинки, многие треки с которых стали безусловными хитами, занимая верхние строчки хит-парадов на радиостанциях и в iTunes – это «Спектакль окончен», «Колыбельная», «Нет», «Драмы больше нет», «Обезоружена».
Лауреат премии Золотой граммофон, Песня Года и многих других премий, учрежденных музыкальными радиостанциями и каналами. Исполнительница официальной песни закрытия Кубка Конфедераций 2017. В 2015 и 2016 году Полина Гагарина вошла в состав жюри популярного шоу «Голос» на Первом Канале. Два сезона подряд таланты из России и других стран соревновались за звание лучшего.
Полина Гагарина является одной из главных героинь ведущих лайфстайл изданий и регулярно появляется на обложках самых тиражных журналов о стиле и красоте.Входит в рейтинг самых стильных женщин по версии многих изданий, а также является Женщиной года по версии журналов Glamour и GQ» [6].























Полина Гагарина как исполнитель


Популярность Полины Гагариной началась в 2005 году с песни «Попроси у облаков». Песня, которую сочинила сама исполнительница, впервые прозвучала в финале международного конкурса «Новая волна» в Юрмале и стала хитом. Это выступление было ярким и запоминающимся — интересный сценический образ Полины, ее молодой звонкий голос, сильная и уверенная подача — все это не могло пройти мимо восторженной публики.
Ее имидж на сцене — это молодая энергичная современная женщина, которая прекрасно владеет голосом и отлично двигается. В репертуаре Полины присутствуют лирические душевные песни, а также танцевальные хиты.
Полина Гагарина ответственно относится к исполнению любого произведения. Это всегда ясная подача, четкое и осмысленное слово. Певица не просто передает текст, который написал поэт, она проживает его как свой собственный и вновь, выходя на сцену, мы слышим его как в первый раз.
Что стоит только кавер-версия песни «Кукушка» знаменитого музыканта Виктора Цоя. Все мы знаем, что Цой писал на злобу дня, строчки его песен разлетались как крылатые фразы. Но Виктор Цой был поэтом, не вокалистом, если говорить о профессиональном пении. Полина Гагарина вдохнула новую жизнь в песню Цоя, тем самым вновь возбудив интерес публики к рок-исполнителю. В ее интерпретации мы слышим боль, силу, жажду жизни. Она взвешивает каждое слово и исполняет его как свое собственное.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа представляет собой попытку описать основные принципы формирования исполнительской культуры эстрадного певца в процессе работы над вокальными произведениями композиторов современной российской эстрады.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
«Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности – это интегративное свойство личности, структурными компонентами которого являются:
● владение различными видами сценического воплощения художественного образа исполняемого произведения (вокальной техникой, хореографией, актерским мастерством)» [4, 106];
● знание вокального репертуара и стилевых особенностей многообразия жанров в эстрадном вокальном искусстве, умение анализировать эстетические достоинства музыкального материала и оценивать качество исполнения;
● необходимость постоянно совершенствоваться, желание расти в техническом и художественном плане;
● художественный вкус, развивающийся в подборе высокохудожественного репертуара, собственная интерпретация произведений;
● эмоциональное, осмысленное и пропорциональное развитие личности;
● свободное общение с аудиторией слушателей и другое.
«Фундаментальное решение проблемы формирования исполнительской культуры вокалиста должно способствовать гармоничному развитию личности, способной в дальнейшем адекватно ориентироваться в современном быстро меняющемся мире» [4, 106].
Формирование исполнительской культуры эстрадного певца также зависит от музыки, которую он слушает, какие книги читает, смотрит спектакли и фильмы. Вокальная эстрада — это синтез искусств, поэтому подход к развитию певца должен быть многогранным.
На примере работ известной певицы Полины Гагариной проследили способ исполнения произведений композиторов российской эстрады. Ее отношению к слову, музыке и творческому образу.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам [Текст] / П. Голубев. – М., Музгиз, 1963. — 87 с.
Дмитриев, Ю. Искусство советской эстрады [Текст] / Ю. Дмитриев. – М., 1962. 105 с.
Канкарович А. И. Культура вокального слова [Текст] / А. Канкарович. – М., Музгиз, 1953. – 53 с.
Маргатова Е. В. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности [Текст]: Наука и школа/ Педагогические исследования. – М., 2005, Вып. 5. – 103-106 с.
Семина Л. Р. Эстрадный певец: специфика профессии : учеб.-метод. пособие / Л. Р. Сёмина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 72 с. ISBN 978-5-9984-0486-3.

Интернет-источники
Официальный сайт Полины Гагариной. - URL: http://gagarina.com (дата обращения 29.05.2018)
Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru (дата обращения 29.05.2018).
Универсальная интернет-энциклопедия «Википедия». – URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 30.05.2018).









0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам [Текст] / П. Голубев. – М., Музгиз, 1963. — 87 с.
2. Дмитриев, Ю. Искусство советской эстрады [Текст] / Ю. Дмитриев. – М., 1962. 105 с.
3. Канкарович А. И. Культура вокального слова [Текст] / А. Канкарович. – М., Музгиз, 1953. – 53 с.
4. Маргатова Е. В. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности [Текст]: Наука и школа/ Педагогические исследования. – М., 2005, Вып. 5. – 103-106 с.
5. Семина Л. Р. Эстрадный певец: специфика профессии : учеб.-метод. пособие / Л. Р. Сёмина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 72 с. ISBN 978-5-9984-0486-3.

Интернет-источники
6. Официальный сайт Полины Гагариной. - URL: http://gagarina.com (дата обращения 29.05.2018)
7. Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru (дата обращения 29.05.2018).
8. Универсальная интернет-энциклопедия «Википедия». – URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 30.05.2018).

Вопрос-ответ:

Что представляет собой исполнительская культура эстрадного певца?

Исполнительская культура эстрадного певца включает в себя навыки и умения, необходимые для профессионального выступления на сцене. Это включает в себя вокальную технику, владение музыкальным материалом, умение работать со звукотехническим оборудованием, общение с публикой и многое другое.

Какие основы вокальной техники важны для эстрадного певца?

Для эстрадного певца важно владеть правильным певческим дыханием, уметь правильно атаковать звук, использовать резонаторы для создания красивого тембра голоса, а также владеть мастерством в исполнении мелизм. Все эти навыки помогают певцу выразительно исполнить вокальное произведение.

Что такое певческое дыхание?

Певческое дыхание - это способ дыхания, который певцы используют для поддержки звука и контроля над ним. Основные принципы певческого дыхания включают правильное полное дыхание, контроль над выдохом и правильное использование мышц тела, чтобы создать поддержку для голоса.

Какую роль играет культура вокального слова для певца?

Культура вокального слова очень важна для эстрадного певца, так как правильное произношение слов и ясная передача текста помогают певцу передать эмоции и смысл песни. Кроме того, правильное произношение слов помогает слушателю лучше понять песню и сочувствовать исполнителю.

Что такое мелизмы в пении?

Мелизмы в пении - это техника, при которой одна слоговая единица или звук разделены на несколько музыкальных нот. Это позволяет певцу добавлять сложность и выразительность в исполнении, украшая музыкальную линию пением быстрых фраз и ударных элементов.

Какие основы развития исполнительской культуры эстрадного певца рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основы вокальной техники, певческое дыхание, атака звука, резонатор, мелизмы в пении и основные недостатки звукообразования.

Какое значение имеет вокальная техника для эстрадных певцов?

Вокальная техника играет важную роль в формировании исполнительской культуры эстрадного певца. Она позволяет правильно использовать дыхание, контролировать атаку звука и создавать красивый звук на сцене.

Что такое певческое дыхание и почему оно важно для эстрадных певцов?

Певческое дыхание – это специальный способ дыхания, который помогает эстрадным певцам контролировать высоту и силу звука. Оно важно для эстрадных певцов, чтобы иметь достаточный запас воздуха и поддерживать длинные ноты.

Что такое атака звука и как она влияет на исполнительскую культуру эстрадного певца?

Атака звука – это способ начала звукообразования при пении. Она влияет на исполнительскую культуру эстрадного певца, так как правильная атака звука позволяет сделать звук четким и выразительным, добавляя эмоциональность в исполнение.

Можете ли вы назвать основные недостатки звукообразования эстрадных певцов?

Основные недостатки звукообразования эстрадных певцов могут быть связаны со смещением голосового аппарата, напряжением в горле, неправильным использованием резонатора и другими техническими аспектами. Они могут привести к ухудшению качества звука и ограничению в возможностях исполнителя.