Сравнительное исследование миф-образов в славянской и древнекитайской мифологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Фольклор
  • 1717 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 23.08.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Особенности русско-славянского язычества и миф-образов 5
2 Китайское язычество, характеристики его миф-образов 8
3 Сравнительный анализ миф-образов 16
Заключение 18
Список использованных источников 20

Фрагмент для ознакомления

Другим ученым, изучавшим древнюю китайскую мифологию был Шэнь Янь-бин. Желание написать работу об отечественной мифологии появилось у него после знакомства с английскими книгами по китайскому фольклору, которые не удовлетворяли элементарным научным требованиям.
Шэнь Янь-бин написал статью, в которой привел фрагменты древних мифов и постарался истолковать их при помощи сравнительно-исторического метода, сопоставляя китайские мифы с древнегреческими, скандинавскими и индийскими. Например, Шэнь Янь-бин считает, что образ Нюй-ва древнее образа мифического государя Фу-си, хотя в некоторых письменных памятниках утверждается, что Нюй-ва наследовала Фу-си. Именно в новизне подхода к традиционным образам, в критическом отношении к материалу и источникам, в стремлении использования опыта сравнительной мифологии и состоит положительная сторона исследования.
Через пять лет после опубликования первого труда Шэнь Янь-бина (Мао Дуня) одновременно появляются две его книги: «Основы исследования китайской мифологии» и более популярная «Разные статьи по мифологии». Ученый излагает мифы народов мира, пытается определить место китайских мифов (в частности, о сотворении мира) в ряду мифов иных народов и показать их общность с мифами других государств (объясняя ее при помощи психологической теории Э. Лэнга, который считает, что общность мифов различных народов определяется общностью психического склада людей в эпоху мифотворчества, а не условиями материальной жизни). Вообще на Шэнь Янь-бина, как и на Лу Синя, большое воздействие оказали идеи антропологической школы.
Особенное внимание Шэнь Янь-бин уделяет причинам быстрого исчезновения древнекитайской мифологии. Ученый указывает две причины раннего исчезновения мифов. Прежде всего, переработка мифов в историю и превращение мифических героев в исторических, а во-вторых, отсутствие великих деяний, которые могут всколыхнуть душу всего народа и вдохновить поэтов мифологической эпохи. Если первая причина представляется бесспорной, то вторая вызывает сомнения, поскольку мифы, как правило, не воспроизводят определенные исторические события.
Сравнительный анализ миф-образов

Разумеется, между Россией и Китаем есть явная разница в процессе развития истории и природных условиях, следовательно, и русско-славянское язычество и поклонение китайцев имеют свои характерные черты. Проанализируем культурные различия между ними.
Русские предки относятся к богам и природе с огромным страхом и большим уважением, но китайские предки относятся к ним не так сильно, как русские. Несложно понять, что это имеет связь с разными природными условиями и географической средой. Древние китайцы живут и растут в природе более удобно при помощи прекрасных климатических условиях, чем русские предки. Именно подходящая географическая среда и прекрасный климат имеют большую значимость для развития сельского хозяйства. Как только мы стараемся трудиться, нам несложно получить обильный урожай, следовательно, у нас культ природы, мы уважаем природу, но не имеем крайнего страха. Древним славянам пришлось терпеть тяжёлые, невыносимые природно-климатические условия, переменчивость погоды, вторжение окружающих кочевых народов и т. д., их жизнь постепенно становилась непредсказуемой и была полна тайн, что привело их к скрытому сильному страху перед будущим и судьбой. Им легко стать фаталистами, по всей вероятности, это является психологической основой постоянного укрепления религиозного сознания.
Языческое поклонение китайских предков является внутренне многомерным и открытым, и в основном не под воздействием иных культур, оно имеет очевидные национальные черты. При этом русские предки жили между западной и восточной цивилизациями, они находились под воздействием различных культур.
Для древних китайцев культ предков является основным, главным культом, он постепенно совпадает с культом богов. Предок - это человек, который родился как человек, а умер как Бог. В китайской культуре не существует полного натурального Бога, именно по этой причине можно сказать, что у нас просто нерелигиозное поклонение. Хотя культ предков для славян играет также важную роль, но культ предков как культ предков, культ богов как культ богов, они различаются.
Что касается культа природы, следует отметить, что культ гор значит для китайцев много, а для россиян не очень, по всей вероятности, это связано с тем, что русские предки жили раньше в лесах и на равнинах, а редко в горах. Кроме того, известно, что для китайцев особенным культом является тотем Дракона, а для россиян это невозможно, Перун — это главный бог славянского пантеона.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Славянская мифология представляет собой основу развития традиций в литературе, искусстве, живописи, зодчестве. Данные традиции и на сегодняшний день определяют национальный дух, самобытность народа. К сожалению, русская мифологическая традиция не полностью сохранилась. По отдельным фрагментам можно попробовать восстановить дух прошлого. Но традиция, миф любого народа развивается. Он получает новую жизнь в восприятии писателей и художников, и истинно русский человек может понять, что такое русский дух, русский миф. В первую очередь, русский миф выражен в образах славянской мифологии . Типичные образы русского духа - жрец славянских богов - волхв и святилище. Хорошо передан образ волхва в "Песни о Вещем Олеге" А.С.Пушкина. Ещё один образ - певец-поэт Боян, который играет на гуслях. Гусли - русский инструмент. Именно на струнных инструментах должны исполняться песни, которые пронизаны русским духом. Дух русского рыцарского времени чувствуется в русских сказках о странствующих царевичах, в былинах о богатырях, в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" и его "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях".
В основе мифологии древнего Китая отношение двух начал: хаоса (символ открытого простр – Хунь-Тунь) и космоса. Хаос ориентировано на превращение в космос. Космос един. Модель мира из трех частей: космос (тянь), земля (ди), человек (жень). Среди космогонических мифов две концепции – деление (живые существа и неодушевленные вещи появлялись в итоге деления хаоса на два первоэлемента – светлое М начало ян и темное Ж начало инь) и превращение (появление всего в результате трансформ). Человек был создан богиней Нюй Ва из глины. По иной версии, Нюй Ва превратилась в существа и предметы, которые наполняют мир. К космомифам относится и миф о первочеловеке Пань Гу. Отделение неба от земли происходило по мере роста Пань Гу, а именно: с его вздохом рождается дождь и ветер, с выдохом - молния и гром, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Пань Гу умирает, его локти, голова и колени превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в травы и деревья, паразиты - в людей. Мифы о героях и стихийных бедствиях - чаще всего засухи и наводнения. В некоторых мифах наводнение представлено как некоторое первоначальное состояние, в иных - наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления десяти солнц, которые испепеляли посевы и угрожали людям гибелью. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи – Стрелок И, сбивший все лишние солнца из лука. Мифы о первопредках: все они появились в процессе непорочного зачатия – прародительница иньцев проглотила яйцо Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т.д. Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, который существовал на земле. Подобно тому, как в Поднебесной верховная власть принадлежит ванну, так на небе все и вся подчиняется Верховному божеству (Ди). Ди всемогущ. Функции вана как верховного жреца состояли в том, что он мог осуществлять общение с предками, которые были посредниками между миром богов и миром людей.

Список использованных источников

Васильева Ирина. Язычество и христианство Древней Руси. 2010
Лихачев Д. Крещение Руси и государственная Русь / Д. Лихачев // Хрестоматия по истории России: в 4-х т. т.-Т.1. 1994.
Чжан Вэйцин. История китайской культуры. 2002.













2



5

Список использованных источников

1. Васильева Ирина. Язычество и христианство Древней Руси. 2010
2. Лихачев Д. Крещение Руси и государственная Русь / Д. Лихачев // Хрестоматия по истории России: в 4-х т. т.-Т.1. 1994.
3. Чжан Вэйцин. История китайской культуры. 2002.

Вопрос-ответ:

Какие особенности русско-славянского язычества связаны с миф образами?

Одной из особенностей русско-славянского язычества, связанной с миф образами, является вера в существование божественных сил, которые обитают в природе и контролируют ее. В мифологии славян были известны различные боги и богини, олицетворяющие разные стихии природы и явления. Люди приносили им жертвы и просили о помощи в различных сферах жизни - от плодородия земли до защиты от врагов.

Какие характеристики китайского язычества определяют его миф образы?

В китайском язычестве мифология тесно связана с философией и культурой страны. Одной из характеристик китайского язычества, определяющих его миф образы, является вера в силу предков и духов предков. Предки играют важную роль в китайской мифологии, они считаются защитниками семьи и должны быть почитаемыми. Также в китайской мифологии присутствуют боги природы, которые контролируют естественные явления и обладают сверхъестественными способностями.

В чем состоит сравнительный анализ миф образов в славянской и древнекитайской мифологии?

Сравнительный анализ миф образов в славянской и древнекитайской мифологии заключается в выявлении сходств и различий в представлениях о божественных силах и ониманиях в этих двух культурах. Исследователи замечают, что и славянская, и китайская мифологии имеют множество богов, которые контролируют разные сферы жизни и обладают определенными характеристиками.

Кто из ученых изучал древнюю китайскую мифологию?

Одним из ученых, изучавших древнюю китайскую мифологию, был Шэнь Янь бин. Он был заинтересован в изучении китайского фольклора и провел большую часть своих исследований по этой теме. Его работы помогли более глубоко понять мифический мир Древнего Китая и его связь с культурой и философией страны.

Какие особенности русско-славянского язычества связаны с миф образами?

Русско-славянское язычество отличается наличием множества мифических образов, которые играют важную роль в их мифологической системе. Они часто имеют славянские имена и символизируют разные природные силы или явления. Мифические образы славянской мифологии также тесно связаны с религиозными обрядами и верованиями, что отличает их от других мифологических систем.

Каковы характеристики китайского язычества и его миф образов?

Китайское язычество имеет свои особенности в контексте мифологии. В китайском языческом мировоззрении преобладает вера в великих предков, духов природы и богов, которые олицетворяют различные аспекты мира. Мифические образы в китайской мифологии часто имеют важное историческое значение и символизируют древние ценности и идеалы китайского общества.

В чем заключается сравнительный анализ миф образов в славянской и древнекитайской мифологии?

Сравнительный анализ миф образов в славянской и древнекитайской мифологии позволяет выявить схожие и различные черты в их мифических системах. В процессе анализа можно обратить внимание на общие символы и мотивы, а также на уникальные особенности мифических образов каждой культуры. Такой подход позволяет лучше понять различия и сходства в культурных представлениях и мировоззрении славян и древних китайцев.

Какие источники использовались при изучении древнекитайской мифологии?

Для исследования древнекитайской мифологии использовались различные источники, в том числе археологические находки, древние тексты и письменные источники. Одним из ученых, изучавших древнюю китайскую мифологию, был Шэнь Янь бин. Его работы содержат ценные материалы по китайскому фольклору и мифологии, которые помогли расширить наше понимание китайской культуры и верований.

Какие особенности русско-славянского язычества связаны с мифическими образами?

Одной из особенностей русско-славянского язычества, связанных с мифическими образами, является сильная связь с природой. Многие мифические персонажи, такие как боги и духи, ассоциировались с различными элементами природы, такими как лес, река, гора и т.д. Также в русско-славянском язычестве важную роль играли ритуалы и обряды, связанные с мифическими образами, которые имели цель обеспечить благополучие людей и природы.