Образование людей пенсионного возраста: сравнение России и Международный опыт

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Демография
  • 19 19 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 15.08.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Образование людей пенсионного возраста как часть непрерывного образования 5
2. Опыт образования людей пенсионного возраста за рубежом 9
3. Развитие образования людей пенсионного возраста в России 12
4. Проблемы геронтообразования в России и за рубежом 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17



Фрагмент для ознакомления

Поскольку в основной своей массе образовательные учреждения для пожилых людей развиваются практически изолированно друг от друга, задачи и цели их функционирования не выстраиваются в некую систему. Несмотря на то, что социально значимые ориентиры развития геронтообразования можно достаточно определённо обозначить, в настоящее время образование пожилых людей не имеет конкретного направления развития и чёткой цели. Увеличение количественных показателей, таких как число специализированных учреждений, число граждан, охваченных образовательными программами и т.д., не влечёт качественных изменений, ориентирующих геронтообразование на решение актуальных экономических, социальных и др. проблем. Данное обстоятельство существенно затрудняет анализ образования лиц третьего возраста как целостного социального феномена, оценку его потенциала, а также снижает степень достоверности прогнозов его развития. 4. Проблема финансирования. Вопрос поиска источников финансирования образовательных программ для старшего поколения является чрезвычайно острым. Эта проблема непосредственно вытекает из предыдущей. Пока ориентиры развития и функционирования геронтообразования не определены, не представляется возможным выявить заинтересованные в его поддержке социальные институты, государственные и частные структуры, конкретные категории граждан, а, следовательно, непонятно, на кого следует возложить нагрузку по финансированию образовательных проектов. Очевидно, что в значительной степени снять остроту обозначенных проблем могло бы наличие некоторого интегрирующего, управляющего и координирующего воздействия. В идеале роль такой внешней силы должно играть государство.ЗаключениеПроблемадемографическогостаренияобществавначале21века вышланауровень глобальныхпроблемчеловечества.Каждыйденьна планете около 200 тысяч человек переступают 60-летний рубеж. Во многих странах пожилые люди–самая быстрорастущая группа населения. Доля людей пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) в России в начале 2014 года составляла 23,5% от всего населения и с каждым годом эта цифра растет. По классификации ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%, в настоящее время в России эта доля составляет более 13% от всего населения, и постоянно растет, по прогнозам Российской Академии наук доля пожилых людей старше 60 лет к 2016 году составит около 20%, средняя продолжительность жизни в России, среди стран ООН, в 2014 году составила 66,05 лет (129 место). Из этого можно сделать вывод, что проблема старения населения в России вышла на первый план, стала в разряд первоочередных и требует особого внимания со стороны руководства страны.Задачами современного Российскогообществаявляютсянетолько создание условийдлядостойнойжизнипожилыхлюдей,ноисодействиеимв установлениигармоничных отношений с окружающими,значительное расширениевозможностейсоциальнойкоммуникациипожилых,их социальнойактивности,повышениестатусапожилогочеловекавглазах молодых поколений.Решениепоставленныхзадач не можетограничиваться деятельностью социальныхслужб. Сегодня особое значение в работе со старшими поколениямиприобретаетобразовательныйкомпонент,формирующийу пожилыхлюдейновыйсоциальныйопыт,позитивную деятельностную мотивацию и мобилизацию жизненных сил.Участиевобразовательныхпрограммахдает возможностьжитьполноценнойактивнойжизнью.Самипожилыелюди стремятся к получению знаний. При этом немаловажно, чтобы их стремления и инициативы одобрялись и поддерживались со стороны близких. Для того, чтобы пожилые люди свободнои с удовольствием взаимодействовать с современным миром информации, могли критически и взвешенно принимать решения в проблемных жизненных ситуациях, они должны находить общий языкспредставителямидругих поколений, с молодежью. В этом им помогают все видыобразования, повышающиемобильность пенсионера,расширяющиедоступ к новому знанию, к новым–экспериментальным и творческим–сферам деятельности, обеспечивая новое качество жизни пожилого человека.Список использованной литературыАрашин С. Н. Проблема образования пожилых людей / С.Н. Арашин, А.С. Арашина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 101–105.Боровикова Я. В. Формирование валеологических моделей геронтологического образования как составляющей креативной педагогики / Я. В. Боровикова // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2008. – № 4. – С. 89–96.Буланова М.Н. Образование в третьем возрасте: зарубежный и отечественный опыт / М.Н. Буланова, А.И. Багайникова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 148-151. Войтович И.К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность / И.К. Войтович // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 126-132. Воробьев А.Е. Образование людей «третьего поколения» / А.Е. Воробьев, С.П. Радюк // Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы сборник научных статей. – 2015. – С. 51-63. Гамбургская декларация об обучении взрослых. Гамбург, Июль 1997 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/Hdecl.htmlГорелова, Л. Е. Страницы истории геронтологии / Л. Е. Горелова // Русский медицинский журнал. – 2008. – № 28. – С. 2199–2200.Дудина М.Н. Педагогика, андрагогика, акмеология: вопросы преемственности и взаимосвязи / М.Н.Дудина // Образование и наука. – 2008. – №5(53). – С.3-11.Елютина М.Э. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / М.Э. Елютина, Э.Е Чеканова // Социс. 2003. – №7.Козловская Н.И.Непрерывное образование взрослых на примере обучения информационной грамотности людей пенсионного возраста / Н.И. Козловская, И.И. Козловский // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. – 2017. – С. 104-106. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т. 2. – М: Педагогика, 1982. – 576с.Кононыгина Т.М. Герагогика: Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / М.Т.Кононыгина – Орел: Красная строка, 2006. – 168с.Ларин Ю. В. Образование в поисках принциа сообразности / Ю.В. Ларин // Образование и наука. – 2014. – №1. – С.3-18. Лазуткина Е. Образование пожилых людей как путь нормализации межпоколенческих отношений в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/derzhava/ed_awards/awards0003.html.Мазаева Е. Ф. Решение психологических проблем пожилых людей с помощью творчества / Е. Ф. Мазаева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2007. – № 2. – С. 45–47.Малкина-Пых, И. Г. Кризисы пожилого возраста / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. / К. Манхейм. – М.: Юрист, 1994. – 700с.Осколкова О. Б. Старение населения в странах Европейского союза: проблемы и суждения / О.Б.Осколкова. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – 112 с.Раменский С.Е. Вопросы использования квалифицированного труда пенсионеров на предприятиях / С.Е. Раменский, Г.П. Раменская, В.С. Раменская // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Материалы Всерос. междисциплинарнойнауч. конф. Москва, 30 января 2008 г. / Отв. ред. Л. М. Качалова. М.: Изд-во СГУ, 2008. – С. 77–80.Роик В. Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте / В. Роик // Человек и труд. – 2006. – № 10. – С. 46-49.Савочкина Т.С. Университеты «третьего возраста» в системе непрерывного образования / Т.С. Савочкина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 1. – С. 151-157. Сорокин Г. Г. Геронтообразование в России. Социологический анализ / Г.Г.Сорокин; под науч. ред. В. В. Гаврилюк. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 200 с.Сорокин Г.Г. Геронтообразование в России глазами экспертов / Г.Г.Сорокин // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2011. – № 5 (118). – С. 62-64. Сорокин Г.Г. Образование пожилых людей как ответ на актуальные вызовы современности / Г.Г.Сорокин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – № 3 (23). – С. 42-47.Степанова М.В.Опыт дополнительногообразования людей предпенсионного и пенсионноговозраста / М.В. Степанова // Вестник ТОГИРРО. – 2016. – № 2. – С. 78-81. Chin-Shan, H. The University of the Third Age in the UK: an Interpretive and Critical Study. In Educational Gerontology. 2006. N 32. P. 825–842.Demographics: State Statistics Federal Service. – Режимдоступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/.Diplomaed aging. In Vedomosti. 2015. – №755. – Режимдоступа: http://www.vedomosti.ru/. Ferna´ndez Ballesteros, R. Envejecimientoactivo: contribuciones de la psicologı´a / Active aging: Psychological contributions. – Madrid, Spain: Pira´mide, 2009. Feliciano, V., Montserrat, C. Generativity in Older Age: A Challenge for Universities of the Third Age (U3A). In Educational Gerontology. 2012. – N 38. – P. 666–677.Levinson D. J. The Mid-Life Transition: A Period in Adult Psychosocial Development. In Psychiatry. 1977. – № 40. – P. 99–112. Marriam Sh. B., Youngwha, K. Promoting Community Wellbeing: The Case for Lifelong Learning for Older Adults. In Adult Education Quarterly. – 2014.– N 64(2). – P. 128–144.Masaryk University: University of the Third Age. .World Economic Forum. Global population ageing: Peril or promise? 2012 .

1. Арашин С. Н. Проблема образования пожилых людей / С.Н. Арашин, А.С. Арашина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 101–105.
2. Боровикова Я. В. Формирование валеологических моделей геронтологического образования как составляющей креативной педагогики / Я. В. Боровикова // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2008. – № 4. – С. 89–96.
3. Буланова М.Н. Образование в третьем возрасте: зарубежный и отечественный опыт / М.Н. Буланова, А.И. Багайникова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 148-151.
4. Войтович И.К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность / И.К. Войтович // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 126-132.
5. Воробьев А.Е. Образование людей «третьего поколения» / А.Е. Воробьев, С.П. Радюк // Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы сборник научных статей. – 2015. – С. 51-63.
6. Гамбургская декларация об обучении взрослых. Гамбург, Июль 1997 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/Hdecl.html
7. Горелова, Л. Е. Страницы истории геронтологии / Л. Е. Горелова // Русский медицинский журнал. – 2008. – № 28. – С. 2199–2200.
8. Дудина М.Н. Педагогика, андрагогика, акмеология: вопросы преемственности и взаимосвязи / М.Н.Дудина // Образование и наука. – 2008. – №5(53). – С.3-11.
9. Елютина М.Э. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / М.Э. Елютина, Э.Е Чеканова // Социс. 2003. – №7.
10. Козловская Н.И. Непрерывное образование взрослых на примере обучения информационной грамотности людей пенсионного возраста / Н.И. Козловская, И.И. Козловский // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. – 2017. – С. 104-106.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т. 2. – М: Педагогика, 1982. – 576с.
12. Кононыгина Т.М. Герагогика: Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / М.Т.Кононыгина – Орел: Красная строка, 2006. – 168с.
13. Ларин Ю. В. Образование в поисках принциа сообразности / Ю.В. Ларин // Образование и наука. – 2014. – №1. – С.3-18.
14. Лазуткина Е. Образование пожилых людей как путь нормализации межпоколенческих отношений в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/derzhava/ed_awards/awards0003.html.
15. Мазаева Е. Ф. Решение психологических проблем пожилых людей с помощью творчества / Е. Ф. Мазаева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2007. – № 2. – С. 45–47.
16. Малкина-Пых, И. Г. Кризисы пожилого возраста / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.
17. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. / К. Манхейм. – М.: Юрист, 1994. – 700с.
18. Осколкова О. Б. Старение населения в странах Европейского союза: проблемы и суждения / О.Б.Осколкова. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – 112 с.
19. Раменский С.Е. Вопросы использования квалифицированного труда пенсионеров на предприятиях / С.Е. Раменский, Г.П. Раменская, В.С. Раменская // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Материалы Всерос. междисциплинарной науч. конф. Москва, 30 января 2008 г. / Отв. ред. Л. М. Качалова. М.: Изд-во СГУ, 2008. – С. 77–80.
20. Роик В. Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте / В. Роик // Человек и труд. – 2006. – № 10. – С. 46-49.
21. Савочкина Т.С. Университеты «третьего возраста» в системе непрерывного образования / Т.С. Савочкина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 1. – С. 151-157.
22. Сорокин Г. Г. Геронтообразование в России. Социологический анализ / Г.Г.Сорокин; под науч. ред. В. В. Гаврилюк. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 200 с.
23. Сорокин Г.Г. Геронтообразование в России глазами экспертов / Г.Г.Сорокин // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2011. – № 5 (118). – С. 62-64.
24. Сорокин Г.Г. Образование пожилых людей как ответ на актуальные вызовы современности / Г.Г.Сорокин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2011. – № 3 (23). – С. 42-47.
25. Степанова М.В. Опыт дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста / М.В. Степанова // Вестник ТОГИРРО. – 2016. – № 2. – С. 78-81.
26. Chin-Shan, H. The University of the Third Age in the UK: an Interpretive and Critical Study. In Educational Gerontology. 2006. N 32. P. 825–842.
27. Demographics: State Statistics Federal Service. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/.
28. Diplomaed aging. In Vedomosti. 2015. – №755. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/.
29. Ferna´ndez Ballesteros, R. Envejecimiento activo: contribuciones de la psicologı´a / Active aging: Psychological contributions. – Madrid, Spain: Pira´mide, 2009.
30. Feliciano, V., Montserrat, C. Generativity in Older Age: A Challenge for Universities of the Third Age (U3A). In Educational Gerontology. 2012. – N 38. – P. 666–677.
31. Levinson D. J. The Mid-Life Transition: A Period in Adult Psychosocial Development. In Psychiatry. 1977. – № 40. – P. 99–112.
32. Marriam Sh. B., Youngwha, K. Promoting Community Wellbeing: The Case for Lifelong Learning for Older Adults. In Adult Education Quarterly. – 2014.– N 64(2). – P. 128–144.
33. Masaryk University: University of the Third Age. .
34. World Economic Forum. Global population ageing: Peril or promise? 2012 .







Вопрос-ответ:

В чем заключается роль образования для людей пенсионного возраста?

Образование для людей пенсионного возраста играет важную роль в их активном участии в общественной и культурной жизни, стимулирует интеллектуальное развитие, помогает сохранять здоровье и поддерживать социальные связи.

Какой опыт образования людей пенсионного возраста существует за рубежом?

В разных странах есть разные подходы. Например, в Швеции существуют университеты третьего возраста, где пенсионеры могут получить высшее образование. В Германии практикуется система «открытых университетов», где пенсионеры могут посещать лекции и семинары в образовательных учреждениях. Также существуют различные программы и курсы для пожилых людей в других странах.

Как развивается образование людей пенсионного возраста в России?

В России также появляются университеты третьего возраста, где пожилые люди могут получить образование. Кроме того, разрабатываются разнообразные образовательные программы для пенсионеров, такие как курсы компьютерной грамотности, изучение иностранных языков и другие.

Какие проблемы существуют в области образования для пожилых людей в России и за рубежом?

Одной из проблем является недостаток финансирования и поддержки со стороны государства. Также существует проблема доступности образовательных учреждений и программ для пожилых людей. Некоторые пенсионеры могут испытывать трудности с учебным процессом из-за возрастных физических и психологических особенностей.

Какие задачи и цели стоят перед образовательными учреждениями для пожилых людей?

Задачи и цели образовательных учреждений для пожилых людей включают развитие интеллектуальных и культурных интересов, поддержку активного образа жизни, помощь в адаптации к изменяющейся социальной и технологической среде, сохранение здоровья и улучшение качества жизни.

Какое значение имеет образование для людей пенсионного возраста?

Образование играет важную роль для людей пенсионного возраста, так как помогает им оставаться активными и участвовать в общественной жизни. Оно позволяет им расширять свои знания и навыки, быть в курсе новых технологий и изменений в мире. Образование также помогает сохранять когнитивные функции и позитивное отношение к жизни.

Каковы основные проблемы геронтообразования в России?

В России основные проблемы геронтообразования связаны с недостатком доступных образовательных программ для людей пенсионного возраста, ограниченным финансированием и отсутствием поддержки со стороны государства. Также существует проблема социального стереотипа, что образование нужно только молодым людям, а для пожилых людей оно уже неактуально.

Как развивается образование людей пенсионного возраста за рубежом?

За рубежом образование людей пенсионного возраста более развито. Во многих странах существуют специальные университеты или колледжи для пожилых людей, где они могут получать образование по различным предметам. Также популярными являются курсы и семинары для пожилых людей, которые позволяют им приобретать новые знания и навыки.

Чем отличается опыт образования людей пенсионного возраста в России и за рубежом?

Опыт образования людей пенсионного возраста в России и за рубежом различается. В России образовательные программы для пожилых людей развиваются отдельно друг от друга и недостаточно доступны. За рубежом же существуют специальные учебные заведения и программы, предназначенные именно для пожилых людей. Также в других странах больше внимания уделяется поддержке и финансированию образования пожилых людей.

Какое значение имеет образование для людей пенсионного возраста?

Образование для людей пенсионного возраста имеет большое значение, так как позволяет им оставаться активными участниками социальной жизни, развивать свои навыки и умения, а также сохранять физическое и умственное здоровье.

Какой опыт образования людей пенсионного возраста есть за рубежом?

За рубежом существует разнообразный опыт образования для людей пенсионного возраста, включая организацию специализированных университетов, курсов и тренингов. Некоторые страны также предоставляют государственную поддержку для получения образования пожилыми людьми.

Как развивается образование людей пенсионного возраста в России?

В России развитие образования людей пенсионного возраста происходит с помощью создания специализированных учебных заведений, проведения курсов, ввода дистанционного обучения и других форм образования. Однако, это направление все еще нуждается в большей поддержке со стороны государства и общества.