Виды внимания и их соотношение у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 3333 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.09.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Определение и сущность понятия «внимание»
1.2. Виды внимания детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ВНИМАНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Цель, процедуры и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Результаты диагностики свойств произвольного внимания младших школьников по четырем методикам приведены в сводной таблице 3 (см. Приложение). Результаты статистической обработки данных исследования (средние значения и стандартные отклонения по группе испытуемых) свойств произвольного внимания младших школьников по четырем методикам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты статистической обработки диагностики свойств произвольного внимания младших школьников


№ Устойчивость
(Колич. колец за минуты) Концентрация
и переключаемость Объем
(Колич. точек на карточке) Переключаемость и распределяемость 1
2
3
4
5
Колич. Ошибки 2 3
4
5
6
7 8 9 Колич. Ошибки
Хср. 38,6 35,85 34,05 32,95 31,35 99,9 2,85 2 2,7 2,5 1,3 3,4 5,1 4,2 5,4 75,5 1,25 σ (X) 4,66 3,91 3,33 2,77 2,38 10,65 1,24 0,00 0,42 0,90 0,56 0,72 0,90 0,64 1,20 16,70 1,28
Из результатов, представленных в таблицах 1 и 3, видно, что показатели всех свойств произвольного внимания в целом по группе и для каждого младшего школьника ниже средних значений и не превышает возрастные нормативы.
Рассмотрим результаты исследования подробнее. Исследование устойчивости внимания по методике 1 выявило в целом низкий уровень устойчивости внимания, вследствие чего обследованные младшие школьники не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел ни один ребенок. При этом снижение устойчивости внимания имело различный характер. У восемнадцати детей наибольшее напряжение внимания наблюдалось в начале выполнения задания, затем оно снижалось. Устойчивость внимания снижается по мере увеличения времени работы. Это говорит о быстрой истощаемости (утомляемости) учащихся, что, соответственно, сказывается и на результатах их учебной деятельности.
В то же время, у двоих младших школьников (10%), которые выполнили задание хуже всех, сосредоточение внимания наступило лишь после выполнения части задания.
Исследование степени концентрации и переключаемости внимания по методике 2 показало в целом средний уровень развития этих свойств внимания у младших школьников. Только семеро (35%) младших школьников выполнили задание до конца. Однако, каждый из детей допустил хотя бы одну ошибку. Больше всех ошибались двое младших школьников – у них по 6 ошибок, низкий уровень развития концентрации и переключаемости внимания.
Хуже всех справился с заданием ученик, который просмотрел только 92 значка и сделал 6 ошибок. Это говорит о низком уровне концентрации и переключаемости его внимания. Необходимо отметить, что невозможность сосредоточиться на задании вызывало у этого ребенка раздражение, нервничая, он делал еще больше ошибок.
Оценка объема внимания по методике 3 выявила в целом низкий и средний уровни этого свойства внимания. Все дети справились с воспроизведением на карточке двух точек, но даже с воспроизведением трех точек были проблемы: так, у троих детей три точки отмечены лишь на одной карточке. Один из детей показал неплохие результаты, но он явно пытался «угадать» результаты, не надеялся на себя.
Оценка переключаемости и распределяемости внимания по методике 4 выявила в целом пониженный уровень развития этих свойств внимания у младших школьников. Следует указать, что в данном задании выявлен наибольший разброс данных: σ (X) = 16,7 при Хср. = 75,5.
Успешно с заданием справились восемь детей. Хуже всех работал тот же ребенок, у которого выявлен низкий уровень концентрации и переключаемости внимания: он отметил 23 знака подряд, затем 7 знаков пропустил, 4 знака не заполнил и т.д., очень отвлекался. Нарушения его внимания связаны, как представляется, с двигательной расторможенностью, повышенной активной возбудимостью, тем, что это ребенок с явно выраженным гиперактивным поведением. При его гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность.
Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить детей с разным уровнем развития свойств произвольного внимания. Так, к группе школьников с достаточно высоко сформированными свойствами внимания можно отнести четырех учащихся (таблица 2). Их результаты соответствуют высокому и среднему уровням по большинству диагностируемых параметров.
Особого внимания учителей и родителей требуют восемь детей, у которых наибольшее количество показателей имеют низкие значения. Эти дети попадают в группу риска. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционные занятия, развивая свойства внимания.
Таким образом, выявлены следующие уровни развития свойств произвольного внимания у испытуемых: низок уровень устойчивости внимания; понижен уровень концентрации, переключаемости и распределяемости внимания, недостаточен объем внимания, то есть в целом произвольное внимание младших школьников развито пока недостаточно.
Для оценки уровней развития свойств непроизвольного и послепроизвольного внимания у испытуемых использовано наблюдение в условиях специально организованных ситуаций.
Сначала учащиеся получали обычные учебные задания, во время выполнения которых наблюдалась реакция младших школьников на отвлекающие внимание специально организованные ситуации: неожиданно раздающийся громкий посторонний звук, входящий в класс человек и пр. Наблюдение показало, что у всех младших школьников, кроме двоих, уровень непроизвольного внимания – высокий. У двоих младших школьников уровень непроизвольного внимания – средний; следует при этом указать на общую рассеянность этих учащихся.
Далее учащиеся получали интересное для них задание: нарисовать свои три желания. Во время выполнения этой работы также наблюдалась реакция младших школьников на отвлекающие внимание специально организованные ситуации. Наблюдение показало, что у трех младших школьников уровень послепроизвольного внимания – высокий. Эти дети продолжали увлеченно рисовать, практически не отвлекаясь. Еще у четырех младших школьников уровень послепроизвольного внимания – средний, они отвлеклись лишь в двух из четырех отвлекающих ситуаций; у остальных младших школьников выявлен низкий уровень послепроизвольного внимания (таблица 2).
Таблица 2
Результаты исследования соотношения видов внимания у младших школьников


Уровень
развития Виды внимания Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное Кол-во детей В % Кол-во детей В % Кол-во детей В % Высокий 18 90% 4 20% 2 10% Средний 2 10% 8 40% 4 20% Низкий 0 0% 8 40% 14 70%
Соотношение видов внимания у младших школьников наглядно отображено на гистограмме (рис.1).


Рис.1. Количество младших школьников (в %) с различными уровнями развития видов внимания.

Выводы. У испытуемых выявлен достаточно высокий уровень непроизвольного внимания, но в целом произвольное внимание младших школьников развито пока недостаточно. Это подтверждает мнение учителей о том, что проблемы с успеваемостью испытуемых в учебе во многом обусловлены не столько способностями школьников, сколько их вниманием при объяснениях на уроках и при выполнении заданий. Еще более низок уровень развития послепроизвольного внимания младших школьников. Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования: соотношение видов внимания зависит не только от индивидуальных, но и от возрастных особенностей младших школьников.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе достигнута цель исследования и решены поставленные задачи. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Внимание представляет собой характеристику психической деятельности, выражающуюся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Во взрослом возрасте хорошее внимание необходимо для выполнения любой профессиональной деятельности. Внимание у детей во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка, успешную учебную деятельность школьников.
Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное виды внимания. Кроме того, по характеру направленности различают внешненаправленное внимание и внутреннее внимание. По направленности на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное и моторное внимание. Первичное внимание - непроизвольное. Для родившегося ребенка главное - функционирование непроизвольного внимания. В младшем школьном возрасте происходит развитие произвольного и послепроизвольного внимания.
В исследовании свойств произвольного внимания мы применили методики «Кольца Ландольта», «Корректурная проба», «Запомни и расставь точки», «Проставь значки». Уровень развития непроизвольного и послепроизвольного внимания учащихся мы определяли с помощью метода наблюдения.
По результатам исследования мы определили, что у младших школьников высоко развито непроизвольное внимание, но произвольное развито в меньшей степени. Уровень развития послепроизвольного внимания младших школьников еще более низок. Исследование подтвердило гипотезу исследования: соотношение видов внимания зависит не только от индивидуальных, но и от возрастных особенностей младших школьников.
Проведенное исследование дает объективную оценку уровня развития свойств внимания, показывает направления развития этих свойств. Результаты исследования можно использовать в практической деятельности учителей для максимального использования потенциальных возможностей учащихся.
ЛИТЕРАТУРА


Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. – 614 с.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника. [Текст]: Учеб. пособие / Б.С. Волков - М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
Джеймс, У. Научные основы психологии [Текст] / У. Джеймс. – Минск: Харвест, 2003. – 528 с.
Добрынин, Н.Ф. Об изучении свойств внимания. [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии внимания, вып. IV. - Саратов, 1972. – С. 141-143.
Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология. [Текст] / Т. П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2000. – 608 с.
Корректурная проба (Тест Бурдона) [Текст] // Альманах психологических тестов. - М., 1995. – 400 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина - 7-е изд. - М.: Academia, 2008. – 532 с.
Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1. Общие основы психологии. – 4-е изд.– 576 с.
Общая психология: Курс лекций. [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998. - 526 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: «Питер», 2000. – 560 с.
Психология личности в трудах зарубежных психологов. [Текст] / Общая редакция А.А.Реана — СПб: Питер, 2000. – 320с.: ил.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000. - 712 с.: ил.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.








ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 3
Сводная таблица результатов диагностики свойств произвольного внимания младших школьников


№ Устойчивость
(Колич. колец за минуты) Концентрация и переключаемость Объем
(Колич. точек на карточке) Переключаемость и распределяемость 1
2
3
4
5
Колич. Ошибки 2 3
4
5
6
7 8 9 Колич. Ошибки 1 36 33 32 36 33 110 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 0 2 35 35 31 35 35 110 1 2 3 1 0 4 5 4 6 94 0 3 37 36 33 37 36 110 1 2 3 4 1 4 6 4 4 94 0 4 28 26 25 28 26 92 6 2 2 2 1 4 5 4 5 42 7 5 30 32 33 30 32 101 4 2 2 1 1 1 2 2 3 54 1 6 37 34 32 37 34 102 2 2 3 3 2 3 6 5 7 81 0 7 36 36 32 36 36 105 3 2 3 3 1 4 5 4 6 94 0 8 38 37 34 38 37 94 2 2 3 4 1 4 6 4 4 95 0 9 27 26 25 27 26 106 4 2 2 3 2 4 4 5 5 49 3 10 36 33 32 36 33 110 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 0 11 37 34 33 37 34 105 2 2 3 3 2 3 6 5 7 82 1 12 37 36 33 37 36 19 1 2 3 4 1 4 6 4 4 95 1 13 27 26 26 27 26 107 4 2 2 3 2 4 4 5 5 51 2 14 36 34 33 36 34 110 3 2 3 2 2 3 6 5 7 72 0 15 38 37 35 38 37 94 2 2 3 4 1 4 6 4 4 95 0 16 30 32 34 30 32 103 4 2 2 1 1 1 2 2 3 56 2 17 36 36 33 36 36 106 4 2 3 3 1 4 5 4 6 95 1 18 29 28 26 29 28 94 6 2 2 2 1 4 5 4 5 42 5 19 36 33 33 36 33 110 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 1 20 35 35 32 35 35 110 2 2 3 1 0 4 5 4 6 97 1
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000. С. 253.
Джеймс, У. Научные основы психологии [Текст] / У. Джеймс. – Минск: Харвест, 2003. С.38.

Психология личности в трудах зарубежных психологов. [Текст] / Общая редакция А.А.Реана — СПб: Питер, 2000. С.210.
Цит. по Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология. [Текст] / Т. П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2000. С.163.

Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1. Общие основы психологии. – 4-е изд. С.312.

Общая психология: Курс лекций. [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998. С.256.

Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. С.84.

Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. С.89.
Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. С. 69.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. [Текст] / Е.Е. Сапогова - М.: Аспект пресс, 2001. С. 321.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина - 7-е изд. - М. : Academia, 2008. С.276.

Волков, Б.С. Психология младшего школьника. [Текст]: Учеб. пособие / Б.С. Волков - М.: Академический проект, 2005. С.118.
Добрынин, Н.Ф. Об изучении свойств внимания. [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии внимания, вып. IV. - Саратов, 1972. С. 142.
Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999. С.74.













28

1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
2.Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. – 614 с.
3.Волков, Б.С. Психология младшего школьника. [Текст]: Учеб. пособие / Б.С. Волков - М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
4.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
5.Джеймс, У. Научные основы психологии [Текст] / У. Джеймс. – Минск: Харвест, 2003. – 528 с.
6.Добрынин, Н.Ф. Об изучении свойств внимания. [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии внимания, вып. IV. - Саратов, 1972. – С. 141-143.
7.Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология. [Текст] / Т. П. Зинченко – М.: МОДЭК, 2000. – 608 с.
8.Корректурная проба (Тест Бурдона) [Текст] // Альманах психологических тестов. - М., 1995. – 400 с.
9.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина - 7-е изд. - М.: Academia, 2008. – 532 с.
10.Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1. Общие основы психологии. – 4-е изд.– 576 с.
11.Общая психология: Курс лекций. [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998. - 526 с.
12.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: «Питер», 2000. – 560 с.
13.Психология личности в трудах зарубежных психологов. [Текст] / Общая редакция А.А.Реана — СПб: Питер, 2000. – 320с.: ил.
14.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000. - 712 с.: ил.
15.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды внимания существуют у младших школьников?

Существуют различные виды внимания у младших школьников, такие как произвольное внимание, пассивное внимание, рефлективное внимание и игровое внимание.

Как определить и сущность понятия внимание?

Внимание - это психологический процесс, который позволяет сосредоточиться на определенном объекте или задаче. Оно является основой для успешного выполнения различных действий и учебных задач у младших школьников.

Какие результаты были получены в исследовании видов внимания у младших школьников?

В результате исследования были обнаружены разные виды внимания у младших школьников и их соотношение друг с другом. Например, выяснилось, что произвольное внимание является наиболее развитым у детей данного возраста, в то время как игровое внимание менее активно проявляется.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?

В ходе исследования были использованы различные методы, включая диагностику свойств произвольного внимания с помощью специальных тестов и анкетирование детей. Это позволило получить более точные результаты и оценить различные аспекты внимания у младших школьников.

Какая цель была поставлена перед исследованием видов внимания у младших школьников?

Целью исследования было установить соотношение различных видов внимания у младших школьников и выявить наиболее развитые и менее развитые аспекты внимания. Это позволяет лучше понять процессы внимания у детей данного возраста и разработать методики обучения, которые помогут им развить и улучшить свои навыки внимания.

Какие виды внимания можно выделить у младших школьников?

У младших школьников можно выделить следующие виды внимания: произвольное, непроизвольное, наглядное, слуховое и зрительное.

В чем заключается сущность понятия внимание?

Внимание - это психическое состояние, которое осуществляет выборочное и устойчивое направление психической энергии на определенные объекты или явления.

Какую цель имеет исследование взаимосвязи внимания и памяти у школьников?

Целью исследования является выяснить, какие виды внимания преобладают у младших школьников и как связаны эти виды внимания с памятью.

Как проходило исследование видов внимания у младших школьников?

Исследование проводилось с помощью процедур и методов, которые позволяли определить виды внимания у школьников, например, через диагностику свойств произвольного внимания.

Какие результаты были получены в ходе исследования видов внимания у младших школьников?

В ходе исследования были получены данные о преобладании определенных видов внимания у младших школьников, а также о том, как эти виды внимания связаны с памятью.