Защита прав граждан на пенсионное обеспечение

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 4343 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 12.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава1. Понятие пенсионного права в системе гражданского права 5
1. Характеристика пенсионной системы Российской Федерации 5
2. Понятие и круг лиц, имеющих право на пенсию 9
3. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению 14
Глава 2. Реализация права на пенсионное обеспечение гражданами 18
1. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 18
2. Особенности определения размера пенсий в зависимости от вида 22
3. Виды стажа для назначения пенсии 26
Глава 3. Проблемы получения гражданами пенсионного обеспечения 32
1. Основания возникновения споров в области пенсионных правоотношений 32
2. Способы защиты пенсионных прав 35
3. Анализ судебной практики по защите гражданами права на пенсию 40
Заключение 45
Список использованных источников 46

Фрагмент для ознакомления

Защита также применяется для обеспечения условий удовлетворения законных интересов граждан в других формах.Правомочия субъективного гражданского права предполагают включение возможности использоватьуправомоченным лицом средствапринудительного воздействия на нарушителя, дозволенные законом. Субъект может защищатьправо, которым он наделен, собственными действиями, что называется самозащитой гражданских прав.Кроме того, защита пенсионных прав предполагает возможность применения юридических мер оперативного воздействия на правонарушителянепосредственно управомоченным лицом. Управомоченное лицо также вправе обратиться к компетентнымгосударственныморганам с требованием о понуждении к определенному поведениюобязанного лица.Защита пенсионных прав в качестве правомочия в составе гражданского субъективного права, означает право на получение принудительной защиты. При этом субъективное гражданское право, являясь мерой возможного поведения лица, обеспеченной законом, включает возможность собственных действий фактического и юридического характера, а также возможность получения защиты путем применения государственного принуждения. Защиту же составляет применение самим лицом, которое считает свои права нарушенными, и компетентными органами, гражданско-правовых способов зашиты.Защиту пенсионных прав осуществляют суд в соответствии с подведомственностью и подсудностью дел, установленной процессуальными законами. При этом защита пенсионных прав представляет собой одну из наиболее важных категорий процессуального права, поскольку в данном случае предметом защиты выступают не только пенсионные права конкретного субъекта, но и интересы, охраняемые законом.Защита пенсионных прав осуществляется в соответствии с нормами материального права, которые собраны в совокупность правовых актов, а именно их система, построенная на началах скоординированности и субординации компонентов. Взаимосвязь между указанными составляющими обеспечивается за счет определенных факторов, среди которых основное место занимает предмет регулирования, а также заинтересованность законодателя в комплексном и рациональном построении правовых источников.Основу системы нормативных актов, которыми урегулированы правоотношения в сфере пенсионных правоотношений составляет Конституция РФ. Несмотря на отсутствие в Конституции РФ прямых положений, которые бы были непосредственно направлены на рассматриваемые правоотношения, в основном законе государства образует концептуальную основу, на которой строятся любые правоотношения в РФ.Действующая Конституция представляет собой акт, имеющий высшую юридическую силу, а также подлежит непосредственному применению на всей территории страны. Положения, содержащиеся в Конституции, закрепляют основные приоритеты и принципы, на которых строится правовое регулирование правоотношений в определенно сфере. Так, ст. 7 Конституции РФ установлен принцип социальной направленности развития России. Реализуемая государственная политика должна быть нацелена на создание достойных условий жизни для населения страны. То есть, гражданам РФ предоставлены конституционные гарантии социальной защиты, одним из составляющий элементов которой является право на социальное обеспечение.В соответствии со ст. 39 Конституции РФ установлено право на социальную защиту и социальное обеспечение. При этом данное право в установленных законом случаях реализуется не только в отношении граждан России, но и в отношении других лиц.В действующей с 2002 года пенсионной системе РФ пенсии делятся на государственные, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, и трудовые, которые финансируются за счет средств страхователей (работодателей), которые уплачивают за работников страховые взносы. Данная классификация основана на финансовом критерии, следует согласиться, что она носит условный характер, поскольку трудовые пенсии также устанавливаются на основе федерального законодательства, поэтому в этом смысле могут рассматриваться в качестве государственных.Однако в современной литературе и практике используется терминология, которая указывает на государство лишь в случае его непосредственного участия в определенном процессе, в частности, в финансировании пенсий.Основным нормативным актом в этой сфере является ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ФЗ № 166-ФЗ). Данным Законом урегулированы те отношения, которые связаны с нормами, условиями и порядком назначения и выплаты пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Этим Законом не охвачены все категории граждан, для которых установлено право получения пенсий из федерального бюджета, что прямо закреплено в ст. 1 ФЗ № 166-ФЗ.Данный Закон имеет существенные отличия от закона, который будет рассмотрен ниже, ФЗ № 173-ФЗ, в котором предметом регулирования являются правоотношения, связанные с трудовыми пенсиями.В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ № 166-ФЗ изменение номер и условий назначения, а также выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые предусмотрены данным законом, может осуществляться только путем внесения дополнений и изменений в рассматриваемый нормативный акт. Следует обратить внимание на то, что в ФЗ № 166-ФЗ речь идет именно о пенсиях, которые назначаются в рамках государственного пенсионного обеспечения и предусмотрены именно рассматриваемым законом. Если же вопросы выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета урегулированы иными законами, то необходимые изменения осуществляются путем внесения изменений в эти законы.В соответствии с законодательством лица, имеющие право на получение пенсии, вправе участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием через своих представителей. Положение о праве страхователей через своих представителей участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием корреспондирует с п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", которым предусмотрено право профсоюзов и иных социальных партнеров (имеются в виду работодатели и их представители) на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.Реализация данной нормы в значительной степени зависит от Правительства РФ, которое в соответствии со сложившейся практикой утверждает состав Правления ПФР.В настоящее время участие представителей работодателей в управлении обязательным пенсионным страхованием в наиболее эффективной форме происходит через взаимодействие в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Статьей 3 названного Закона определено, что одной из основных задач Комиссии является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.Таким образом, на основании вышеуказанных положений законодательства Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений принимает участие в управлении системой обязательного пенсионного страхования как одной из составляющих системы социального обеспечения.Кроме того, деятельности ПФР в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (включая осуществление контроля за его деятельностью) всегда посвящается ряд положений регулярно подписываемого Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (см., например, разд. IV "Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы" Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 годы).Право получения от страховщика информации о законодательстве РФ в области обязательного пенсионного страхования корреспондирует с соответствующей обязанностью страховщика, предусмотренной ст. 13 комментируемого Закона.Право же на судебную защиту своих прав является конституционно установленным, закреплено ст. 46 Конституции РФ, поэтому в дополнительном комментировании не нуждается.§ 3. Анализ судебной практики по защите гражданами права на пенсиюВ судебной практике наиболее часто встречаются споры относительно назначения пенсии, ее размеров, регулирования региональными и муниципальными нормативными актами пенсионных отношений.Например, гражданин обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. До этого истец обратился в территориальный орган УПФР о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с детьми не менее двадцати пяти лет.Решением комиссии истцу было отказано в связи с тем, что ряд периодов работы не был зачтен в стаж. В связи с этим истцу пришлось обратиться в суд с исковым заявлением. В ходе судебного разбирательства истец настаивала на исковых требованиях, а ответчик в лице представителя Пенсионного фонда РФ просил отказать в удовлетворении исковых требований. В ходе судебного разбирательства было выявлено, что период работы 6 месяцев и 19 дней работы в должности воспитателя в Детском комбинате Азовского оптико-механического завода, а также период работы 1 год, 3 месяца и 6 дней в должности музыкального руководителя в Детском комбинате Азовского оптико-механического завода не были признаны льготными периодами Пенсионным фондом РФ в виду того, что данные учреждения были переименованы как «детский комбинат» и не предусмотрены Списком от 29.12.2002г. № 781. Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что исходя из общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, который был учрежден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР, следует, что детский комбинат является дошкольным воспитательным учреждением и разновидностью детских садов и т.д. В виду этого отказ Пенсионного фонда о включении обозначенных периодов в стаж является незаконным. Помимо этого истец предъявила доказательства о том, что в спорный период истцом был разработан ряд обучающих программ, которые были реализованы на практике, работая с детьми в должности музыкального руководителя, а также была в отпуске как педагогический работник продолжительностью 56 дней. Оценивая данные факты, суд пришёл к выводу, что обозначенные периоды включить в стаж как льготные периоды, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, то есть суд удовлетворил требования истца и обязал УПФР назначить с момента обращения истца досрочную трудовую пенсию по старости, которая предусмотрена для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях детей не менее двадцати пяти лет. В другом случае спор возник из-за неправильного толкования закона о порядке расчета пенсий, в частности, ст. 14 ФЗ № 166-ФЗ, которой установлен порядок расчета размера пенсии для государственных служащих.Законодательствомкакие-либо минимальные выплаты, которые бы были гарантированы для пенсии за выслугу лет, не установлены. Поэтому, пенсия за выслугу лет может быть не назначена вовсе в том случае, если трудовая пенсии государственного служащего в сумме составила 75% от его средимесячного заработка. В качестве примера можно привести случай из судебной практики. Прокурор в интересах пенсионера – бывшего муниципального служащего, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования. Иск обоснован тем, что муниципальный служащий получал пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет. В связи с повышением размера государственной пенсии, которую получает заявитель, выплата пенсии за выслугу лет была прекращена. Прокурорам заявлено требование о выплате муниципальной пенсии за выслугу лет. Решением суда отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку данный вид пенсии представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение для муниципального служащего. При этом общий размер пенсии за выслугу лет и государственной пенсии не может превышать 75% от суммы денежного содержания муниципального служащего определенной должности.В качестве способа защиты пенсионных прав может выступать деятельность прокуратуры. Так, прокурор обратился в суд с административным иском об оспариваниинормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Данным актом установленыпорядок и условияназначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет в качестве ежемесячной доплаты к государственной пенсии тем лицам, которые замещали муниципальные должности.Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены. Однако ВС РФ, рассматривая дело в апелляционной инстанции, решение отменил, сделав вывод о том, что само по себе наличие дефицита бюджета муниципального образованияне может считаться основанием для признания нормативного акта полностьюнедействующим. При этом в иске прокурор ссылался на то, что оспариваемыйакт не соответствует принципамсбалансированности и самостоятельностибюджетов, федеральному законодательству, а также данным актом не обеспечивается баланспубличных и частныхинтересов. Нормативный акт принятбезучета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.Суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований исходил из того, что бюджетмуниципального образования и бюджет субъекта РФ, в котором расположено муниципальное образование, является дотационным. Поэтому нельзя считать безусловнымправо органа местного самоуправления на самостоятельное правовое регулирование в сфере гарантий пенсионного обеспечения, так как данное регулирование находится в зависимости от уровня наполнения бюджета собственными доходами.Верховный Суд РФ, не соглашаясь с решением, указал, что в соответствии с Конституцией РФ каждому гарантировано социальноеобеспечение в установленных законом случаях, что соответствует целям социального государства (ч. 1 ст. 7). Также Конституция РФ определение порядка и условийреализацииконституционного права на пенсионное обеспечение относит к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»право на пенсионное обеспечениезакреплено в качестве одного из основных прав муниципального служащего, что предусмотрено п. 12 ч. 1 ст. 11. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 указанного закона пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также в связи с инвалидностьюгарантируетсямуниципальному служащему. Аналогичные положения содержаться в Законе о государственном пенсионном обеспечении.В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 40, ст. 34 ФЗ № 131, органы местного самоуправления не должны лишаться возможностиизменятьусловия и порядокпредоставлениялицам, которые замещали должность муниципальнойслужбы, дополнительногообеспечения, которое выражается в виде пенсий, а также устанавливатьправилатаких выплат с учетом финансовых возможностей определенного муниципального образования. Судом сделан вывод о том, что оспариваемыйактпринятуполномоченным органоммуниципального образования в целях исполнения положений приведенных законов. Исходя из этого, ВС РФ сделал вывод о том, что суд, удовлетворяя заявление прокурорафактически лишил рассматриваемую категорию гражданправа на получениедополнительного пенсионного обеспечения, гарантированного федеральным законодателем.Наличиедефицита бюджетасамо по себене может считаться основаниемдля признаниянормативного правового актаполностьюнедействующим. ЗаключениеИзложенноев работе позволяет сделать следующие выводы. Пенсионная система состоит из пенсионных правоотношений, которыми являются такие отношения государства в лице уполномоченных органов, и гражданина, которые складываются в результате возникновения у гражданина права на получение определенного вида пенсии. При этом пенсионное обеспечение включает в себя совокупность отношений по поводу перераспределения части дохода в государстве для обеспечения денежных выплат на регулярной основе, которые предоставляются гражданам при наступлении инвалидности, либо достижении определенного возраста, по потере кормильца, а также за особые заслуги перед государством или выслугу лет. Кроме того, в результате возникновения пенсионных правоотношений происходит распределение последствий социальных рисков в перечисленных случаях между участниками трудовой деятельности при помощи государственных механизмов.В России существует несколько классификаций, в соответствии с которыми различают правоотношения, которые складываются в связи с назначением того или иного вида пенсий. Так, выделяют страховые пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная пенсия).Представляется, что в настоящее время наиболее проблематичным и дискуссионным является вопрос пенсионного возраста для назначения пенсии по старости. Увеличение пенсионного возраста недопустимо, поскольку продолжение трудовой деятельности после выхода на пенсию обусловлено в большей степени социальными и экономическими факторами, нежели улучшением условий труда.Список использованных источниковНормативно-правовые документыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)[Электронный ресурс]// Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.«Европейский кодекс социального обеспечения» (ETS № 48) (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964) по состоянию на 16 апреля 1964[Электронный ресурс]// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ по состоянию на 19 ноября 2015 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Российская газета, № 247, 20.12.200.Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ по состоянию на 24 июля 2009 «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Российская газета. № 159. 28.07.2004.Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2017 «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс]// Российская газета. № 90. 13.05.1998.Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ по состоянию на 18апреля 2018 «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Российская газета, № 47, 07.03.2007.Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ по состоянию на 05 февраля 2018 «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс]// Российская газета. № 63-64. 02.04.1998.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ по состоянию на 28 декабря 2017 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Российская газета, № 162, 31.07.2004.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 19 декабря 2016 «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 по состоянию на 10 мая 2017 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»[Электронный ресурс] // Российская газета. - № 232. - 10.10.2014.Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» [Электронный ресурс]// Свод законов СССР. Т. 2. 1990г. С. 550.Специальная литература Аксютина С.В. Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения[Текст] // Проблемы развития территории. 2013. №2 (64). С.87-93.Ачаркан В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. [Текст]М., 1965. С. 14.Большой юридический словарь[Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 682.Все для будущей пенсии для учебы и жизни[Текст]: учеб.-метод. пособ. для старшикл. и студ. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Пенсионный фонд РФ, 2015.Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения[Текст] // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 273-279.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие.[Текст] - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. С. 124.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. [Текст]М., 2005. С. 233, 234.Каспарьянц Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Текст]// Концепт. 2014. № 5. С.16-20.Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный)[Текст] / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 87.Лубский Р.А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России[Текст] // ИСОМ. 2012. № 6. С.156-157.Молокостова А.М., Бендас Т.В. Социальные риски в будущей профессиональной деятельности студентов[Текст] // Организационная психология. 2015. №1. С.59-72.Почежерцева З.А., Новикова Н.А., Лежнева Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 г.№N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный)[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. [Текст] М., 2007. С. 116 Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке.[Текст] М., 2009.Материалы судебной практикиОбзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) [Электронный ресурс]// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, октябрь, № 11, ноябрь, 2017.Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 № 83-АПГ16-2 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу № 33-43918/2017 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.09.2016 по делу № 33-16825/2016 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 29.01.2018 по делу № 33-1139/2018 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. «Европейский кодекс социального обеспечения» (ETS № 48) (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964) по состоянию на 16 апреля 1964 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ по состоянию на 19 ноября 2015 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета, № 247, 20.12.200.
4. Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ по состоянию на 24 июля 2009 «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. № 159. 28.07.2004.
5. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2017 «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] // Российская газета. № 90. 13.05.1998.
6. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ по состоянию на 18апреля 2018 «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета, № 47, 07.03.2007.
7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ по состоянию на 05 февраля 2018 «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // Российская газета. № 63-64. 02.04.1998.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ по состоянию на 28 декабря 2017 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета, № 162, 31.07.2004.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 19 декабря 2016 «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
10. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 по состоянию на 10 мая 2017 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [Электронный ресурс] // Российская газета. - № 232. - 10.10.2014.
11. Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» [Электронный ресурс] // Свод законов СССР. Т. 2. 1990г. С. 550.

Специальная литература
12. Аксютина С.В. Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения [Текст] // Проблемы развития территории. 2013. №2 (64). С.87-93.
13. Ачаркан В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. [Текст] М., 1965. С. 14.
14. Большой юридический словарь [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 682.
15. Все для будущей пенсии для учебы и жизни [Текст]: учеб.-метод. пособ. для старшикл. и студ. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Пенсионный фонд РФ, 2015.
16. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения [Текст] // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 273-279.
17. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. [Текст] - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. С. 124.
18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. [Текст] М., 2005. С. 233, 234.
19. Каспарьянц Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения [Текст] // Концепт. 2014. № 5. С.16-20.
20. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) [Текст] / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 87.
21. Лубский Р.А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России [Текст] // ИСОМ. 2012. № 6. С.156-157.
22. Молокостова А.М., Бендас Т.В. Социальные риски в будущей профессиональной деятельности студентов [Текст] // Организационная психология. 2015. №1. С.59-72.
23. Почежерцева З.А., Новикова Н.А., Лежнева Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 г.№N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.
24. Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. [Текст] М., 2007. С. 116
25. Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. [Текст] М., 2009.

Материалы судебной практики
26. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) [Электронный ресурс] // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, октябрь, № 11, ноябрь, 2017.
27. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 № 83-АПГ16-2 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.
28. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу № 33-43918/2017 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.
29. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.09.2016 по делу № 33-16825/2016 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.
30. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 29.01.2018 по делу № 33-1139/2018 // [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс.

Вопрос-ответ:

Какие пенсионные права существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют различные пенсионные права, такие как пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии по обязательному пенсионному страхованию, пенсии по добровольному страхованию и другие.

Кто имеет право на пенсию в России?

Право на получение пенсии имеют граждане Российской Федерации, достигшие определенного возраста или имеющие определенный трудовой стаж. Кроме того, в некоторых случаях пенсию могут получать и неработающие граждане, а также лица с инвалидностью.

Какие условия нужно выполнить, чтобы получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению?

Чтобы получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению в России, необходимо иметь определенный трудовой стаж. В зависимости от года рождения мужчины требуется от 5 до 27 лет стажа, а женщинам - от 5 до 22 лет. Также необходимо достичь определенного возраста - для мужчин это 60 лет, а для женщин - 55 лет.

Какие виды пенсий существуют по государственному пенсионному обеспечению?

По государственному пенсионному обеспечению существуют различные виды пенсий, такие как возрастные пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по старости и другие.

Как определяется размер пенсии в России?

Размер пенсии в России определяется на основе ряда факторов, включая трудовой стаж, заработок, индексацию и другие параметры. Обычно расчет производится путем умножения определенного коэффициента на среднюю заработную плату за период работы.

Какое значение имеет понятие пенсионного права в системе гражданского права?

Понятие пенсионного права в системе гражданского права имеет огромное значение. Оно определяет правовое положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, устанавливает их права и обязанности, а также регулирует порядок назначения и выплаты пенсий.

Какие лица имеют право на пенсию в Российской Федерации?

Право на пенсию в Российской Федерации имеют различные категории граждан. Это в первую очередь работники, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, ветераны труда и другие.

Какие условия необходимы для назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению?

Для назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению необходимо выполнение определенных условий. Например, достижение определенного возраста, накопление требуемого стажа работы и прочее. Каждый вид пенсии имеет свои специфические условия назначения.

Какие виды пенсий существуют по государственному пенсионному обеспечению?

Существует несколько видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Это возрастные пенсии, инвалидные пенсии, выслуга лет пенсии, социальные пенсии и др. Каждый вид пенсии предназначен для определенной категории граждан.

Как определяется размер пенсий в России?

Размер пенсий в России определяется на основе различных факторов. Это может быть накопительный пенсионный фонд, требуемый стаж работы, предыдущий доход и др. Размер пенсий может варьироваться в зависимости от вида пенсии и индивидуальных условий каждого гражданина.

Какие особенности имеет пенсионная система Российской Федерации?

Пенсионная система Российской Федерации имеет следующие особенности: характеристика пенсионной системы Российской Федерации, понятие и круг лиц имеющих право на пенсию, условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Каковы виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению?

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению включают: пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, выслуга лет, по возрасту с ограничением выслуги лет и социальные пенсии.