Формирование у родителей компетентности в развитии математических представлений дошкольников с умственной отсталостью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 1010 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 20.07.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью 4
1.1. Математические представления у детей дошкольного возраста 4
1.2. Особенности математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью 5
1.3. Педагогические подходы к формированию математических представлений дошкольников с умственной отсталостью 6
1.4. Особенности количественных представлений и решения арифметических задач 7
Глава 2. Компетентность родителей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в формировании математических представлений у детей 8
2.1. Понятие «компетентность», «родительская компетентность», «педагогическая компетентность» 8
2.2. Педагогические подходы к формированию компетентности родителей в обучении детей с ОВЗ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Фрагмент для ознакомления

Несформированность их также является характерной для детей с задержкой психического развития органического генезиса.

Выводы по главе 1


Таким образом, для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.
Определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.
Детям дошкольного возраста с умственной отсталостью характерны познавательная пассивность, которая связана со понижением интереса, а также несформированные каждая деятельность и самоконтроль. Замечается нецеленаправленность действий, изобилие интереса к исполнению математических заданий, недостаточная критичность по отношению к следствиям своей деятельности, низкий уровень самостоятельности, низкое внимание к содержанию заданий.
Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. д. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга. Несформированность их также является характерной для детей с задержкой психического развития органического генезиса.

Список литературы



Багавиева Г. Учиться совместно очень полезно : [инклюзивное образование] / Г. Багавиева // Здоровье детей. - 2014. - № 3. - С. 50-51.
Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развигия.- СПб. НОУ СОЮЗ, 2005.
Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб ЦЦК. 2011.
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГЛУ им II. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова ; под общ. ред. Кульневича С. В. - Воронеж : Учитель, 2004. - 90 с.
Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой.– М., 1989. – С. 137–166.
Егорова, П. Познавая мир, познавать самого себя: [дети с ограниченными возможностями] / П. Егорова// Здоровье детей. - 2014. - № 7-8. - С. 38-39.
Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008. - 286 с.
Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. : Просвещение, 2010. - 269 с.
Ковалей И В Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.
Малышев К. В. О мерах по обеспечению доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / К. В. Малышев, Е. Л. Ворошилова// Логопедия. - 2014. - № 1. - С. 61-65.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада : планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада : планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада : планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебник / Е. Р. Баенская [и др.] ; ред. Е. А. Стребелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 352 с.
Стеценко И. Б. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / Стеценко И. Б., Машовец М. А. - М. : Сфера, 2012.
Стеценко И. Б.Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / И. Б. Стеценко, М. А. Машовец. - М. : Сфера, 2012 ; СПб. : Речь, 2012. - 125 с.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 180 с.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 144 с.
Турченко, Вера Ивановна. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / Вера Ивановна. Турченко. - Москва : Флинта, 2013. - 251,
Фатихова, Л. Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 94-98.
Царев А. М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А. М. Царев, Л. А. Головчиц// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 12-19. 25
Черных А. Формирование математических представлений в самостоятельной деятельности детей старшего возраста / Черных А., Морозовская Н. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 2. - С. 39-40.
Шаповалова О. Е. Инновационный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения / О. Е. Шаповалова, Т. К. Жулич// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 24-30.
Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.
Шустова О. А. Игра как форма коррекционной работы при обучении и воспитании старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Шустова// Школьный логопед. - 2014. - № 1. - С. 21-27.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.








12


13

Список литературы



1. Багавиева Г. Учиться совместно очень полезно : [инклюзивное образование] / Г. Багавиева // Здоровье детей. - 2014. - № 3. - С. 50-51.
2. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развигия.- СПб. НОУ СОЮЗ, 2005.
3. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб ЦЦК. 2011.
4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГЛУ им II. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
5. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
6. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
7. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова ; под общ. ред. Кульневича С. В. - Воронеж : Учитель, 2004. - 90 с.
8. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
9. Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой.– М., 1989. – С. 137–166.
10. Егорова, П. Познавая мир, познавать самого себя: [дети с ограниченными возможностями] / П. Егорова// Здоровье детей. - 2014. - № 7-8. - С. 38-39.
11. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008. - 286 с.
12. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. : Просвещение, 2010. - 269 с.
13. Ковалей И В Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.
14. Малышев К. В. О мерах по обеспечению доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / К. В. Малышев, Е. Л. Ворошилова// Логопедия. - 2014. - № 1. - С. 61-65.
15. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
16. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада : планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
17. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада : планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
18. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада : планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
19. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебник / Е. Р. Баенская [и др.] ; ред. Е. А. Стребелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 352 с.
20. Стеценко И. Б. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / Стеценко И. Б., Машовец М. А. - М. : Сфера, 2012.
21. Стеценко И. Б.Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / И. Б. Стеценко, М. А. Машовец. - М. : Сфера, 2012 ; СПб. : Речь, 2012. - 125 с.
22. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
23. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 180 с.
24. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 144 с.
25. Турченко, Вера Ивановна. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / Вера Ивановна. Турченко. - Москва : Флинта, 2013. - 251,
26. Фатихова, Л. Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 94-98.
27. Царев А. М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А. М. Царев, Л. А. Головчиц// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 12-19. 25
28. Черных А. Формирование математических представлений в самостоятельной деятельности детей старшего возраста / Черных А., Морозовская Н. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 2. - С. 39-40.
29. Шаповалова О. Е. Инновационный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения / О. Е. Шаповалова, Т. К. Жулич// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 24-30.
30. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.
31. Шустова О. А. Игра как форма коррекционной работы при обучении и воспитании старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Шустова// Школьный логопед. - 2014. - № 1. - С. 21-27.
32. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.

Вопрос-ответ:

Какие математические представления формируются у детей дошкольного возраста?

Математические представления, которые формируются у детей дошкольного возраста, включают понятия числа, формы, размера, цвета, сравнения, классификации, счета и другие основы математики.

В чем особенности математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью?

У дошкольников с умственной отсталостью особенности математических представлений проявляются в том, что они могут иметь ограниченную способность к абстрактному мышлению, слабую память, трудности с пониманием чисел и операций над ними.

Какие педагогические подходы используются для формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью?

Для формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью используются индивидуализированные и игровые методы обучения, а также работа с конкретными материалами и наглядностью.

Какие понятия математики являются основой для формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью?

Основой для формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью являются понятия числа, счета, классификации, сравнения, формы, размера и другие основные понятия математики.

Какие трудности могут возникнуть в процессе формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью?

В процессе формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью могут возникнуть трудности в понимании абстрактных понятий, операций над числами, сложении и вычитании, а также в развитии логического мышления и способности к анализу и синтезу.

Какие математические представления формируются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста формируются такие математические представления, как представление о количестве, форме, размере, положении в пространстве, времени и т.д. Они учатся считать, сравнивать предметы по различным критериями, решать простые задачи, узнавать геометрические фигуры и т.д.

Чем отличаются математические представления у дошкольников с умственной отсталостью?

Умственно отсталые дошкольники обладают определенными особенностями в формировании математических представлений. Они могут испытывать затруднения в понимании абстрактных понятий, сложности в выполнении арифметических действий и трудности в пространственном восприятии. Также у них могут быть проблемы с концентрацией внимания и логическим мышлением.

Какие педагогические подходы используются для формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью?

Для формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью используются различные педагогические подходы. Например, индивидуальный подход, включающий работу с каждым ребенком по его индивидуальным возможностям и потребностям. Также используются игровые методы обучения, визуальные и конкретные материалы, адаптированные для понимания детьми с умственной отсталостью.

В чем заключаются особенности математических представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью?

Особенности математических представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью заключаются в том, что они могут иметь затруднения в усвоении абстрактных математических понятий, сложности в счёте и выполнении арифметических операций, а также они могут испытывать проблемы с пространственным восприятием и логическим мышлением.

Какие математические представления формируются у детей дошкольного возраста?

Математические представления, формирующиеся у детей дошкольного возраста, включают в себя понятия числа, количества, пространства и формы. Дети в этом возрасте начинают осваивать основные арифметические операции, например, сложение и вычитание в пределах чисел от 1 до 10. Они также начинают узнавать и называть формы, такие как круг, квадрат, треугольник, и различать разные предметы в пространстве, такие как над, под, рядом и т. д.

Какие особенности математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью?

У дошкольников с умственной отсталостью наблюдаются определенные особенности в формировании математических представлений. Они могут испытывать трудности в понимании абстрактных понятий, таких как число или количество. Они также могут иметь ограниченную способность к концептуализации и абстрактному мышлению. В связи с этим, важно использовать специальные педагогические подходы и методики, чтобы помочь им развить математические представления.