Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конституционное право
  • 5555 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 19.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1 Вопросы национальной безопасности в Конституции Российской Федерации 8
1.1 Конституционные механизмы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 8
1.2 Субъекты, объекты, силы и конституционно-правовые источники национальной безопасности в Российской Федерации 17
Глава 2 Конституционно-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 26
2.1 Правовой режим чрезвычайного положения 26
2.2 Правовой режим военного положения 33
2.3 Конституционно-правовые основы борьбы с экстремизмом и терроризмом 40
Заключение 48
Список использованной литературы 55
Фрагмент для ознакомления

В.А. Пономаренков и М.А. Яворский придерживаются позиции, согласно которой экстремизм представляет собой насильственные или противоправные действия общественных организаций, иных объединений, должностных лиц и граждан, производимые по мотивам религиозной и иной социальной неприязни, а также призывы к совершению таковых деяний.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. предусматривает, что указанные виды угроз, независимо от их мотив, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности согласно закону.В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в РФ, одной из основных задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму является консолидация усилий органов власти всех уровней, институтов гражданского общества и организаций. Указанный подход законодательно закреплен в ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации, как восстание, военная интервенция, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и прочее, требуют существенных ресурсов и рассчитаны на широкую массовую поддержку. Для террористических актов достаточно поддержки террористов сравнительно небольшим слоем общества, небольшой группой крайних радикалов,согласных на все, и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм делает неустойчивой действующую власть и оказывает разрушительное воздействие на политическую систему страны. Как правило, и теоретики и практики относят акты террористического воздействия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».Согласно единому мнению ученых, терроризм, в любом своем проявлении, является наиболее общественно опасным из всех преступлений, регламентированных уголовным законодательством.Терроризм по своейинтенсивности и масштабам, последствиям и разрушающей силе, жестокости и бесчеловечности превратился сегодня в одну из серьезнейших проблем всего человечества.Осложнение международной обстановки, рост террористических и экстремистских угроз требуют дополнительных мер, направленных на сохранение стабильности в обществе и противодействиеданным угрозам.Национальное законодательство РФ, равно как и международное, ориентировано, прежде всего, на защиту прав личности и обеспечение стабильного функционирования государственных структур. Текущая правовая система России имеет ряд нормативных актов, регулирующих обеспечение борьбы с распространением экстремизма и терроризма.Правовая основа по борьбе с экстремизмом и терроризмом основана на следующих нормативных источниках: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные Законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».Исследование проблем противодействия экстремизму и терроризму, возникающих в доктрине права и в правоприменительной деятельности, является довольно многосторонней задачей. Одним из его базовых элементов являются конституционно-правовые основы противодействия рассматриваемому вызову человечеству. Однако современная правовая наука по настоящее время не имеет единого устоявшегося понятия конституционно-правовых основ, которые составляют юридическую базу регулирования какой-либо сферы общественных отношений. «Тем не менее, отечественные ученые широко используют термин «конституционно-правовые основы» для раскрытия системы юридических норм, определяемых источниками конституционного права и регулирующих определенную область отношений, составляющих объект данной отрасли». Дефиниция конституционно-правовых основ исследуется в юридической доктрине и с точки охвата ими стержневых институтов, которые предопределяют содержание рассматриваемой сферы общественных отношений. То есть речь здесь идет уже не о формальной, а функциональной значимости конституционно-правовых основ по осуществлению определенных задач в рамках правового регулирования. Конституция РФ, определяя, что человек со своими правами и свободами является высшей ценностью, ипризнавая идеологическое многообразие в рамках одной из основ конституционного строя, служит гарантом свободы совести и вероисповедания, права на свободный выбор и распространение религиозных или иных убеждений, свободы мысли и слова, права свободногопоиска, получения, распространения информации любым законным способом наряду с иными правами и свободами. При этом Конституция основана на том, что осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Сегодня в России запрещено создание и обеспечение деятельности общественных объединений, целями которых служат насильственные действия и противоправное изменение положений конституционного строя, а также нарушение целостности Российскогогосударства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни и др.В развитие указанных конституционно-правовых положений был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в ст. 1 которого под экстремизмомпонимаетсянасильственное изменение конституционныхоснов и нарушение целостности РФ; пропаганда исключительности, совершение преступлений по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и т.д. В формально-юридического контексте, конституционно-правовые основы по противодействиюэкстремизму и терроризму включаютнормы, регламентированные источниками конституционного права, в числе которых Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, нормативные акты Президента РФ и Правительства, иные федеральные нормативные правовые акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Особое место в системе источников права составляют решения судебных органов, в частностипостановления Конституционного Суда РФ Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Задачей Конституционного Суда РФ служит обеспечение защиты законности верховенства и прямого действия Конституции РФ. Этим определена роль судебной власти в сфере обеспечения национальной безопасности РФ. Остальные звенья судебной системы также имеют определенные цели и задачи в этой области.Таким образом,правовая основа по борьбе с экстремизмом и терроризмом включает только акты федерального уровня. Согласно п. «б», ст. 72 Конституции РФ предметами совместного ведения РФ и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Это означает, что субъекты Федерации с учетом перечисленных сфер совместного ведения вправе принимать законы и нормативные правовые акты в области противодействия данным угрозам в соответствии с федеральным законодательством.Анализ изложенного позволяет сделать вывод, что сегодня отсутствует единое определение понятий «экстремизм» и «терроризм». Такое положение приводит к разночтению общего уяснения самой сущностиданных понятий и, как следствие, отсутствию четкого обозначения единых методов борьбы с такими угрозами. В ряде некоторых стран допускается, что нет однозначного понимания «плохого» террориста, но есть такие, на которых степень вины лежит в большей степени и их угрозыобществу и государству более велики, но есть и такие, чьи действия не являются однозначно отрицательными и, с долей вероятности, могут быть оправданы. Другие же страны, определяя понятия «терроризм» и «террорист» достаточно четко их формулируют, в связи с чем и достаточно четки и методы борьбы с ними. Это и служит основой разногласий стран мирового сообщества по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, поскольку подходы к самой сути данных понятий неодинаковы. В этой связи на первое место выходит необходимостьпринятия всеобщего для всех стран определения, которое станет определяющим для экстремизма и терроризма, и разработка единой системы мер для профилактики и борьбы с этими явлениями.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование конституционно-правового регулирования вопросов национальной безопасности в РФ позволяет сформулировать следующие выводы.В настоящее времявесьма условно можно отметить то, что в России в основном создана правовая основа обеспечения национальной безопасности, включающая совокупность взаимосвязанных и внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности страны.Вместе с тем правовое регулирование отношения в рассматриваемой сфере еще далеко от совершенства, что обусловлено формированием новой структуры экономических, политических, социальных и духовных реалий как внутри страны, так и в международномпространстве. Текущее состояние нормативнойбазы обеспечения национальной безопасности следует определить как находящуюся в стадии формированиясистему, в связи с чемнеизбежныочертания переходнойстадии. В этих условиях представляется невозможным создание такой системы законодательства института национальной безопасности, которая была бы четкообозначена и неизменна. Сегодня перед законодателем стоит весьма сложная задача по формированию гибкой правовой системы, которая смогла бы объективно реагировать на постоянно меняющиеся экономические, политические и социальные реалии в государстве и за рубежом и одновременно с тем обеспечить соответствующий уровень национальной безопасности.В этих условиях требуются новые подходы к определению стратегии правового обеспечения национальной безопасности, придание этому обеспечению системности и полноты. Существенную роль в решении этих проблем сыграли Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Основы государственной политики РФ в области строительства военной организации и ряд других политико-правовых документов.Обеспечение национальной безопасности – это важнейшая задача всех ветвей и органов государственной власти. Эффективность их организации и деятельности во многом определяется состоянием, качеством законодательства. В первую очередь – законодательства конституционного. Именно оно является основой законодательства отраслевого – административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, имеющего первостепенное значение для практической деятельности правоохранительных органов и специальных служб. Конституционное законодательство как основа законодательства отраслевого, безусловно, не может не быть консервативным. В то же время оно должно соответствовать динамике происходящих в мире и в российском обществе событий. Оно должно быть ясным, непротиворечивым, что позволит своевременно корректировать отраслевые законы и адекватно реагировать на угрозы безопасности.В этой связи обратим внимание на проблемы, требующие, по мнению автора, законодательного решения. Эти проблемы связаны с рядом положений федеральных конституционных законов. Имеются в виду правовые нормы, которые закрепляют основы конституционного строя в качестве объекта безопасности государства;устанавливают гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина как базовый принцип деятельности государственных органов, в том числе спецслужб, определяют пределы и основания ограничения конституционных прав и свобод граждан;закрепляют полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.Предложения автора могут быть сведены к четырем тезисам.1. Определение в Законе РФ «О безопасности» объектабезопасности государства представляет собой отнюдь не академический интерес, анасущную практическую потребность. Дело в том, что от данного определения зависитвектор деятельности правоохранительных структур, правильное распределениеприоритетов в их работе. Что же мы видим в законе? Объектом безопасностигосударства являются: его конституционный строй, суверенитет и территориальнаяцелостность.Представляется, что это положение должно быть уточнено, поскольку в немобъект безопасности государства определяется через разноплановые по содержанию иобъему составляющие его элементы: конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность (признак этой жеосновы).Конституционный строй представляет собой систему наиболее значимыхсоциальных институтов (само государство, негосударственные организации), а такжевзаимосвязанных и взаимообусловленных отношений между человеком, государством иобществом, урегулированных нормами конституционного права.Эти взаимоотношения строятся в соответствии с определенными принципами(приоритет прав и свобод граждан, разделение властей, федерализм и т. п.).Государственный суверенитет как способность государства самостоятельно, безвмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику, являетсяодним из признаков государства и закреплен в ст. 4 Конституции России в качествеодной из основ конституционного строя в сфере организации и деятельностигосударственной власти.Территориальная целостность является признаком государственногосуверенитета.Чтобы исключить подобную путаницу и неопределенность, целесообразнозакрепить, что объектом безопасности государства является не конституционный строй,государственный суверенитет и территориальная целостность, а основыконституционного строя.2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является концептуальнымконституционным принципом в деятельности всего государственного механизма, в томчисле в деятельности органов государственной безопасности.Ст. 2 Конституции РФ закрепляет: «Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина – обязанность государства».Но при этом следует иметь в виду, что права и свободы личности, их реальнаязащищенность не будут обеспечены, если слабы и недееспособны институтыгосударственной власти. В этой связи концептуальным является положение ч.3 ст. 55 Конституции, закрепляющей, что «права и свободы человека игражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства».Именно федеральные законы (конституционные и обычные) являются тойправовой основой, которая позволяет ограничивать права человека при осуществлениидеятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.Такая законодательная основа существует. Это законы «О военном положении»,«О чрезвычайном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Офедеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «Об обороне», «О борьбес терроризмом», «О государственной охране», «О милиции» и др.Однако наличие множества законов, к сожалению, не исключает пробелов иколлизий в правовом регулировании обеспечения национальной безопасности, чтосущественно осложняет организацию и деятельность спецслужб.Проблема заключается в том, насколько своевременно законодатель (в лицеГосударственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации) во взаимодействии с другими органами государственной власти можетучитывать динамику событий в мире и в нашей стране, характер возникающихвнутренних и внешних угроз национальной безопасности.3. Чрезвычайное законодательство РФ, в том численаправленное на защиту прав и свобод человека, также нуждается всовершенствовании, прежде всего в корректировке оснований для введения особогорежима организации и деятельности органов государственной власти. Представляетсяцелесообразным уточнить редакцию п. «а» ст. 3 Федерального конституционногозакона «О чрезвычайном положении», заменив словосочетания «террористическиеакты» на «террористические акции», а «межнациональные, межконфессиональные ирегиональные конфликты» на «конфликты на этнической, религиозной или инойсоциальной основе».Необходимость указанных изменений объясняется следующим.Во-первых. Понятие «террористический акт» раскрывается в ст. 277 Уголовногокодекса как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,совершенное в целях прекращения его государственной или иной политическойдеятельности либо из мести за такую деятельность.Понятие же «террористическая акция» определяется ст. 3 Федерального закона«О борьбе с терроризмом», где под террористической акцией понимаетсянепосредственное совершение преступления террористического характера в различныхформах (посредством взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерныхвзрывных устройств, посягательства на жизнь государственного или общественногодеятеля и т. д.).Во-вторых. Межнациональные конфликты связаны с участием в них двух и болеенаций.Но нация – всего лишь один из видов этнических общностей, которая можетвыступать стороной в конфликте, поэтому предлагается использовать в законе вместопонятия «межнациональные конфликты» более широкое понятие – «конфликты наэтнической почве».Межконфессиональные конфликты предполагают участие представителейразличных конфессий. Но история знает немало примеров, когда конфликты сприменением насилия возникали и между представителями различных течений врамках одной конфессии, поэтому термин «межконфессиональные конфликты»предлагается заменить другим – «конфликты на религиозной основе (почве)».Угрозу безопасности государства могут представлять также конфликты, имеющиеиную социальную основу, например имущественное или социальное неравенство,расовые различия и др.Поэтому представляется логичным изложить основание для введениячрезвычайного положения в следующей редакции:«попытки насильственного изменения конституционного строя РоссийскойФедерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовыебеспорядки, террористические акции, блокирование или захват особо важных объектовили отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженныхформирований, конфликты на этнической, религиозной или иной социальной основе,сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозужизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственнойвласти и органов местного самоуправления».4. В завершение хотелось бы поддержать предложение о том, чтосовершенствование конституционно-правовой основы обеспечения национальнойбезопасности России в современных условиях требует разработки и принятияконцептуально нового по сравнению с Законом РФ «О безопасности» Федеральногозакона «О национальной безопасности Российской Федерации», а также принятие всоответствии со ст. 83 Конституции РФ Федерального закона «О Совете БезопасностиРоссийской Федерации» с приданием Совету Безопасности более весомых контрольныхи координирующих государственно-властных полномочий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ(ред. от 01.07.2017) «О военном положении» //Российская газета, № 21, 02.02.2002г.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ(ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Российская газета, № 105, 02.06.2001г.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015)«О противодействии экстремистской деятельности».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 29.07.2017)«О мерах по противодействию терроризму»(вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Аметчаев Э.З. Правовые основы режима чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. № 3. С. 9-13.Андриянов В.Н. Правовое регулирование безопасности личности в Российской Федерации// В сборнике: Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.М. Якимова. Иркутск, 2018. С. 13-19.Андриянов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 32-42.Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран / М.А. Афонасова // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1–2. – С. 240–243.Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты. Монография. – М.: Магистр, 2018. – 512 с.Гацко М.Ф. Роль «мягкой силы» в обеспечении национальной безопасности современной России // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 53-59.Зеленков, М.Ю. Основы теории национальной безопасности: Учебник. / М.Ю. Зеленков. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 c.Кардашова И.Б.Основы теории национальной безопасности. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 303 с.Кардашова И.Б. Субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // В книге: Обеспечение прав и свобод человека в современном мире материалы конференции: в 4 частях. 2017. С. 130-134.Керамова С.Н., Тагирова А.Р. Проблемы правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 1. С. 43-49.Конюк А.В. Прокуратура как субъект обеспечения национальной безопасности // Проблемы управления (Минск). 2014. № 2 (51). С. 117-125.Кочетков А.Э. Современные угрозы государственной безопасности Российской Федерации / А.Э. Кочетков // Juvenisscientia. – 2016. – № 2. – С. 165–168.Кошкина Д.А. Конституционные нормы как элемент правовой борьбы с международным терроризмом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 88-90.Курбанов А.Х., Порвадов М.Г. Понятийсная основа категорий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» государства // В сборнике: Формирование системы материально-технического обеспечения военной организации государства: теория и практика Сборник статей IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 315-321.Кокошина З.А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России / З. А. Кокошина ; Ин-т социально-политических исслед. Российской акад. наук. – М.: URSS, 2016. - 104 с.Куропаткин С.А. Противодействие распространению идеологии терроризма: духовное оздоровление общества как источник национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 1. С. 136-142.Курышова Л.А., Ли А.А. Национальная безопасность государства: ее содержание и механизм обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 86-90.Ледащев С.В. Национальная безопасность: объект правового регулирования // Ученые записки. 2016. № 3 (19). С. 181-183.Литвинов, В.А. Основы национальной безопасности России / В.А. Литвинов. - М.: Ленанд, 2016. - 320 c.Маздогов М.Б. Терроризм и экстремизм как реальная угроза национальной безопасности России // В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования в современных условиях Материалы международной научно‐практическойконференции .Сер. «Научныйвестник» ОтветственныйзавыпускЖуковаА.В.. 2016. С. 35-38.Микаилов С.М., Богомолов А.Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере робеспечения национальной безопасности // Молодой ученый. 2017. № 39 (173). С. 68-71.Национальная безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» под ред. Н. Д. Эриашвили, О. А. Мироновой, Е. Н. Хазова. Москва : ЮНИТИ, 2017. С. 287.Пекарш Н.Н., Демченко А.Г. Субъекты и механизмы обеспечения национальной безопасности // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 185-188.Петрянина О.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: основные новации и задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации // сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам российского конституционализма. 2017. С. 217-226.Погодина И.В. Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника) / И.В. Погодина // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С. 563–565.Працко Г.С., Мелихов А.И., Истратенков А.Ю. Конституционно-правовые ценности как основной объект национальной безопасности // Вестник Евразийской академии административных наук. 2017. № 1 (38). С. 116-120.Рязанцев Е.Ю. Конституционно-правовой режим чрезвычайного положения в российской Федерации // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. № 17 (3). С. 83-88.Сафронов И.В. Социальная роль Вооруженных сил в достижении целей стратегии национальной безопасности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 2. № 4. С. 146-148.Тонких В.А., Лытнева Н.А. Национальная безопасность Российской Федерации как фактор общеевропейской безопасности //Ростовский научный журнал. 2017. № 7. С. 18-23.Умеров В.С. Правовые основы режима чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. № 3. С. 151-153.Утяшов Э.К. О необходимости конкретизации норм правового режима военного положения // Вопросы экономики и права. 2015. № 86. С. 13-16.Федотова Ю.Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства / Ю.Г. Федотова // Современное право. – 2015. – № 4. – С. 21–29.Чаевич А.В. Национальная безопасность и «мягкая сила»: новые возможности для России // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-5 (15). С. 126-128.Чапчиков С.Ю. Принципы механизма обеспечения национальной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 6 (85). С. 70-73.Шелистов В.С. Тенденции развития Вооруженных сил РФ в различных странах и их влияние на национальную безопасность // Современные аспекты экономики. 2015. № 7-8 (215-216). С. 34-37.Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 170 с.Шободоева А.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» // Байкальский государственный университет. 2016. С. 347-355.Шободоева А.В. Основы теории национальной безопасности : курс лекций / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 228 с.Юрасюк Н.В., Матвеев А.Г. Правовая регламентация режима военного и чрезвычайног7о положения // В сборнике: V МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФОРУМ материалы форума. Составитель Кострикова Н.А.. 2017. С. 796-802.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ
(ред. от 01.07.2017) «О военном положении» //Российская газета, № 21, 02.02.2002г.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Российская газета, № 105, 02.06.2001г.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015)
«О противодействии экстремистской деятельности».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 29.07.2017)
«О мерах по противодействию терроризму»
(вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)
9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753).- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Аметчаев Э.З. Правовые основы режима чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. № 3. С. 9-13.
12. Андриянов В.Н. Правовое регулирование безопасности личности в Российской Федерации// В сборнике: Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.М. Якимова. Иркутск, 2018. С. 13-19.
13. Андриянов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 32-42.
14. Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран / М.А. Афонасова // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1–2. – С. 240–243.
15. Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты. Монография. – М.: Магистр, 2018. – 512 с.
16. Гацко М.Ф. Роль «мягкой силы» в обеспечении национальной безопасности современной России // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 53-59.
17. Зеленков, М.Ю. Основы теории национальной безопасности: Учебник. / М.Ю. Зеленков. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 c.
18. Кардашова И.Б.Основы теории национальной безопасности. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 303 с.
19. Кардашова И.Б. Субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // В книге: Обеспечение прав и свобод человека в современном мире материалы конференции: в 4 частях. 2017. С. 130-134.
20. Керамова С.Н., Тагирова А.Р. Проблемы правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 1. С. 43-49.
21. Конюк А.В. Прокуратура как субъект обеспечения национальной безопасности // Проблемы управления (Минск). 2014. № 2 (51). С. 117-125.
22. Кочетков А.Э. Современные угрозы государственной безопасности Российской Федерации / А.Э. Кочетков // Juvenisscientia. – 2016. – № 2. – С. 165–168.
23. Кошкина Д.А. Конституционные нормы как элемент правовой борьбы с международным терроризмом //
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 88-90.
24. Курбанов А.Х., Порвадов М.Г. Понятийсная основа категорий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» государства // В сборнике: Формирование системы материально-технического обеспечения военной организации государства: теория и практика Сборник статей IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 315-321.
25. Кокошина З.А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России / З. А. Кокошина ; Ин-т социально-политических исслед. Российской акад. наук. – М.: URSS, 2016. - 104 с.
26. Куропаткин С.А. Противодействие распространению идеологии терроризма: духовное оздоровление общества как источник национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 1. С. 136-142.
27. Курышова Л.А., Ли А.А. Национальная безопасность государства: ее содержание и механизм обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 86-90.
28. Ледащев С.В. Национальная безопасность: объект правового регулирования // Ученые записки. 2016. № 3 (19). С. 181-183.
29. Литвинов, В.А. Основы национальной безопасности России / В.А. Литвинов. - М.: Ленанд, 2016. - 320 c.
30. Маздогов М.Б. Терроризм и экстремизм как реальная угроза национальной безопасности России // В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования в современных условиях Материалы международной научно‐практическойконференции .Сер. «Научныйвестник» ОтветственныйзавыпускЖуковаА.В.. 2016. С. 35-38.
31. Микаилов С.М., Богомолов А.Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере робеспечения национальной безопасности // Молодой ученый. 2017. № 39 (173). С. 68-71.
32. Национальная безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» под ред. Н. Д. Эриашвили, О. А. Мироновой, Е. Н. Хазова. Москва : ЮНИТИ, 2017. С. 287.
33. Пекарш Н.Н., Демченко А.Г. Субъекты и механизмы обеспечения национальной безопасности // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 185-188.
34. Петрянина О.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: основные новации и задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации // сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам российского конституционализма. 2017. С. 217-226.
35. Погодина И.В. Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника) / И.В. Погодина // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С. 563–565.
36. Працко Г.С., Мелихов А.И., Истратенков А.Ю. Конституционно-правовые ценности как основной объект национальной безопасности //
Вестник Евразийской академии административных наук. 2017. № 1 (38). С. 116-120.
37. Рязанцев Е.Ю. Конституционно-правовой режим чрезвычайного положения в российской Федерации // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. № 17 (3). С. 83-88.
38. Сафронов И.В. Социальная роль Вооруженных сил в достижении целей стратегии национальной безопасности //
Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 2. № 4. С. 146-148.
39. Тонких В.А., Лытнева Н.А. Национальная безопасность Российской Федерации как фактор общеевропейской безопасности //
Ростовский научный журнал. 2017. № 7. С. 18-23.
40. Умеров В.С. Правовые основы режима чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. № 3. С. 151-153.
41. Утяшов Э.К. О необходимости конкретизации норм правового режима военного положения // Вопросы экономики и права. 2015. № 86. С. 13-16.
42. Федотова Ю.Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства / Ю.Г. Федотова // Современное право. – 2015. – № 4. – С. 21–29.
43. Чаевич А.В. Национальная безопасность и «мягкая сила»: новые возможности для России // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-5 (15). С. 126-128.
44. Чапчиков С.Ю. Принципы механизма обеспечения национальной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 6 (85). С. 70-73.
45. Шелистов В.С. Тенденции развития Вооруженных сил РФ в различных странах и их влияние на национальную безопасность // Современные аспекты экономики. 2015. № 7-8 (215-216). С. 34-37.
46. Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 170 с.
47. Шободоева А.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность» // Байкальский государственный университет. 2016. С. 347-355.
48. Шободоева А.В. Основы теории национальной безопасности : курс лекций / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 228 с.
49. Юрасюк Н.В., Матвеев А.Г. Правовая регламентация режима военного и чрезвычайног7о положения // В сборнике: V МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФОРУМ материалы форума. Составитель Кострикова Н.А.. 2017. С. 796-802.



Вопрос-ответ:

Какие механизмы обеспечивают национальную безопасность в Российской Федерации?

Конституционно-правовые механизмы обеспечивают национальную безопасность в Российской Федерации. Они включают систему гарантий и нормативных актов, которые регулируют взаимоотношения между государственными органами и организациями, а также между ними и гражданами. Важную роль в механизмах обеспечения национальной безопасности играют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и другие формы правового регулирования.

Кто является субъектами национальной безопасности в Российской Федерации?

Субъектами национальной безопасности в Российской Федерации являются государство, общество и каждый отдельный гражданин. Государство обладает особыми полномочиями и ответственностью за обеспечение безопасности страны. Общество, включая его институты и организации, активно участвует в формировании и реализации политики национальной безопасности. Граждане России, в свою очередь, заботятся о сохранении национальной безопасности через соблюдение законов, поддержку государственных органов и готовность защищать свою страну в случае необходимости.

Какие объекты считаются источниками национальной безопасности в Российской Федерации?

Источниками национальной безопасности в Российской Федерации являются государственные органы и организации, которые занимаются защитой страны, осуществлением правопорядка и предотвращением угроз. В их числе могут быть армия, полиция, различные службы безопасности, специализированные агентства и учреждения. Также источниками национальной безопасности являются экономические ресурсы и инфраструктура, обеспечивающие стабильное функционирование государства.

Какие механизмы обеспечивают национальную безопасность в Российской Федерации?

Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется через конституционно-правовые механизмы. Это включает в себя принятие специальных законов и нормативных актов, создание государственных органов и служб, а также определение субъектов и объектов национальной безопасности.

Какие конституционные механизмы обеспечивают национальную безопасность в Российской Федерации?

Конституционные механизмы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации включают в себя принятие Конституции РФ, законов и нормативных актов, определение основных функций государственных органов, а также гарантирование прав и свобод граждан.

Какие субъекты и объекты являются источниками национальной безопасности в Российской Федерации?

Источниками национальной безопасности в Российской Федерации являются субъекты и объекты силы, такие как армия, правоохранительные органы, органы государственного управления, а также конституционные и правовые нормы.

Какие законодательные акты регулируют вопросы национальной безопасности в Российской Федерации?

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются различными законодательными актами, включая Конституцию РФ, Федеральный закон "О национальной безопасности", Федеральный закон "О защите государственной тайны", Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" и многие другие.

Какими основными механизмами обеспечивается национальная безопасность в Российской Федерации?

Основными механизмами обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации являются принятие законов и нормативных актов, создание специальных государственных органов, таких как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство обороны, Министерство внутренних дел, а также обеспечение гарантий и защиты прав и свобод граждан.

Какие механизмы обеспечивают национальную безопасность в Российской Федерации?

Механизмы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации включают различные конституционные институты, законы и правила, которые регулируют деятельность органов государственной власти, служб безопасности и других государственных органов. Они включают такие механизмы, как законодательство о безопасности, контроль над силовыми структурами, система судебной защиты прав и свобод граждан, системы мониторинга и анализа информации, противодействие терроризму и экстремизму и многое другое.

Кто является объектами национальной безопасности в Российской Федерации?

Объектами национальной безопасности в Российской Федерации являются государство, его территория, население, экономика, экология, информационное пространство, оборонная способность и другие сферы, которые важны для сохранения и развития страны. Также объектами национальной безопасности являются государственные институты, включая органы государственной власти, службы безопасности и другие государственные органы.

Какие субъекты имеют силу в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации?

Силу в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации имеют различные субъекты, включая органы государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, службы безопасности, силовые структуры (армия, полиция, ФСБ), а также граждане Российской Федерации. Каждый из этих субъектов вносит свой вклад в обеспечение национальной безопасности, выполняя те функции и обязанности, которые им предписаны законодательством.

Какие механизмы обеспечивают национальную безопасность в России?

Механизмы обеспечения национальной безопасности в России включают правовые, организационные и институциональные средства. В Конституции России определены основные положения и принципы обеспечения национальной безопасности, а также регламентируются полномочия органов государственной власти, национальных и местных органов самоуправления в этой сфере.