Вам нужно эссе?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Исторические личности повлиявшие, на развитие цивилизации: Фома Аквинский

  • 10 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 27.08.2018
396 руб. 440 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Фома Аквинский как христианский философ и просветитель 3
1.1. Жизнь и учение Фомы Аквинского. Богословские штудии. 3
1.2. Сумма теологии как религиозное учение Фомы Аквинского 4
Глава 2. Социально-политическое учение Фомы Аквинского и учение о христианском государстве 8
2.1. Государственное устройство, вдохновленное божественным разумом 8
2.2. Право, как реализация принципов христианской добродетели и тираноборчество 10
Заключение 12
Список источников и литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Законы природы существуют в уме господа, которые он создал актом своей воли;2) Божественный закон. Писание;3) Естественный закон. Основополагающие правила добра и зла, открываемые разумом. Человек причастен к божественной природе и истолковывает сам общественные законы; 4) Человеческий закон. При помощи разума к действительным условиям любого общества. Личность ответственная за отдельное благосостояние – правитель. Адаптация естественного права. Изменяющиеся условия делают необходимым изменение принципов. Фома понимает относительность человеческих дел. В его понимании общество имеет высшую цель – благосостояние. Справедливость – основной принцип, которым должно руководствоваться богоподобное общество. Право в этом смысле способствует достижению добродетели. Государство – институт для сохранения права. Развитие государства не имеет конечной цели. Завершения сообщества нет. Государство является национальным, т.е продуктом народного творчества. Государство, чтобы быть сильным, должно быть централизованным. Фома: монархические, аристократически, демократически. Наихудшая – тирания, возникающая из-за раздоров демократии, а не извращения царской власти. Монархия – наилучшая формадля Аквината, поскольку она «Воплощает единство цели и воли», а также служит задаче сохранения единства общества. Фома иначе воспринимает тираноубийство нежели Иоанн Соулсберийский: несправделивое правление противопоставляется идее социального порядка. Где правитель тиран, а убийцы моральны – существует оправданная тирания. Люди, живущие в подобном обществе - порочные люди. Отсюда, признание права убийства тирана – разрешение убийства и благородных правителей. Осуждает тираноубийство. Аквинат подчеркивает, любая власть должна быть основана на доверии. Народ – судья. Магистраты имеют право призвать народ к восстанию. Защита от тирании, не восстание, а предусмотрительная профилактика. Царя надо выбирать по достоинству, а не по праву наследования. Наследственная монархия не идеальная форма правления, ибо должен существовать народный контроль, ибо народ – вершитель своей собственной судьбы. Концепция государства благоденствия: - законотворчество. Общественная жизнь имеет мотивационную основу. Концепция позитивного существования. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере жизни. Препятствовать несправедливым доходам. Справедливая плата и цена. Государь должен печься об обеспечении богатства церковного народа. Социальное зак-во. Государь должен заботиться о благе подданных бескорыстно. Высшее служение господу. Меркантилизм. Государь должен обеспечить народ звонкой монетой и системой мер и весов. Государство – независимая организация, готовая подчиниться церкви, ибо она заботится о спасении христианской души. Государство занимается земным благосостоянием. Закон государства по необходимости внешний, ибо государство не может консолидировать высшие цели человека. Власть имеет предел. Вне пределов человеческих личностей. Церковь – спасение души индивида. Государство – земное благосостояние. Церковь ответственна за духовную сферу. Жажда сделать людей нравственными посредством закона – принуждение. Церковь – толкователь воли Бога на земле. Принцип подчинения любой светской власти высшему авторитету. Сопротивление тиранам должно быть организовано магистратами, в этом отношении Фома Аквинский выступал против абсолютизма, являлся сторонником мудрой разумной власти, основанной на божественных принципах, поэтому его концепция справедливого общества может быть признана одним из выдающихся достижений человеческой цивилизации, вдохновившей развитие либеральной мысли, основанной на принципах благодушия и нравственности, реализованных в концепции истинного христианства.ЗаключениеИстория человечества представляет собой когнитивный процесс, охватывающий осмысление действительности и окружающего мира, он не прекращается во времени до тех пор, пока человек осознает себя частью этого мира. Но среди множества вопросов, на которые мы ищем ответы, особое внимание вызывает вопрос о природе самого человека, о его сущности, о смысле его существования.В границах средневековой философии складывается своя концепция творчества,определяемая спецификой мировоззренияданного исторического периода. В отличиеот античной эпохи для философов Средневековья центральным понятием их философских построений является Бог. Основными проблемами их размышлений становится сущность Бога, отношения междуБогом и человеком, понятия добра и зла иих соотношение в природе человека и др.Безусловный приоритет Бога во всех вопросах, признание его непостижимости инедосягаемости для человека определялопозицию самого человека, его место в этоммире и его возможности. Если мыслителиантичности признают созидающую природу человека, то представители средневековой философии, среди которых выдающимся является Фома Аквинский, убеждены в неспособностичеловеческого существа сравниться с Богом в силу его слабости, ограниченности ипассивности. При этом сама природа творчества истолковывалась как возможностьсотворения чего-то нового из ничего.Фома Аквинский наиболее точно и полно отразил специфику, а порой противоречивость философских теорий на этом этапе исторического развития. В особой степени это касается проблемы соотношенияверы и знания, так как во многом понимание сущности и природы творческих способностей человека связано с решениемименно этой проблемы.В «Сумме теологии» Фома Аквинский определяет природу творчества как результат взаимодействия двух начал. С одной стороны оно определяется внутренним миром самого человека, его эмоциональным стремлением к благу и добродетельности. А с другой, сказывается внешнее влияние со стороны Бога как причиныи основы человеческой нравственности.Таким образом, в учении Фомы Аквинского творчество понимается как воплощение неразрывной связи между Богом,свободой и добродетелью. Человек – продукт божественного творения, но приэтом он не связан волей своего творца.Бог лишь призывает человека к сотворчеству. Если же творчество опирается наистинную веру, то в этом случае оно обретает божественную природу. И высшейцелью творчества человека, единственным критерием его ценности может бытьтолько Бог.Список источников и литературыАквинский Ф. Сумма теологии. Ч. I. Т. 3: Вопросы 75-119. Киев: Эльга; Ника-Центр, 2005. 576 с.Лега В. Фома Аквинский. Можно ли совместить учение Церкви с философией Аристотеля? // Православие.ру. 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/94109.html (дата обращения: 26.07.2018)Кроствейт А. Социальное учение Св. Томмазо (Фомы) Аквинского // Уровень жизни населения регионов России. 2014. №3(193). С. 139-144.Морерод Ч. Некоторые аспекты современного атеизма и Фома Аквинский / / Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2010. № 32. C. 51.Никифоров А.Ю. Соотношение духовного и телесного в человеке как основание антропологии Фомы Аквинского // Вестник НГЛУ. 2013. Вып. 22. С. 224-229.Субботин Ю. В. Влияние правовых воззрений Фомы Аквинского на правовую доктрину Б. Спинозы // Ленинградский юридический журнал. Философия. 2006. № 2. C. 250.Сумма против язычников. Книга вторая. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 584 с.Федчук Д.А. Понимание науки, единого и сущего в метафизике Фомы Аквинского // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 5. С. 104–112.Beattie T. Thomas Aquinas, part 1: rediscovering a father of modernity // The Guardian. 2012. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/belief/2012/jan/30/thomas-aquinas-modernity (дата обращения: 26.07.2018)

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. Ч. I. Т. 3: Вопросы 75-119. Киев: Эльга; Ника-Центр, 2005. 576 с.
2. Лега В. Фома Аквинский. Можно ли совместить учение Церкви с философией Аристотеля? // Православие.ру. 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/94109.html (дата обращения: 26.07.2018)
3. Кроствейт А. Социальное учение Св. Томмазо (Фомы) Аквинского // Уровень жизни населения регионов России. 2014. №3(193). С. 139-144.
4. Морерод Ч. Некоторые аспекты современного атеизма и Фома Аквинский / / Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2010. № 32. C. 51.
5. Никифоров А.Ю. Соотношение духовного и телесного в человеке как основание антропологии Фомы Аквинского // Вестник НГЛУ. 2013. Вып. 22. С. 224-229.
6. Субботин Ю. В. Влияние правовых воззрений Фомы Аквинского на правовую доктрину Б. Спинозы // Ленинградский юридический журнал. Философия. 2006. № 2. C. 250.
7. Сумма против язычников. Книга вторая. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 584 с.
8. Федчук Д.А. Понимание науки, единого и сущего в метафизике Фомы Аквинского // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 5. С. 104–112.
9. Beattie T. Thomas Aquinas, part 1: rediscovering a father of modernity // The Guardian. 2012. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/belief/2012/jan/30/thomas-aquinas-modernity (дата обращения: 26.07.2018)

Фома Аквинский

Содержание

Введение......................................................................................................... 2

1. Основные положения средневековой философии.................................... 3

2. Фома Аквинский -систематизатор средневековой схоластики................. 6

3. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом....... 8

4. Специфика средневековой схоластики.................................................... 11

5. Ориентации и переориентации религиозной философии........................ 12

Заключение................................................................................................... 15

список литературы...................................................................................... 16





Введение.


Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. С последнее было преобразовано им таким образом, чтобы не вступать в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. "Как и у Августина и Боэция, Фомы высшее начало есть само бытие"[1]. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее, не исключает их, а после Аристотеля подчеркивает их небольшой корень.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, существо самостоятельное, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда возникает различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм.




1. Основные положения средневековой философии


Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV века).

Философия, которая была в этот период имела два основных источника формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Узнать стоимость работы