Развитие творческого потенциала обучающихся образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6363 страницы
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 11.08.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей развития творческого потенциала обучающихся образовательной организации 7
1.1 Понятие творческого потенциала и условия его развития у обучающихся образовательной организации 7
1.2 Методы и технологии работы с младшими школьниками 16
Глава 2. Практические аспекты исследования особенностей развития творческого потенциала обучающихся образовательной организации 38
2.1 Анализ основных программ основного образования, направленных на развитие творческого потенциала школы 91 города Москвы 38
2.2 Анализ основных программ дополнительного образования, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся школы 91 города Москвы 45
Заключение 56
Список литературы 59


Фрагмент для ознакомления

6. Педагог должен обладать способностью, выслушать и понять детей, быть инициативным и не скупится на одобрения, похвалы поощрения. 7. Педагог должен понимать и уважать личность каждого ребенка, анализировать ошибки своих коллег и свои, в том числе, обращать внимание на изменения во взаимоотношениях детей в коллективе [12].К тому же со стороны педагога должна вестись работа с родителями детей. Он должен объяснить им, как важно развивать индивидуальные черты личности ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, т.е. не прекращать контакт между собой и родителями. Дети могут знать определения таким понятиям как доброта, справедливость и милосердие, но они испытывают трудности при претворении всех этих ценностей в своей жизни. Поэтому необходима огромная загрузка ребенка, с школьного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества [11].2.2 Анализ основных программ дополнительного образования, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся школы 91 города МосквыДополнительное образование является видом образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (либо) профессиональном совершенствовании и не сопровождающееся повышением образованияуровня. Дополнительное образование является самостоятельным видом образовательной деятельности; целенаправленным процессом воспитания и обучения при помощи осуществления дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и реализации образовательной деятельности в пространстве, которое не ограниченно образовательными стандартами: в дополнительном образовании ФГОС не предусматриваются [11].Дополнительное образование младших школьников осуществляется во внеучебное время. Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников. Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:внеучебной деятельности школьников,внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью [14].По мнению О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцман, главные особенности организации внеклассной работы заключаются в следующем:1. В отличие от классных занятий внеклассная деятельность организуется и проводится вполне добровольно. Обучающиеся, в зависимости от интересов и склонностей, самостоятельным образом записываются в разные кружки, по собственному желанию участвуют в массовой и индивидуальной деятельности во внеучебное время.Соответственно, добровольность подразумевает, в главную очередь, свободный выбор видов внеучебных занятий. Задачейпедагога заключается в привлечении к внеклассной деятельностикаждого без исключения ученика. Конечно же, делать это необходимо без принуждения.2. Организация внеучебнойдеятельности не связана рамками обязательных программ. Содержание и формы данной работыобусловлены, прежде всего, интересами и запросамиобучающихся, местными условиями. Программы кружков примерные и ориентировочные,на основе которых, а также инструктивно-методических указаний составляются рабочие планы, учитывая конкретные условия и пожеланий обучающихся,что дает возможность сделать содержание внеучебнойдеятельности более гибким, соответствующим интересам и запросам учеников.3. Внеучебнаядеятельность охватывает обучающихсясамого разного возраста. Разновозрастной состав не должен являться препятствием в организации и проведении внеучебнойдеятельности. А, наоборот, объединяя обучающихся из разных классов, внеклассные занятия помогаютсплотить общешкольный коллектив, создать благоприятные условия для шефства старших над младшими, развивать товарищескую помощь.4. Во внеучебнойдеятельности доминируют самостоятельные занятия. Конечно же, самостоятельную работу обучающихся следует направлять учителю, однако в отличие от классных занятий, организуют ее,прежде всего, сами ученики. Чем старше обучающиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают как в роли участников различных кружков, объединений клубного типа, так и в роли активных организаторов внеклассных занятий.5. Особенность внеучебнойдеятельности в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобрелаогромную социально полезную ориентированность. Вследствие этого она выступает в качестве очень значимого и действенного средства профессиональной направленности учеников, в особенности в старших классах.6. Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.7. Массовость, охватывающаяне только конкретных любителей литературы и искусства, а каждогообучающегося. Массовые формы можно дополнять групповыми и индивидуальными занятиями. В некоторых случаяхво внеучебнуюдеятельность вовлекают не всех учащихся, а только актив. Остальные же, в главную очередь неуспевающие ученики, остаются вне области организованного влияния. «Вовлечение таких ребят в интересную внеклассную работу помогает их перевоспитанию, повышению интереса к совместной деятельности» [3]. Организация внеучебнойдеятельности способствует: учету разносторонних интересовучеников и значительному углублению и расширению их знаний в необходимом направлении, применяя не только индивидуальный подход, но и деятельность учеников «малыми группами»; работе школьников с различной скоростью усвояемости учебного материала, что обычно помогает вовлекатьучеников с низкой успеваемостью и слабым интересом к литературе.Содержание и организацию внеучебных занятий следует подчинять учебно-воспитательным задачам школы. Необходимо отбирать материал, содействующий расширению общеобразовательного кругозора, нравственному и трудовому воспитанию, эстетических вкусов и физических сил. Результативностьвнеучебных занятий можно намного повысить при условии систематического и регулярного проведения, а не время отвремени.Важным требованием к организации является доступность и посильность.Непосильные занятия не могут датьнеобходимогоэффекта, т.к. не интересны дляобучающихся, не увлекают их. В особенностиследует обеспечивать их доступность в начальных классах. В кружковой и массовой деятельности в данных классах огромнуюроль играют различные игры и развлечения икомпоненты романтики. Основным требованием является разнообразие и новизна. Как известно, обучающиеся не терпят однообразия и скуки. Ими не проявляется интерес к однообразным занятиям и потому они не хотят идти на уроки. Чтобы ученикихотели идти на занятия кружка, на утренник, на конференцию, необходимо чтобы там было увлекательно, разнообразно и ново. Не тайна, что на внеучебных занятиях, проходящихболее непринужденным образом, чем урок, в некоторых случаях полнее раскрываются сокровенные тайники детской души. А разнообразие форм внеучебнойдеятельности, к которой можно привлекатьучеников, это важнейшее средство формирования каккогнитивного интереса обучающихся, так и служит активизации их гражданской позиции в иных сферах.Важноеместо во внеучебной деятельности занимают научно-познавательные вечера, кружковая работа, внеклассные домашние задания, олимпиады, если они проводятся не время отвремени, а регулярно. «Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна» [22].Форм дополнительного образования и внеклассной работы большое число. Данное многообразие создает трудности для их классификации, поэтому общей классификации не существует.Формы внеклассной работы являются условиями, в которых осуществляется ее содержание. В дидактической науке и практике наиболее популярно следующаядифференциация форм внеучебнойдеятельности: 1. Индивидуальная работа заключается в самостоятельной деятельностиконкретныхобучающихся, направленной на самовоспитание, чтодает возможность всем найти свое место в едином деле. Данная деятельность требует от педагогов знание индивидуальных особенностей обучающихся посредством бесед, анкетирования ианализа их интересов.2. Кружковая внеклассная работа помогает выявить и развить интересы и творческие способности в конкретной сфере науки, прикладного творчества, в искусстве либо в спорте. Наиболее распространенными здесь являются следующиевиды: кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные или художественные). В кружках проводятся занятия различного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии или изготовление поделок. Отчет работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.3. Формы массовой работы относятся к числу наиболее популярных в школе, рассчитанные на одновременный охват многих обучающихся.Эти формыотличаются красочностью, торжественностью, яркостью, большим эмоциональным воздействием на детей. В такой работе содержатсяогромные возможности активизации обучающихся. Например, конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности любого ребенка. В свою очередь, проводя беседы, вечера, утренникиможно только часть учеников задействоватькак организаторов и исполнителей. В подобных мероприятиях, например, посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, каждый участник становится зрителем. Сопереживание, которое возникает от участия в едином деле,являетсязначимым средством сплочения коллектива. Классическимвидом массовой работы являются школьные праздники, посвященные датам календаря, юбилеям писателей и деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение четырех или пяти таких праздников, расширяющие кругозор, вызывающие чувство приобщения к жизни Отечества. Широко применяются конкурсы и смотры, стимулирующие детскую активность и развивающие инициативу. Одновременно с конкурсами чаще всегопроводятся выставки, отражающие творчество учеников: рисунки, сочинения, поделки.Смотры являются наиболее общей соревновательнымвидом массовой работы,чья задача состоит в подведении итогов и распространении лучшего опыта, усилении деятельности по профориентации, организации кружков, клубов и воспитании стремления к единому поиску.Еще одним видом массовой работы сошкольниками является классный час, проводящийся в рамках отведенного для этого времени и является составнымэлементом воспитательной работы. Каждая форма внеучебнойдеятельности должна наполняться полезным содержанием. Характерная особенность внеучебнойдеятельности заключаетсяв том, что в ней наиболее полно осуществляется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные школьники, передают свой опыт младшим, вчем изаключаетсяодин из результативных способов осуществления воспитательных функций коллектива[2].Кроме того, существуют формы индивидуальной внеучебной деятельности. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общей цельюявляется обеспечение педагогических условий для полноценного развития детской личности, достигающеесяпосредством формированиявсех сторон его личности и индивидуального потенциала. Природа индивидуальной работы состоит в социализации детей, формировании у них потребности в самосовершенствовании и самовоспитании. Результативность индивидуальной работы обусловлена как точным выбором формы в соответствии с поставленной целью, так и включениемдетей определенный вид деятельности. К сожалению, вдействительностичасто возникает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям и порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности (принцип «Не навреди!») и вдумчивости. Основополагающим условием ее результативностиявляется установление контакта между педагогом и учеником, которое достигается посредством соблюдения следующих условий[17]: 1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний.2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо.3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком.4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков.В индивидуальной воспитательной внеклассной работе одновременно с запланированным элементом имеется спонтанный, который называется педагогической ситуацией, являющейся индикатором степени профессионализма учителя.Также стоит отметить, что для того чтобы дополнительное образование могло полностью реализовало заложенный в нем потенциал, нужна четкая и слаженная работа всей педагогической системы. В связи с этим педагогам следует знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием младших школьников, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Лишь их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать базой для создания целостного образовательного пространства, не только на уровне конкретной школы, но и целого города, региона и всей страны.Рассмотрим программу дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества». Целью программы является развитие творческих способностей - интеллектуальных, психомоторных, художественно-конструкторских.В процессе достижения цели реализуются следующие задачи:1. Развивать познавательный интерес к творческой деятельности.2. Тренировать моторику рук.3. Развивать творческое мышление; воображение, фантазию.Категория участников: учащиеся начальных классов, в возрасте 6-11 лет.Программа среднесрочная, рассчитана на 1 учебный год (32 учебных часа). Длительность занятия -40мин., частота встреч -1 раз в неделю. Работа осуществляется с группой численностью от 6 до 10 человек.Программа состоит двух разделов:Раздел I. Формирование познавательной активности, развитие мелкой моторики, познавательных способностей (наглядно-образного, действенного мышления). Раздел включает 4 темы (всего 16 часов).Раздел II. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии. Раздел рассчитан на 4 темы (всего 16 часов).Принципы реализации программы:• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;• личностно-ориентированный подход к детям.В программе применяются инновационные, нетрадиционные методы: проблемно-поисковые, элементы изотерапии; моделирование, манипулятивный рисовальный конструктор, защищенные патентами, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления и сенсомоторики младших школьников. Эта универсальная форма, плод поисков её автора, С.Н.Васильева, позволяющая конструировать любой персонаж,образ.Структура занятий предполагает:1. Приветствие. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию). Разминочные упражнения, направленные на повышение познавательной активности, снятие эмоциональных зажимов, создание атмосферы для творчества.2. Основная (рабочая) часть (в ней используются упражнения на развитие творческих способностей изобразительной деятельностью, конструированием, сочинением сказок, составлением фантастическихсюжетов, образов; пассивный характер перемешивается с подвижными играми - и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением).3. Рефлексия занятия. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюмирование ведущего (по необходимости).4. Прощание.В групповой работе с детьми используется сочетание разнообразных методов:• Игровые, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации (сюжетно-ролевые);• Сказка, где создаются такие условия, где ребенок учится преодолевать барьеры, находить выходы из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости;• Проблемно-поисковые методы, способствующие развитию творческого, эвристического мышления;• Упражнения с практическими видами деятельности -изобразительной деятельностью, конструированием, моделированием фантастических сюжетов, образов.Материалы: рисунки, шаблоны, художественные принадлежности: листы ватмана (А3), бумага белая, цветная, клей - карандаш, стиплер со скобами, клей ПВА, кисточки для клея, ножницы, фломастеры (маркеры), простые и цветные карандаши.Предполагаемый результат:В ходе решения системы проектных задач у младших школьников возрастет познавательного интерес, потребности в творческой деятельности и могут быть сформированы следующие способности:• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи).Личностные универсальные учебные действия будут способствовать формированию:• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;• учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.Регулятивные универсальные учебные действия помогут ребенку:• принимать и сохранять учебную задачу;• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Коммуникативные универсальные учебные действия научат ребенка:• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.Динамика, результативность: проверяется с помощью психодиагностических тестов, с использованием методик:• анкеты «Оценка познавательной и творческой активности»;• методики Бурдона для исследования особенностей внимания;• «Заучивания 10 слов» А.РЛурия;• методик «Кубика Рубика», «Лабиринт», «Графический диктант» для исследования уровня развития наглядно-действенного мышления, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук;• теста П. Торренса «Завершение рисунков», «Гибкость мышления» (творческие задания) для исследования творческого мышления, воображения, фантазии.В реализации программы могут участвовать: педагоги-психологи; педагоги начальной школы, дополнительного образования, имеющие теоретическую подготовку в используемых формах и методах, прошедшие курсы повышения квалификации, умеющие осуществлять групповую работу с детьми.Особенности организации учебного процесса:Занятия должны осуществляться в отдельном, хорошо проветренном (по возможности, звукоизолированном) помещении.ЗаключениеТворческий потенциал определяется в качестве суммы системы знаний, умений и убеждений, на чьей основе строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокийуровень развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.Также творческий потенциал рассматривается в качестве сложного интегрального понятия, включающего в себя природно-генетический, социально-личностный и логический элементы, которые в комплексе представляют знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в самых разных областях деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.Творческие способности рассматриваются в качестве общих способностей к творчеству, характеризующую всю личность, проявляющиеся в самых разных активностях, понимаются в качестве относительно независимого фактора одаренности: в области развития воображения и развития качеств творческого мышления.Одним из главныхусловий развития творческого потенциала обучающихся в образовательной организации является уважение со стороны педагога к своим ученикам проявляется, прежде всего, в признании равенства с ними, партнерства между собой и детьми. И установлению этим отношениям не должны препятствовать такие вещи как разница в возрасте, различие в положении, уровень культуры и образования, жизненный опыт. Уважение предполагает установления доверительных отношений между педагогом и учениками. Доверие предполагает, что педагог будет видеть в учениках равных себе личностей с их интересами и взглядами. Уважая, педагог проявляет интерес к своим ученикам: к их жизням и развитию, а также к мнению учеников о себе.К сожалению, в современных школах мы сталкиваемся с проявлениями унижения со стороны педагога к ученикам. Вербальная агрессия, эмоциональные срывы на учеников со стороны учителя, а также применение скрытых угроз становится чем-то обыденным во многих школах. Применение авторитарного стиля преподавания также является частью неуважение к ученикам. Авторитарный стиль общения травмирует психику ребенка, формирует у него неправильное восприятие окружающего мира и даже самого себя; у детей формируется высокая школьная тревожность, повышенное волнение и беспокойство на уроках. Самое важное же условие развития и стимулирования творческих способностей обучающихся состоит в комплексном и системном использовании методов и приемов. Успешность проводимой деятельности в большей степени предопределяется характером взаимоотношений не только между учащимися, но и между учащимися и педагогом. Творческие способности учащегося развиваются в каждом значимом для него виде деятельности при наличии следующих условий наличии сформированного у учащихся интереса к реализации творческих заданий; реализации творческих заданий в качестве важнейшего компонента, как аудиторной работы студента, так и внеаудиторной; творческую работу необходимо разворачивать во взаимодействии учащихся друг с другом, проживаться ими в зависимости от определенных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.Среди технологий развития творческого потенциала выделяются игровые технологии и технология проблемного обучения. Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является: результативной — обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся.В свою очередь игра - это деятельность, направленная на отражение конкретного отношение субъекта к миру. Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании мира. Именно в игре данная потребность появляется и формируется и именно в данной способности, отображая, преображать мир, заключается основная психологическая специфика игры.Психологические особенности игры взрослых и детей заключаются в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Основной функцией детских игр является всесторонняя подготовка детей к жизни.Одним из эффективных средств развития творческого потенциала младших школьников является сюжетно-ролевая и дидактическая игра, представляющая собой метод занятий с ребятами в форме специальных развивающих игр, которые являются способом активного обучения. Список литературыАмелюшкина С. М. Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 223-231.Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб. : 2016. – 400 с.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — Самара : Фёдоров, 2009. — 414 с. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе - Калининградский государственный университет, Калининград, 2008 г. – 200 с.Буйлова Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 930-937. Вишнякова Т.В. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников. // Журнал. Вестник Бурятского государственного университета. - №, 2012. – С. 70-72.Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 2014. – 400 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.Галайко Е.А. Психолого-педагогическая культура педагога как залог психологического комфорта учеников на уроке. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1007/8469 Голованов В.П. Ретроспектива становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. // Журнал. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - №, 2013. – С. 11-22. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2015. – 293 с.Емельянова И. А., Куличенко Т. В. Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 167-169.Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2015. – 304 с. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.Ильницкая А.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке - М., Педагогика, 2015. – 300 с.Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников. // Журнал. Омский научный вестник. - №, 2015. – С. 138-139.Кондратьева Н.В. Сущность понятия «Творческие способности». // Журнал. Концепт. - №9, 2015. – С. 1-8.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 352 с.Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2015. — 940 с.Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 2011. – 321 с.Луя О. В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 81-84.Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009 – 200 с.Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения - М., Педагогика, 2012. Мельникова Е. Л.«Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 2009 г., № 6, 7, 8. – 400 с.Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения – М.: Баласс, 2008. – 160 с.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 268 с.Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб.пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2014. - 304 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с. Нестерова Ж.А. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности средствами живописи с учётом федеральных государственных требований. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - №1, 2015. – С. 131-128.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. – 304 с. Психология художественного творчества: учебно-методическое пособие для аудиторной работы [Текст] / сост. Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012 – 28 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 230 с. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Гринго, 2016.-192с.Спиглазова Н.И., Васильев С.Н. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества». // Журнал. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №, 2012. - С. 49-50. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24.Урутина Т. М. Психологические основы педагогического такта учителя // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 616-618.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. – 520 с.Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: Эксмо, 2010 г. – 700 с. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014 г. – 400 с. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. - М.: Просвещение, 2009. – 400 с.Щенникова Д.Е., Сурова В.В., Берестнева В.В., Кайдалова Н.А. Творческие способности детей: понятия, сущность, характеристика. [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/2012/23736Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии - 2009.- № 3.- С. 28-34.Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.

Список литературы

1. Амелюшкина С. М. Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 223-231.
2. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб. : 2016. – 400 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — Самара : Фёдоров, 2009. — 414 с.
4. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе - Калининградский государственный университет, Калининград, 2008 г. – 200 с.
5. Буйлова Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 930-937.
6. Вишнякова Т.В. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников. // Журнал. Вестник Бурятского государственного университета. - №, 2012. – С. 70-72.
7. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 2014. – 400 с.
8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
9. Галайко Е.А. Психолого-педагогическая культура педагога как залог психологического комфорта учеников на уроке. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1007/8469
10. Голованов В.П. Ретроспектива становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. // Журнал. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - №, 2013. – С. 11-22.
11. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2015. – 293 с.
12. Емельянова И. А., Куличенко Т. В. Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 167-169.
13. Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2015. – 304 с.
14. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.
16. Ильницкая А.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке - М., Педагогика, 2015. – 300 с.
17. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников. // Журнал. Омский научный вестник. - №, 2015. – С. 138-139.
18. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «Творческие способности». // Журнал. Концепт. - №9, 2015. – С. 1-8.
19. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 352 с.
20. Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2015. — 940 с.
21. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с.
22. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с.
23. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 2011. – 321 с.
24. Луя О. В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 81-84.
25. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009 – 200 с.
26. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения - М., Педагогика, 2012.
27. Мельникова Е. Л. «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 2009 г., № 6, 7, 8. – 400 с.
28. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
29. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 268 с.
30. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2014. - 304 с.
31. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
32. Нестерова Ж.А. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности средствами живописи с учётом федеральных государственных требований. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - №1, 2015. – С. 131-128.
33. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. – 304 с.
34. Психология художественного творчества: учебно-методическое пособие для аудиторной работы [Текст] / сост. Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012 – 28 с.
35. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
36. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 230 с.
37. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Гринго, 2016.-192с.
38. Спиглазова Н.И., Васильев С.Н. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества». // Журнал. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №, 2012. - С. 49-50.
39. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24.
40. Урутина Т. М. Психологические основы педагогического такта учителя // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 616-618.
41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. – 520 с.
43. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: Эксмо, 2010 г. – 700 с.
44. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014 г. – 400 с.
45. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
46. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. - М.: Просвещение, 2009. – 400 с.
47. Щенникова Д.Е., Сурова В.В., Берестнева В.В., Кайдалова Н.А. Творческие способности детей: понятия, сущность, характеристика. [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/2012/23736
48. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
50. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии - 2009.- № 3.- С. 28-34.
51. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.

Вопрос-ответ:

Что такое творческий потенциал?

Творческий потенциал - это набор индивидуальных способностей и возможностей человека для проявления творчества. Он включает в себя такие компоненты, как воображение, эмоциональная разносторонность, гибкость мышления и творческая мотивация.

Какие условия нужны для развития творческого потенциала у обучающихся?

Для развития творческого потенциала у обучающихся необходимы следующие условия: поддержка и поощрение творческих инициатив, свобода самовыражения, наличие вдохновяющей образовательной среды, разнообразие методов и технологий работы, создание ситуаций для поиска нетрадиционных решений.

Какие методы и технологии работы с младшими школьниками используются для развития творческого потенциала?

Для развития творческого потенциала младших школьников используются различные методы и технологии, такие как игровые ситуации, проектная деятельность, творческие задачи, ролевые игры, коллективное творчество, методы исследования и эксперимента.

Какие особенности развития творческого потенциала выявлены в исследовании?

В исследовании были выявлены следующие особенности развития творческого потенциала обучающихся: индивидуальный характер развития, влияние образовательной среды, важность мотивации и самореализации, роль педагога в формировании творческого мышления.

Каковы практические аспекты развития творческого потенциала обучающихся?

Практические аспекты развития творческого потенциала обучающихся включают в себя использование различных методов и технологий, организацию творческих проектов, создание стимулирующей образовательной среды, развитие творческого мышления через решение нетипичных задач и поиск новых идей.

Что такое творческий потенциал?

Творческий потенциал - это способность человека к творческой деятельности, проявление оригинальности и новаторства в решении задач и создании инноваций. Он представляет собой совокупность индивидуальных особенностей, таких как креативное мышление, гибкость, способность к самоорганизации, коммуникабельность и другие, которые могут быть развиты путем обучения и практики.

Каким образом развивается творческий потенциал у обучающихся образовательной организации?

Развитие творческого потенциала обучающихся образовательной организации осуществляется через создание условий, способствующих его развитию. Это могут быть организация творческих проектов, проведение творческих мастерских, стимулирование самостоятельного исследования и экспериментирования, развитие критического мышления и проблемного мышления, формирование коммуникативных навыков и т.д. Однако, эффективное развитие творческого потенциала требует комплексного и системного подхода, а также учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Какие методы и технологии позволяют развивать творческий потенциал у младших школьников?

Для развития творческого потенциала младших школьников широко используются такие методы и технологии, как творческое мышление, проблемное обучение, проектная деятельность, игровые и ролевые методы, анализ и синтез, интерактивные методы, групповая работа, использование информационных и коммуникационных технологий и другие. Важно создать атмосферу поддержки и поощрения творческих инициатив, а также обеспечить свободу самовыражения и самореализации школьников в разных сферах деятельности.