Подбор репертуара для детского вокального ансамбля

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 2121 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 23.07.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Культурный, социальный и этнографический контекст 6
1.1 Культура Выселковского района 6
1.2 Традиции казачьих и народных песен края 8
Глава 2. Особенности формирования репертуара в детском вокальном ансамбле «Незабудки» 12
2.1 История возникновения ансамбля 12
2.2 Специфика формирования репертуара 14
2.3 Особенности работы над репертуаром 14
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Это и общеэстетическое развитие, этическое воспитание ребенка, развитие личности и музыкальных способностей, формирование социально-коммуникативных навыков, патриотическое воспитание.Для задач образовательных и воспитательных используются метод беседы, метод подражания (очень эффективный с детьми младшего возраста), преподаватель старается научить собственным примером. Для задач музыкальных недостаточно одной работы над репертуаром, особенно с детьми дошкольного возраста. Необходимо также тщательно работать над дикцией, формировать вокально-певческую установку, развивать систему дыхания, выразительность жеста (движения во время пения способствуют выразительности исполнения, помогают раскрыть образ народной песни). И все эти задачи необходимо решать в игровой форме, особенно с детьми 5 – 7 лет. Поэтому в репетиционный процесс обязательно должны быть включены:Артикуляционные, речевые упражнения для формирования дикции.Упражнения на дыхание.Игровые задания на формирование выразительного жеста.Распевки.Работа над репертуаром.В работе над репертуаром необходимо начинать с того, что прояснить смысл текста песни. В фольклорных произведениях могут встречаться устаревшие, непонятные современным детям слова. Преподавателю необходимо заранее подготовиться, разобрать текст песни, продумать как он будет объяснять содержание незнакомых слов. Для детей очень подходящим приемом, позволяющим прочувствовать и хорошо запомнить смысл новых слов, является следующий прием: не просто рассказать смысл слова, но привести пример из сказки, пословицы, поговорки, где применяется данное слово. Это способствует расширению кругозора детей и приобщению их к традиционной культуре.Текст необходимо не только прочитать, но и четко проговорить. Обратить внимание детей, что не получилось, какие слова проговариваются недостаточно ясно и могут быть не различимы в пении. Эти слова необходимо проработать отдельно.Затем нужно познакомиться с песней (в исполнении преподавателя либо в записи), поговорить о том, какой характер раскрывается в данном произведении. Предварительно построить форму будущего вокального произведения: поговорить с детьми о том, какой куплет главный и почему. Какие слова важны в каждом куплете, на что нужно обратить внимание при пении.Затем (после упражнений и распевки) разучивается мелодии песни, преподаватель обращает внимание на точность интонации. Если интонация выше или ниже, необходимо не только обращать на это слуховое внимание детей, но и подсказывать, как исправить интонацию. В детском вокальном ансамбле дети допускают следующие ошибки:Зажим певческого аппарата (гортани, шеи, поднимают плечи),Прижата, не открыта челюсть,Поют недостаточно активно, и интонация занижается,Поют чересчур громко, кричат, и потому неточно интонируют.Также в репетиционном процессе, постепенно формируя у детей певческие навыки, можно обращать внимание (особенно у старших) на правильную певческую установку, резонаторы.На этапе разучивания песни нужно сразу же работать над всеми деталями исполнения – мимикой, жестами. Чтобы они органично вошли в исполнительскую культуру ребенка, были не наиграны, нужно на первом этапе работы объяснять выразительную сторону жеста, что хочется выразить при помощи рук, положения головы, корпуса.На завершающей стадии работы над репертуаром его необходимо пропевать как на концерте – два, три произведения подряд. Здесь мы формируем у начинающих артистов умение переключаться с одного характера на другой, проверяем, насколько хорошо они усвоили слова и музыку. Некоторые произведения из репертуара можно повторять на следующий год, уделяя разучиванию меньше времени, проверяя музыкальную память детей. Удерживать в памяти произведения, которые исполняли в прошлом году – это важное умение для начинающего артиста, и оно формируется путем повторения репертуара время от времени.В то же время, для развития ребенка необходимо обновление репертуара, которое нужно совершать не реже одного раза в год. Необходимость освоения новых произведений – условия для развития музыканта, его слухового багажа, технических возможностей, стилистического и жанрового охвата произведений в репертуаре. Этот принцип является базой для создания авторской интерпретации.Это дает не только новые впечатления, но и позволяет продолжать работу над развитием вокальных навыков, системы дыхания, дикцией и музыкальной культурой детей в целом.ЗаключениеВ формировании личности ребенка на этапе дошкольного и школьного детства большое значение имеет семья, школа и другие образовательные центры. В настоящей дипломной работе мы обратились к специфике работы детского фольклорного ансамбля «Незабудки», уделив особое внимание развитию и воспитанию детей средствами традиционной музыкальной культуры.В современной музыкальной практике существует большое разнообразие коллективов, как взрослых, так и детских. Некоторые ориентированы на внешние эффекты, стремятся привлечь слушателя «современным» звучанием народной песни. Представляется, что данный подход для детского вокального ансамбля недопустим, он не способствует развитию национальной идентичности, приобщению к культуре края.Несомненно, репертуар для коллектива нужно подбирать в соответствии с особенностями региона, возрастными особенностями восприятия детей, а также с опорой на проверенный репертуар именитых коллективов. В то же время, нужно отметить тот факт, что концертный репертуар формируется постепенно, на протяжении творческого пути музыканта или музыкантов, связан с развитием его технических и художественных возможностей.Репертуар, охарактеризованный в настоящей дипломной работе, был сформирован с учетом конкретной местности, для детей с определенным уровнем музыкальных способностей и возможностей.Несомненно, репертуар должен соответствовать характеру и темпераменту исполнителя или исполнителей. Если для работы и ознакомления вполне подходит метод «от противного» - например, человеку по темпераменту флегматику исполнять произведение действенное, активное, темпераментное. В педагогической работе это способствует формирование и развитие тех эмоциональных откликов, которых еще не было в опыте у человека спокойного. Но вот для концертного исполнения такой прием не подходит. Наоборот, в данном случае необходимо полное соответствие темперамента и произведения для наиболее выигрышного его исполнения.Также при формировании репертуара необходимо учитывать аудиторию, на которую будет рассчитано исполнение и те праздники, в которых предстоит принять участие детям. Именно комплексный подход к подбору репертуара, с учетом всех критериев и особенностей, позволяет детскому вокальному ансамблю «Незабудки» несмотря на юный возраст успешно справляться с насыщенной концертной работой.Список литературыАгафонов 2001 – Агафонов А.И. История донского края (XVI – первая половина XIX в.). Исторические источники и их изучение. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.Администрация МО Выселковский район Краснодарского края. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://viselki.net/Ансамбль казачьей песни «Криница». Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.krinitza.ru/Бахвалова В.А. Традиционная культура донского казачества. Автореф. канд дис. Волгоград, 2009.БТСК 2003 – Большой толковый словарь донского казачества. М.: ООО «Русские словари»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. Гордеев A.A. История казаков. Со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. - М.: Страстной бульвар, 1991.Гордеев А.А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. - М.: Страстной бульвар, 1992.Дзюбан В.В. Традиция, культура и промыслы казачества России / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 3. - том 17. - 2011. С. 99 – 104.Дигун Т.В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр. Вып. 60. - М., 1982. - С. 93-107.Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества: Монография. - Армавир, 2008.Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.Песенная культура терских казаков. Конференция на базе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.mincultsk.ru/2010-03-05-05-07-55/681-06-125-40-Песни донских казаков. Составитель А.М. Листопадов. – М.: Музгиз, 1949.Песни донских казаков. Составитель И.И. Кравченко. – Сталинград, 1936. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. Рахманинова, 2004. - 512 с. Самарцев В.И. Хуторские игры и гульбища с Бузулука // Донские областные ведомости. – 1903. - № 120. – 7 июля 1903 года. – С. 5.Саркисьян Т. Н. Духовное наследие кубанского казачества. Автореф. канд .дис. – Краснодар, 2009.Черницын С.В. Донское казачество. Этнический состав. Очерк 3. Основные проблемы происхождения и этапы формирования казачеств России // Очерки традиционной культуры казачеств России. Под общ. ред. проф. Н.И. Бондаря. - М.; Краснодар, 2002. - Т. 1. - С. 214–226.

Список литературы
1. Агафонов 2001 – Агафонов А.И. История донского края (XVI – первая половина XIX в.). Исторические источники и их изучение. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.
2. Администрация МО Выселковский район Краснодарского края. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://viselki.net/
3. Ансамбль казачьей песни «Криница». Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.krinitza.ru/
4. Бахвалова В.А. Традиционная культура донского казачества. Автореф. канд дис. Волгоград, 2009.
5. БТСК 2003 – Большой толковый словарь донского казачества. М.: ООО «Русские словари»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
6. Гордеев A.A. История казаков. Со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. - М.: Страстной бульвар, 1991.
7. Гордеев А.А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. - М.: Страстной бульвар, 1992.
8. Дзюбан В.В. Традиция, культура и промыслы казачества России / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 3. - том 17. - 2011. С. 99 – 104.
9. Дигун Т.В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр. Вып. 60. - М., 1982. - С. 93-107.
10. Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества: Монография. - Армавир, 2008.
11. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
12. Песенная культура терских казаков. Конференция на базе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.mincultsk.ru/2010-03-05-05-07-55/681-06-125-40-
13. Песни донских казаков. Составитель А.М. Листопадов. – М.: Музгиз, 1949.
14. Песни донских казаков. Составитель И.И. Кравченко. – Сталинград, 1936.
15. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. Рахманинова, 2004. - 512 с.
16. Самарцев В.И. Хуторские игры и гульбища с Бузулука // Донские областные ведомости. – 1903. - № 120. – 7 июля 1903 года. – С. 5.
17. Саркисьян Т. Н. Духовное наследие кубанского казачества. Автореф. канд .дис. – Краснодар, 2009.
18. Черницын С.В. Донское казачество. Этнический состав. Очерк 3. Основные проблемы происхождения и этапы формирования казачеств России // Очерки традиционной культуры казачеств России. Под общ. ред. проф. Н.И. Бондаря. - М.; Краснодар, 2002. - Т. 1. - С. 214–226.

Вопрос-ответ:

Какой контекст рассматривается в статье?

В статье рассматривается культурный, социальный и этнографический контекст, связанный с Выселковским районом и его казаческими и народными песнями.

Какие традиции края рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются традиции казачьих и народных песен края.

Какова история возникновения детского вокального ансамбля Незабудки?

В статье рассматривается история возникновения ансамбля Незабудки.

Как формируется репертуар в детском вокальном ансамбле Незабудки?

Статья описывает специфику формирования репертуара в детском вокальном ансамбле Незабудки.

Какие особенности работы над репертуаром описываются в статье?

В статье описываются особенности работы над репертуаром в детском вокальном ансамбле Незабудки.

Какой культурный, социальный и этнографический контекст влияет на подбор репертуара для детского вокального ансамбля?

В Выселковском районе существует своя культура, которая влияет на выбор песен для детского вокального ансамбля. Также они учитываются традиции казачьих и народных песен края, чтобы сохранить и передать уникальность регионального наследия.

Как начался ансамбль Незабудки и какая история его возникновения?

Ансамбль Незабудки был создан опытным педагогом и музыкантом, который стал замечать таланты среди детей. Он начал заниматься с ними и формировать вокальный ансамбль, который со временем стал популярным и записывался на различных концертах и мероприятиях.

Какие особенности формирования репертуара в детском вокальном ансамбле Незабудки?

Формирование репертуара в ансамбле Незабудки осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Песни подбираются таким образом, чтобы было интересно и понятно самим исполнителям, а также чтобы они звучали гармонично вместе.

Какие особенности работы над репертуаром в ансамбле Незабудки?

Работа над репертуаром в ансамбле Незабудки включает в себя регулярные репетиции, на которых дети учатся исполнять песни вместе, развивают свои вокальные и музыкальные навыки. Также им предоставляется возможность проявить свои творческие способности и внести свои идеи в подбор песен.

Какое значение имеет подбор репертуара в детском вокальном ансамбле?

Подбор репертуара в детском вокальном ансамбле играет важную роль в общеэстетическом развитии и этическом воспитании детей. Он помогает им расширять свой музыкальный кругозор, узнавать о разных стилях и жанрах музыки, а также способствует развитию творческого мышления и самовыражению.

Какой контекст рассматривается в статье?

В статье рассматривается культурно-социальный и этнографический контекст, связанный с Выселковским районом и традициями казачьих и народных песен этого края.